Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методы педагогического исследования




Советская дошкольная педагогика, как и всякая другая нау­ка, развивается и совершенствуется, вскрывая закономерности изучаемых явлений, выясняя причины их возникновения, уста­навливая связи между явлениями, наблюдаемыми в поведении детей.

Для разработки вопросов теории дошкольного воспитания применяются различные методы.

И. П. Павлов придавал методу исследования большое зна­чение. Он правильно считал, что от выбора хорошего метода зависит серьезность исследования. А при плохом методе и ге­ниальный человек будет работать впустую и не получит цен­ных, точных данных.

Важнейшая задача советской дошкольной педагогики — изу­чение и обобщение практики.

В. И. Ленин указывал, что дело народного просвещения дол­жно двигаться вперед на почве практического опыта. «Опи­раясь на эти, уже проверенные практикой, достижения, мы должны двигать дело вперед, расширяя — после надлежащей проверки — местный опыт до размеров всероссийского...»J — писал он.

Лучший опыт воспитателей, обобщенный и теоретически обо­снованный, обогащает педагогическую науку, помогает правиль­ному, коммунистическому воспитанию детей, вносит новое в тео­рию, которая ведет вперед практику. Изучению должен подвер­гаться как массовый опыт, его достижения и недостатки, так и лучший опыт отдельных воспитателей.

Обобщение опыта может носить форму описания того, что сделано. При таком обобщении опыта вскрываются условия ра­боты воспитателя, обеспечивающие ее успех, анализируется ее со­держание, методы и приемы. На ярких примерах показывается влияние проведенной воспитательной работы и обучения на соз­нание детей, на их поведение, деятельность, развитие речи, пред­ставления об окружающем и др. Доклады и статьи воспитателей, описывающих свой опыт, обсуждаются на конференциях, печа­таются в журналах. Заимствование этого опыта способствует по­вышению качества воспитательной работы детских садов. Много интересных фактов черпает из этого опыта и педагогическая наука.

Но обобщение опыта имеет и другую форму. В некоторых детских садах проводится опытнаяработа, организуется творческая, целенаправленная деятельность воспитателей для разрешения, проверки некоторых положений, принципов пост­роения педагогического процесса, новых методов воспитания и обучения детей. При таком обобщении опыта раскрывается сово-

В. И. Л е н и н, Сочинения, изд. 4, т. 32, стр. 103.

29

сущность методов и приемов, с помощью которых воспитатель

добивается хороших результатов, более глубоко показываетсяпуть развития детей. В результате обобщения существенное отделяется от случайного, выявляются те методы и приемы, которые неизменно приводят к положительным результатам, раскрывается связь, существующая между отдельными методами и приемами воспитателя.

Прежде всего в обобщении опыта важен выбор темы, определение круга вопросов, которые должны быть проверены. По изучаемой теме составляется план, который состоит примерно изследующих разделов:

1. Изучение литературы.

2. Вопросы для предварительного изучения состояния работы в группе, детском саду; уровень развития детей всей группы и отдельных детей.

3.Система методов и приемов воспитания или обучения, которую предполагается применить.

4.Создание условий, необходимых для выполнения намечен­ного.

В процессе опытной работы уточняются и совершенствуютсянамеченные методы и приемы, составляются конспекты занятий, делаются фотографии и зарисовки детских работ, ведется дневник, в котором описываются и оцениваются методы и приемы, их влияние на детей. Собранные факты анализируются, обобщаются, теоретически обосновываются, делаются выводы.

Пользуясь этим методом, группа воспитателей г. Москвы подруководством Д. В. Менджерицкой в течение многих лет ведетработу по изучению творческих игр детей. Найдены интересныеметоды руководства играми детей, пути воспитания детей в игре, раскрыты и некоторые новые данные об особенностях игры1.

Изучениедетскихработ также является одним изметодов анализа и обобщения педагогического опыта. Собираемые в строгом порядке рисунки детей, работы из глины (лепка), постройки из строительного материала (зафиксированные вфотографии) дают возможность исследовать умственное развитие детей, их интересы, отношение к окружающему, закономерности развития детской творческой деятельности, различныеприемы руководства детской изобразительной деятельностью.

Например проф. Е. А. Флерина собрала и проанализироваласвыше 10 000 детских рисунков2.

Сбор детских работ должен вестись в определенном плане. Каждая работа подписывается (фамилия, имя, возраст ре­бенка), фиксируется содержание работы, условия и обстоятель-

 

1 См. сб. «Творческие игры в детском саду». Составители Д. В. Менджерицкая и Е. Д. Татищева, Учпедгиз, 1951 и сб. «Воспитание детей в игре»,
Учпедгиз, 1958.

2 Е. А. Флерина, Изобразительное творчество детейдошкольного воз­раста, Учпедгиз, 1956.

30

 

ства, при которых работа проводилась, дата ее выполнения. Работы детейтщательно анализируются, подбираются по темам, по возрасту детей.

Многие проблемы дошкольной педагогики требуют массово­го обследования документации — планов и учета воспита­тельной работы, который ведется воспитателем ежедневно, изу­чения конспектов занятий, протоколов педагогических совеща­ний и собраний родителей.

Педагогическийэксперимент— наиболее точный метод исследования, применяемый при разработке вопросов вос­питания и обучения детей. «Наукой, в точном смысле этого сло­ва, можно назвать только педагогику экспериментальную, в пе­дагогике же, в общем смысле слова, слишком много условного и субъективного»'.

Педагогический эксперимент предполагает исследование на­учной литературы по выдвинутому вопросу, изучение и анализ опыта работы в детском саду (в связи с изучаемой темой). На этой основе экспериментатор выдвигает научное предположение (гипотезу), после чего организует экспериментальную работу с детьми в целях проверки своих предположений.

В гипотезе (исходное предположение) излагается предпола­гаемый путь решения поставленного вопроса и возможные ре­зультаты. 

На основе задач исследования и намеченной гипотезы тща­тельно разрабатывается план экспериментальных занятий с детьми, научно обоснованная методика работы. Эта методика включает все лучшие достижения передового опыта и личный опыт экспериментатора, его творческие замыслы. Она должна отличаться научностью, точностью, целенаправленным воздей­ствием на ребенка, вызывая определенные действия, поступки, чувства.

Как и план работы по обобщению опыта, план эксперимен­тальной работы включается в общий план воспитательной рабо­ты с детьми.

Экспериментатор применяет творчески разработанный им ме­тод воздействия на ребенка, устанавливает связь между своим воздействием и ответными проявлениями детей. Он должен на­блюдать, как вначале почти незаметные изменения в поведении ребенка переходят во все более ярко выраженные и постепенно все развитие ребенка поднимается на более высокую ступень.

Исследователь проводит экспериментальные занятия, приме­няя разработанную им методику, ведет тщательный учет изме­нений, происходящих в поведении детей, их деятельности, речи, в сознании, чувствах; он наблюдает и объективно фиксирует все факты, подтверждающие правильность или неправильность на-

 

 

1Н. К. Крупская, Избранные педагогические произведения, изд. АПН РСФСР, М„ 1955, стр. 53.

31

умного предположения, а также и те факты, которые обогащают и развивают предположение. Основное на этом этапе — целена­правленное наблюдение, умение выделить в наблюдаемом су­щественное и главное, установить изменения, определить их при­чины, сделать соответствующие выводы о влиянии эксперимен­тальной работы на детей.

Педагогический эксперимент отличается своим естественным характером. Он проводится в связи с педагогической работой, которая протекает в нормальных условиях.

В результате экспериментальной работы раскрываются внут­ренние закономерности изучаемого явления, а также сравни­тельная эффективность различных методов и приемов воспита­ния и обучения.

С каждым годом расширяется количество эксперименталь­ных исследований и повышается теоретический уровень совет­ской дошкольной педагогики, она обогащается новыми научны­ми данными.

Некоторое применение при изучении и обобщении опыта в экспериментальной работе имеет беседа. С помощью специ­альных бесед вскрываются представления детей, их понимание художественных произведений, их отношение к окружающему и др. Беседа по определенным вопросам, проведенная до экспе­риментальной работы, и беседа по этим же вопросам, проведен­ная после нее, дает возможность сравнить представления, зна­ния детей, их отношение к тому или иному явлению и опреде­лить результаты исследования.

Во всех методах педагогического исследования применяется наблюдение. Путем наблюдений собираются факты, а фак­ты, по выражению И. П. Павлова, являются «воздухом для уче­ного». Научное наблюдение требует прежде всего определения цели наблюдения (исследователь должен точно знать, что ему надо наблюдать). Только такое наблюдение будет целенаправ­ленным, четким. Для обобщения и выводов очень важно, чтобы наблюдаемые факты были типичными, неслучайными. Выводы могут быть сделаны на основе большого количества наблюде­ний, проведенных в разных условиях в течение длительного вре­мени.

Наблюдение должно вскрыть источники различного поведения детей и эффективность применяемых методов.

Наблюдения должны быть подробно зафиксированы. Без этого теряется их научная значимость. Очень ценны дневни­ки, в которых ведутся записи наблюдений на протяжении дли­тельного времени за группой детей или за одним ребенком.

Записанные факты сопоставляются, делаются выводы и на их основе ставятся новые задачи в воспитательной работе.

Важным этапом является обработка наблюдений. Она про­водится по определенному плану, включающему основные воп­росы, на которые должно ответить исследование.

 

32

Изучение литературныхисточников — необ­ходимый метод каждого научного исследования. Анализ дан­ных литературы дает материал для теоретического обоснования изучаемого вопроса. На основе изучения литературы выделяют­ся проблемы для экспериментальной работы из числа тех, кото­рые недостаточно изучены и требуют научной проверки.

Советская дошкольная педагогика для изучения теоретичен свих вопросов, обобщения опыта применяет различные методы. Их совокупность обеспечивает всестороннее и глубокое знание изучаемого вопроса.

__________________

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 168.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...