Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Суперсегментные фонетические единицы




 

Ударение

 

Ударение – это выделение в устной речи какой-либо фонетической единицы с помощью свойственных языку фонетических средств.

Ударение характеризуется тремя фонетическими компонентами, в зависимости от преобладания одного из них выделятся различные фонетические типы ударения в разных языках:

1) интенсивность, которая достигается увеличением мускульного напряжения и усилением выдоха. Основанное на этом свойстве ударение называют динамическим (силовым, экспираторным);

2) высота голосового тона. На основе этого признака выделяется музыкальное ударение (в древнегреческом, японском языках);

3) длительность произнесения фонетической единицы. По этому признаку условно выделяют количественное ударение, которое в чистом виде не зарегистрировано ни в одном из языков.

В конкретном языке могут сочетаться все указанные признаки, но значимость их бывает различной. Обычно доминирующим является один из видов ударения. Довольно редко сосуществуют разные типы (например, в шведском и датском языках отмечается динамическое и музыкальное ударение). Известны языки, в которых ударение вообще не отмечено (например, палеоазиатские языки).

Словесное ударение в русском языке характеризуется тремя признаками:

1. Ударный слог выделяется своей длительностью, своим количеством. Русское ударение является количественным (квантитативным).

2. Ударный слог произносится с большей силой. Русское ударение является силовым, или динамическим.

3. Русское ударение является качественным, что связано с противопоставлением ударных и безударных гласных.

В зависимости от того, с какой сегментной единицей соотносится ударение, различают несколько его функциональных типов:

фразовое, или логическое, которое позволяет выделить слово, несущее основную коммуникативную нагрузку во фразе;

тактовое, или синтагматическое, выделяющее главное по смыслу слово в речевом такте;

словесное, с помощью которого выделяют один из слогов неодносложного слова;

эмфатическое (от греческого emphasis – выразительность), которое служит для подчеркивания эмоциональной стороны слова. Достигается это обычно долгим произношением ударного гласного, иногда и протяжным произношением согласного. Причем, замечено, что положительные эмоции, а также крайнее удивление выражаются обычно продлением гласных (Петенька, милый, голубчик, приезжа-ай, соску-училась…), отрицательные эмоции – продлением согласных (А ну, гляди сюда, каш –шеваррр!).

Эмфатическое ударение может соотноситься с любой по длительности фонетической единицей. Оно может выделять целую фразу (Как же вы можете так поступать?!), слово, слог и даже звук (З-З-З-Замечательно!).

По характеру расположения ударения в слове различают несколько структурных типов ударения.

1. Одноместное и разноместное (или свободное и связанное) ударение. Ударение первого типа имеет строго фиксированную зону локализации, т.е. может падать на определенный слог в слове. Например, в чешском и венгерском языках ударным обычно является первый слог, во французском языке – последний. Разноместное ударение может падать на любой слог слова и на разные морфемы, как в русском и английском языках.

Для русского языка характерно разноместное ударение: зи́мний (1-й слог ударный), весна́ (2-й слог), теплохо́д (3-й слог), водохрани́лище (4-й слог) и т.д.

2. Подвижное и неподвижное ударение. Если при образовании грамматической формы слова место ударения не меняется, то такое ударение является неподвижным. Если же при изменении слова происходит перенос ударения с одного слога на другой, с одной морфемы на другую, то такое ударение является подвижным. Например: звоню́ – звони́шь – позвони́м – неподвижное ударение на окончании; медве́дь –медве́дя – медве́ди – неподвижное ударение.

Слово может иметь одно ударение, несколько ударений или ни одного ударения.

Если в слове несколько ударений, то одно из них является основным, а другие – побочными. Основное ударение обозначается знаком ́, а побочное – знаком`.

Слово может иметь несколько ударений, среди которых различают основное и дополнительное, или побочное.

Побочное ударение могут иметь:

1) некоторые двусложные и трехсложные предлоги и союзы: п̀еред отхо́дом, ̀около до́ма, потом̀у что хо́лодно;

2) многосложные слова, в том числе и сложные слова с тремя или четырьмя основами, некоторые сложносокращенные слова, в которых слабое, побочное ударение располагается ближе к началу слова, а основное – ближе к концу: н̀едовыполне́ние, в̀одонепроница́емый, ̀аэроф̀отосъе́мка.

Слово может не иметь ни одного ударения. Такие слова называют клитиками. Среди них выделяют проклитики и энклитики. Проклитикой называют безударное слово, которое предшествует ударному слову и примыкает к нему. Энклитика – это безударное слово, стоящее после ударного и также примыкающее к нему. В роли проклитик и энклитик чаще всего выступают служебные слова.

Ударение в русском языке может выполнять дифференцирующие функции. Оно помогает различить такие языковые единицы, как:

1) слова, разные по значению, но одинаковые по написанию (омографы): за́мок – замо́к;

2) грамматические формы слова (омоформы-омографы): не подает руки́ (р.п., ед.ч.) – чистые ру́ки (им.п., мн.ч.), засыпа́ть (несов.в.) – засы́пать (сов.в.), гру́зите (изъявительное наклонение) – грузи́те (повелительное наклонение);

3) функционально-стилистические варианты слова: свё́кла (литературное) – свекла́ (просторечное), ко́мпас (общеупотребительное) – компа́с (профессиональное).

Интонация

Интонация (от латинского intono – громко произношу) – совокупность средств организации звучащей речи.

Основной функцией интонации является передача эмоционально-модального отношения говорящего к сообщаемому.

В интонации следует различать два аспекта: коммуникативный и эмоциональный.

В коммуникативном аспекте интонация выполняет следующие функции:

1. Различает коммуникативные типы высказывания – побуждение, вопрос, восклицание, повествование.

2. Является средством членения речи на высказывания. Постановка точки после фразы Сквозь слёз не видя ничего в приведенном отрывке из романа в стихах «Евгений Онегин» приведёт к искажению его смысла. В контексте всего произведения точка ставится после слова Евгений.

Учитесь властвовать собою,

Не всякий вас как я поймет,

К беде неопытность ведет.

Так проповедовал Евгений,










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 251.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...