Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СТРУКТУРЫ ВОПРОСОВ. ПЕРЕСПРОС. ВЫРАЖЕНИЯ СОГЛАСИЯ И НЕСОГЛАСИЯ. ВСТУПЛЕНИЕ В РАЗГОВОР, ВЫХОД ИЗ НЕГО




Выделяют два вида вопросов: уточняющие и восполняющие.

Уточняющие, или закрытые, вопросы заключаются в выяснении правдивости или ложности тезиса, суждения, например: «Мы пойдем сегодня в театр?» или «Действительно ли выставка будет открыта к концу месяца?» Как правило, ответ на подобные вопросы может быть ограничен словами да, нет.

Восполняющие (открытые) вопросы направлены на выяснение какой-либо новой информации. Вопросительные слова «что, кто, где, как» и иные являются грамматическими признаками данных вопросов, например: «Когда будет открыта выставка?», «Как будет происходить тестирование?»

По своему составу вопросы делятся на простые и сложные.

Простые вопросы не могут быть разделены.

Сложные вопросы можно разделить на несколько простых. Ответы на них могут быть разными. Сложный вопрос содержит несколько вопросительных слов.

Ответы на сложные вопросы могут вызвать затруднение у отвечающих, следовательно, в различных дискуссиях, спорах рекомендуется задавать простые вопросы.

По форме вопросы делятся на корректные и некорректные.

Вопросы, в основе которых лежат правдивые, истинные доводы, являются правильно поставленными, или корректными. В основе некорректных (неправильно поставленных) вопросов лежат ложные, неверные суждения.

В вопросе может отражаться и отношение к оратору. Вопросы могут носить нейтральный характер, могут быть благожелательными, неблагожелательными, провокационными и даже враждебными. По тому, как сформулирован вопрос, по тону собеседника можно определить характер вопроса и попытаться выработать определенную тактику поведения. В любом случае говорить следует спокойно, уверенно, аргументируя свои ответы. Необходимо проявлять уважение и понимание, терпение по отношению к собеседнику, даже если вопрос сформулирован неточно. Давая ответы на провокационные вопросы, не следует раздражаться, обижаться или замыкаться. Надо постараться понять суть вопроса и определить позицию оппонента.

Переспрос как вид вопроса характерен для устной речи. Это вопросы уточнения (например, Не могли вы бы повторить?... Что вы сказали?...).

Отвечать на реплику можно согласием или несогласием. Это могут быть как конкретные слова, фразы, например: Я согласен (не согласен), потому что., так и невербальные средства, например кивок головы или покачивание головы из стороны в сторону.

Разговор – это диалог. Начать разговор можно с высказывания, с замечания или комментария, с вопроса. В любом случае вступление в разговор, равно как и выход из него, должно быть уместным и своевременным.

ЖАНРЫ ОПИСАНИЯ: ОПИСАНИЕ ЧЕЛОВЕКА, ПРЕДМЕТА, ПРОСТРАНСТВА (ПЕЙЗАЖ, ИНТЕРЬЕР)

В описании рассматриваются признаки предметов, явлений. В описании можно нарисовать картину: портрет человека, интерьер, пейзаж. Как правило, в описании нет сюжета или он не играет важной роли. Действующими персонажами являются объекты! или непосредственно автор.

В художественной литературе описание главного героя, его внешних и внутренних качеств, его поступков помогает читателю создать целостный образ. Используя различные стилистические приемы, автор делает описание ярким, красочным, незабываемым. Иногда через внешнее описание автор желает открыть внутренний мир действующего лица.

Встречаются слова, которые передают отношение автора. К примеру, слова «очаровательный, великолепный, бесстрашный» говорят о положительном отношении к персонажу, или, например, слова «бестолковый, непутевый», наоборот, демонстрируют негативную оценку.

Описание человека встречается в милицейской хронике. В отличие от художественной литературы красочность и образность описания здесь неуместны. В основном это по возможности точные данные: рост, разрез глаз, нос, рот и т. д. и т. п.

При описании предмета рассматриваются количественные характеристики, размер, цвет. Более точные характеристики представлены в документации, это, как правило, приложение к товару.

В литературе при описании пейзажа используются различные эпитеты, что помогает читателю лучше представить окрестности. Описание пейзажа в документах представляет собой отчет о количестве земли, числе деревьев, кустарников и т. д.

Презентация товара – рекламная акция. Продавец предоставляет сведения о качестве товара, о его свойствах, возможностях. Презентация должна носить положительный характер.

Путеводитель – ознакомительная брошюра, содержащая краткий рассказ и описание мест (страны, города), которые рекомендуется посетить. В путеводителе содержатся статистические данные: площадь страны, количество населения, информация о развитых отраслях промышленности, а также об определенных традициях, обычаях страны. Описание должно быть как можно более ярким и красочным, чтобы у читателя непременно возникло желание посетить то или иное место.

Экскурсия – прогулка, посещение достопримечательностей с образовательной или увеселительной целью. Стиль изложения рассказа может быть сухим, строгим, четким, или же, наоборот, содержать красочное описание интерьера, предметов мебели, окружающего пространства.

ИЗУЧЕНИЕ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ

Разговорная речь представляет собой умение применять правила культуры речи. Она относится к разговорному стилю.

Стиль – это разновидности языка, характеризующиеся сферами использования, целями высказывания, личным отношением говорящего и т. д.

Разговорная речь формирует у человека коммуникабельность, развивает разнообразность языкопользования, выразительность высказываний, умение держаться в обществе и др.

Разговорная речь и разговорный стиль играют важную роль в нашей культуре. Область разговорной речи до недавнего времени была мало изучена. Только в последние десятилетия появились исследования, расценивающие разговорную речь как самостоятельный феномен, отличный от литературной речи.

Цели изучения разговорной речи могут быть различны. Речь без просторечия и жаргонных слов, с общепринятой нормой употребления слов и выражений считают литературной речью. Разговорная речь характеризуется прежде всего лексикой. Лексика разговорной речи включает в себя слова собственно разговорные, просторечные, а иногда и нелитературные.

Лексика разговорной речи дифференцируется по степени литературности. Можно выделить следующие разновидности лексики разговорной речи: разговорная, с оттенком фамильярности и просторечная, выходящая за грани литературного языка.

Просторечные слова, входящие в разговорную речь, делят на грубые и негрубые. Грубые – это вульгаризмы, к которым относятся и бранные слова.

Разговорная лексика часто присутствует в письменно-книжном общении, нарушая при этом лишь стилистические нормы. Просторечие практически недопустимо в сфере литературной речи, за очень редким исключением (со стилистической необходимостью).

Диалектизмы относят к нелитературной лексике разговорной речи, но постепенно некоторые слова проникают в словарь литературного языка, обогащая его. Исследователи считают, что подобные слова обладают большим лингвистическим потенциалом.

Изучение лексики разговорной речи – важный момент в познании культуры речи. Лексика из одного стиля может переходить в другие, и наоборот. Известно множество примеров, когда слова из разговорной речи (например, просторечие), переходят в нормативную речь и становятся литературными.

По изучению разговорной речи ведется большая исследовательская работа, так как ее лексика значительно разнообразнее, чем литературная, и имеет множество синонимов. Разговорную речь можно рассматривать с лексической, культурной, исторической и художественной точек зрения. Понять культуру речи, язык народа во многом означает понять его культуру.

ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ ЖАНРЫ

Повествовательные жанры можно отнести к публицистическому стилю.

В повествовании пересказываются события, описываются действия, часто присутствует сюжет, персонажи. В повествовательное описание включаются зарисовки, действие меняется в пространстве и во времени.

Пересказ – это краткое изложение какого-либо литературного произведения, статьи или какого-то события. Пересказ передает информацию через мироощущение и мнение автора, сохраняя смысл и признаки оригинала. Используемая лексика разнообразна, хотя близка к первоисточнику.

Комментарий к динамическому видеоряду – это явление сравнительно новое, связанное с телевизионным сюжетом. Комментарий представляет собой заранее записанный журналистами текст, который затем озвучивается специально подготовленными людьми. Различают два типа комментария:

1) комментарии к словам интервьюируемого;

2) речь за кадром с описанием какого-либо события.

Комментарий может быть от лица журналиста, эксперта или специалиста по данному вопросу.

Рассказ о дорожно-транспортном происшествии – это сообщение о каком-то событии, связанном с происшествием на транспорте. Как правило, это рассказ либо очевидца, либо участника событий, либо свидетеля. Такой рассказ-сообщение может быть как в устной форме (телевизионный репортаж), так и в письменной форме (заметка в газете).

Телевизионный репортаж может идти с места событий. Сообщение в газете является пересказом случившихся событий. Подобный рассказ должен содержать факты произошедшего, особое значение имеет комментарий представителей ГИБДД. В таких рассказах должен присутствовать воспитательный момент: можно привести элементарные правила дорожного движения и напомнить о важности их соблюдения.

По стилю рассказ о дорожно-транспортном происшествии относится к публицистическому жанру. В нем присутствует много специальных терминов и числовых данных.

Рассказ-рекомендация – это совет, отзыв или указание. Он может быть представлен в устном и письменном виде. Стиль подобных рекомендаций находится на границе публицистического и официально-делового, лексика разнообразна и содержит оценку. Форма изложения повелительная.

Автобиография – это рассказ о себе, описание собственной жизни в прозе. Она может быть оформлена как в художественном виде, так и в кратком резюме, как анкета. Она содержит дату рождения и даты основных жизненных событий.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 219.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...