Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основной смысл научной рациональности.
Научная рациональность определяет сетку видения и решения задач познающего субъекта (ученого). Она задает своеобразные установки, как подходить к исследованию той или иной проблемы. В этой связи научная рациональность является основополагающим фундаментом науки того или иного периода. Структура научной рациональности: 1) Фундамент: механизмы осмысления бытия, вырабатывающиеся в ходе практической деятельности и санкционированные нормами культуры и социальными институтами. 2) Способы обоснования, доказательства и объяснения полученных знаний. 3)Демонстрация в мире: описание, передача, закрепление знаний. Типология научной рациональности (по В.С. Швыреву): 1. Открытая рациональность: способность выхода за пределы фиксированной готовой системы исходных познавательных координат, за рамки жестких конструкций, ограниченных заданными исходными смыслами, абстракциями, предпосылками, концептуальными ориентирами и пр., установка на критический рефлексивный анализ исходных предпосылок концептуальных систем. 2. Закрытая рациональность: связана с движением в некоторой заданной концептуальной системе (парадигме, теории, концепции) и предполагает уточнение входящих в нее абстракций и понятий, выявление новых связей между ее элементами, выявление имеющегося в ней рационально-познавательного содержания, ассимиляцию новой эмпирической информации в рамках данной концептуальной системы, объяснение и предвидение на ее основе и пр. Эти типы рациональности характеризуют разные ступени научного поиска – открытие и обоснование (доработку, дошлифовку открытия). Объективно в реальной рационально-познавательной деятельности они тесно переплетены и органически взаимосвязаны. Типология рациональности (по В.С. Степину) Типы научной рациональности: 1. Классическая рациональность (соответствующая классической науке в двух её состояниях - додисциплинарном и дисциплинарно организованном). Классический тип научной рациональности (XVII - конец XIX века) центрирует внимание на объекте и стремится при теоретическом объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Такая элиминация рассматривается как необходимое условие получения объективно-истинного знания о мире. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы фрагментации мира, на этом этапе, как и на всех остальных, детерминированы доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Но классическая наука не осмысливает этих детерминаций. Черты классической рациональности: 1. Объективность. 2. Элиминирование всего, относящегося к субъекту, средствам и операциям его деятельности. 3. Рассмотрение целей и ценностей науки как доминирующих мировоззренческих установок и ценностных ориентаций. 4. Представление о мире какобесконечном абсолютном пространстве, имеющем три измерения и протекающем в абсолютномвремени. 5. Редукционизм - сведение всего сложного к простому и неделимому. 6. Социальная нейтральность науки. 7. Вера в авторитет разума, способного постигнуть порядок природы. 8. Фундаментализм - уверенность в том, что всякое («подлинное») знание может и должно найти со временем абсолютно твердые и неизменные основания. 9.Кумулятивность – последовательность, линейность развития с жестко однозначной детерминацией. Прошлое изначально определяет настоящее, а то, в свою очередь, — будущее. 2. Неклассическая рациональность (соответствующая неклассической науке). Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии, хотя имплицитно они определяют характер знаний (определяют, что именно и каким способом мы выделяем и осмысливаем в мире). Черты неклассической рациональности: 1. Принцип наблюдаемости: объектом науки становится само наблюдение. Субъект познания рассматривается уже в непосредственной связи со средствами познавательной деятельности и самим объектом познания. 2. Корреляция между постулатами науки и характеристиками метода, посредством которого осваивается объект. 3. Системность: новый образ объекта, рассматриваемый как сложная система. Несводимость состояний целого к сумме состояний его частей. 4. Относительность истинности теорий и картины природы. 5. Важную роль при описании динамики системы начинает играть категории случайности, возможности и действительности. 6. Объект познания понимается не как тело, а как процесс, воспроизводящий устойчивые состояния. Материя не столько инертное начало, которое можно заставить изменяться лишь извне, сколько начало активное, содержащее свою активность и закон (форму) этой активности внутри самой себя. 7. Институционализация науки. 3. Постнеклассическая рациональность. Постнеклассический тип рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем эксплицируется связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями. Черты постнеклассической рациональности: 1. Парадигма целостности, глобальный взгляд на мир. Выдвижение на первый план междисциплинарных и проблемно ориентированных форм исследовательской деятельности. 2. Сближение физического и биологического мышления. 3. Объектами современных междисциплинарных исследований все чаще становятся уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием: исторически развивающиеся и саморегулирующиеся системы, в которые в качестве особого компонента включен человек. 4. Гуманитаризация естественно-научного знания, радикальное «очеловечивание» науки. Человек входит в картину мира не просто как активный ее участник, а как системообразующий принцип. Это говорит о том, что мышление человека с его целями, ценностными ориентациями несет в себе характеристики, которые сливаются с предметным содержанием объекта. 5. В качестве парадигмальной теории постнеклассической науки выступает синергетика — теория самоорганизации, изучающая поведение открытых неравновесных систем. Новые императивы века: нелинейность, необратимость, неравновесность, хаосомность. 6.В новый, расширенный объем понятия «рациональность» включена интуиция, неопределенность, эвристика и другие, нетрадиционные для классического рационализма, прагматические характеристики, например польза, удобство, эффективность. Резюме: проблему динамики науки можно понять через смену исторических типов научной рациональности, которая происходит под влиянием глобальных научных революций. Научная рациональность - совокупность ценностей, норм и методов, используемых в научном исследовании. Именно она задает сетку видения той или иной научной проблемы. Выделяют закрытую (движение в некоторой заданной концептуальной системе) и открытую рациональность (способность выхода за пределы фиксированной готовой системы исходных познавательных координат). Существует типология В.С. Степина: классическая, неклассическая и постнеклассическая научная рациональность. Каждый из этих типов характеризуется особыми, свойственными ему основаниями науки, которые позволяют выделить в мире и исследовать соответствующие типы системных объектов (простые, сложные, саморазвивающиеся системы). При этом возникновение нового типа рациональности и нового образа науки не приводит к полному исчезновению представлений и методологических установок предшествующего этапа. Напротив, между ними существует преемственность. Так, неклассическая наука не устранила классическую рациональность, а только ограничила сферу ее действия, так как при решении ряда задач неклассические представления о мире и познании оказывались избыточными, и исследователь мог ориентироваться на традиционно классические образцы. Точно так же становление постнеклассической науки не приводит к устранению всех представлений и познавательных установок неклассического и классического исследования, они будут использоваться в некоторых познавательных ситуациях, но только утратят статус доминирующих и определяющих облик науки. |
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 461. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |