Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные положения учебно-методического комплекса




РЕАЛИЗАЦИЯ СРЕДСТВАМИ

УМК «ШКОЛА РОССИИ»

(Пособие для учителя)

 

 

Введение.

Важность и актуальность проблемы методического обеспечения образовательного процесса в начальной школе в связи с переходом на ФГОС.

Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал  предметных  дисциплин,  но  и  научиться  учиться  –  стать

«профессиональным учеником».

Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ответственность существенно возрастает. В этой связи чрезвычайно важным и актуальным является качественное методическое сопровождение образовательного процесса в начальной школе, обеспечивающее «ведение постоянной методической поддержки педагога, получение оперативных консультаций по вопросам реализации основной образовательной программы начального общего образования, использование инновационного опыта других образовательных учреждений1…».

В этой связи издательство «Просвещение» выпускает уникальную книжную серию «Стандарты второго поколения», отражающую основное содержание Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, являющегося инструментом реализации государственной политики в области образования. Выпуск изданий осуществляется в рамках проекта «Разработка общей методологии, принципов, концептуальных основ, функций, структуры государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства

 

 

1 Из  требований ФГОС начального общего образования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (Раздел IV п. 23).


 

 

образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию. Руководители проекта: президент РАО Н.Д. Никандров, академик РАО А.Г. Асмолов, член президиума РАО А.М. Кондаков.

Раскрывая содержание учебно‐методического комплекса «Школа России» как средства реализации ФГОС, мы неоднократно будем обращаться к тем или иным пособиям серии «Стандарты второго поколения», содержащим методические рекомендации по различным аспектам педагогической деятельности педагога в условиях введения нового стандарта.

 

Глава 1.


Основные положения учебно-методического комплекса

«Школа России» в свете требований ФГОС.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) предъявляет новые требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Достижение новых результатов образования в значительной степени достигаются благодаря эффективному УМК. Таким учебно‐ методическим комплексом издательства «Просвещение» является «Школа России».

Информационно‐образовательная среда УМК «Школа России»

представлена не только учебниками, рабочими и творческими тетрадями, словарями, дидактическими материалами, книгами для чтения, методи‐ ческими и другими пособиями по всем предметным областям учебного плана ФГОС(см. ФГОС раздел III, п.19.3.), но и современными электронными пособиями к предметным линиям УМК, интернет поддержкой. В связи с этим в УМК «Школа России» разработана специальная система навигации, позволяющая ученику ориентироваться как внутри УМК, так и выходить за рамки комплекса в поисках других источников информации. Все компоненты комплекса интегрированы в единую методическую систему, помогающую учителю решать задачи современного образования.

Для авторского коллектива УМК «Школа России», в составе ученых, чьи имена известны всем, кто работает в системе начального образования: В.Г. Горецкого, М.И. Моро, А.А. Плешакова, Л.Ф. Климановой, В.П. Канакиной, Л.М.Зелениной, Л.А. Виноградской и др. всегда было и есть приоритетным вектором развития УМК – его соответствие запросам текущего  времени  в  сочетании  с  сохранением  лучших  традиций


 

 

российского образования, что соответствует важнейшей идеологической составляющей ФГОС.

Существенной особенностью всего УМК «Школа России» является направленность на овладение младшими школьниками приёмов сравнения, анализа, классификации, обобщения и т.д., т.е. на формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД)2, как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении всех школьных предметов.А это принципиально важные аспекты образования в начальной школе, зафиксированные в ФГОС начального общего образования.

Системное, многолетнее отслеживание результатов обучения младших школьников по УМК «Школа России»подтверждает его высокую эффективность. Так, например, данные независимых международных исследований PIRLS, направленные на изучение читательской компетенции выпускников начальной школы показали, что УМК «Школа России» обеспечивает лучшие в России результаты, отражающие:

· приоритет понимания над воспроизведением текста,

· причинно‐следственный, аналитический подход в работе с текстом;

· акцент на собственном аргументированном суждении;

· неформальный, занимательный характер вопросов;

· полноту средств, формирующих сложные умения;

· практическое совпадение авторских акцентов с  проверяемыми

PIRLS умениями.

Таким образом, УМК «Школа России» успешно решает актуальные задачи предметной области филология, обозначенные в новом стандарте: достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов; общее речевое развитие; умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач и пр.

Данные независимых экспертов российской академии образования

(РАО) по результатам выполнения итоговой комплексной работы в рамках экспериментальной апробации ФГОС, проведенной в 14 регионах России в 2009  г.  показали,  что  самую  высокую  подготовку  по  предметам

«Математика» и «Окружающий мир» продемонстрировали первоклассники,

 

 

2 Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Пособие для учителя — М.: Просвещение, 2010.


 

 

обучавшиеся по УМК «Школа России» (в сравнении со средними показателями результатов выполнения итоговых работ участниками экспериментальной апробации ФГОС) .

Высокие результаты обучения получены потому, что авторы курса математики (М.И. Моро и др.) особое внимание уделяют такой подаче учебного материала, которая создаёт условия для формирования у учащихся универсальных учебных действий (УУД).Это действия, направленные на сравнение математических объектов, проведение их классификации, анализ предложенной ситуации и полученных выводов, выявление разных функций одного и того же математического объекта и установление его связей с другими объектами, выделение существенных и отсеивание несущественных признаков, перенос освоенных способов действий и полученных знаний в новые учебные ситуации. Важное место в УМК уделяется текстовым задачам, их структуре, этапам решения: анализу задачи, поиску способов и составлению плана решения, проверке решения, составлению и решению задач, обратных заданной, в том числе и формированию умений записать текстовую задачу сначала с помощью схем, схематических чертежей, таблиц и других моделей.

Одним из ведущих положений ФГОС является ориентация содержания образования на формирование национальных базовых ценностей как составляющей культурного, духовного и нравственного богатства российского народа. Эта задача решается средствами всех учебных предметов УМК «Школа России», среди которых особое место занимает курс

«Окружающий мир» А. А. Плешакова. Цель курса ‐ воспитание гуманного, творческого, социально активного человека – гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию своей многонациональной страны и всего   человечества. Эта цель абсолютно созвучна современному национальному воспитательному идеалу, зафиксированному в Концепции духовно‐нравственного развития и воспитания гражданина России, являющейся методологической основой ФГОС.3 Приоритетными задачами курса является формирование гражданской и этнической идентичности младшего школьника, культурных и семейных ценностей. Особенность курса состоит в том, что познание окружающего мира предлагается как некий проект, который реализуется через совместную деятельность взрослого и ребёнка  в  семье.  В  поддержку  этой  деятельности  в  УМК  включены

 

3 Концепция  духовно-нравственного  развития  и  воспитание  личности  гражданина России.— М.: Просвещение, 2009.


 

 

следующие книги: «Зелёные страницы», атлас‐определитель «От земли до неба», «Великан на поляне, или первые уроки экологической этики».

УМК «Школа России» отличается значительным воспитательным потенциалом,  а  потому  эффективно  реализует  подходы,  заложенные  в

«Концепции  духовно‐нравственного  развития  и  воспитания  личности

гражданина России». Подтверждением этому служат целевые установки, заложенные в самой концепции УМК и программах по учебным предметам для начальной школы.

Несомненно, ценность УМК «Школа России» состоит и в том, что ему присущи такие характеристики, которые очень значимы для учителя не только сегодня, но и всегда, а именно: фундаментальность, надежность, открытость новому. Не случайно УМК «Школа России» получил самое широкое признание в школах Российской Федерациии как показывает практика, более половины учеников начальных классов России обучаются по данному учебно‐методическому комплексу.

 

 

1.1. Психолого-педагогические основы учебно-методичес- кого комплекса «Школа России» и ФГОС.

Психолого‐педагогические исследования показывают, что форми‐

рование личности, ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на "открытие" им нового знания.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы, умение выстраивать эффективные отношения с другими людьми, работать в группе и коллективе, быть гражданином и патриотом своей Родины. В этой связи  ФГОС определяет личностные, метапредметные и предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Новые цели требуют новых подходов их реализации.

Достижение указанных в стандарте результатов образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД)4, которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса дают возможность ученику самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться.

 

4 Теоретические и методические материалы, ориентированные на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД), являющиеся системообразующими компонентами ФГОС, разработаны под руководством заведующего кафедрой психологии личности МГУ академика А.Г. Асмолова.


 

 

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функциями универсальных учебных действий являются:

‐ обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

‐ создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности в поликультурном обществе, высокой  социальной и профессиональной мобильности;

‐ обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Универсальный характер УУД проявляется том, что они:

· носят надпредметный, метапредметный характер;

· обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

· обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;

· лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально‐предметного содержания;

· обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Психолого‐педагогическим и теоретико‐методологическим обоснова‐ нием формирования универсальных учебных действий может служить системно‐деятельностный подход, базирующийся на положениях научных школ Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др.

В данном подходе наиболее полно на сегодняшний день раскрыты основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний,


 

 

формирования картины мира, а также общая структура учебной деятельности учащихся5.

Качество усвоения знания определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Именно поэтому планируемые результаты ФГОС определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты. В этой связи все программы комплекта «Школа России» ориентированы на планируемые результаты начального общего образова‐ ния6 и являются инструментом для их достижения. В последующих главах на конкретных примерах будут проиллюстрированы возможности УМК «Школа России» в контексте формирования УУД.

Исходя из выше изложенного, принципиально важно рассмотреть ведущие целевые установки УМК «Школа России» и соотнести их с основными положениями ФГОС.

 

 

1.2. Цель и задачи обучения по учебно-методическому комплексу «Школа России» в соответствии с целями и задачами ФГОС.

Разработчики УМК «Школа России» видят свою цель в том, чтобы средствами учебно‐методического комплекса обеспечить современное образование младшего школьника в соответствии с положениями ФГОС, новейшими достижениями педагогической науки и лучшими традициями отечественной школы. «Говоря о современном образовании, современной школе, мы хотим поставить ударение именно на этом слове, имея в виду не простое обозначение их временной принадлежности, а качественную характеристику, отвечающей реалиям, потребностям и надеждам сего‐ дняшнего дня, вызовам современного мира и имеющей надежный потенциал для дня завтрашнего, во всяком случае, для прогнозируемого будущего.

При этом мы имеем в виду не только время, но и место действия. УМК

«Школа России» создается в России и для России. И это также не простая

констатация «пространственной» принадлежности учебно‐методического комплекса, а его качественная характеристика, отражающая существенные

 

 

5 Для рассмотрения каждой из вышеперечисленных теорий в контексте изучения психолого-педагогических и методологических основ формирования УДД рекомендуем пособие для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе»— М.: Просвещение, 2008.

 

6 Планируемые результаты начального общего образования. Под редакцией С.Г. Ковалевой, О.Б. Логиновой — М.: Просвещение. — 2009.


 

 

черты образовательной системы, на построение которой направлены усилия авторского коллектива.

Ведущей целевой установкой УМК «Школа России» на протяжении всех лет было и является: «Воспитание гуманного, творческого, социально активного человека – гражданина и патриота России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к своей семье, к природному и культурному достоянию своей малой Родины, своей многонациональной страны и всего человечества»7.

Сравним представленную выше целевую установку УМК «Школа России» с современным национальным воспитательным идеалом, сформулированным в Концепции духовно‐нравственного развития и воспитания личности гражданина России: «Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

Очевидно, что целевая установка УМК «Школа России», «работающая»

на каждом уроке в школах России на протяжении ряда лет абсолютно созвучна с ведущей целевой установкой ФГОС ‐ национальным воспитательным идеалом современной России.

Ведущие задачи, способствующие реализации целевой установки УМК

«Школа России»:

· Создание условий для организации учебной деятельности, развития познавательных процессов, творческих способностей, эмоциональной сферы младшего школьника.

· Развитие и укрепление интереса к познанию самого себя и окружающего мира.

· Воспитание любви к своему городу (селу), к своей семье, к своей Родине, к ее природе, истории, культуре.

· Формирование опыта этически и экологически обоснованного поведения в природной и социальной среде.

· Формирование ценностного отношения к человеку, к природе, к миру, к знаниям.

Целевая установка УМК «Школа России» и его ведущие задачи также соотносятся с личностными характеристиками выпускника («портрет выпускника начальной школы»), сформулированными в ФГОС:

 

7 УМК «Школа России» концепция и программы для начальной школы. Концептуальные основы УМК

«Школа  России» А.А. Плешаков  — М.: Просвещение.— 2009.


 

 

· любящий свой народ, свой край и свою Родину;

· уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

· любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

· владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

· готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

· доброжелательный,  умеющий  слушать и  слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

· выполняющий  правила  здорового  и  безопасного  для  себя  и окружающих образа жизни.

 

Для реализации вышеизложенных целей и задач в образовательном процессе педагогу чрезвычайно важно знать дидактические принципы, заложенные в УМК «Школа России» и механизм их реализации в практической деятельности.

 

 

1.3. Деятельностная парадигма образования как важнейшее условие реализации ФГОС (дидактические принципы и методические подходы в работе с учебно-методическим комплексом «Школа России»).

Основополагающими принципами комплекса «Школа России» являются:

1. Принцип деятельности.

Основным механизмом реализации целей и задач современного

образования является включение ребенка в учебно‐познавательную деятельность. В этом и заключается принцип деятельности. Обучение, реализующее принцип деятельности, называют деятельностным подходом.

2. Принцип целостного представления о мире.

Принцип единой картины мира в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности в традиционной системе, но здесь речь идет не только о формировании научной картины мира, но и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям, а также об умении применять их в своей практической деятельности.

3. Принцип преемственности.

Этот принцип означает преемственность между всеми, ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.

4. Принцип дифференциации и индивидуализации обучения.


 

 

Реализация указанного принципа поможет педагогу выстраивать выверенные траектории личностного развития ребенка в соответствии с его способностями и возможностями.

5. Принцип творчества.

Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на

творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Речь здесь идет не о простом "придумывании" заданий по аналогии, хотя и такие задания следует всячески приветствовать. Здесь, прежде всего, имеется в виду формирование, у учащихся способности самостоятельно находить решение не встречавшихся раньше задач, самостоятельное "открытие" ими новых способов действия.

Умение создавать новое, находить нестандартное решение жизненных проблем стало сегодня неотъемлемой составной частью реального жизненного успеха любого человека. Поэтому развитие творческих способностей, исследовательского поведения приобретает а наши дни общеобразовательное значение.

6. Принцип психологической комфортности.

Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая способствует сохранению и укреплению здоровья детей.

7. Принцип вариативности.

Этот принцип обеспечивает право учителя на самостоятельность в выборе учебной литературы, форм и методов работы, степень их адаптации в учебном процессе. Однако это право рождает и большую ответственность учителя за конечный результат своей деятельности ‐ качество обучения.

Изложенные выше принципы обучения не отвергают, а продолжают и развивают традиционную дидактику в направлении решения современных образовательных задач.

Перечисленные дидактические принципы в определенной мере

необходимы и достаточны для реализации современных целей образования по УМК «Школа России».

Такой принципиальный подход позволяет организовать процесс обучения с одной стороны под цель, направленную на получение знаний в соответствии с требованиями ФГОС, с другой стороны как средство формирования универсальных учебных действий и личностных качеств. Этому способствуют те методические подходы, включая образовательные технологии, методы и формы работы, которые заложены в само содержание,


 

 

методическое сопровождение и дидактическое обеспечение УМК «Школа России»:

· большой воспитательный потенциал;

· системно выстроенный потенциал для включения младших школьников в учебную деятельность;

· возможности  для  дифференцированного  и  личностно‐ ориентированного образования школьников;

· преобладание проблемно‐поискового методов обучения;

· практическая  направленность  содержания материала  с  опорой на социальный опыт учащихся;

· творческие, проектные задания;

· возможности для моделирования изучаемых объектов и явлений окружающего мира;

· учебные диалоги;

· возможности для разнообразия организационных форм обучения, в том числе с использованием информационных образовательных ресурсов.

Все вышеуказанные принципы и методические подходы в работе с УМК

«Школа России» помогают педагогу в системе организовывать на уроках деятельность младших школьников, а, следовательно, реализовывать системно‐деятельностный подход,являющийся методологической основой ФГОС и концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

Системно‐деятельностный подход предполагает:8

«‐ воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

‐ переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

‐  ориентацию  на  результаты  образования  как  системообразующий

компонент  Стандарта,  где  развитие  личности  обучающегося  на  основе

 

8 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Раздел I, п. 7.


 

 

усвоения  универсальных  учебных  действий, познания  и  освоения  мира составляет цель и основной результат образования;

‐ признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

‐ учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

‐ обеспечение преемственности дошкольного, начального общего,

основного и среднего (полного) общего образования;

‐ разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

‐ гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности».

Рассмотрим ниже на конкретных примерах те практические

возможности для реализации системно‐деятельностный подхода, которые предоставляет педагогу УМК «Школа России».

 

Глава 2. Возможности учебно-методического комплекса

«Школа России» для реализации требований ФГОС.

 

2.1. Фундаментальное ядро ФГОС, отбор и структурирование содержания образования в учебно-методическом комплексе «Школа России».

«Фундаментальное ядро содержания общего образования – базовый документ, необходимый для создания учебных планов, программ, учебно‐ методических пособий. Его основное назначение в системе нормативного сопровождения ФГОС – определить:

1 – систему ведущих идей, теорий, основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в средней школе;

2 – состав ключевых задач, обеспечивающих формирование универ‐ сальных видов действий, адекватных требованиям стандарта к результатам образования.  …Методологическая  основа  Фундаментального  ядра


 

 

содержания общего образования ‐ принципы фундаментальности и системности, традиционные для отечественной школы.»9 В этой связи,  УМК

«Школа России» очень надежен в контексте:

‐ реализации принципов фундаментальности и системности изложения предметного содержания на основе лучших традиций отечественной школы, осознавая их исключительную ценность и значимость;

‐ новых достижений науки, педагогической теории и практики, концепций, идей как общепедагогического, так и конкретно‐методического характера, что обеспечивает новое видение УМК в целом и каждой линии учебного предмета в отдельности.

2.2. Потенциал учебно-методического комплекса «Школа

России» для формирования универсальных учебных действий:

Раскрывая основные положения учебно‐методического комплекса

«Школа России» в свете требований ФГОС, мы в общих чертах характеризовали возможности, заложенные в УМК и результаты независимых исследований, иллюстрирующие его эффективность. Прежде чем более подробно характеризовать потенциал учебно‐методического комплекса для формирования универсальных учебных действий (УУД), заметим, что не только содержание учебных предметов, отраженных в учебниках, а также методы и формы, используемые учителем на уроке, существенным образом влияют на формирование УУД, которые закладываются в основу всей учебно‐воспитательной системы образования школы.

Овладение универсальными учебными действиями, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умения учиться.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

2) Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

 

9 Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под редакцией В.В. Козлова А.М. Кондакова — М.: Просвещение.— 2009.


 

 

3) Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

С этой целью в учебниках предлагаются  специальные  разделы: Природа России, Страницы истории Отечества, Родной край – часть большой страны, Современная Россия, Жизнь города и села и др. (курс Окружающий мир); Устное народное творчество, Люблю природу русскую, Поэтическая тетрадь, Природа и мы, Из русской классической литературы, Литература зарубежных стран и др. (курс Литературное чтение), а также тексты и задания о нашей многонациональной стране, о традициях и обычаях ее народов и народов мира, о многообразии природы и необходимости бережного к ней отношения. Система таких заданий позволяет учащимся осознавать себя гражданами страны, мира.

В.Г. Горецкий и др. Курс Обучение грамоте. 1 кл.

 

 

Плешаков А.А. «Окружающий мир». 2 класс.


 

4) Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Реализации указанного результата способствуют задания, тексты, проекты,                   практические работы, направленные на осмысление норм и правил поведения в жизни (на это работает, практически, весь курс предмета Окружающий мир), норм и правил русского языка, правильного произношения, использования слов в речи и т.п. ‐ курс Литературного чтения, а также курсы ИЗО, Музыки, которые знакомят ребенка с миром литературы, искусства, музыки, с миром прекрасного. Знакомство с произведениями, обычаями, традициями, праздниками народов России и мира способствую формированию толерантности юных граждан нашей страны и мира.

Учебники математики дают ребенку первые пространственные и временные ориентиры, знакомят с миром величин, скоростей, с разными способами отображения и чтения информации и пр. И, опять же, именно организация деятельности, в том числе проектной, на уроках и во внеурочной работе необходима в достижении указанного результата.

5) Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6) Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности.

Учитывая психологические и возрастные особенности младших

школьников, в учебниках представлены разнообразные по форме и содержанию упражнения, задачи и задания, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, играми, задачами на смекалку, ребусами, загадками, способствующими повышению мотивации обучающихся.


 

 

Обращаем внимание на тематику разделов курса Литературное чтение в 1 классе: Жили‐были буквы, Сказки, загадки, небылицы, И в шутку и всерьез, Я и мои друзья, О братьях наших меньших. Многие из этих рубрик имеют свое развитие в последующих классах. Включение в учебники различных обучающих игр, особенно важно в 1 классе, когда у детей младшего школьного возраста происходит переход от игровой деятельности, основной в этом возрасте, к учебной. Например, в 1 части учебника математики для 1кл. дается 7 игр (стр. 35, 45, 65, 68, 70, 93, 95).

 

Курс Математика М.И. Моро и др. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения…

 

Например, рубрики учебника: Разноцветные страницы, Из старинных книг, Задавайте вопросы и др., а также разнообразие песенок, потешек, загадок курса Литературное чтение и мотивационная направленность упражнений, заданий, вопросов в курсе русского языка поможет учащимся легче и быстрее усвоить изучаемый материал.

Хорошо известно, что младшие школьники и, особенно первоклассники, очень любят задавать вопросы и это ценное для дальнейшего обучения качество необходимо поддерживать. Разделы курса Окружающий мир (1 класс): Что и кто? Как, откуда и куда? Где и когда? Почему и зачем? ‐ способствуют мотивации школьников и укрепляют ее. Дети этого возраста также любят рассказывать о себе и слова «я» и «моё» являются для них доминирующими факторами общения. В этой связи формирование отношения к своей семье как важнейшей ценности представляется чрезвычайно эффективным. В данном контексте значительна роль рубрик:


 

 

«Прочитаем и обсудим» ‐ Семейные традиции,  «Наши проекты» ‐ Родословная и др.

Плешаков А.А. «Окружающий мир». 3 класс.

 

 

7) Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8) Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоцио‐ нально‐нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9) Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Особую  роль  при  формировании  личностных  УУД  играет  предмет

«Литературное чтение», его особое значение связано с формированием морально‐ценностной позиции учащихся. «Воспитательное значение произведений  искусства  заключается  в  том,  что  они  дают  возможность  войти

«внутрь» жизни, пережить кусок жизни, отраженный в свете определенного мировоззрения. И самое важное то, что в процессе этого переживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые или усваиваемые» (Теплов Б.М., 1946).

Формированию  указанных  личностных  качеств  и  чувств  способствует

содержание, например, таких разделов: Я и мои друзья, О братьях наших меньших, Писатели детям, Люби живое, Родина ‐ в курсе Литературное чтение; Общение, Эта удивительная природа, Мы и наше здоровье, Путешествие по городам и странам, Страницы всемирной истории ‐ в курсе Окружающий мир. В учебниках УМК «Школа России» содержится достаточное количество текстов, направленных на воспитание человека, способного думать о чувствах близких ему людей и сопереживать им, соблюдать  общепринятые  этические  нормы.  Этому  способствуют  даже


 

названия текстов произведений: «Помощник» М. Пляцковский, «Что хорошо и что дурно?» и «Худо тому, кто добра не делает» К. Ушинский, «Лучший друг» Ю. Ермолаев, «Подарок» Е. Благинина, «Совет» Р. Сеф, «Моя родня» Я. Аким, «Про дружбу» Ю. Энтин, «Никого не обижай» В. Лунин и многие другие (Литературное чтение ‐ 1 кл. ч.2).

У детей этого возраста слабо развиты навыки общения в коллективе, они ещё не умеют подчиняться правилам поведения в группе. Поэтому в учебники включены задания, которые эффективнее выполнять в паре или в группе. Такие задания учат детей общаться и сотрудничать, соблюдать правила, находить компромиссы и оставаться друзьями.

 

Плешаков А.А. «Окружающий мир». 2 класс.


 

 

10) Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

Плешаков А.А. «Окружающий мир». 3 класс.

 

     

 

Материалы УМК предоставляют возможность обсуждать с детьми проблемы, связанные с безопасностью и здоровьем, активным отдыхом. Например, в курсе Окружающий мир разделы: Здоровье и безопасность, Путешествия, Как устроен мир, Мы и наше здоровье, Наша безопасность, Чему учит экономика и др.. Формированию бережного отношения к материальным и духовным ценностям России и мира способствуют разделы, темы учебников, художественные тексты, иллюстративный и фотоматериал с вопросами для последующего обсуждения, проектные задания.

 

Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию начальной школы у ребенка будут сформированы:

‐ внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

‐ формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные и внешние внутренние мотивы;

‐ ориентация на понимание причин успеха и неудачи в учебной деятельности;

‐ интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

‐  способность  к  самооценке  на  основе  критерия  успешности  учебной

деятельности;


 

 

‐ формирование основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, общества; осознание своей этнической принадлежности;

‐ ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;

‐ развитие этических чувств – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения;

‐ знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация                                  внутренних моральных и общественных (конвенцио‐ нальных) норм;

‐  установка на здоровый образ жизни;

‐ чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

‐ эмпатия как понимание и сопереживание чувствам других людей.

Регулятивные универсальные учебные действия.

 

К регулятивным УУД относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и что очень важно, волевая саморегуляция.

Рассмотрим возможности формирования регулятивных УУД на примере решения задач. При всем многообразии подходов,  можно выделить следующие общие компоненты, способствующие формированию УУД:

I. Анализ текста задачи (семантический, логический, математический) является центральным компонентом приема решения задач (например, Математика 1 кл. ч.1 стр.14).

II. Перевод текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств (например, Математика 1 кл. ч.1 стр.15). В результате анализа задачи текст выступает как совокупность определенных смысловых единиц. Однако, текстовая форма выражения этих величин часто включает несущественную для решения задач информацию. Чтобы можно было работать только с существенными смысловыми единицами, текст задачи записывается кратко с использованием условной символики. После того как данные задачи специально вычленены в краткую запись, следует перейти к анализу отношений и связей между этими данными. Для этого осуществляется перевод текста на язык графических моделей, понимаемый как представление текста с помощью невербальных средств — моделей различного вида: чертежа, схемы, графика, таблицы, символического рисунка, формулы, уравнений и др. Перевод текста в форму модели позволяет обнаружить в нем свойства и отношения, которые часто с трудом


 

 

выявляются при чтении текста (например, Математика  1 кл. ч.1  стр.37‐50 и т.п.)

III. Установление отношений между данными и вопросом (например, Математика 1 кл. ч.1 стр.18, 27, 45). На основе анализа условия и вопроса задачи определяется способ ее решения (вычислить, построить, доказать), выстраивается последовательность конкретных действий. При этом устанавливается достаточность, недостаточность или избыточность данных.

IV. Составление плана решения задачи. На основании выявленных отношений между величинами объектов выстраивается последовательность действий — план решения. Особое значение имеет составление плана решения для сложных, составных задач (например, Математика 1 кл. ч.1 стр. 80 и далее).

V. Осуществление плана решения (например, Математика 1 кл. ч.2 стр.56 (з.1), стр. 57 (з.1).

VI. Проверка и оценка решения задачи. Проверка проводится с точки зрения адекватности плана решения, способа решения (рациональность способа), ведущего к результату. Одним из вариантов проверки правильности решения, особенно в начальной школе, является способ составления и решения задачи, обратной данной. Таких заданий и задач в учебниках Математики УМК «Школа России» вполне достаточно.

Общий прием решения задач должен быть предметом специального усвоения с последовательной отработкой каждого из составляющих его компонентов. Овладение этим приемом позволит учащимся самостоятельно анализировать и решать различные типы задач.

Описанный обобщенный прием решения задач применительно к математике в своей общей структуре может быть перенесен на любой учебный предмет. По отношению к предметам естественного цикла содержание приема не требует существенных изменений — различия будут касаться специфического предметного языка описания элементов задачи, их структуры и способов знаково‐символического представления отношений между ними.

Ниже приведены лишь некоторые страницы из учебников курса Окружающий мир, на которых представлены задания, способствующие формированию УУД, в том числе регулятивных.

 

 




















Прогнозирование.


 

Планирование. Оценка результатов работы.

 

Предполагается, что результатом формирования регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:

‐  понимать, принимать и сохранять учебную задачу,

‐  ставить цели, позволяющие решать учебные задачи;

‐ планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и

условиями ее реализации;

‐ учитывать  правила  планирования  и  находить  контроль  способа решения;

‐  осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

‐  различать способ и результат действия;

‐ уметь оценивать правильность выполнения действия по заданным

внешним и сформированным внутренним критериям;


 

 

‐ вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

‐ выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

‐  проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

‐ осуществлять контроль по результату и по способу действия;

‐ самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

‐  использовать  внешнюю  и  внутреннюю  речь  для  целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;

‐ в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Таким образом, целеполагание, планирование, освоение способов действия, освоение алгоритмов, оценивание собственной деятельности являются основными составляющими регулятивных УУД, которые становятся базой для учебной деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия.

Начало обучения в школе вводит ребенка в новый незнакомый для него мир – мир науки, в котором существуют свой язык, правила и законы. Часто в процессе обучения учитель знакомит ребенка с понятиями, научными объектами, но не создает условий для осмысления закономерностей их связывающих. Осмысление текстов, заданий; умение выделять главное, сравнивать, различать и обобщать, классифицировать, моделировать, проводить элементарный анализ, синтез, интерпретацию текста и др. ‐ относится к познавательным УУД.

Задания, направленные на формирование умения сравнивать, создавать и использовать знаково‐символические средства для создания моделей, схем. Осуществлять интерпретацию

рисунка (картинки).

 

 

Установление причинно‐следственных связей, представление цепочек объектов и явлений


 

Задания, направленные на формирование умения осуществлять сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий.

 

 

 

 

 

Подробнее рассмотрим вопросы формирования познавательных УУД при чтении текстов.

Навык чтения по  праву считается фундаментом  всего последующего

образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной инфор‐ мации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и мн. др.

В процессе чтения участвуют такие мыслительные  техники, как восприятие,  узнавание,  сличение,  понимание,  осмысление,  антиципация (лат. antisipatio предвосхищение, предугадывание событий, заранее составленное представление о чем‐либо и пр.), рефлексия и др.

В  ходе  обучения  чтению  учащимся  требуется  овладеть  различными видами и типами чтения.

К видам чтения относятся:

‐  ознакомительное  чтение,  направленное  на  извлечение  основной информации или выделение основного содержания текста;

‐ изучающее чтение, имеющее целью извлечение, вычерпывание пол‐ ной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста;

‐ поисковое/просмотровое        чтение, направленное    на нахождение конкретной информации, конкретного факта;

‐ выразительное     чтение   отрывка,   например    художественного

произведения, в соответствии с дополнительными нормами озвучивания письменного текста.

Типами чтения являются коммуникативное чтение вслух и «про себя», учебное, самостоятельное.

Исследования по психологии чтения показывают, что этот вид речевой

деятельности представляет собой многозвенный интеллектуально‐ познавательный процесс. Содержание обучения рефлексивному чтению заключается в овладении следующим комплексом умений при чтении художественных текстов:

‐  умение  предвосхищать  содержание  предметного  плана  текста  по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

‐ умение понимать основную мысль текста,

‐ умение объяснять;

‐ умение прогнозировать события, основываясь на содержании текста;

‐ давать нравственно‐этическую оценку поступкам героев;

‐ умение сопоставлять иллюстративный материал с содержанием текста;

‐ умение рефлектировать изменения своего эмоционального состояние

в процессе чтения;

‐ умение понимать душевное состояние персонажей текста и умение сопереживать;

‐ умение понимания назначения разных видов текстов;

‐ умение определять темы текста;

‐  умение  ставить  перед  собой  цель  чтения,  направляя  внимание  на

полезную в данный момент информацию;

‐ умение выделять не только главную, но и избыточную информацию;

‐  умение сопоставлять  разные  точки  зрения  и разные  источники информации по теме.


 

 

В контексте вышесказанного, еще раз обращаем внимание на то, что УМК  «Школа  России»         обеспечивает лучшие в России результаты,отражающие цель исследований PIRLS – способность выпускников начальныхклассов к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, киспользованию их содержания для достижения собственных целей.

Предполагается, что результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:

‐ произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;

‐ осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

‐ использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и

схемы для решения учебных задач;

‐ ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

‐ учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;

‐ уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и

несущественных признаков

‐ уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;

‐ уметь осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

‐ уметь устанавливать причинно‐следственные связи;

‐  уметь  строить  рассуждения  в  форме  связи  простых  суждений  об

объекте, его строении, свойствах и связях;

‐ уметь устанавливать аналогии;

‐ владеть общим приемом решения учебных задач.

‐ осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края(малой родины);

‐ создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

‐  уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия.

С самых первых уроков ребенок включается в конструктивное, предметное общение. Как уже было сказано ранее, учитель формирует у ученика умение отвечать на вопросы, задавать вопросы, формулировать главную мысль, вести диалог, со временем осуществлять смысловое чтение и т.п. При этом учителю необходимо четко объяснять ученику, какое общение принято в семье, школе, обществе, а какое – недопустимо. В учебниках есть задания  для  их  выполнения  в  парах  и  группах,  что  позволяет  ученикам


 

 

использовать полученные знания в практических ситуациях. Этому способствуют игровые ситуации, сквозные герои (в окружающем мире – это дети Надя и Сережа, Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха), герои страниц учебников, содержательный иллюстративный материал, вопросы и задания, задачи, направленные на развитие коммуникативных УУД и пр.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 155.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...