Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Общие закономерности развития науки.
Основные понятия: закономерности развития науки, традиция, новация, дифференциация науки, интеграция науки, методологический плюрализм, математизация науки, математическое моделирование, диалектизация науки, критика, догматизм. Необходимым следствием любой теории развития научного знания, в том числе концепции единства внутринаучных и социокультурных факторов, является требование формулировки общих закономерностей развития научного знания. Под закономерностями развития науки понимаются устойчивые тенденции, проступающие в ее развитии, или существенные связи, прослеживаемые между этапами, стадиями и фазами этого развития. Закономерности развития науки: 1. Преемственность в развитии научных знаний. Данная закономерность выражает неразрывность всего познания действительности как внутренне единого процесса смены идей, принципов, теорий, понятий, методов научного исследования. При этом каждая более высокая ступень в развитии науки возникает на основе предшествующей ступени с удержанием всего ценного, что было накоплено раньше на предшествующих ступенях. Предполагается, что любая теория должна переходить в предыдущую, менее общую теорию в тех условиях, в каких эта предыдущая была установлена (эту мысль подтверждает фраза Ньютона: «Я стоял на плечах гигантов»). Процесс преемственности в науке (но не только в ней) может быть выражен в терминах «традиция» (старое) и «новация» (новое). Это две противоположные диалектически связанные стороны единого процесса развития науки: новации вырастают из традиций, находятся в них в зародыше; все положительное и ценное, что было в традициях, в «снятом виде» остается в новациях. Подробнее о традициях и новациях см. Тема 5, §3. 2. Единство количественных и качественных изменений в развитии науки. Преемственность научного познания не есть однообразный, монотонный процесс, он сменяется то количественными, то качественными изменениями. Этап количественных изменений науки — это постепенное накопление новых фактов, наблюдений, экспериментальных данных в рамках существующих научных концепций. Этап качественных изменений науки - скачок, коренная ломка фундаментальных законов и принципов вследствие того, что они не объясняют новых фактов и новых открытий. Эти две стороны науки тесно связаны и в ходе ее развития сменяют друг друга как своеобразные этапы данного процесса. 3. Дифференциация и интеграция наук. Развитие науки характеризуется диалектическим взаимодействием двух противоположных процессов — дифференциацией (выделением новых научных дисциплин) и интеграцией (синтезом знания, объединением ряда наук — чаще всего в дисциплины, находящиеся на их «стыке»). Дифференциация науки – процесс, связанный с возрастанием числа специальных наук, становлением новых научных дисциплин, формированием новых научных направлений, подходов, концепций, теорий. Дифференциация наук является закономерным следствием быстрого увеличения и усложнения знаний. Интеграция науки – процесс, связанный с объединением наук на основе единства различных уровней и фрагментов универсума. Интеграция проявляется как: · Организация исследований «на стыке» смежных научных дисциплин. · Разработка «трансдисциплинарных» научных методов, имеющих значение для многих наук (спектральный анализ, компьютерный эксперимент). · Поиск «объединительных» теорий и принципов (например, теория эволюции). · Разработка теорий, выполняющих общеметодологические функции в естествознании (кибернетика, синергетика). · Комплексный характер решения проблем. Дифференциация и интеграция – две взаимодополняющие тенденции в науке. 4. Взаимодействие наук и их методов. Один из важных путей взаимодействия наук — это взаимообмен методами и приемами исследования, т. е. применение методов одних наук в других. Например: применение методов физики и химии к изучению в биологии живого вещества, сущность и специфика которого одними только этими методами, однако, не была «уловлена». Методологический плюрализм — характерная особенность современной науки, благодаря которой создаются необходимые условия для более полного и глубокого раскрытия сущности, законов качественно различных явлений реальной действительности. 5. Углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации. Развитию знания способствует углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации науки как базы новых информационных технологий, обеспечивающих совершенствование форм взаимодействия в научном сообществе. Сущность процессаматематизациизаключается в применении количественных понятий и формальных методов математики к качественно разнообразному содержанию частных наук. Одним из основных инструментов математизации научно-технического прогресса становится математическое моделирование - замена исходного объекта соответствующей математической моделью и в дальнейшем - ее изучение (экспериментирование с нею) на ЭВМ с помощью вычислительно-логических алгоритмов. Например: создание новых "математизированных" разделов теоретической физики, создание специализированного математического аппарата для описания психических явлений и связанного с ними поведения человека (в психологии), создание клиометрии (буквально - измерение истории) – науки, в которой математические методы выступают главным средством изучения истории. 6. Теоретизация и диалектизация науки. Наука (особенно современная) развивается по пути синтеза абстрактно-формальной (математизация и компьютеризация) и конкретно-содержательной сторон познания. Вторая из названных сторон выражается, в частности, терминами "теоретизация" и "диалектизация". По мере развития науки роль ее теоретической компоненты возрастает, что не дает основания для умаления роли эмпирии, опыта. Процесс углубления теоретизации "выглядит" всегда специфически на каждом качественно-своеобразном этапе развития науки. Кроме того, этот процесс определяется предметом данной науки и особенно сильно выражен в математике, физике, химии и других естественных науках и дисциплинах, хотя все более характерным становится в социально-гуманитарном познании. Диалектизация науки как ее важнейшая закономерность означает все более широкое внедрение во все сферы научного познания идеи развития (а значит, и времени). Причем именно во все науки, а не только в так называемые "исторические науки" - в геологию, биологию, астрофизику, историю и т.п. 7. Ускоренное развитие науки. Данная закономерность проявляется в увеличении общего числа научных работников, научных учреждений и организаций, публикаций, выполняемых научных работ и решаемых проблем, материальных затрат на науки или (и) доходов от нее и т. п. Причина ускорения развития науки: Ø ускорение развития производительных сил общества; Ø сокращение сроков перехода от одной ступени научного познания к другой, от научного открытия к его практическому применению; Ø развитие средств сообщения, облегчившее обмен идеями. 8. Свобода критики, недопустимость монополизма и догматизма. Закономерностью развития науки является и возрастание критичности в научной среде, открытость, антидогматический характер проведения научных исследований. Критика- способ духовной деятельности, основная задача которого — целостная оценка явления с выявлением его противоречий, сильных и слабых сторон и т. д. Формы критики: а) негативная, разрушительная — беспощадное и полное («голое») отрицание всего и вся; б) конструктивная, созидательная, предлагающая конкретные пути решения проблем, реальные методы разрешения противоречий, эффективные способы преодоления заблуждений. Это важнейшее условие для реализации принципа объективности научного познания. Для науки должен быть характерен конструктивно-критический подход, который исходит не из той реальности, которую желательно видеть, а из той, которая есть со всеми ее плюсами и минусами, достоинствами и недостатками. Наука должна избегать догматизма, закрытости от критики. Догматизм— форма метафизического мышления, характеризующаяся застылостью, косностью, окостенелостью, «мертвостью» и неподвижностью, стремлением к авторитарности. Догматизм представляет собой специфическое отношение субъекта к некоторому содержанию познания, в котором данное содержание конституируется в качестве абсолютно абсолютного. Фактическое "замещение" действительности абсолютным конструктом неизбежно приводит к заблуждениям в познании. Резюме: наука – это живая, открытая изменениям система знаний, которая постоянно подвергается достройке, перестройке, она постоянно усложняется, становится более теоретичной, математизируется, но в то же время она стремится видеть мир целостно, диалектично. Она дорожит накопленным багажом знаний, но в то же время она не боится к качественным изменениям, прыжкам в новое видение мира и миров (к новым онтологиям). Все это позволяет ей активно развиваться, преодолевать проблемы, с которыми сталкивается человечество (природные и рукотворные, техногенные катастрофы). Закономерностями ее развития являются дифференциация и интеграция, математизация, диалектизация, стремление к междисциплинарности методов, свободе критике и недопустимости догматизма. Вопросы для самопроверки и обсуждения. 1. Какое место занимает проблема роста научного знания в философии науки? 2. Какие существуют позиции в отношении вопроса о динамике научного знания? 3. Что общего у эволюционной эпистемологии и постпозитивизма в вопросе о росте научного знания? 4. В чем сильные и слабые стороны модели роста научного знания экстерналистов? 5. В чем сильные и слабые стороны модели роста научного знания интерналистов? 6. В чем сильные и слабые стороны модели роста научного знания К. Поппера? 7. Приведите пример из истории науки, который свидетельствует об антикумулитявистской направленности науки. 8. Какую роль играют проблемы и проблемные ситуации в развитии науки? 9. Почему постановка проблемы в диссертационном исследовании является обязательным условием? 10. Существует ли противоречие между такими процессами развития науки, как дифференциация и интеграция? 11. Почему современная наука должна непременно стремиться к антидогматизму и свободе критики? 12. Почему современная наука стремится к своей максимальной математизации? С чем это связано? 13.Почему постнеклассическая наука стремится к своей междисциплинарности и использует междисциплинарные методы познания? |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 661. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |