Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Характеристика личности оратора. Знания, навыки и умение оратора.




Слово оратор появилось в русском языке в начале XVIII столетия, а более широкое

распространение получило в первой трети XIX века. Оно происходит от латинского слова огаге, что в переводе означает «говорить».

В современном русском литературном языке слово оратор многозначно. Так, толковые словари отмечают следующие его значения:

  • Лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия (у античных народов)
  • Лицо, произносящее речь, выступающее, говорящее в собрании
  • Человек красноречивый, обладающий даром произносить речи.

Каждый выступающий имеет свои индивидуальные особенности, которые влияют на стиль речи, проявляются в манере выступления. Поэтому теоретики ораторского искусства издавна выделяли разные типы ораторов. Так, Цицерон в труде «Об ораторе» называл три типа. К первому он относил

ораторов «велеречивых, с возвышенной силой мысли и торжественностью выражений». По его словам, это ораторы «решительные, разнообразные, неистощимые, могучие, во всеоружии готовые трогать и обращать сердца». Ко второму типу, по классификации римского теоретика, принадлежат ораторы «сдержанные и проницательные, всему поучающие, все разъясняющие, а не возвеличивающие, отточенные в своей прозрачной, так сказать, и сжатой речи». Третий тип ораторов Цицерон характеризовал так: «... средний и как бы умеренный род, не применяющий ни тонкой предусмотрительности последних, ни бурного натиска первых...».

К основным навыкам оратора относятся следующие:

  • навык отбора литературы;
  • навык изучения отобранной литературы;
  • навык составления плана;
  • навык написания текста речи;
  • навык самообладания перед аудиторией;
  • навык ориентации во времени.

Из приобретенных навыков складываются умения оратора. Он должен уметь:

  • самостоятельно подготовить выступление;
  • доходчиво и убедительно излагать материал;
  • отвечать на вопросы слушателей;
  • устанавливать и поддерживать контакт с аудиторией;
  • применять технические средства, наглядные пособия и т. д.


Основные характеристики аудитории как социально-психологической общности людей.

Еще в античные времена словом аудитория называли публику, слушающую речь оратора или пришедшую на театральное представление. В современной научной литературе аудитория определяется как пространственно расположенная группа людей, объединенных интересом к предмету высказывания, а также взаимодействующих с оратором и друг с другом в процессе восприятия речевого сообщения.

Основные характеристики аудитории ораторской речи

  • степень однородности/неоднородности аудитории. Она определяется
  • социально-демографическими признаками слушателей
  • количественный состав слушателей
  • мотив действия слушателей.


Основные этапы подготовки публичного выступления.

Работу по подготовке речи можно подразделить на две основные фазы: докоммуникативную, т.е. подготовку выступления и коммуникативную – взаимодействие с аудиторией.

1.Докоммуникативная фаза

  • определение темы и цели выступления;
  • оценка аудитории и обстановки.

2. Коммуникативная фаза

Коммуникативная фаза – это произнесение речи, ответы на вопросы слушателей, ведение дискуссии и т.д.

Оратору, стремящемуся к достижению успеха, конструктивного результата, необходимо тщательно подготовить выступление.

III. Структура выступления.

Выступление должно состоять из трех частей:

  • Вступление.
  • Основная часть.
  • Заключение.

Примерное распределение времени:

  • вступление – 10-15%;
  • основная часть – 60-65%;
  • заключение – 20-30%.


Выбор темы, определение целевой установки. Уточнение формы и вида выступления.

Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи. При этом возможны различные ситуации. Иногда предлагают выступить на определенную тему, т. е. тема речи является заданной. В этом случае оратору необходимо ее конкретизировать и уточнить. Однако нередко тему выступления приходится выбирать самим. Тогда следует исходить из личного опыта, а также из знаний по выбранной теме.

Кроме того, важно учитывать собственные интересы и интересы своих слушателей.

Выбрав тему, необходимо подумать о ее формулировке. Название речи следует сделать четким, ясным, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей.

Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается. Отсутствие определенной целевой установки снижает эффективность выступления, не позволяет оратору добиться желаемого результата.

Форму изложения материала. Свое выступление вы можете преподносить в форме доклада, либо в виде презентации, рекламной акции, речи, деловой реплики. В любом случае избранная форма должна представлять собой организованный и сгруппированный материал, способный содействовать концентрации внимания слушателей на значимых в профессиональной среде вопросах










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 404.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...