Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методологические и естественнонаучные основы советской дошкольной педагогики
Советская дошкольная педагогика, критически переработав, взяла все то ценное и прогрессивное, что было создано ранее в теории и практике дошкольного воспитания. Она является новым, высшим этапом в развитии педагогической мысли, так как создает теорию воспитания на марксистских основах, обобщает лучший опыт воспитания детей. Методологическую основу советской дошкольной педагогики составляет марксистско-ленинское учение о воспитании подрастающего поколения. На его основе решаются важнейшие практические вопросы дошкольной педагогики. Марксистско-ленинское учение раскрыло исторически-классовый характер всех, общественных явлений, в том числе и воспитания. Дошкольное воспитание определяется историческими и социально-экономическими условиями жизни общества. Идея общественного дошкольного воспитания возникла на определенном этапе в связи с материальными условиями жизни общества. Но вкапиталистическом обществе, где нет подлинной заботы о материальном благополучии и духовном развитии детей трудящихся, эта идея не получила широкого развития. Впервые в нашей стране Коммунистическая партия и Советское государство стали проявлять заботу о людях, их всестороннем развитии. Общественное воспитание в нашей стране получило широкое распространение, так как оно создает наилучшие условия для всестороннего развития детей, а также и для подлинного раскрепощения женщины. Советская дошкольная педагогика утверждает классовость дошкольного воспитания, отвергая высказывания буржуазных педагогов об аполитичности воспитания детей, как лживые и лицемерные. Развитие ребенка и его воспитание в советской дошкольной педагогике рассматриваются в единстве. Решающаяроль в развитиипринадлежитвоспитанию, по наследству передаются лишь некоторые биологические черты и свойства личности. Знания, умения, вкусы и привычки, духовные потребности и характер развиваются в результатевоспитания. Ребенок при рождении не обладает никакими прирожденными идеями, интересами, скрытыми формами сознания. Все это складывается под воздействием общественных условий жизни и прежде всего воспитания. От воспитания зависит темп, качество и уровень развития. Воспитание отличается от общего
26
воздействия среды целенаправленностью и планомерностью. Оно осуществляется специально подготовленными людьми. Советская дошкольная педагогика рассматривает все педагогические явления на основе диалектического метода, т. е. в их связи друг с другом, в развитии и качественных изменениях. Все вопросы воспитания советская дошкольная педагогика изучает на основе марксистско-ленинской теории. Умственное воспитание детей основывается на марксистско-ленинской теории познания. Марксистско-ленинское учение о коммунистической морали составляет основу нравственного воспитания детей. Марксистско - ленинская эстетика — методологическая основа эстетического воспитания детей. Дошкольная педагогика изучает законы воздействия на психическую деятельность ребенка, которая тесно связана с работой мозга. По этой причине все психические процессы рассматриваются в единстве с физическими и физиологическимипроцессами. Изучение всех педагогических проблем (режим детской жизни и физическое воспитание детей, умственное воспитание и обучение, развитие мышления и речи и др.) опирается на данные естественных наук. Без знания законов развития мозга ребенка нельзя положительно воздействовать на психику ребенка. Это не означает «биологизации» педагогики. Физиология является для педагогики наукой вспомогательной, но очень важной. Учение И. М. Сеченова, И. П. Павлова и их последователей используется для разработки естественнонаучных основ советской дошкольной педагогики. * Большую роль в создании советской системы коммунистического воспитания детей сыграли выдающиеся советские педагоги Н. К. Крупская и А. С. Макаренко. Н. К. Крупская (1869—1939) была выдающимся организатором общественного дошкольного воспитания и теоретиком дошкольной педагогики. Решающую роль в развитии ребенка Н. К. Крупская придавала воспитанию. Прекрасный педагог и тонкий психолог, на основе огромных знаний педагогики и психологии, практики зарубежного и советского воспитания Н. К. Крупская, тонко учитывая возрастные особенности детей, подчеркивала характерные черты их мышления, морального облика. Ею отмечались следующие особенности, характеризующие ребенка дошкольного возраста: большая впечатлительность и подражательность, которая носит в этом возрасте активный, действенный характер, малый опыт, живой интерес к технике, труду, стремление к социальному контакту, конкретное мышление. Высказывания Н. К. Крупской о детской игре, ее воспита- 27 тельном значении, о целенаправленности детских игр, о их видах и содержании, указания к методике руководства играми проникнуты заботой о развитии самостоятельности детей. Выдвинутые ею требования к игрушке легли в основу советской теории игры. Большое воспитательное значение Н. К. Крупская придавала трудовому воспитанию детей. По этому вопросу ею сформулированы педагогические требования о связи физического труда с умственным трудом и с игрой, об учете интересов каждого ребенка при распределении обязанностей, о коллективном труде детей и о воспитании у них некоторых организационных навыков. Н. К. Крупская указывала, что между задачами воспитания и требованиями общества имеется неразрывная связь. Особенно выделяла она значение воспитания у маленьких детей коллективизма и товарищества. Мысли Н. К. Крупской о художественном воспитании, о работе с семьей, требования к подготовке воспитателей детских садов содержат ценные указания к дальнейшей разработке этих вопросов в советской дошкольной педагогике. А. С. Макаренко (1888—1939) оказал большое влияние на развитие советской дошкольной педагогики. Его учение о воспитании детей, имеющее прямое отношение главным образом к детям более старшего возраста, помогло дошкольной педагогике освободиться от влияния идей свободного воспитания и педологии, распространенных в те годы в теории и практике дошкольного воспитания. А. С. Макаренко указал на необходимость активного и планомерного руководства поведением детей, формированием их морального облика. Он считал необходимым с первого года жизни ребенка формирование у него черт личности, нужных будущему гражданину социалистического общества. А. С. Макаренко указал на важное значение игры для подготовки детей к труду, к жизни, на необходимость связи игры с трудом. Без игры, по его мнению, невозможен веселый, бодрый детский коллектив. Он показал широкие возможности использования труда как важнейшего средства воспитания советского ребенка. Им даны глубокие методические указания к проведению педагогически ценного труда, который, будучи посильным, будил бы в детях инициативу, воспитывал чувство долга и ответственности перед коллективом, приучал приносить пользу коллективу. Идеи А. С. Макаренко о воспитании сознательной дисциплины как результата всей воспитательной работы, о воспитании привычек нравственного поведения, о воспитании правдивости, смелости и других нравственно-волевых качеств нашли отражение в теории нравственного воспитания. Прогрессивность советской дошкольной педагогики особенно сказывается в том, что путем систематического воспитания и обучения у всех детей воспитываются лучшие моральные качества, развиваются умственные способности, творчество, активность. 28
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 190. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |