![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
УЧИТЕ РЕБЕНКА ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СВОБОДНЫМ ВРЕМЕНЕМ
Как учить? Требовать, чтобы он думал, указывать, что, увлекаясь чем-нибудь, он забываето работе? Предохранять его от общенияс увлекательнымицентами? Нельзя этого делать. Нельзяломать природу детства. Учить пользоваться свободным временем — это значит добиваться того, чтобы интересное, изумляющее ребенка было в то же время нужным, необходимым для его ума, чувств, всестороннего развития. Другими словами, время ребенка должно быть насыщено увлечениями, которые развивали бы его мысль, обогащали знаниями и умениями и в то же время не разрушали очарования детства. Создать для ребенка свободное время — это не значит предоставить ему возможность делать, что захочется. Стихийность можетвоспитать безделье, нерадивость. ПРИВЕДИТЕ КАЖДОГО УЧЕНИКА К ОЧАГУ УВЛЕЧЕННОСТИ Помните, что никакое увлечение не принесет пользы, если оно не затрагивает мысли, души, сердца. Подчеркиваю, что первым увлечением должно быть увлечение книгой. Его надо сохранить на всю жизнь. Что бы вы ни преподавали — литературу или историю, физику или черчение, биологию или математику — первым очагом увлеченности, ккоторому вы должны привестисвоегопитомца (если только вы хотите бытьего воспитателем)должна быть книга. Вторым очагом увлеченности, к которому надо привести каждого воспитанника, является увлеченность любимым предметом. Влюбленность в предмет, интеллектуальная активность возможны лишь тогда, когда у человека есть в школьные годы это самое бесценное богатство— свободное время. Педагогическому коллективунадо глубоко продумать, как достигнуть того,чтобы вовторую половину дня в школе загорелось множество очагов.;которые бы звали к углубленному изучению различных отраслей науки. Это не только научно-предметные кружки, о которых шла речь выше. Это также такая активная деятельность, в которой теоретические знания становятся главным стимулом творчества, решения умственных и трудовых задач. ВОСПИТЫВАЙТЕ ТРУДОВЫМИ УВЛЕЧЕНИЯМИ Десятилетия работы в школе убедили меня в том, что труд играет исключительно важнуюроль в умственном развитии. Ум ребенка — на кончиках его пальцев. Опыт убеждает, что для умственного развития школьников надо выбирать следующие виды труда: а) Конструирование и монтирование действующих моделей установок, механизмов, приборов. 6) Выбор способом передачи, преобразования,трансформации энергии: и движения. в)Выбор способов обработки материалов, выбор инструментов и механизмов, технологических приемов обработки. г) Создание среды, необходимой для нормального развития жизненных процессов(у растений и у животных), управление этой средой. КАК ДОБИТЬСЯ, ЧТОБЫ УЧЕНИКИ БЫЛИ ВНИМАТЕЛЬНЫ? Управление вниманием — одна из наиболее тонких и еще очень мало исследованных сфер педагогического труда. Чтобы управлять вниманием, надо глубоко знать психику ребенка, его возрастные особенности. Многие годы работы в школе убедили меня в том, что овладеть вниманием ребенка можно лишь создав, утвердив, сохранив его определенное внутреннее состояние — эмоциональную приподнятость,интеллектуальное воодушевление, связанное с чувством властвования над истиной, с умственной гордостью. Внимательность учеников здесь обусловливается знанием ряда истин, всвете которых совершенно неинтересный материал будет восприниматься как интересный. Непроизвольное внимание должно сочетаться с произвольным. Если учитель не думает над тем, чтобы создать у учеников внутреннее состояние эмоциональной приподнятости, интеллектуального воодушевления, знания вызывают только равнодушие, а бесчувственный, умственный труд приносит усталость. НАГЛЯДНОСТЬ — ТРОПИНКА ПОЗНАНИЯ И СВЕТ, ОЗАРЯЮЩИЙ ЭТУ ТРОПИНКУ Единственным средством воспитания внимательности является воздействие па мысль, и наглядность лишь в той мере способствует развитию и углублению внимательности, в какой она стимулирует процесс мышления. Наглядный образ предмета может сам по себе привлечь внимание на продолжительное время, но цель применения наглядности заключается вовсе не в том, чтобы на весь урок приковать внимание ученика,— средство наглядности приносится на урок для того, чтобы на каком-то этапе познания дети отвлеклись от образа, перешли мысленно к обобщающей истине, закономерности. К.Д.Ушинский писал, что дети мыслят «формами, звуками, красками и ощущениями». Эта возрастная закономерность требует, чтобы мышление маленького ребенка развивалось среди природы, чтобы он одновременно видел, слышал, переживал и думал. Наглядность — сила, развивающая внимательность, мышление, она придает эмоциональную окраску познанию. Благодаря одновременности видения,слухового восприятия, переживания и мышления в сознании ребенка формируется то, что в психологии называется эмоциональной памятью. Я советую учителям начальных классов: учите детей мыслить у первоисточника мышления, среди природы и труда. Применяя наглядность, надо задумываться над тем, как от конкретного перейти к абстрактному. Постепенно надо переходить от натуральных к изобразительным средствам наглядности, апотом к таким, которые дают символическое изображениепредметов, явлений. Классная доска существует не только для того, чтобы писать на ней, но и для того, чтобы учитель делал на ней зарисовки, схемы, чертежи — в процессе рассказа, объяснения, использовал доску и разноцветные мелки. Изобразительная наглядность является вместе с тем и средством умственного самовоспитания. Научить нарисовать задачу — значит обеспечить переход от конкретного мышления к абстрактному. От изобразительной наглядностипостепенно переходитек словесно- образной. Словесныйобраз — это шаг па пути перехода от мышления «формами, звуками, красками и ощущениями» к мышлению понятиями. Средство наглядности должно быть таким, чтобы дети обращали внимание на самое главное, самое существенное. Повторим: наглядность требует большого искусства в ее использовании, знания души, мысли учащегося. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 208. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |