Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эффект масштаба и структура отраслей




Подтверждением этому служат эмпирические данные о структуре отраслей современной промышленности. Производства, технологическая специфика которых исчерпывает положительный эффект масштаба уже при небольших производственных мощностях (малых значениях выработки), представлены небольшими предприятиями Примерами служат обычно некапиталоёмкие производства: розничная торговля, фермерские хозяйства, разработка программного обеспечения, изготовление эксклюзивных товаров и т.п.

 

Для некоторых других производств при достаточно быстром достижении максимального положительного эффекта масштаба далее на длительном участке роста объёмов производства дезэкономия не наступает. В таких отраслях уживаются как небольшие, так и достаточно крупные предприятия. Примерами подобных производств являются производство продуктов питания, одежды, мебели, текстиля, продуктов нефтехимии.

Эффект масштаба может оставаться положительным на протяженном интервале роста объема производства. То есть технологические особенности производства некоторых благ таковы, что средние издержки минимальны только при больших объемах производства Поэтому рынок подобных благ формируется так, что агентами предложения являются крупные предприятия.

Примерами таких отраслей в основном служат капиталоемкие отрасли: металлургия, автомобилестроение, целлюлозно-бумажная промышленность. Значительный положительный эффект масштаба достижим также в изготовлении стандартизированной продукции: зубной пасты, часов, молочных и кондитерских изделий, пива и т.п.

 

 

ИЗДЕРЖКИ НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ :ФАКТОРЫ РОСТА
   
• Наследие исторического прошлого Привычка к расточительству как элемент исторически сложившегося менталитета (обилие природного богатства никогда не воспитывает бережливость). Потеря в XX в. миллионами советских людей чувства хозяина, чувства необходимости беречь добро (запрет частного предпринимательства под угрозой многолетнего тюремного заключения)
• Либерализация цен в 1992 г. Быстрая переориентация предприятий ряда отраслей на западные стандарты в области цен (электроэнергия, топливо, транспортные перевозки) обусловила то, что обрабатывающие отрасли столкнулись с необходимостью резко увеличить расходы на приобретение данных ресурсов
•Завышенный курс рубля (по отноше­нию к иностран­ной валюте) Существовавший до 1998 г. завышенный курс рубля (1 долл, =,6 руб.) повышал издер­жки российских производителей (по сравне­нию с западными фирмами)
• Существенное расширение системы посредническо-сбытовых операций Большое количество фирм-посредников обус­ловило завышение цен на продукцию
• Недогрузка произ­водственных мощ­ностей Дореформенная структура экономики России мало соответствовала той структуре спроса, которая возникла в 90-е годы. Большие за­пасы производственных мощностей переста­ли функционировать. Выпуск продукции рез­ко сократился, но необходимость нести груз постоянных издержек осталась (амортизаци­онные отчисления, арендные платежи, ком­мунальные услуги, содержание объектов со­циальной сферы)
• Активное исполь­зование государ­ством косвенного налогообложения Сложное финансовое положение в течение ряда лет побуждало государство вводить раз­личные косвенные налоги (или повышать имеющиеся ставки). Выплачивая данные на­логи, фирмы старались затем компенсиро­вать свои финансовые потери за счет потре­бителя, повышая цену

 

Высокий уровень издержек явился одной из центральных; причин падения рентабельности в отраслях промышленности) России. Вместе с тем сами трудности побудили российский; субъектов к поискам вариантов адаптации, к постепенному освоению новых правил экономической жизни. Началась серия шагов в области снижения издержек производства.

 

ПУТИ СНИЖЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ИЗДЕРЖЕК (сово­купность и последовательность принимаемых предприятием мер)
• Внедрение на каж­дом предприятии профессионального анализа издержек Определение структуры издержек и степени необходимости каждого элемента затрат. Исходная задача: ликвидация всех лишних издержек, сокращение до разумного уровня необходимых затрат
• Организационное реформирование предприятий - Реализация (или сдача в аренду) незадействованного оборудования - Преобразование вспомогательных цехов в малые предприятия - Сдача в аренду или продажа в муниципальную собственность объектов социальной сферы
• Адаптация предприятия к существующему платежеспособному спросу Использование активного маркетинга, изучение спроса. Налаживание выпуска находящей сбыт продукции на имеющихся мощностях (что обеспечивает снижение средних постоянных затрат)

Предпринятые меры по сокращению затрат явились од­ним из важных факторов, обусловивших постепенное повы­шение прибыльности российской экономики










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 213.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...