Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Морфемика.Морфемы.Основа слова.Омонимичные и синонимичные морфемы.
Морфемика (греч. morphe – форма) – это учение о минимальных значимых структурных частях слова и его форм, т.е. это учение о таких составных компонентах слова, которые существуют в ем как носители определенных значений. Морфе́ма (от греч. μόρφημα) — наименьшая языковая единица, обладающая значением (по определению, данному американским лингвистом Леонардом Блумфилдом в 1933). Деление морфем на части приводит только к выделению незначимых элементов — фонем. Основа слова— это часть слова, которая предшествует окончанию и выражает лексическое значение данного слова. Основа изменяемых и неизменяемых слов различна. В из меняемых (склоняемых или спрягаемых) словахоснова определяется как часть слова без окончания и формообразующих суффиксов: окно, грустный, гнался.Чтобы выделить основу слова, необходимо отбросить окончание и формообразующие суффиксы. Основанеизменяемых слов равна слову: грустно , по-моему, хаки. Омонимичными называются морфемы,тождественные по фонемному составу, но различающиеся по значе- нию, т.е. под омонимией здесь понимается звуковое совпадение разных морфем. Омонимичными морфемами могут быть разные морфемы – корни, приставки, суффиксы, постфиксы, окончания. В современном русском языке есть много морфем, которые имеют совершенно разный звуковой состав, но совпадают или очень близки по своему значению. Такие морфемы называются синонимичными. Синонимичными могут быть морфемы всех видов - корневые, префиксальные, суффиксальные, флексийные и постфиксальные. Синонимичными корневыми морфемами являются морфемы,употребляемые в словах, связанных отношениями лексической синонимии, например, врать – лгать, работа – труд и т.д. Среди синонимичных приставок можно назвать такие, как вы - и из -: выгнать,выбрать - изгнать, избрать; пре - и об -: перекормить – обкормить;под- и при -: подготовить – приготовить; без - и не - : безвинный и невинный.
Словообразование.Морфологический и неморфологический способы образования слов. Словообразовательный анализ. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ,образование слов от других слов с помощью определенных операций, подразумевающих содержательные и формальные изменения характеристик слова. Одновременно термин употребляется по отношению к разделу лингвистики, изучающему этот процесс, специальные средства, в нем задействованные, а также слова, возникшие в результате словообразования в первом значении, с точки зрения их формального и содержательного строения. Существует два основных способа образования в языке новых слов : морфологический и НЕморфологический .
1. Морфологический способ :
1) образование новых слов с помощью приставки (приставочный, или префиксальный, способ ): история - предыстория (то, что было "до" истории), делать - переделать;
2) образование новых слов с помощью суффикса (суффиксальный способ ): красивый - красиво (наречие содержит в себе признак, как прилагательное: красиво то, что красивое), печь - печёный (признак, возникший в результате действия: хлеб пекли - он стал печёный);
3) образование новых слов с помощью приставки и суффикса одновременно (приставочно-суффиксальный, или аффиксальный способ ): вкус - безвкусица (то, что лишено вкуса), осина – ПОДосинОВИК(гриб, что растёт под осиной)
4) усечение суффиксов (бессуффиксный, или - безаффиксный - способ ) - образование производного слова путём усечения производящей основы: свистеть - свист переходить – переход синий - синь 5) сложение целых слов , когда новое слово вмещает в себя сумму понятий, выражаемых каждым словом : диван-кровать кресло-качалка 6) сложение основ слов с помощью соединительных гласных: -о-и-е-: белый снег - белоснежный; ферма для птиц - птицеферма;
7) сложение части основы с целым словом или частью основы, в результате чего получаются сложносокращённые слова и аббревиатуры (*абберевиатура – сложение букв или звуков): стенная газета - стенгазета, Московский государственный университет - МГУ; Государственный универсальный магазин - ГУМ ***
2. Неморфологический способ - образование новых слов в результате: перехода одной части речи в другую гостиная (прилаг.) комната - ГОСТИНАЯ(существительное) столовая(прилаг.) посуда – столовая(существительное) мороженое(прилаг.) мясо – МОРОЖЕНОЕ (существительное) СЛИЯНИЯ ДВУХ ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ СЛОВ В ОДНО: С УМА СШЕДШИЙ -СУМАСШЕДШИЙ
!!! Много наречий образованоНЕМОРФОЛОГИЧЕСКИМ СПОСОБОМ: ЛИБО ПУТЕМперехода одной части речи в другую: Поздним вечером (существит.) –прийтиВЕЧЕРОМ (наречие) ЛИБО ПУТЕМслияния двух слов в одно: Во+круг (предлог + существительное) = ВОКРУГ На+верх (предлог + существительное) = НАВЕРХ Тот+час (местоимение+ существительное) = ТОТЧАС
НЕМОРФОЛОГИЧЕСКИМ способом образовались, в частности, некоторые производные предлоги, например: существительноетечение - предлог в течение; деепричастие благодаря - предлог благодаря и т. п. Путем полного переосмысления значенияслова: Титан (греческий полубог, обладающий огромной физической силой) – ТИТАН(КИПЯТИЛЬНИК). Словообразовательный анализ слов предполагает подбор производящего слова, указание словообразовательного элемента, определение способа образования анализируемого слова. В школьной программе представлены все рассмотренные способы словообразования: 1) морфологический (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение слов, сложение основ, сложение основы и слов, сложение основ с присоединением суффикса и др.); 2) неморфологический (распад многозначного слова на омонимы, переход из одной части речи в другую, сращение).
Морфология.Грамматические признаки слова(грамматическое значение,грамматическая форма и синтаксическая функция).Самостоятельные(знаменательные)и служебные части речи.Отличие самостоятельных и служебных частей речи. МОРФОЛОГИЯ(от греч. 'учение о форме'), раздел лингвистики, основным объектом которого являются слова естественных языков и их значимые части – морфемы. В задачи морфологии входит, таким образом, определение слова как особого языкового объекта и описание его внутренней структуры. Морфология, согласно преобладающему в современной лингвистике пониманию ее задач, описывает не только формальные свойства слов и образующих их морфем (звуковой состав, порядок следования и т.п.), но и те грамматические значения, которые выражаются внутри слова (или «морфологические значения»). Грамматическое значение – это - обобщённое, отвлечённое языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций и находящее своё регулярное (стандартное) выражение в грамматических формах. В области морфологии - это общие значения слов как частей речи (напр., значения предметности у существительных, процессуальности у глаголов), а также частные значения словоформ и слов в целом. Грамматическое значение слова не определяется его лексическим значением Грамматическая форма – это материальный вид существования грамматического значения, языковой знак, в котором грамматическое значение находит своё регулярное (стандартное) выражение. В пределах грам. формы. грамматические значения выражаются разными средствами: это аффиксы (в т. ч. нулевые), фонемные чередования («внутренняя флексия»), характер ударения, редупликация (повторы), служебные слова, порядок слов, интонация. Синтаксической функцией слова или группы слов называется та непосредственная синтаксическая связь, благодаря которой данное слово или группа словвключается в предложение • служе́бные (незнамена́тельные) ча́сти ре́чи • самостоя́тельные (знамена́тельные) ча́сти ре́чи Служебные части речи, в отличие от самостоятельных, не имеют конкретного лексического и общего грамматического значения, не изменяются, не являются отдельными членами предложения, они выполняют лишь служебные функции в предложении.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 452. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |