Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Суперсегментные фонетические единицы
Ударение
Ударение – это выделение в устной речи какой-либо фонетической единицы с помощью свойственных языку фонетических средств. Ударение характеризуется тремя фонетическими компонентами, в зависимости от преобладания одного из них выделятся различные фонетические типы ударения в разных языках: 1) интенсивность, которая достигается увеличением мускульного напряжения и усилением выдоха. Основанное на этом свойстве ударение называют динамическим (силовым, экспираторным); 2) высота голосового тона. На основе этого признака выделяется музыкальное ударение (в древнегреческом, японском языках); 3) длительность произнесения фонетической единицы. По этому признаку условно выделяют количественное ударение, которое в чистом виде не зарегистрировано ни в одном из языков. В конкретном языке могут сочетаться все указанные признаки, но значимость их бывает различной. Обычно доминирующим является один из видов ударения. Довольно редко сосуществуют разные типы (например, в шведском и датском языках отмечается динамическое и музыкальное ударение). Известны языки, в которых ударение вообще не отмечено (например, палеоазиатские языки). Словесное ударение в русском языке характеризуется тремя признаками: 1. Ударный слог выделяется своей длительностью, своим количеством. Русское ударение является количественным (квантитативным). 2. Ударный слог произносится с большей силой. Русское ударение является силовым, или динамическим. 3. Русское ударение является качественным, что связано с противопоставлением ударных и безударных гласных. В зависимости от того, с какой сегментной единицей соотносится ударение, различают несколько его функциональных типов: – фразовое, или логическое, которое позволяет выделить слово, несущее основную коммуникативную нагрузку во фразе; – тактовое, или синтагматическое, выделяющее главное по смыслу слово в речевом такте; – словесное, с помощью которого выделяют один из слогов неодносложного слова; – эмфатическое (от греческого emphasis – выразительность), которое служит для подчеркивания эмоциональной стороны слова. Достигается это обычно долгим произношением ударного гласного, иногда и протяжным произношением согласного. Причем, замечено, что положительные эмоции, а также крайнее удивление выражаются обычно продлением гласных (Петенька, милый, голубчик, приезжа-ай, соску-училась…), отрицательные эмоции – продлением согласных (А ну, гляди сюда, каш –шеваррр!). Эмфатическое ударение может соотноситься с любой по длительности фонетической единицей. Оно может выделять целую фразу (Как же вы можете так поступать?!), слово, слог и даже звук (З-З-З-Замечательно!). По характеру расположения ударения в слове различают несколько структурных типов ударения. 1. Одноместное и разноместное (или свободное и связанное) ударение. Ударение первого типа имеет строго фиксированную зону локализации, т.е. может падать на определенный слог в слове. Например, в чешском и венгерском языках ударным обычно является первый слог, во французском языке – последний. Разноместное ударение может падать на любой слог слова и на разные морфемы, как в русском и английском языках. Для русского языка характерно разноместное ударение: зи́мний (1-й слог ударный), весна́ (2-й слог), теплохо́д (3-й слог), водохрани́лище (4-й слог) и т.д. 2. Подвижное и неподвижное ударение. Если при образовании грамматической формы слова место ударения не меняется, то такое ударение является неподвижным. Если же при изменении слова происходит перенос ударения с одного слога на другой, с одной морфемы на другую, то такое ударение является подвижным. Например: звоню́ – звони́шь – позвони́м – неподвижное ударение на окончании; медве́дь –медве́дя – медве́ди – неподвижное ударение. Слово может иметь одно ударение, несколько ударений или ни одного ударения. Если в слове несколько ударений, то одно из них является основным, а другие – побочными. Основное ударение обозначается знаком ́, а побочное – знаком`. Слово может иметь несколько ударений, среди которых различают основное и дополнительное, или побочное. Побочное ударение могут иметь: 1) некоторые двусложные и трехсложные предлоги и союзы: п̀еред отхо́дом, ̀около до́ма, потом̀у что хо́лодно; 2) многосложные слова, в том числе и сложные слова с тремя или четырьмя основами, некоторые сложносокращенные слова, в которых слабое, побочное ударение располагается ближе к началу слова, а основное – ближе к концу: н̀едовыполне́ние, в̀одонепроница́емый, ̀аэроф̀отосъе́мка. Слово может не иметь ни одного ударения. Такие слова называют клитиками. Среди них выделяют проклитики и энклитики. Проклитикой называют безударное слово, которое предшествует ударному слову и примыкает к нему. Энклитика – это безударное слово, стоящее после ударного и также примыкающее к нему. В роли проклитик и энклитик чаще всего выступают служебные слова. Ударение в русском языке может выполнять дифференцирующие функции. Оно помогает различить такие языковые единицы, как: 1) слова, разные по значению, но одинаковые по написанию (омографы): за́мок – замо́к; 2) грамматические формы слова (омоформы-омографы): не подает руки́ (р.п., ед.ч.) – чистые ру́ки (им.п., мн.ч.), засыпа́ть (несов.в.) – засы́пать (сов.в.), гру́зите (изъявительное наклонение) – грузи́те (повелительное наклонение); 3) функционально-стилистические варианты слова: свё́кла (литературное) – свекла́ (просторечное), ко́мпас (общеупотребительное) – компа́с (профессиональное). Интонация Интонация (от латинского intono – громко произношу) – совокупность средств организации звучащей речи. Основной функцией интонации является передача эмоционально-модального отношения говорящего к сообщаемому. В интонации следует различать два аспекта: коммуникативный и эмоциональный. В коммуникативном аспекте интонация выполняет следующие функции: 1. Различает коммуникативные типы высказывания – побуждение, вопрос, восклицание, повествование. 2. Является средством членения речи на высказывания. Постановка точки после фразы Сквозь слёз не видя ничего в приведенном отрывке из романа в стихах «Евгений Онегин» приведёт к искажению его смысла. В контексте всего произведения точка ставится после слова Евгений. Учитесь властвовать собою, Не всякий вас как я поймет, К беде неопытность ведет. Так проповедовал Евгений, |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 251. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |