Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глобальные революции и смена исторических типов научной рациональности.
Основные понятия:глобальные научные революции, научная рациональность, научная дисциплина.
Как мы выяснили выше, исторические типы научной рациональности на каждом этапе развития науки задают свою особенную «сетку видения» и решения научных задач. Формирование новой сетки происходит под влиянием глобальных научных революций. Глобальная научная революция - революция, которая захватывает всю науку в целом и приводит к возникновению нового видения мира. В.С. Степин выделяет четыре глобальных научных революции: 1) Первая глобальная научная революция связана с переходом от средневековых представлений о Космосе к механистической картине мира в XVII–XVIII веках, со становлением классического естествознания. Его возникновение было неразрывно связано с формированием особой системы идеалов и норм исследования, в которых, с одной стороны, выражались установки классической науки, а с другой - осуществлялась их конкретизация с учетом доминанты механики в системе научного знания данной эпохи. Первая глобальная научная революция связана с именами Н. Коперника, Галилея, И. Ньютона. Заслуга Коперника заключается, во-первых, в создании новой гелиоцентрической системы мира, которая не сводится только к перестановке центра Вселенной, но обосновывает движение как естественное свойство земных и небесных объектов; во-вторых, в том, что он одним из первых показал ограниченность чувственного познания, доказал необходимость критичности научного разума. Новаторство Галилея – в открытии нового метода научного исследования (теоретического, мысленного эксперимента). Истинное знание, по его мнению, достижимо только при помощи эксперимента и вооруженного математикой разума. Соединение математических методов с опытным исследованием привело к появлению экспериментально-теоретического естествознания. Заслуга Ньютона заключается в создании классической механики, которая противостояла аристотелевской картине мира. Представление о сферах, управляемых перводвигателем или ангелами по приказу бога, Ньютон успешно заменил представлениями о механизме, действующим на основе простого естественного закона. Особенности первой глобальной научной революции: 1. Отказ от метафизического мышления («Физика, бойся метафизики!» Ньютон). 2. Господство лапласовского детерминизма, в основании которого лежит очень жесткое, исключающее случайность понимание причинных связей. 3. Объективность и предметность научного знания достигается только тогда, когда из описания и объяснения исключается все, что относится к субъекту и процедурам его познавательной деятельности. 4. Опора на механистическую картину мира. 2) Вторая научная революция связана со становлением дисциплинарно-организованной науки (XVIII-XIX вв.). Научная дисциплина -определенная форма систематизации научного знания, связанная с его институализацией, с осознанием общих норм и идеалов научного исследования, с формированием научного сообщества, специфического типа научной литературы (обзоров и учебников), с определенными формами коммуникации между учеными, с созданием функционально автономных организаций, ответственных за образование и подготовку кадров. Дисциплинарная организация науки - канал, который обеспечивает социализацию достигнутых результатов, превращая их в научные и культурные образцы, в соответствии с которыми строятся учебники, излагается и передается знание в системе образования. Особенности второй глобальной научной революции: 1. Механическая картина мира перестает быть общенаучной. В биологии, химии и других областях знания формируются специфические опытные и описательные картины реальности, нередуцируемые к механической. 2. С развитием науки отношение человека к природе превращается из созерцательного в практическое, естествознание превращается в технику, что способствует индустриальному развитию, но в то же время отчуждает человека от природы. 3. Появление новых идеалов и норм исследования, например, в биологии – идеалы эволюционного объяснения. 4.Сохранение общих познавательных установок – нацеленность на объективное истинное знание. Кроме того, с введением новых предметов науки механистический стиль мышления оставался еще очень влиятельным, и у него было немало убежденных проповедников. Научные открытия. Представления об эволюции природы проникли в геологию и биологию (учения Ж. Ламарка, Ж. Кювье, Ч. Лайеля и др.). Наконец, с открытием единства клеточного строения живого вещества (Т. Шванн в 1839 г. и др.) и появлением теории естественного отбора (40–60-е годы – Ч. Дарвин и др.) биология уже полностью созрела как наука, причем именно на почве теории эволюции. Благодаря возникновению органического синтеза (вторая половина 20-х годов XIX в. – Ю. Либих, Й. Берцелиус), созданию теории химического строения А.М. Бутлеровым (1861 г.) и открытию Д.И. Менделеевым периодического закона химических элементов (1869 г.) научной зрелости достигает химия. Первая и вторая глобальные научные революции в естествознании протекали как формирование и развитие классической науки и ее стиля мышления. В.С. Степин объединяет их по типу «общих познавательных установок» и включает в единое понятие классической науки. Специфику этих познавательных установок он видит в их одностороннем объективизме. Вместе с тем, он отмечает, что ориентация на объективную истину свойственна науке как таковой и неотделима от ее сущности. 3) Третья научная революция (рубеж XIX-XX вв.) связана с преобразованием стиля мышления, сформированного классической наукой и становлением нового, неклассического естествознания и неклассической научной рациональности. Особенности третей глобальной научной революции: 1. Отход от классического «объективизма», что объясняется изменением основного предмета исследования (открытие микромира – атомов, молекул). 2.Обращение эмпирической науки к проблеме становления (квантовая механика, физика микромира и релятивистская космология, генетика, микробиология). Научные открытия. В эту эпоху происходит своеобразная цепная реакция революционных перемен в различных областях знания: в физике (открытие делимости атома, становление релятивистской и квантовой теории), в космологии (концепция нестационарной Вселенной), в химии (квантовая химия), в биологии (становление генетики). Наряду с ними возникает кибернетика и теория систем, сыгравшие наиболее важную роль в развитии современной научной картины мира. Появление идеи эволюции, развития, неопределенности. Ученые, внесшие большой вклад в осуществление третьей научной революции:М. Планк, Д. Томсон, Рентген, Резерфорд, Н. Бор, Гейзенберг, Луи де Бройль, А. Эйнштейн и др. 4) Четвертая глобальная научная революция связана со становлением постнеклассической рациональности (с 70-х г. XX в.) и интенсивным применением научных знаний практически во всех сферах социальной жизни, изменение самого характера научной деятельности, связанное с революцией в средствах хранения и получения знаний (компьютеризация науки, появление сложных и дорогостоящих приборных комплексов, которые обслуживают исследовательские коллективы и функционируют аналогично средствам промышленного производства). Особенности четвертой глобальной научной революции: 1. Революции в средствах хранения и получения знаний (компьютеризация науки). 2. Трансформация идеала ценностно нейтрального исследования. Объективно истинное объяснение и описание "человекоразмерных" объектов предполагает включение аксиологических (гуманистических) факторов в состав объясняющих положений. 3. Научное познание начинает рассматриваться в контексте социальных условий его бытия и его социальных последствий (гуманизация науки). 4. Новое понимание категорий пространства и времени (учет исторического времени системы, иерархии пространственно-временных форм), категорий возможности и действительности (идея множества потенциально возможных линий развития в точках бифуркации), категории детерминации (предшествующая история определяет избирательное реагирование системы на внешние воздействия) и др. 5. Появление новых объектов в науке: изучение развивающихся «человекоразмерных систем» (ИИ, объекты глобальной экологии, генной инженерии). 6.Реализация комплексных междисциплинарных программ, сращивание в единой системе деятельности теоретических и экспериментальных исследований, прикладных и фундаментальных знаний. Научные открытия: 1) Космология: концепции «Большого взрыва» и «раздувающейся Вселенной». 2) Генетика: расшифровка генома человека, открытия в области генной инженерии, клонирование тканей и органов. 3) Синергетика: открытие феномена самоорганизации открытых неравновесных систем. Резюме:три крупных стадии исторического развития науки, каждую из которых открывает глобальная научная революция (в случае классической науке – две глобальные научные революции), можно характеризовать как три исторических типа научной рациональности, сменявшие друг друга в истории техногенной цивилизации. Глобальные научные революции привели к изменению всех оснований науки, однако сохранив своеобразные “перекрытия”: появление каждого нового типа рациональности не отбрасывало предшествующего, а только ограничивало сферу его действия, определяя его применимость лишь к определенным типам проблем и задач. Вопросы для самопроверки и обсуждения. 1. Каковы основные функции научной традиции? 2. Каким образом передаются научные традиции в среде ученых? 3. Какие существуют способы рождения новаций в науке? 4. Какова диалектика научных традиций и научных революций? 5. Каковы функции научной парадигмы в научных исследованиях, согласно, Куну? 6. Каким образом научное сообщество осуществляет переход к новой научной парадигме? 7. Тождественно ли понятие рациональности понятию научной рациональности? 8. Какой смысл несет в себе понятие научной рациональности? 9. Какие существуют типологии научной рациональности? 10. В чем принципиальное различие классической, неклассической и постнеклассической рациональности? 11. Почему существует три типа научной рациональности, но четыре глобальных научных революций? 12. Можно ли утверждать, что каждый новый тип рациональности полностью вытесняет предшествующий тип? |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 470. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |