Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методы педагогического исследования ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Советская дошкольная педагогика, как и всякая другая наука, развивается и совершенствуется, вскрывая закономерности изучаемых явлений, выясняя причины их возникновения, устанавливая связи между явлениями, наблюдаемыми в поведении детей. Для разработки вопросов теории дошкольного воспитания применяются различные методы. И. П. Павлов придавал методу исследования большое значение. Он правильно считал, что от выбора хорошего метода зависит серьезность исследования. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных. Важнейшая задача советской дошкольной педагогики — изучение и обобщение практики. В. И. Ленин указывал, что дело народного просвещения должно двигаться вперед на почве практического опыта. «Опираясь на эти, уже проверенные практикой, достижения, мы должны двигать дело вперед, расширяя — после надлежащей проверки — местный опыт до размеров всероссийского...»J — писал он. Лучший опыт воспитателей, обобщенный и теоретически обоснованный, обогащает педагогическую науку, помогает правильному, коммунистическому воспитанию детей, вносит новое в теорию, которая ведет вперед практику. Изучению должен подвергаться как массовый опыт, его достижения и недостатки, так и лучший опыт отдельных воспитателей. Обобщение опыта может носить форму описания того, что сделано. При таком обобщении опыта вскрываются условия работы воспитателя, обеспечивающие ее успех, анализируется ее содержание, методы и приемы. На ярких примерах показывается влияние проведенной воспитательной работы и обучения на сознание детей, на их поведение, деятельность, развитие речи, представления об окружающем и др. Доклады и статьи воспитателей, описывающих свой опыт, обсуждаются на конференциях, печатаются в журналах. Заимствование этого опыта способствует повышению качества воспитательной работы детских садов. Много интересных фактов черпает из этого опыта и педагогическая наука. Но обобщение опыта имеет и другую форму. В некоторых детских садах проводится опытнаяработа, организуется творческая, целенаправленная деятельность воспитателей для разрешения, проверки некоторых положений, принципов построения педагогического процесса, новых методов воспитания и обучения детей. При таком обобщении опыта раскрывается сово- В. И. Л е н и н, Сочинения, изд. 4, т. 32, стр. 103. 29 сущность методов и приемов, с помощью которых воспитатель добивается хороших результатов, более глубоко показываетсяпуть развития детей. В результате обобщения существенное отделяется от случайного, выявляются те методы и приемы, которые неизменно приводят к положительным результатам, раскрывается связь, существующая между отдельными методами и приемами воспитателя. Прежде всего в обобщении опыта важен выбор темы, определение круга вопросов, которые должны быть проверены. По изучаемой теме составляется план, который состоит примерно изследующих разделов: 1. Изучение литературы. 2. Вопросы для предварительного изучения состояния работы в группе, детском саду; уровень развития детей всей группы и отдельных детей. 3.Система методов и приемов воспитания или обучения, которую предполагается применить. 4.Создание условий, необходимых для выполнения намеченного. В процессе опытной работы уточняются и совершенствуютсянамеченные методы и приемы, составляются конспекты занятий, делаются фотографии и зарисовки детских работ, ведется дневник, в котором описываются и оцениваются методы и приемы, их влияние на детей. Собранные факты анализируются, обобщаются, теоретически обосновываются, делаются выводы. Пользуясь этим методом, группа воспитателей г. Москвы подруководством Д. В. Менджерицкой в течение многих лет ведетработу по изучению творческих игр детей. Найдены интересныеметоды руководства играми детей, пути воспитания детей в игре, раскрыты и некоторые новые данные об особенностях игры1. Изучениедетскихработ также является одним изметодов анализа и обобщения педагогического опыта. Собираемые в строгом порядке рисунки детей, работы из глины (лепка), постройки из строительного материала (зафиксированные вфотографии) дают возможность исследовать умственное развитие детей, их интересы, отношение к окружающему, закономерности развития детской творческой деятельности, различныеприемы руководства детской изобразительной деятельностью. Например проф. Е. А. Флерина собрала и проанализироваласвыше 10 000 детских рисунков2. Сбор детских работ должен вестись в определенном плане. Каждая работа подписывается (фамилия, имя, возраст ребенка), фиксируется содержание работы, условия и обстоятель-
1 См. сб. «Творческие игры в детском саду». Составители Д. В. Менджерицкая и Е. Д. Татищева, Учпедгиз, 1951 и сб. «Воспитание детей в игре», 2 Е. А. Флерина, Изобразительное творчество детейдошкольного возраста, Учпедгиз, 1956. 30
ства, при которых работа проводилась, дата ее выполнения. Работы детейтщательно анализируются, подбираются по темам, по возрасту детей. Многие проблемы дошкольной педагогики требуют массового обследования документации — планов и учета воспитательной работы, который ведется воспитателем ежедневно, изучения конспектов занятий, протоколов педагогических совещаний и собраний родителей. Педагогическийэксперимент— наиболее точный метод исследования, применяемый при разработке вопросов воспитания и обучения детей. «Наукой, в точном смысле этого слова, можно назвать только педагогику экспериментальную, в педагогике же, в общем смысле слова, слишком много условного и субъективного»'. Педагогический эксперимент предполагает исследование научной литературы по выдвинутому вопросу, изучение и анализ опыта работы в детском саду (в связи с изучаемой темой). На этой основе экспериментатор выдвигает научное предположение (гипотезу), после чего организует экспериментальную работу с детьми в целях проверки своих предположений. В гипотезе (исходное предположение) излагается предполагаемый путь решения поставленного вопроса и возможные результаты. На основе задач исследования и намеченной гипотезы тщательно разрабатывается план экспериментальных занятий с детьми, научно обоснованная методика работы. Эта методика включает все лучшие достижения передового опыта и личный опыт экспериментатора, его творческие замыслы. Она должна отличаться научностью, точностью, целенаправленным воздействием на ребенка, вызывая определенные действия, поступки, чувства. Как и план работы по обобщению опыта, план экспериментальной работы включается в общий план воспитательной работы с детьми. Экспериментатор применяет творчески разработанный им метод воздействия на ребенка, устанавливает связь между своим воздействием и ответными проявлениями детей. Он должен наблюдать, как вначале почти незаметные изменения в поведении ребенка переходят во все более ярко выраженные и постепенно все развитие ребенка поднимается на более высокую ступень. Исследователь проводит экспериментальные занятия, применяя разработанную им методику, ведет тщательный учет изменений, происходящих в поведении детей, их деятельности, речи, в сознании, чувствах; он наблюдает и объективно фиксирует все факты, подтверждающие правильность или неправильность на-
1Н. К. Крупская, Избранные педагогические произведения, изд. АПН РСФСР, М„ 1955, стр. 53. 31 умного предположения, а также и те факты, которые обогащают и развивают предположение. Основное на этом этапе — целенаправленное наблюдение, умение выделить в наблюдаемом существенное и главное, установить изменения, определить их причины, сделать соответствующие выводы о влиянии экспериментальной работы на детей. Педагогический эксперимент отличается своим естественным характером. Он проводится в связи с педагогической работой, которая протекает в нормальных условиях. В результате экспериментальной работы раскрываются внутренние закономерности изучаемого явления, а также сравнительная эффективность различных методов и приемов воспитания и обучения. С каждым годом расширяется количество экспериментальных исследований и повышается теоретический уровень советской дошкольной педагогики, она обогащается новыми научными данными. Некоторое применение при изучении и обобщении опыта в экспериментальной работе имеет беседа. С помощью специальных бесед вскрываются представления детей, их понимание художественных произведений, их отношение к окружающему и др. Беседа по определенным вопросам, проведенная до экспериментальной работы, и беседа по этим же вопросам, проведенная после нее, дает возможность сравнить представления, знания детей, их отношение к тому или иному явлению и определить результаты исследования. Во всех методах педагогического исследования применяется наблюдение. Путем наблюдений собираются факты, а факты, по выражению И. П. Павлова, являются «воздухом для ученого». Научное наблюдение требует прежде всего определения цели наблюдения (исследователь должен точно знать, что ему надо наблюдать). Только такое наблюдение будет целенаправленным, четким. Для обобщения и выводов очень важно, чтобы наблюдаемые факты были типичными, неслучайными. Выводы могут быть сделаны на основе большого количества наблюдений, проведенных в разных условиях в течение длительного времени. Наблюдение должно вскрыть источники различного поведения детей и эффективность применяемых методов. Наблюдения должны быть подробно зафиксированы. Без этого теряется их научная значимость. Очень ценны дневники, в которых ведутся записи наблюдений на протяжении длительного времени за группой детей или за одним ребенком. Записанные факты сопоставляются, делаются выводы и на их основе ставятся новые задачи в воспитательной работе. Важным этапом является обработка наблюдений. Она проводится по определенному плану, включающему основные вопросы, на которые должно ответить исследование.
32 Изучение литературныхисточников — необходимый метод каждого научного исследования. Анализ данных литературы дает материал для теоретического обоснования изучаемого вопроса. На основе изучения литературы выделяются проблемы для экспериментальной работы из числа тех, которые недостаточно изучены и требуют научной проверки. Советская дошкольная педагогика для изучения теоретичен свих вопросов, обобщения опыта применяет различные методы. Их совокупность обеспечивает всестороннее и глубокое знание изучаемого вопроса. __________________
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 202. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |