Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Слог. Основные теории слога




Предисловие

 

Данное учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «005100 – Педагогическое образование. Начальное образование».

В издании изложены такие разделы курса «Русский язык» модуля «Теоретические основы и технологии начального языкового образования», как введение в языкознание, фонетика, фонология, орфоэпия, графика, орфография, лексикология, лексикография, фразеология, морфемика, словообразование, морфология (именные части речи).

Целью работы является углубление теоретических знаний студентов и формирование у них языковых компетенций, определяемых содержанием названных разделов, в частности, знание основных теоретических понятий указанных разделов лингвистики и умение анализировать лингвистические единицы всех уровней: фонетического, графического, лексического, словообразовательного, грамматического; умение соотносить изученный материал с программой по русскому языку для начальных классов; пользоваться толковыми словарями, словарями синонимов, антонимов, омонимов и другими ортологическими справочниками; строить свою речь в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

В пособии нашли отражение узловые темы курса, необходимые для формирования специальных компетенций студентов при изучении ими дисциплины «Методика обучения русскому языку и литературному чтению».

В каждом разделе издания приводятся порядок и образец языкового анализа соответствующих лингвистических единиц.

В отдельных случаях авторами предлагается собственная интерпретация некоторых частных проблем русского языка.

 

 



Введение в науку о языке

 

Понятие о языкознании

 

Языкознание – это наука о естественном человеческом языке, изучающая его строение, функционирование и историческое развитие, его свойства и функции.

Языкознание – это наука обо всех языках мира как индивидуальных представителях естественного человеческого языка. В настоящее время на земле существует около трех-семи тысяч языков. Точную цифру установить невозможно, что обуславливается, с одной стороны, обилием диалектов в тех или иных языках. Например, в ретороманском и китайском.

Ретороманский – один из индоевропейских языков. В этом языке диалектное членение настолько сильно, что препятствует взаимопониманию их носителей и соответственно диалекты могут претендовать на статус самостоятельных языков.

Китайский – один из китайско-тибетских языков. Государственный язык КНР и Тайваня, один из четырех государственных языков Сингапура. Один из шести рабочих языков ООН. Число говорящих – свыше 1 миллиарда человек. Имеется 6 диалектных групп, сильно отличающихся друг от друга.

С другой стороны, появляются новые языки и умирают существующие, в России на камасинском языке к началу 80-х г. XX в. говорила только одна престарелая его носительница. Многие языки находятся на грани исчезновения, например, ирландский: общественность, администрация и практически все жители страны пришли к заключению о нецелесообразности использования родного языка даже в семейном общении, т.е. в обиходно-разговорной сфере, из-за его непрестижности и «бесперспективности», поскольку из всех других сфер он уже вытеснен английским.

Из 187 индейских языков Северной Америки 149 детьми уже не выучиваются, следовательно, эти языки обречены на вымирание.

По предмету исследования различают языкознание общее и частные науки о языке.

Общее языкознание изучает то общее и существенное, что обнаруживается в различных языках мира. Почти все языки обладают одним и тем же набором средств для передачи понятий предмета, его признаков, понятия действия и связанных с ним понятий пространства и времени и т.д. Это обусловливает то, что в большинстве языков, но не во всех, мы выделяем такие части речи, как существительное, прилагательное, глагол, такие глагольные категории, как время, вид и т.д.

Другими словами говоря, общее языкознание выявляет так называемые типологические универсалии. Универсалия – это явление, свойственное всем или очень многим языкам.

Универсальными являются семантика, синтаксис и фонетика.

Универсальность семантики (от греческого sēmantikos – обозначающий, раздел языкознания, изучающий значение единиц языка) обусловлена единством объективного мира, его отражения в сознании и преобразования в общественной практике людей. Иначе говоря, в языке мир отражается и преобразуется в сознании носителей разных языков одинаково.

Универсальность синтаксиса определяется назначением языка служить целям общения, что определяет общие черты в построении высказывания на любом языке.

Универсальность фонетики обусловлена главным образом одинаковым устройством и функционированием речевого аппарата людей (антропофоникой – от греческих anthropos – человек, и phone – звук, физиология звуков человеческой речи).

Абсолютными универсалиями являются, например, следующие утверждения: 1) во всех без исключения языках имеются местоимения 1-го и 2-го лица; 2) во всех языках существуют гласные и согласные звуки; 3) на всех языках люди говорят предложениями; 4) во всех языках есть имена собственные.

Частные науки о языке изучают отдельные языки и их группы. По объекту исследования различают следующие частные науки о языке: 1) по отдельному языку – русистику, японистику и т.д.; 2) по группе родственных языков – славяноведение, тюркологию и т.д.; 3) по географической принадлежности языков – балканистику, кавказоведение т.д.

 

Разделы языкознания

 

Общее языкознание различает разделы языкознания в зависимости от членения самого языка на уровни (ярусы).

Уровни языка – некоторые «части» языка, каждая из которых характеризуется совокупностью относительно однородных единиц и набором правил, регулирующих их использование. Различают следующие основные уровни языка: фонетический, морфологический, лексический, синтаксический.

В соответствии с данными уровнями разграничиваются следующие разделы языкознания.

Фонетика – наука о звуковой стороне языка, предметом её изучения являются звуки речи.

Фонология – наука, в которой звуки речи изучаются с функциональной точки зрения. В русском языке долгота гласного звука языковых функций не выполняет, сравните слова удар и ударь, в которых твёрдость и мягкость согласных различают значения слов. Произнесение долгого [о] в слове ДО-О-ОМ в предложении Вот это до-о-ом! может свидетельствовать об эмоциях говорящего, но значение слова дом при этом не меняется.

Лексикология занимается изучением словаря (лексики) языка.

Лексикография – наука о составлении словарей.

Фразеология исследует несвободные лексические сочетания.

Морфемика – учение о значимых частях слова.

Словообразование – наука, предметом изучения которой является изучение образования слов.

Морфонология. Предметом данной науки является исследование фонологического состава морфем и грамматически обусловленные чередования фонем. Русский суффикс -СК- для присоединения к некоторым основам требует так называемой морфемной прокладки – интерфикса: Америка – америкАНский, Уфа – уфиМский, негр – негрИТЯНский и т.д. Выделенные элементы являются интерфиксами. Морфонология изучает то, как меняется звуковой состав морфем при словообразовании.

Грамматика – раздел языкознания, исследующий морфологические свойства слов.

В грамматике выделяются морфология (изучает словоизменение и словообразование) и синтаксис (исследует синтаксис словосочетания, предложения и синтаксис текста).

Данные разделы выделяются не во всех языках, например, в китайском языке, в котором все слова наподобие русских наречий являются неизменяемыми, отсутствует такой раздел, как морфология.

Единицы нижестоящих уровней служат строительным материалом для единиц более высоких уровней: из звуков состоят морфемы, из морфем – слова, из слов – словосочетания и предложения, из предложений – текст.

Чем выше уровень языка, тем большим количеством единиц он располагает. Самый «малочисленный» – фонетический ярус. Количество звуков ни в одном языке мира не превышает нескольких десятков. Количество морфем уже исчисляется тысячами, а количество слов – десятками и сотнями тысяч. Что же касается предложений, которые можно составить на том или ином языке, то их сосчитать вообще невозможно.

 

Морфологическая классификация языков

 

Языки могут быть объединены в одну типологическую группу на основе особенностей своей морфологической структуры. Морфологическая структура слова есть совокупность его морфем, например, творожный – творож – корень с вещественным значением; н – суффикс, выражающий определённые отношения между предметами, в данном случае означает нечто, имеющее отношение к творогу; ый – окончание с грамматическими значениями единственного числа, мужского рода, именительного-винительного падежа.

Классификация, основанная на морфологической структуре слова, называется морфологической.

Согласно морфологической классификации языки делятся на четыре группы: 1) корнеизолирующие, или аморфные (от греческих а – отрицательная частица, и morphe – вид, образ, бесформенный), 2) агглютинативные, 3) флективные, 4) инкорпорирующие, или полисинтетические.

Для корнеизолирующих языков характерно отсутствие словоизменения, основа слова совпадает с корнем. Большую грамматическую значимость имеет порядок слов. Сравните русские предложения Мать любит сына и Мать любит дочь. В первом предложении благодаря наличию окончания а в слове сына становится возможной перестановка слов в предложении, поскольку понятно, кто кого любит, во втором же предложении подобная перестановка возможна, но это может привести к изменению смысла предложения без особого интонирования: Дочь любит мать.

К корнеизолирующим языкам относятся китайский, вьетнамский, дунганский, мыонг и др. По направлению к корнеизоляции эволюционирует современный английский язык.

Языки второго типа называются агглютинативными, или агглютинирующими (от латинского agglutināre – приклеивать). Языкам этого типа присуща развитая система словоизменения, в которой каждое грамматическое значение имеет свой собственный показатель.

Для примера приведём татарское слово утыргыч (стул). Нулевой аффикс имеет значение единственного числа, именительного/винительного падежа, утыргычлар: -лар- – показатель множественного числа, утыргычларга (стульям): -га – показатель дательного падежа. Сравните с русским стулья, в котором окончание ’ам выражает данные грамматические значения одновременно.

Для агглютинативных языков характерно наличие единого для всех существительных типа склонения и единого для всех глаголов типа спряжения.

К агглютинативному типу языков относятся тюркские, тунгусо-манчжурские, угро-финские и некоторые другие языки, а также язык эсперанто (международный язык, проект которого разработал в 1887 г. варшавский врач Л.М. Заменгоф. Его основу составляют интернациональные слова, часто понятные без перевода, и 16 основных грамматических правил).

Третий тип представляют флективные (от латинского flectio – сгиб, изменение), или фузионные (от латинского fūsio – истечение) языки. Для языков данного типа характерна развитая система словоизменения и способность передать несколько грамматических значений одним показателем. Так, например, в русском существительном стекло окончание слова о является одновременно показателем единственного числа, среднего рода, именительного/винительного падежа.

В отличие от агглютинативных языков во флективных языках присутствует большое разнообразие типов склонения и спряжения, например, в русском языке – три склонения и два спряжения, в украинском – четыре склонения, два спряжения и четыре формы времени.

К флективному типу языков относятся славянские, балтийские, италийские, некоторые из индийских и иранских языков.

К четвёртому типу относятся инкорпорирующие (от латинского incorporātio – включение (в состав чего-н.), или полисинтетические (от греческих poly – много, synthetikos – соединенный, составленный) языки. Языкам этого типа присуще объединение целого предложения в одно большое сложное слово. При этом грамматические показатели оформляют не отдельные слова, а всё слово-предложение в целом.

В таких языках будет сказано не Дождь пошел, а Дождепошло.[1]

В русском языке в виде сложного слова можно представить только простое нераспространенное предложение с личным местоимением в роли подлежащего. Невозможно объединить в одно слово предложение Мы охраняем четырех бодливых сильных оленей, которое в чукотском языке будет выглядеть как Мыт-н,ыран-вэтъат-арма-к,ора-ма.

К инкорпорирующему типу языков относятся языки чукотско-камчатской семьи, некоторые языки индейцев Северной Америки.

 

Понятие о генеалогической классификации языков.

Место русского языка среди славянских языков.

Понятие о тюркской языковой семье

 

Некоторые языки очень похожи друг на друга. Русское предложение Я учусь на украинский язык переводится как Я вчуся, на белорусский язык – как Я вучуся.

Такое сходство между этими языками объясняется их происхождением от одного общего языка-предка: русский, белорусский и украинский происходят от некогда единого древнерусского языка.

Языки, происходящие от одного общего языка-предка, называются родственными языками.

Классификация языков на основании общности их происхождения называется генеалогической классификацией.

Самое крупное объединение родственных языков называется семьёй. Языковая семья может делиться на группы, а те, в свою очередь, на подгруппы. Некоторые группы и подгруппы включают в себя до нескольких десятков языков, некоторые состоят всего лишь из одного языка.

Одна из самых крупных языковых семей – индоевропейская, к которой относятся следующие группы языков: славянская, германская (немецкий, английский), романская (итальянский, испанский, португальский, французский), кельтская, иранская, дардская, балтийская, хетто-лувийская, тохарская, италийская (латинский), греческая, албанская, армянская

В славянской языковой группе различают восточнославянскую подгруппу, к которой относятся русский, белорусский, украинский и русинский языки; западнославянскую подгруппу, представленную польским, чешским, словацким, кашубским, верхнелужицким, нижнелужицким и полабским языками; южнославянскую подгруппу, в которую входят болгарский, македонский, сербскохорватский, словенский, церковнославянский языки. Полабский и церковнославянский языки являются мёртвыми.

Таким образом, русский язык относится к восточной группе славянских языков, входящих в индоевропейскую языковую семью.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации.

Русский язык входит в числе крупнейших мировых языков. Им владеет около 300 миллионов человек, проживающих и в России, и за ее пределами. Русский язык является официальным или рабочим языком во всех авторитетных международных организациях (ООН, ОБСЕ, МАГАТЕ, ЮНЕСКО, ВОЗ и других).

Другой крупной языковой семьёй является тюркская языковая семья, к которой относятся турецкий, татарский, башкирский, казахский, крымско-татарский, азербайджанский, узбекский, туркменский, каракалпакский, киргизский, якутский, долганский, хакасский, тувинский, алтайский, шорский, чувашский, гагаузский, караимский, ногайский, уйгурский, кумыкский, карачаево-балкарский, барабинский, чулымско-тюркский, тофаларский, сойотский, сарыг-югурский (язык желтых уйгуров), половецкий (мёртвый), хазарский (мёртвый), булгарский (мёртвый) языки.

 

Фонетика

 

Понятие о фонетике

 

Фонетика (от греческого phōnētikós – звуковой, голосовой) – раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка.

По предмету исследования различают фонетику общую и частную, или фонетику отдельных языков.

Общая фонетика изучает общие условия звукообразования исходя из одинакового устройства и функционирования речевого аппарата людей, строит универсальные классификации звуков речи, определяет акустические характеристики звуков и закономерности их сочетания.

Частная фонетика изучает звуковой строй конкретного языка.

По целям и задачам исследования частная фонетика может быть описательной и исторической. Описательная фонетика исследует современное состояние звукового строя языка, а историческая фонетика – его эволюцию. Например, согласные [г], [к], [х] до 50-х г. XX в. не имели пар по мягкости, и после данных согласных произносился звук [ы]. Этим и объясняется созвучие слов одинокий и далёкой в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Белеет парус одинокий».

Различают также сопоставительную фонетику, задачей которой является сравнение звукового строя двух и более языков.

 

Основные фонетические единицы.

Понятие о фонетическом членении речи

 

В звуковом потоке принято различать линейные (сегментные) (от латинского segmentum – отрезок) и надлинейные (суперсегментные) фонетические единицы. К линейным фонетическим единицам относятся звуки языка или их сочетания, располагающиеся последовательно друг за другом и образующие иерархическую систему, к надлинейным фонетическим единицам – ударение и интонация, которые не могут существовать отдельно от звуков речи, а только вместе с ними.

Линейными фонетическими единицами являются звук, слог, фонетическое слово, речевой такт, фонетическая фраза.

Фонетическая фраза – самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединённое особой интонацией и отделённое от других фраз паузой.

Речевой такт, или синтагма – часть фонетической фразы, группа слов, объединённых одной интонацией и смыслом.

Фонетическое слово – часть речевого такта, объединённая одним словесным ударение, самостоятельное слово вместе с примыкающими к нему безударными служебными словами и частицами.

Слог – часть фонетического слова.

Звук – наименьшая фонетическая единица.

Выделение данных фонетических единиц есть результат фонетического членения речи.

Фонетическое членение речи – это членение фразы на синтагмы в зависимости от коммуникативного намерения говорящего.

Примеры фонетического членения речи.

Пушкин явился как-то перед высокопоставленным лицом, которое валялось на диване и зевало от скуки. При появлении молодого поэта высокопоставленное лицо даже не подумало сменить позу. Пушкин передал хозяину дома все, что было нужно, и хотел удалиться, но получил приказание произнести экспромт.

Пушкин выдавил сквозь зубы: «Дети на полу – умный на диване». Особа была разочарована экспромтом: «Ну, что же тут остроумного – дети на полу, умный на диване? Понять не могу… Ждал от тебя большего». Пушкин молчал, а высокопоставленное лицо, повторяя фразу и перемещая слоги, пришло, наконец, к такому результату: «Детина полоумный на диване». После того как до хозяина дошел смысл экспромта, Пушкин немедленно и с негодованием был выставлен за дверь.

А.Н. Гвоздев дал следующие примеры двойного членения фразы: Как удивили его / слова братаКак удивили его слова / брата; Изучение шумов / вообще не входит в нашу задачуИзучение шумов вообще / не входит в нашу задачу[2].

В последней фразе Изучение шумов вообще1 / не входит в нашу задачу2 два речевых такта, пять фонетических слов: изучение, шумов, вообще, неÈвходит, вÈнашу, задачу.

Во фразе Завтра1, утром2, мы пойдём в лес3 три речевых такта, пять фонетических слов: завтра, утром, мы, пойдём, вÈлес.

 

Речевой аппарат, его устройство и функции отдельных частей

 

Речевой аппарат – это совокупность органов человека, необходимых для производства речи. Он включает в себя:

– дыхательные органы, поскольку все звуки речи образуются только при выдохе. Это легкие, бронхи, трахея, диафрагма, межреберные мышцы. Легкие опираются на диафрагму – эластичную мышцу, которая в расслабленном состоянии имеет форму купола. Когда диафрагма и межреберные мышцы сокращаются, объем грудной клетки увеличивается и происходит вдох, когда расслабляются – выдох;

– органы речи пассивные – это неподвижные органы, служащие точкой опоры для активных органов. Это зубы, альвеолы, твердое небо, глотка, полость носа, гортань;

– органы речи активные – это подвижные органы, производящие основную работу, необходимую для образования звука. К ним относятся язык, губы, мягкое небо, маленький язычок, надгортанник, голосовые связки. Голосовые связки – это два небольших пучка мускулов, прикрепленные к хрящам гортани и расположенные поперек нее почти горизонтально. Они эластичны, могут быть расслабленными и напряженными, могут раздвигаться на разную ширину раствора;

– головной мозг, который координирует работу органов речи и подчиняет технику произнесения творческой воле говорящего.

Функции отдельных органов речи представлены в таблице.

Таблица 1

Функции отдельных органов речи

Органы речи Их функции
Голосовые связки. Их функции зависят от того состояния, в котором они находятся 1. Голосовые связки расслаблены, разомкнуты. Голосовая щель широко раскрыта. Воздух проходит через неё беспрепятственно. Никакого звука при этом не образуется. Таково состояние голосовых связок при произнесении глухих звуков. 2. Голосовые связки сближены и напряжены. Голосовая щель почти закрывается. На пути воздушной струи возникает преграда. Под давлением воздушной струи голосовые связки раздвигаются и снова сближаются, т.к. они напряжены. Таким образом возникают колебания. Так образуется тон, голос. Таково состояние голосовых связок при произнесении гласных и звонких согласных звуков
Полость рта и полость носа Выступают в роли резонаторов
Нёбная занавеска При опущенной нёбной занавеске произносятся носовые звуки, при поднятой (откинутой назад) – ротовые (чистые) звуки
Средняя часть спинки языка Если средняя часть спинки языка приподнимается к твёрдому нёбу, образуются мягкие согласные. Это дополнительное движение языка, накладывающееся на основную артикуляцию, называется палатализацией. При произнесении твёрдых согласных палатализация отсутствует. Для звука [j] палатализация является не дополнительной, а основной артикуляцией, поэтому его принято называть палатальным звуком

 

Понятие об артикуляции. Три фазы в звуках речи

 

Артикуляция (от латинского articulāre – расчленять (речь), членораздельно и ясно произносить) – совокупность работ отдельных произносительных органов при образовании звуков речи. Всякий звук речи состоит из трёх фаз: экскурсии, выдержки и рекурсии.

В фазе экскурсии произносительные органы занимают нужное для данного звука положение. Выдержка – основной этап артикуляции. Во время неё органы речи находятся в действии, непосредственно произносят данный звук. В фазе рекурсии органы речи занимают или позицию перехода к покою, или же позицию перехода к экскурсии другого звука.

 

Акустические и артикуляционные характеристики

русских звуков

 

Звук – это минимальная единица звучащей речи, произносимая за одну артикуляцию.

На основании артикуляторных, акустических и функциональных свойств звуки разделяются на гласные и согласные. Артикуляционные, акустические и функциональные различия гласных и согласных в русском языке представлены в таблице 2.

Таблица 2

Артикуляционные, акустические и функциональные различия
гласных и согласных звуков

Различия Гласные звуки Согласные звуки
Артикуляционные При образовании гласных воздушная струя не встречает преграды, гласные не имеют фокуса образования и являются звуками нелокализованными. При образовании гласных звуков напряжены все речевые органы, наблюдается так называемая разлитая напряжённость При произнесении согласных на пути воздушной струи возникает преграда вследствие полного или неполного смыкания органов речи. Согласные имеют место и фокус образования и являются звуками локализованными. Напряжённость речевого аппарата сосредоточена только в фокусе образования согласных
Акустические Гласные звуки – звуки тональные. Шум в их образовании не участвует Согласные в акустическом отношении неоднородны. Среди них различаются шумные и сонорные, шумные подразделяются на звонкие и глухие: 1) в глухих звуках тон отсутствует, присутствует только шум; 2) в звонких согласных шум преобладает над тоном; 3) в сонорных тон преобладает над шумом.
Функциональные Гласные звуки являются слоговыми звуками, т.е. образуют вершину слога Согласные являются неслоговыми звуками. Исключение составляют сонорные, кроме [j], и некоторые согласные в конце слова при наличии между ними так называемого большого артикуляционного расстояния

 

Классификация гласных звуков

 

Артикуляционно русские гласные различаются по ряду, подъёму языка и по положению губ.

По ряду, т.е. по горизонтальному движению языка, различают гласные звуки переднего ряда [и], [э́], среднего ряда [ы], [а́], заднего ряда [у], [о́].

По степени подъёма языка к верхнему нёбу, или степени раскрытия рта, русские гласные делятся на звуки верхнего подъёма [и], [ы], [у], среднего подъёма [э́], [о́], нижнего подъёма [а́].

По положению губ различают гласные нелабиализованные, или неогублённые, когда губы находятся в нейтральном положении, и гласные лабиализованные, или огублённые, когда губы округлены. В русском языке огублёнными являются [у], [о́].

Классификация гласных звуков представлена в следующей таблице.

Таблица 3

Классификация гласных звуков

Подъём                Ряд Передний Средний Задний
Верхний и, ǔ ы́, ы ý, ў
Средний э́ ъ о́
Верхне-средний иЭ, ь ыЭЫ  
Нижний   Ù, á  
Положение губ

нелабиализованные

лабиализованные

 

Классификация согласных звуков

 

В основе классификации согласных лежат следующие принципы: место образования (место образования преграды между активным и пассивным органами речи), способ образования (способ преодоления преграды), участие голоса и шума, работа голосовых связок, наличие или отсутствие палатализации, положение нёбной занавески.

Классификация согласных по месту образования. При классификации согласных по месту образования учитывается работа активных и пассивных органов речи, которые участвуют в их образовании. Главными являются активные органы речи, пассивные органы речи учитываются во вторую очередь. По участию активного органа речи согласные разделяются на губные и язычные.

Губными являются [п], [п’], [б], [б’], [ф], [ф’], [в], [в’], [м], [м’].

По пассивному органу речи губные подразделяются на губно-губные [п], [п’], [б], [б’], [м], [м’] и губно-зубные [ф], [ф’], [в], [в’].

Язычные звуки подразделяются на переднеязычные [т], [т’], [д], [д’], [с], [с’], [з], [з’], [н], [н’], [л], [л’], [р], [р’], [ш], [ж], [ц], [ч’], [ш:’], среднеязычный [j], заднеязычные [г], [г’], [к], [к’], [х], [х’].

По пассивному органу переднеязычные делятся на зубные т], [т’], [д], [д’], [с], [с’], [з], [з’], [н], [н’], [л], [л’], [р], [р’], [ц] и передненёбные [ш], [ж], [ч’], [ш:’].

Среднеязычный [j] по пассивному органу является средненёбным. Место образования [j] принято называть «полюсом мягкости».

Заднеязычные подразделяются на задненёбные [г], [к], [х] и средненёбные [г’], [к’], [х’].

Классификация согласных по способу образования. По способу образования согласные делятся на три группы: смычные, щелевые и дрожащие.

При произнесении смычных наблюдается полное смыкание активного и пассивного органов речи, т.е. возникает смычка раскрытии смычки происходит тремя способами:

1) взрывом, мгновенно, внезапно. Согласные данного типа называют смычно-взрывными, мгновенными, внезапными, это звуки [б], [б’], [п], [п’], [д], [д’], [т], [т’], [г], [г’], [к], [к’];

2) органы речи, образующие смычку, плавно отходят друг от друга. При этом воздух постепенно выходит через образовавшуюся щель. Согласные этого типа называются смычно-щелевыми, аффрикатами, слитными. В русском языке два смычно-щелевых звука – [ц], [ч’]. Звук [ц] представляет собой слитное сочетание смычного [т] с щелевым [с], [ч’] – слитное сочетание смычного [т] с щелевым [ш’]. Именно слитный характер звука [ч’] обусловливает вариантные произношения слова что: [што́] и [ч’о́];

3) при преодолении смычки часть воздуха проходит либо по бокам языка, либо через носовую полость. Такие звуки называются смычно-проходными, которые в свою очередь подразделяются носовые [м], [м’], [н], [н’] и боковые [л] и [л’].

Щелевым, или фрикативным (от латинского fricãre – тереть), называют согласный звук, образуемый трением воздуха о сближенные органы речи. К щелевым относятся [в], [в’], [ф], [ф’], [з], [з’], [с], [с’], [ж], [ш], [ш:’], [х], [х’], [j].

При артикуляции дрожащих согласных, или вибрантов (от лат. vibrātio – колебание; качание; дрожание), кончик языка, загнутый кверху и находящийся вблизи переднего нёба, под давлением воздушной струи колеблется, то открывая, то прерывая ток воздуха. Это движение напоминает дрожание. В русском языке два дрожащих – [р], [р’].

По участию голоса и шума согласные делятся на сонорные (от латинского sonōrus – звучный) и шумные. Сонорными являются [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’] и [j]. К шумным относятся все остальные согласные, которые в свою очередь по работе голосовых связок подразделяются на глухие и звонкие.

Большинство согласных русского языка представлено парами по глухости-звонкости. Непарными по глухости-звонкости являются только глухие [ц], [ч’], [ш:’], [х], [х’] и сонорные.

По наличию или отсутствию палатализации русские согласные делятся на мягкие и твёрдые.

Большинство согласных русского языка представлено парами по мягкости-твёрдости. Непарными по мягкости-твёрдости являются только твёрдые [ц], [ж], [ш] и только мягкие [ч’], [ш:’]. Звук [j] стоит вне отношений по мягкости-твёрдости, поскольку поднятие средней спинки языка для него не дополнительная артикуляция, а основная, и его принято называть палатальным.

По положению нёбной занавески согласные делятся на носовые и ротовые (чистые). При опущенной нёбной занавеске произносятся носовые [м], [м’], [н], [н’], при поднятой – ротовые.

 

Основные фонетические процессы

 

В потоке речи происходят разного рода звуковые изменения, которые можно разделить на три группы:

1) звуковые изменения в области гласных звуков;

2) звуковые изменения в области сочетаний согласных с гласными;

3) звуковые изменения в области согласных.

Изменения звука в потоке речи связаны с его позицией в слове и с его соседством с другими звуками, поэтому различают позиционные и комбинаторные звуковые процессы. Виды фонетических процессов представлены в таблице 4.

 

Таблица 4

Виды фонетических процессов

Позиционные Комбинаторные
В области гласных: редукция В области сочетаний гласных с согласными: аккомодация
В области согласных: • оглушение конечного звонкого согласного • ослабление сонорного согласного в конце слова В области согласных: • ассимиляция • диссимиляция • диереза (упрощение групп согласных)

Звуковые изменения в области согласных звуков

 

В области гласных звуков различают позиционные и комбинаторные фонетические процессы. К позиционным относится редукция, к комбинаторным – аккомодация.

 

Редукция

 

Редукция является особым фонетическим процессом в русском языке.

В русском языке наблюдается длительность гласного звука, которая зависит от ударения: ударный гласный в полтора раза длиннее первого предударного, который в свою очередь длиннее второго предударного (заударного). По данным специалистов, на произнесение ударного [á] тратится 196 миллисекунд, на произнесение его в первом предударном слоге – 92 м/с, в заударном – 77 м/с. Согласно закону А.А. Потебни об изменении гласных в зависимости от их положения по отношению к ударению, «если тоническую силу ударяемого слога обозначить через 3, то отношение других слогов к ударяемому в четырехсложном слове можно будет изобразить так: 1, 2, 3, 1» (Потебня, С. 63)[3]. По этому закону, обобщающему градацию слогов по силе, выделяются три разряда слогов по силе: 1) наиболее сильным является ударный слог, имеющий силу в три единицы; 2) среди безударных слогов выделяется первый предударный, обладающий силой в две единицы; 3) все прочие безударные слоги являются слабыми, сила которых – в одну единицу. Наиболее дифференцированы гласные под ударением; в безударных слогах количество различаемых гласных становится меньше вследствие их количественных и качественных изменений (редукции), в ряде случаев несколько звуков, четко противопоставленных под ударением, в безударном положении совпадают в одном звуке. Таким образом, А.А.Потебня установил, что соотношение слогов в русском такте выражается формулой: ...1-2-3-1..., где 3 – ударный слог. Эта формула Потебни означает, что первый предударный слог слабее ударного, а остальные безударные – еще слабее (они обозначены цифрой 1). По формуле Потебни, слово перебежавших надо обозначать так: 11231; слово Викторович – так: 3111 и т.д.

В безударных слогах русские гласные подвергаются редукции. Редукция (от латинского reductio – возвращение, отодвигание назад) – это изменение гласных в безударной позиции, их ослабление и сокращение. В некоторых языках, например, французском, редукции не наблюдается. Сравните русское и французское произношение слова «портфель» (le portfélle):

портфель – [партф’˙э́˙л'];

le portfélle– [портфэ́й]

В зависимости от того, какой по подъему звук подвергается редукции, различают редукцию количественную и качественную. Количественной редукции, под которой понимается сокращение длительности гласного при сохранении им своих основных артикуляционных признаков, подвергаются гласные верхнего подъема [и], [ы], [у]. Качественной редукции подвергаются гласные неверхнего подъема [а], [о], [э], которые сокращают не только свою длительность, но и теряют свои артикуляционные признаки, свое качество.

Звуки, подвергающиеся качественной редукции, в разных безударных слогах редуцируются в разной мере. Различают редукцию 1 и 2-й степени. 1-й степени редукции, или частичной редукции, подвергаются звуки в 1-м предударном слоге, абсолютном начале слова и при стечении гласных. 2-я степень редукции, или полная степень редукции, присуща звукам 2-го предударного и заударных слогов. Гласный в 1-й степени редукции «можно охарактеризовать с помощью слова «не очень»: этот гласный не очень длительный, сильный и ясный. Безударный гласный во 2-й степени редукции можно охарактеризовать с помощью слова «совсем»: этот гласный слабый, краткий и неотчетливый»[4]. Степени качественной редукции представлены в таблице 5.


Таблица 5

Две степени качественной редукции

Первая степень Вторая степень

Позиции, в которых наблюдается

 

в абсолютном начале слова без ударения, при стечении гласных, в первом безударном слоге в остальных безударных слогах

Таблица 6

Таблица качественной редукции гласных

[э́], [ó], [á] с учётом соседства мягких и твёрдых согласных

Под ударением

В абсолютном начале слова без ударения

При стечении гласных

В 1 предударном слоге

В остальных безударных слогах

после тв. после мягк. после тв. после мягк.
á Ù Ù Ù иЭ ъ ь
ó Ù Ù Ù иЭ ъ ь
э́ эЫЭ иЭ эЫЭ иЭ ъ ь

Степень качественной редукции устанавливается путём определения позиций [э́], [ó], [á] в слове. Например,

Я обещаю вам сады,

Где поселитесь вы навеки … (К. Бальмонт)

Я о бе ща́ ю ва́м са ды́
под ударением абс. начало слова 1 предударный слог под ударением   под ударением 1 предударный слог под ударением
1 степень редукции 1 степень редукции 1 степень редукции
jа́ Ù б’иЭ ш:’а́ ва́м сÙ ды́

 

Где по се ли́ тесь вы́ на ве́ ки
3 предударный слог 2 предударный слог 1 предударный слог под ударением заударный слог под ударением 1 предударный слог под ударением
2 степень редукции 2 степень редукции 1 степень редукции 2 степень редукции 1 степень редукции    
гд’ь пъ с’иЭ л’и́ т’ьс’ вы́ нÙ в’э́ к’и

 

Фонетические процессы в области
сочетаний гласных с согласными. Аккомодация

 

В фонетической системе любого языка существует определённая закономерность в сочетании гласных и согласных звуков. В русском языке эта закономерность проявляется в том, что гласные непереднего ряда не могут сочетаться с мягкими согласными, гласные переднего ряда – с твёрдыми. В этом и состоит суть сингармонизма гласных и согласных в русском языке. Но в потоке речи эта закономерность часто нарушается, рядом друг с другом оказываются согласные и гласные, которые не могут сочетаться вместе. Для восстановления сингармонизма необходимо, чтобы один звук артикуляционно приспособился к другому. Но какой звук должен это сделать – гласный или согласный? В древнерусском языке на «уступки» шел согласный. Например, заднеязычные согласные [г], [к], [х] не имели мягких пар и поэтому не могли сочетаться с гласными переднего ряда и [ j ]. При сочетании с данными звуками заднеязычные подвергались палатализации:

к –– ч –– ц: лик – личный – лицо;

г –– з –– ж: друг – друзья – дружеский;

х –– ш: мох – мшистый;

х –– с: тряхнуть – потрясать.

На качество гласного наибольшее влияние оказывают мягкие согласные, особенно предыдущий. Покажем это на примере [á].

[á] – гласный среднего ряда, нижнего подъема, нелабиализованный. При сочетании с мягким согласным артикуляция [á] устремляется вперед и вверх, поскольку при артикуляции мягкого согласного средняя часть спинки языка приподнимается к среднему небу, к так называемому полюсу мягкости. Таким образом, артикуляция мягкого согласного «тянет за собой» артикуляцию [á].

Звуковые процессы в области сочетаний гласных с согласными – это комбинаторные процессы, называемые термином «аккомодация». Аккомодация (от латинского accomodātio – приспособление) – это приспособление качества гласного к качеству согласного или качества согласного к качеству гласного. По направлению аккомодация бывает прогрессивная (начало артикуляции последующего звука приспосабливается к концу артикуляции предыдущего), регрессивная (конец артикуляции предыдущего звука приспосабливается к началу артикуляции последующего) и двусторонняя (артикуляция звука приспосабливается одновременно к артикуляции как предыдущего, так и последующего звуков). Рассмотрим случаи аккомодации:

1. Переход [и́] в [ы́], [ǔ] в [ы]который наблюдается: а) после твердых согласных, не имеющих пару по мягкости, [ж], [ш], [ц] (жить, шить, цирк – [жы́˙т’], [шы́˙т'], [цы́рк]; б) на стыке приставки на согласный и корня на И. Этот переход за некоторыми исключениями закреплен орфографически: игра – сыграть, но: издательский – межиздательский; в) на стыке предлога и знаменательного слова на И: пошел к Ивану – пошел [кÈывáнў]; г) иногда на стыке знаменательных слов при отсутствии между ними паузы и если предыдущее слово оканчивается на твердый согласный: волк и ягненок–[вóлкÈы jиЭгн’óнък].

2. Смягчение твердых согласных, имеющих пару по мягкости, перед гласными переднего ряда [и́], [ǔ], [э́], [иЭ], [ь] в результате регрессивной аккомодации: [вÙдá] – [вÙд'э́]. О таком смягчении можно говорить только в том случае, если согласный, подвергнувшийся воздействию гласных переднего ряда, может занимать позицию перед гласными непереднего ряда.

3. Переход [’а] ([а] после мягкого) в 1-й предударной позиции в [иЭ] в результате прогрессивной аккомодации: час – [ч’˙á с], часы – [ч’ иЭ сы].

4. Переход [э] в 1-м предударном слоге после твердого согласного в [ыЭ] в результате прогрессивной аккомодации: шептать – [шиЭпт á˙т’ ] – [шыЭпт á˙т’ ].

5. Изменения в артикуляции гласных звуков в окружении мягких согласных в результате аккомодации:

а) гласные переднего ряда [э́] под ударением и [и] под ударением и в безударном положении в абсолютном начале слова перед мягким согласным и между мягкими согласными продвигаются вверх, т.е. становятся напряженными и закрытыми, в транскрипции это отражается при помощи обозначения ^ или двумя точками над знаком: эти – [˙э́˙т’ ǔ], синий – [с’˙и́˙н’˙ ǔ ˙ j], сирень – [с’˙ ǔ ˙р’˙э́́˙н’];

б) гласные непереднего ряда [ы], [у], [á], [ó] в соседстве с мягкими согласными в результате аккомодации претерпевают следующие изменения:

– [ы] под ударением и в безударном положении продвигается вперед и вверх в конце артикуляции (рекурсии) перед мягким согласным: мыли – [мы́˙л’ ˙ǔ];

– [у] под ударением и в безударном положении продвигается вперед и вверх во всех фазах артикуляции:

– [пý˙ т’] – в конце артикуляции;

– [л’ ˙ýк] – в начале артикуляции;

– [т’˙ý˙л’ ] – на всем протяжении артикуляции;

– [á],[ ó] под ударением продвигается вперед и вверх во всех фазах артикуляции:

– моль, рать – [мó˙ л’ ], [рá˙т’ ] – в конце артикуляции;

– мед, чадо – [м’˙ó т], [ч’˙á дъ] – в начале артикуляции;

– тетя, дядя – [т’˙ó˙т’ь],[д’˙á˙д’ь] – на всём протяжении артикуляции.

Примечания: 1) знак ˇ указывает, что гласный звук верхнего подъема подвергается количественной редукции; 2) знаки, приведенные в таблице, «читаются» следующим образом: точка перед знаком обозначает продвижение гласного под воздействием предшествующего согласного вперед и вверх в начале артикуляции; точка после знака – продвижение вперед и вверх перед мягким согласным в конце артикуляции; две точки над знаком – продвижение гласного вперед и вверх между мягкими согласными на всем протяжении артикуляции. Знак ^ указывает на напряженную артикуляцию звуков [и], [и], [э] в указанных позициях. Однако данный знак можно заменить двумя точками.

 

Фонетические процессы в области
согласных звуков

В области согласных звуков также различают позиционные и комбинаторные фонетические процессы.

Позиционные процессы в области согласных:

1. Оглушение конечного звонкого согласного, имеющего пару по глухости: гриб – [грип], дуб – [дуп].

2. Ослабление сонорного согласного в конце слова:

ДОМ Ù]
ПОЛ Ù]
СЫН Ù]
ДОЛ Ù]

К комбинаторным звуковым процессам относятся ассимиляция, диссимиляция, упрощение групп согласных.

Ассимиляция (от латинского assimilatio – уподобление)– это уподобление согласных звуков по какому-либо признаку (звонкости-глухости, мягкости-твердости, месту и способу образования). По характеру получаемого результата различают ассимиляцию полную и частичную. В результате частичной ассимиляции согласные звуки, уподобившиеся друг другу по одному признаку, сохраняют различия по другим признакам: [трáфкъ] – травка ([в] – звонкий, [к] – глухой). В результате частичной ассимиляции эти звуки уподобляются по глухости, а по остальным признакам (способу и месту образования и др.) они различаются. Полная ассимиляция – это объединение двух звуков в один звук, их полное слияние. Полной ассимиляции подвергаются звуки, различающиеся лишь одним признаком, и в результате ассимиляции они совпадают и по этому признаку. У [с] и [ш] основные признаки (способ образования, глухость и др.) совпадают, а различаются они по месту образования: [с] – зубной, [ш] – передненебный. В результате ассимиляции зубной [с] полностью уподобляется последующему передненебному [ш]: сшить – [шы́́:˙т’].

По направлению ассимиляция в современном русском языке всегда регрессивная (последующий звук воздействует на предыдущий), прогрессивная ассимиляция встречается в диалектах и детской речи: Ванька – [вá˙ н’к’ь].

По характеру взаимодействия звуков различают ассимиляцию контактную и дистантную. При контактной ассимиляции контактирующие звуки влияют друг на друга непосредственно; при дистантной, характерной для детской речи и диалектного произношения,– на расстоянии: Саша – [шáшъ]

В зависимости от того, по какому признаку происходит уподобление звуков, выделяют ассимиляцию по глухости-звонкости, мягкости-твердости, по месту и способу образования. В таблицах 7-9 дан анализ данных фонетических процессов.

Таблица 7

Ассимиляция по глухости-звонкости

Ассимиляция наблюдается Ассимиляция отсутствует
1. В сочетании глухой + звонкий Þ звонкий + звонкий. Перед звонким возможен только звонкий 2. В сочетании звонкий + глухой Þ ГЛУХОЙ + ГЛУХОЙ. Перед глухим возможен только глухой 1. Перед [в] и [в'] 2. Перед сонорными

Примечание к таблице. Ассимиляции по глухости-звонкости подвергаются парные по глухости-звонкости согласные. Но в некоторых позициях могут озвончаться в результате ассимиляции и аффрикаты [ц] и [ч’ ]: отец бы – [Ùт’˙э́дзÈбы], дочь бы – [дó˙д’ж’Èбы].

Большинство согласных русского языка представлено парами по твердости-мягкости. При их сочетании часто происходит ассимилятивное смягчение вследствие воздействия мягкого согласного на твёрдый. В русском языке способностью принять «мягкость» от соседнего звука обладают, в основном, переднеязычные зубные согласные, которые ближе всех остальных звуков находятся к «полюсу мягкости» (месту образования звука [ j ]). Исключение составляют зубные [л] и [р].

Таблица 8

Ассимиляция по мягкости

Ассимилятивное смягчение обязательно Ассимилятивное смягчение факультативно Ассимилятивное смягчение отсутствует
в группах СТ’, ЗД’, НЧ’ НШ’, НТ’, НД’: кустик (куст), звезде (звезда), кончик (концы), банщик (банный), бантик (бант), Индия (Индостан) а) зубные перед мягкими губными СМ’, ЗМ’, СВ’, ЗВ’, ТВ’, ДВ’, ТМ’, ДМ’ заднеязычные перед любым мягким согласным
в группах СН’, СЛ’, ТН’, ТЛ’, ЗН’, ЗЛ’, ДН’, ДЛ’, НС’, Н3’: басня (баснописец), ослик (ослы), отнести (относить), потливый (пот), казне (казна), злее (злой), поднести (поднос), бодливый (бодать), балансировать (баланс), бензин (бензовоз)

губные перед мягкими губными

[р] и [л] перед любым мягким согласным

согласные перед [ j ]
двойные согласные внутри морфемы, на стыке морфем: в ванне, в группе, ранний

Примечание. Ассимиляция по твердости в русском языке наблюдается преимущественно в процессах словообразования.

Например, некоторые суффиксы обладают способностью «отнимать» мягкость у конечного звука основы: камень + н – каменный, январь + ск – январский и т.д.

Другая точка зрения: Ассимилятивное отвердение русскому языку не свойственно. Поскольку в одной и той же позиции отвердение может происходить или не происходить, то вернее говорить о фонетических чередованиях внутри морфем, например: слесарь – слесарный, Казань – казанский, но пыль – пыльный, июнь – июньский, октябрь – октябрьский.

Таблица 9

Ассимиляция по месту и способу образования

Сочетания звуков Где встречаются данные сочетания Характер ассимиляции Результат ассимиляции Примеры
[С+Ш] внутри слова на стыке служебного и знаменательного слова полная   полная [ш:]   [ш:] расшить   с шубой
[С+Ж], [3+Ж] внутри слова на стыке служебного и знаменательного слова полная   полная [ж:]   [ж:] разжать   с жалом

[С+Ч’], [З+Ч’ ]

внутри слова (на стыке корня и суффикса, внутри корня) полная   [ш:’ ]     подписчик    
внутри слова (на стыке приставки и корня), на стыке служебного и знаменательного слова неполная   [ш’ч’ ]   исчезнуть, из чугуна
орфографическое сочетание Т(Д) + С на стыке корня и суффикса полная   неполная   [ц:] (перед гласным) [ц] (перед согласным) одеться   детский
орфографическое сочетание Т(Д) +Ч’ внутри слова (на любом морфемном стыке) полная [Ч:’] отчитать, отчизна

Диссимиляция (от латинского dissimilātio – расхождение)– это расподобление двух или более согласных звуков, находящихся в пределах одного слова, по каким-либо акустико-артикуляционным признакам. Если для ассимиляции характерно взаимодействие двух соседних звуков, то диссимилируются очень часто и звуки, находящиеся в одном слове не в непосредственном соседстве друг с другом.

По направлению различают диссимиляцию прогрессивную (например, просторечное произношение пролубь вместо прорубь или современное литературное февраль на месте старого феврарь) и регрессивную (бомбабонба, трамвай – транвай).

В зависимости от того, по какому признаку происходит расподобление звуков, выделяют диссимиляцию по месту и способу образования.

Диссимиляция по способу образования: мягко – мя[хк]о, но мягок – мя[гък]. Труднопроизносимое сочетание двух взрывных согласных – [г] + [к] – заменяется сочетанием щелевого [х] с взрывным [к].

Диссимиляция по месту образования встречается в основном в просторечии и представляет собой нарушение орфоэпической нормы, например:бомба – бо[нб]а. Труднопроизносимое сочетание двух губно-губных согласных звуков [м] и [б] заменяется сочетанием губно-губного [б] с переднеязычным согласным [н].

В русском языке также встречается и упрощение групп согласных (диереза), которое наблюдается при сочетании звуков (более двух) одного места образования, но различных по способу образования.

Обычно выпадают [д] и [т] в окружении зубных:

· сТн – лестный, лестница, корыстный;

· зДн – звёздный, праздник, поздний;

· сТл – счастливый, участливый, хвастливый;

· сТск – туристский, марксистский;

· нТск, нДск – гигантский, финляндский и др.

Реже наблюдается выпадение начальных звуков в группах:

· Лнц – солнце;

· Вств – чувство.

 

Фонетическая транскрипция

 

Фонетическая транскрипция (от латинского trānscrīptio –переписывание) – это специальное письмо, используемое для точной передачи звучания. Современное русское орфографическое письмо существенно отличается от произношения, разрыв между двумя формами речи, письменной и устной, весьма велик. Например, безударное О в речи звучит как [а], это явление называется аканьем, хотя в орфографии мы соблюдаем оканье: воды, вода – [вóды], [вÙдá].

Примерно до 12 века древнерусская орфография была основана на фонетическом принципе: буквы писались непосредственно по произношению (и в произношении, и на письме соблюдались оканье и эканье, ассимилятивные процессы наблюдались редко). Разрыв, возникший далее между произношением и орфографией, закрепился и, более того, в наше время он занимает всю бóльшую территорию. Например, современные произносительные нормы предписывают говорить [дъктÙрá], а не [дóктъры]. Эканье сменилось иканьем: леса – [л’эИсá], [л’иЭсá].

Итак, мы установили, что произношение существенно отличается от орфографического письма.

Для наиболее точной передачи звучания используются специальные знаки, называемые следующим образом:

[ъ] – «ер» (редуцированный гласный среднего ряда);

[ь] – «ерь» (редуцированный гласный переднего ряда);

[Ù] – [а] краткий;

Э] – [и] с призвуком [э].

При чтении фонетической литературы можно обнаружить и другие знаки. Приведём их:

[э́] = [é];

Э] = [ие];

[Ù] = [а] (без знака ударения), [â], [ă] и т.д.

Можно использовать, конечно, любой из этих знаков. Но следует помнить, что замену знаков в процессе транскрибирования производить нельзя, поскольку каждый знак употребляется для обозначения одного звука. Будет считаться ошибочной следующая транскрипция: [в’иЭснá пр’ишлá вн’иезáпнъ].

Основные сведения, необходимые при транскрибировании:

1. Транскрибируемый отрезок текста заключается в квадратные скобки.

2. В транскрипции нет прописных знаков, все знаки строчные.

3. В транскрипции не действуют правила пунктуации, паузы обозначаются вертикальными чертами / и //: / – конец речевого такта, // – конец фразы.

Знак мягкости согласного указывается апострофом ’:[в’э́ч’ьр].

4. Долгота звука может обозначаться чертой над знаком или двоеточием после знака: [кáсъ], [кáс:ъ].

5. Проклитики и энклитики обычно пишутся с фонетически самостоятельным словом через дужку, но можно использовать для их соединения дефис: в тишине – [фÈт’ишын’э́], [ф-т’ишын’э́] и т.д.

6. Для обозначения количественной редукции используется знак гачек ˇ, но можно обойтись и без этого знака[5].

7. Транскрипция начинается с расстановки ударения.

8. У гласных, подвергаемых качественной редукции, определяются позиции, в которых они находятся в том или ином слове: в 1 предударной, во 2 предударной (третьей и т.д.) или заударной позициях. Отметим, что в начале слова и при стечении гласных в любой безударной позиции произносится такой же гласный, что и в первом предударном слоге.

9. Изменения гласных в потоке речи зависят и от качества соседних согласных (от их твёрдости или мягкости). Гласные переднего ряда [э́], [и́], [ǔ] [иЭ], [ь] не могут занимать позицию после твёрдых согласных. Например, [и́], [ǔ] после твердых согласных переходят в [ы́], [ы]. Гласные непереднего ряда [á], [ó], [ы́], [ы], [ý], [ў], [ъ] испытывают влияние мягких согласных.

Таблица 10

Таблица качественной редукции

Под ударением

В абс. начале слова

При стечении гласных

1 п/у слог

 

2 п/у слог

Заударный слог

после м. после тв. после м. после тв. после м. после тв.
а́ Ù Ù иЭ Ù ь ъ ь ъ
о́ Ù Ù Ù ъ ъ
э́ ыЭ иЭ и ыЭ ь ъ ь ъ

Рассмотрим поочередно каждый звук, работая по данной таблице:

[á], [ó]

Под ударением: сад – [сáт], лодка – [лóткъ].

В начале слова: арматура – [ÙрмÙтýръ], осмотреть – [ÙсмÙт’р э́т’].

При стечении гласных: воодушевление – [вÙÙдўшыЭвл’э́ н’ǔjь].

В первом предударном слоге после твёрдого согласного: вода – [вÙдá], дарить – [дÙр’и́т’]

Во втором (третьем и т.д.) предударном слоге после твёрдого согласного: водовоз – [въдÙвóс], каравай – [кърÙвáj].

В первом предударном слоге после мягкого согласного: святая – [св’иЭтájь].

Во втором (третьем и т.д.) предударном слоге после мягкого согласного: часовой – [ч’ьсÙвój].

В заударном слоге после твёрдого согласного: долго – [дóлгъ].

В заударном слоге после мягкого согласного: время – [вр’э́ м’ь].

[э́]

Под ударением: лето – [л’ э́тъ].

В начале слова: экран – [эЫкрáн] или [ыЭкрáн].

При стечении гласных: неинтересный – [н’иЭǔн’т’иЭр’ э́сныj].

В первом предударном слоге после твёрдого согласного: воодушевление – [ вÙÙдўшыЭвл’ э́н’ ǔjь ].

В первом предударном слоге после мягкого согласного: весна – [в’иЭснá].

Во втором (третьем и т.д.) предударном, заударном слогах после твёрдого согласного: шелестеть – [шъл’иЭс’т’э́т’]; ближе – [бл’и́жъ].

Во втором (третьем и т.д.) предударном, заударном слогах после мягкого согласного: невероятно – [н’ьв’ьрÙjáтнъ], в хоре – [фÈхóр’ь].

10. Следует помнить, что буквы е, ё, ю, я обозначают два звука в начале слова (яма – [jáмъ]); после буквы, обозначающей гласный звук (красивая – [крÙс’и́въjь]); после разделительных знаков Ъ и Ь (семья – [с’иЭм’j á]). Данные буквы непосредственно после согласных букв в соответствии со слоговым принципом русской графики обозначают их мягкость: вёл – [в’óл]. Буква «в» читается мягко потому, что после этой буквы следует «ё». Поэтому неверной будет транскрипция: [в’jóл].

11. Транскрипция согласных звуков требует чёткого знания артикуляционной характеристики звуков: их места образования, способа образования и т.д. Одной из часто встречаемых ошибок в транскрипции является «превращение» в мягкие тех согласных, которые не имеют пару по мягкости. Это согласные [ж], [ш], [ц].










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 197.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...