Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методологические и естественнонаучные основы советской дошкольной педагогики




Советская дошкольная педагогика, критически переработав, взяла все то ценное и прогрессивное, что было создано ранее в теории и практике дошкольного воспитания. Она является но­вым, высшим этапом в развитии педагогической мысли, так как создает теорию воспитания на марксистских основах, обобщает лучший опыт воспитания детей.

Методологическую основу советской дошкольной педагогики составляет марксистско-ленинское учение о воспитании подра­стающего поколения. На его основе решаются важнейшие прак­тические вопросы дошкольной педагогики.

Марксистско-ленинское учение раскрыло исторически-классо­вый характер всех, общественных явлений, в том числе и воспи­тания. Дошкольное воспитание определяется историческими и социально-экономическими условиями жизни общества. Идея об­щественного дошкольного воспитания возникла на определенном этапе в связи с материальными условиями жизни общества. Но вкапиталистическом обществе, где нет подлинной заботы о ма­териальном благополучии и духовном развитии детей трудящих­ся, эта идея не получила широкого развития.

Впервые в нашей стране Коммунистическая партия и Со­ветское государство стали проявлять заботу о людях, их всесто­роннем развитии. Общественное воспитание в нашей стране по­лучило широкое распространение, так как оно создает наилуч­шие условия для всестороннего развития детей, а также и для подлинного раскрепощения женщины.

Советская дошкольная педагогика утверждает классо­вость дошкольного воспитания, отвергая высказы­вания буржуазных педагогов об аполитичности воспитания де­тей, как лживые и лицемерные.

Развитие ребенка и его воспитание в советской дошкольной педагогике рассматриваются в единстве. Решающаяроль в развитиипринадлежитвоспитанию, по наслед­ству передаются лишь некоторые биологические черты и свой­ства личности. Знания, умения, вкусы и привычки, духовные пот­ребности и характер развиваются в результатевоспита­ния. Ребенок при рождении не обладает никакими прирож­денными идеями, интересами, скрытыми формами сознания. Все это складывается под воздействием общественных условий жиз­ни и прежде всего воспитания. От воспитания зависит темп, ка­чество и уровень развития. Воспитание отличается от общего

 

 

26

 

воздействия среды целенаправленностью и планомерностью. Оно осуществляется специально подготовленными людьми.

Советская дошкольная педагогика рассматривает все пе­дагогические явления на основе диалектического метода, т. е. в их связи друг с другом, в развитии и качественных изме­нениях.

Все вопросы воспитания советская дошкольная педагогика изучает на основе марксистско-ленинской теории. Умственное воспитание детей основывается на марксистско-ленинской теории познания. Марксистско-ленинское учение о коммунистической морали составляет основу нравственного воспитания детей. Марксистско - ленинская эстетика — методологическая основа эстетиче­ского воспитания детей.

Дошкольная педагогика изучает законы воздействия на пси­хическую деятельность ребенка, которая тесно связана с работой мозга. По этой причине все психические процессы рассматрива­ются в единстве с физическими и физиологи­ческимипроцессами. Изучение всех педагогических проблем (режим детской жизни и физическое воспитание де­тей, умственное воспитание и обучение, развитие мышления и речи и др.) опирается на данные естественных наук. Без знания законов развития мозга ребенка нельзя положительно воздей­ствовать на психику ребенка. Это не означает «биологизации» педагогики. Физиология является для педагогики наукой вспо­могательной, но очень важной. Учение И. М. Сеченова, И. П. Павлова и их последователей используется для разра­ботки естественнонаучных основ советской дошкольной педа­гогики.

*

Большую роль в создании советской системы коммунистиче­ского воспитания детей сыграли выдающиеся советские педаго­ги Н. К. Крупская и А. С. Макаренко.

Н. К. Крупская (1869—1939) была выдающимся органи­затором общественного дошкольного воспитания и теоретиком дошкольной педагогики.

Решающую роль в развитии ребенка Н. К. Крупская прида­вала воспитанию. Прекрасный педагог и тонкий психолог, на ос­нове огромных знаний педагогики и психологии, практики зару­бежного и советского воспитания Н. К. Крупская, тонко учитывая возрастные особенности детей, подчеркивала характерные черты их мышления, морального облика. Ею отмечались следующие особенности, характеризующие ребенка дошкольного возраста: большая впечатлительность и подражательность, которая носит в этом возрасте активный, действенный характер, малый опыт, живой интерес к технике, труду, стремление к социальному кон­такту, конкретное мышление.

Высказывания Н. К. Крупской о детской игре, ее воспита-

27

тельном значении, о целенаправленности детских игр, о их видах и содержании, указания к методике руководства играми про­никнуты заботой о развитии самостоятельности детей. Выдвину­тые ею требования к игрушке легли в основу советской теории игры.

Большое воспитательное значение Н. К. Крупская придавала трудовому воспитанию детей. По этому вопросу ею сформули­рованы педагогические требования о связи физического труда с умственным трудом и с игрой, об учете интересов каждого ребен­ка при распределении обязанностей, о коллективном труде детей и о воспитании у них некоторых организационных навыков.

Н. К. Крупская указывала, что между задачами воспитания и требованиями общества имеется неразрывная связь. Особенно выделяла она значение воспитания у маленьких детей коллекти­визма и товарищества. Мысли Н. К. Крупской о художественном воспитании, о работе с семьей, требования к подготовке воспита­телей детских садов содержат ценные указания к дальнейшей раз­работке этих вопросов в советской дошкольной педагогике.

А. С. Макаренко (1888—1939) оказал большое влияние на развитие советской дошкольной педагогики. Его учение о вос­питании детей, имеющее прямое отношение главным образом к детям более старшего возраста, помогло дошкольной педагогике освободиться от влияния идей свободного воспитания и педо­логии, распространенных в те годы в теории и практике дошколь­ного воспитания. А. С. Макаренко указал на необходимость ак­тивного и планомерного руководства поведением детей, форми­рованием их морального облика. Он считал необходимым с пер­вого года жизни ребенка формирование у него черт личности, нужных будущему гражданину социалистического общества.

А. С. Макаренко указал на важное значение игры для подго­товки детей к труду, к жизни, на необходимость связи игры с трудом. Без игры, по его мнению, невозможен веселый, бодрый детский коллектив. Он показал широкие возможности использо­вания труда как важнейшего средства воспитания советского ре­бенка. Им даны глубокие методические указания к проведению педагогически ценного труда, который, будучи посильным, будил бы в детях инициативу, воспитывал чувство долга и ответствен­ности перед коллективом, приучал приносить пользу коллективу. Идеи А. С. Макаренко о воспитании сознательной дисциплины как результата всей воспитательной работы, о воспитании при­вычек нравственного поведения, о воспитании правдивости, сме­лости и других нравственно-волевых качеств нашли отражение в теории нравственного воспитания.

Прогрессивность советской дошкольной педагогики особенно сказывается в том, что путем систематического воспитания и обу­чения у всех детей воспитываются лучшие моральные качества, развиваются умственные способности, творчество, актив­ность.

28

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 157.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...