Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Анализ стабильности продаж (XYZ-анализ)
Для совершенствования системы логистики предприятия применяется инструмент управления запасами, называемый XYZ-анализом [15]. Он представляет собой анализ стабильности продаж отдельных товаров в ассортименте предприятия. Обычно он используется вместе с АВС-ана-лизом, что позволяет выделить ключевые для предприятия товары. Если ABC-анализ позволяет определить вклад конкретного товара в итоговый результат, то XYZ-анализ изучает отклонения, скачки, нестабильность сбыта. В категорию X включают товары со стабильной продажей. Если каждый рабочий день магазин продает сто плюс-минус пять пакетов молока, то этот продукт попадает в данную категорию. Для группы Y допускаются более значительные отклонения. В категории Z оказываются товары, продажи которых точно прогнозировать невозможно, слишком велики колебания. Чем меньше разница между реальной продажей за единицу периода (например, за неделю) и средним арифметическим продаж за весь период (например, за квартал), тем более предсказуемы продажи товара в последующий период. Цель XYZ-анализа — дифференциация товаров в ассортименте по группам в зависимости от равномерности спроса и точности прогнозирования. Для распределения товаров по этим категориям используется формула расчета коэффициента вариации: (15.8), где — значение параметра по оцениваемому объекту за -й период; — среднее значение параметра по оцениваемому объекту; — число периодов. Значение квадратного корня — это стандартное отклонение вариационного ряда. Чем больше этот показатель, тем сильнее анализируемый параметр отклоняется от среднеарифметического значения. Стандартное отклонение — это абсолютная мера рассеивания вариантов ряда. Например, при среднеарифметических значениях 100 и 100 000 стандартное отклонение, равное 20, показывает очень разную степень рассеивания. Поэтому при сравнении вариационных рядов между собой используют коэффициент вариации. В приведенном примере коэффициенты вариации 20% и 0,2% позволяют понять, что во втором случае анализируемый показатель значительно меньше отличается от среднеарифметического значения. XYZ-анализ корректно работает только в случае нормального (гауссова) распределения данных, хотя по мере увеличения полученных статистических данных распределение при соблюдении некоторых условий становится все ближе к гауссову. Последовательность анализа 1. Определяются объекты анализа. Варианты: покупатель, поставщик, товарная группа/подгруппа, ассортиментная позиция (сорт, модель продукции) и т. п. 2. Определяется показатель, по которому следует проводить анализ выбранного объекта. Варианты: —средний товарный запас, руб.; —объем продажи, руб.; —доход, руб.; —количество продаваемых единиц, шт.; —количество поступающих заказов (шт.) и т. п. 3. Определяются период и количество периодов, по которым необходимо сделать анализ. Варианты: неделя, декада, месяц, квартал/сезон, полугодие, год. Период анализа должен быть не меньше, чем горизонт планирования, принятый на данном предприятии. Анализ данных с периодом меньше квартала не имеет смысла. Все товары попадают в категорию Z. 4. Рассчитывается коэффициент вариации для каждого анализируемого объекта по формуле (5.8). 5. Объекты анализа сортируются по возрастанию значения коэффициента вариации и определяются группы X, Y и Z. Этот коэффициент показывает степень отклонения данных от среднего значения (в процентах). Ассортиментные позиции со значением коэффициента вариации от 0 до 10% попадают в категорию X, от 10 до 25% — в категорию Y, остальные — в категорию Z. Это примерное распределение. Стандартные рекомендации здесь отсутствуют. Во многих случаях установить эти интервалы позволяет построение графика XYZ — по точкам перегиба кривой. Эффективнее применять XYZ-анализ в сочетании с ABC-анализом, хотя и он один дает полезную информацию. В этом случае товары разделяются на девять категорий в соответствии с матрицей, представленной в табл. 15.4. Таблица 15.4 Матрица интегрированного ABC- и XYZ-анализа товарооборота предприятия Необходимо иметь в виду, что интегрированный ABC(XYZ)-анализ — лишь средство поддержки при принятии решений. Построение матрицы не выявит товары, подлежащие немедленному выводу из списка продаваемых. Всегда необходим дополнительный анализ. В категории CZ часто оказываются сопутствующие товары. Они приносят мало дохода и закупаются клиентами нерегулярно. В категорию СХ попадают хлеб, соль и спички. Эти товары должны быть в наличии, не найдя их, покупатель может больше не прийти в магазин. Без изучения маркетингового значения товара, взаимоотношений с поставщиком принимать решение о выводе товара нельзя. АВС(ХУ2)-анализ может стать основой управления запасами. Для категории АХ, учитывая ее финансовую значимость и предсказуемость, должны устанавливаться жесткие нормативы, соблюдению которых нужно уделять особое внимание. Матрицу интегрированного анализа можно использовать также для распределения административных ресурсов. Категория АХ должна обслуживаться самыми опытными и квалифицированными сотрудниками, а группу товаров, попавших в «клетку» CZ, можно доверить новичкам. Им будет несложно работать с категорией, где заказы происходят реже, допуски по отклонениям выше. Дифференциация уровней обслуживания для приоритетных и стандартных клиентов — еще один способ использовать интегрированный АВС(ХУ7)-анализ. Высокий уровень сервиса при реализации неприбыльных товаров непостоянным клиентам является серьезной ошибкой. Логичнее не иметь запаса таких товаров, увеличив сроки выполнения заказа. Используя XYZ-анализ, необходимо иметь в виду ряд условий и ограничений. 1. Объем используемых данных должен быть достаточно большим. Чем их больше, тем надежнее окажутся полученные результаты. 2. Число исследуемых периодов должно быть не менее трех. 3. Не удается применить данный метод в динамично меняющейся ситуации, например, при выводе на рынок нового товара. Когда количество продаж новинки еженедельно растет, XYZ-анализ ничего не дает, товар неизбежно попадет в «нестабильную» группу Z. 4. XYZ-анализ нецелесообразен для предприятий, работающих по заказу, подобные прогнозы им просто не нужны. 5. Существенное влияние на результат расчетов может оказать сезонность спроса. Периодичность анализа — дело для каждого предприятия сугубо индивидуальное. Целесообразно проводить расчеты минимум раз в сезон. Может возникнуть такая ситуация. Если брать для анализа продажи за месяц, то все товары попадают в категорию Z. А при изучении цифр за квартал появляются категории X и Y. В таком случае необходимо перейти с месячных планов на квартальные.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 355. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |