Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

БОРИТЕСЬ ЗА МЫСЛЬ И СЕРДЦЕ СВОИХ ПИТОМЦЕВ




Ключей бьет интеллектуальная жизнь в той школе, где преподавание предметов выливается как бы в доброе со­ревнование педагогов за мысль, за душу воспитанников.

Воспитательная сторона учения раскрывается, по моему твердому убеждению, прежде всего в том, что, об­разно выражаясь, в стройном оркестре основ наук каждый ученик находит свой любимый инструмент и свою люби­мую мелодию. Нет интеллектуальной полноты, духовного богатства жизни личности без влюбленности в конкрет­ный предмет, в конкретную отрасль научных знаний.

Считайте делом своей чести, чтобы преподаваемый вами предмет ученики находили самым интересным, чтобы как можно больше подростков как о счастье мечтали, о твор­честве в сфере науки, основы которой вы излагаете им в школе. Боритесь за мысль и сердце своих питомцев; со­ревнуйтесь со своими коллегами — преподавателями дру­гих предметов.

КАК СЛИТЬ МЫСЛЬ И ЧУВСТВО ГРАЖДАНСКОГО ДОСТОИНСТВА

Я твердо убежден: путь к достижению этой целив том, чтобы знания, интеллектуальное богатствослужило само­выражением личности. Воспитательную работу в этом направлении надо вести, начиная с младших классом. Воспитывая младших школьников, я стремился к осуществлениюпринципа: каждый школьник должен сделатьсвой вклад в интеллектуальную жизнь коллектива. Собствен­ныезнания, мысль, умения должны переживаться как честь, как достоинство. Этого никак нельзя достигнуть, только тем, что ученический коллектив будет знать,как этот школьник учит уроки, слышать, как он отвечает.

С каждым годом обмен умственными,духовными бо­гатствами все больше определил отношения между деть­ми. В IIIи IV классах начались «вечера книги»: дети рассказывали содержаниепрочитанных книг,читали их вслух, декламировали стихотворения и отрывки из худо­жественной прозы. Это было своеобразным соревнованием разума и мастерства.

Начиная с V класса, мои питомцы стали активными умственнымивоспитателями своих младших товарищей-дошкольников и учеников I—IIклассов. Двенадцать пяти­классников руководили маленькими кружками поэтиче­скоготворчества. В каждом кружке было 5—7 малышей, пятиклассники учили их составлять сочинения-миниатю­ры о природе, читали маленьким друзьям свои собст­венные сочинения и стихотворения; это утверждало чув­ство достоинства у старших.

В VI—VIIклассах несколько учеников стали руково­дителями кружков юных математиков учениковI—IIIклассов. Дети решалии составляли задачи на«сообрази­тельность».  В течение всего периодаобучении вV—VIIIклассах ученикибыли также руководителямигрупп — кружков по изучению иностранного языка:первоклас­сники и второклассники учились читать и говорить по-французски.

В VII—X классах каждый воспитанник выступает на вечере науки и техники с докладом или сообщением.

ЗНАНИЯ И УЧАСТИЕ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

В сельской местности школа — главный очаг культуры и знаний.

В процессе передачи знаний другим ученик многое уясняет для самого себя, у него возникает множество вопросов, он стремится выяснить тончайшие «извилины и повороты» мысли, скрытые причинно-следственные свя­зи.

Как добиться, чтобы юношеству хотелось учиться? Эта цель никогда не будет достигнута, если знания оста­нутся в сознании ученика «ценностями для себя», если они не приобретут нравственной окраски, не будут пере­живаться как радость, честь, богатство, достоинство лич­ности.

КАК РАСПРЕДЕЛИТЬ ТРУД ШКОЛЬНИКОВ ПО ВРЕМЕНАМ ГОДА

В младших классах я советую распределять умствен­ный труд школьников на год таким образом, чтобы при­мерно к середине третьей четверти (конец февраля) в ос­новном закончилось изучение важнейших теоретических обобщений по грамматике и арифметике.

Готовьтесь к урокам в четвертой чет­верти так, чтобы красной нитью вашей методики было при­ведение уже имеющихся знаний в состояние активной дея­тельности, подвижности.

В программах средней общеобразовательной школы перегрузки нет. Перегрузка — в нашей практической работе, в методах обучения.

Предотвратить перегрузку —„это значит, во- первых, с трех-, четырех-, пятилетнего возраста ребенка заботиться о богатом интеллектуальном фоне, на кото­ром происходит его умственное развитие в семье,а от­сюда — постоянно повышать педагогическую культуруродителей; во-вторых, не допускатьдиспропорции вуме­ниях и знаниях, обеспечиватьпроцесс, овладения зна­ниями,умениями учиться — важнейшими инструментами умственного труда школьников; в-третьих, па практике реализовать одно из важнейших теоретических положений педагогической психологии и, следовательно, дидактики: нет абстрактного ученика; давать глубокие знания — зна­чит видеть умственный труд каждого ребенка; в-четвер­тых, заботиться о постоянном развитии знаний,о том, что­бы они «вводились воборот», неоставались вголове око­стеневшим грузом; в-пятых, не допускать, чтобы учение превращалось в бесконечное наверстывание упущенного, не подтягивать без конца «хвосты». Одним словом, не до­пускать перегрузки — это значит делать все, о чем гово­рилось выше.

ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ВОСПИТАННИКА

Не допускайте, чтобы вашего питомца захлестнуло школярство. Кроме привычного круга школьных дел, пред­ставлений, интересов, у него должна быть богатая, много­гранная интеллектуальная жизнь. Речь идет о чтении школьника, особенно в подростковом возрасте.

Если вас назначили классным руководителем или, как говорят, воспитателем V класса, поставьте перед собой как одну из главных задач формирование этой духовной потребности.

ЧТОБЫ НЕ ВЫЛО ПЕРЕГРУЗКИ — НЕОБХОДИМО СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ

Проблема свободного времени — это одна из важней­ших проблем не только обучения, но и интеллектуального воспитания, всестороннего развития. Свободное время не­обходимо ученику, как воздух для здоровья: оно необхо­димо для того, чтобы ученик успешно учился и не чув­ствовал постоянной угрозы отставания (знаете, как бы­вает: стоит ребенку проболеть несколько дней, как он уже очень отстал). Свободное время — первое условие богатства интеллектуальной жизни воспитанника, условие того, чтобы в его жизни было не только учение, а значит и того, чтобы учение было эффективным.

 Свободное время ученика рождается на уроках, его творцом является умный, думающий учитель. Его первый помощник в создании свободного времени — сам ученик, от него в большой мере зависит, в каком состоянии нахо­дятся знания — в состоянии подвижности, активности, или же в состоянии окостенения. Но есть еще одно условие, от которого зависит создание свободного времени. Это режим труда и отдыха.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 173.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...