Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине




№  п/п Контролируемые разделы дисциплины (результаты по разделам) Код контролируемой компетенции (или её части) Наименование оценочного средства
1 Введение. Общественно-политическая ситуация как один из факторов, оказавших влияние на развитие русской филологической науки ХХ в. ОПК-1, ОПК-4, ОПК-6        Тестирование
2 Вклад академиков Д.С. Лихачева и В.В. Виноградова в развитие научной и общественной мысли ХХ века ОПК-1, ОПК-4, ОПК-6 Тестирование
3 Влияние деятельности представителей Московской лингвистической школы на оформление филологической традиции ХХ века (А.А. Шахматов, А. М. Пешковский, Г. О. Винокур, Д. Н. Ушаков, Н.Н. Дурново, М.Н. Петерсон, Н.Ф Яковлев и др.) ОПК-1, ОПК-4, ОПК-6 Сочинение
4 Филологи Петербургской лингвистической школы 1920-1950 гг. (Л.В. Щерба, Е.Д. Поливанов, Петербургская фонологическая школа) ОПК-1, ОПК-4, ОПК-6 Сочинение
5 Оформление традиций современной филологии в работах К.Чуковского, Ю.Тынянова, В.Я. Проппа, В.М. Жирмунского ОПК-1, ОПК-4, ОПК-6 Сочинение
6 Из колыбели «формальной школы». Творчество Виктора Шкловского. Борис Эйхенбаум в ОПОЯЗе. ОПК-1, ОПК-4, ОПК-6 Мультимедийная презентация
7 Место деятельности Г.Н. Поспелова, Ю.М Лотмана, М. М. Бахтина в литературоведении ХХ в. ОПК-1, ОПК-4, ОПК-6 Мультимедийная презентация
8 Современники: варианты творческих биографий. ОПК-1, ОПК-4, ОПК-6        Тестирование
9 Вклад С.С. Аверинцева в развитие отечественного литературоведения. Научная деятельность С.А. Старостина, С. Тер-Минасовой, В. Звегинцева. ОПК-1, ОПК-4, ОПК-6 Тестирование

 

Оценочные средства для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей.

    5.3    Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

    Дисциплина «Русские филологи ХХ века» предполагает исследование, постижение творческой индивидуальностей выдающихся филологов и критиков ХХ столетия, во многом определивших авторитет гуманитарной мысли, обращается к работам отечественных словесников недавнего столетия – к тем персонам, чью деятельность подчас трудно однозначно квалифицировать (лингвисты, литературоведы, литераторы, философы), но при этом вся эта деятельность посвящена именно постижению искусства слова. Филология - гуманитарная дисциплина не только по предмету изучения, но и по сути изучения. В физике есть «постулат Гейзенберга», указывающий на зависимость исследования от субъектного фактора исследования. В гуманитаристике (и филологии –  в особенности) эта обусловленность еще отчетливее, еще существеннее, и  разные подходы к литературе, представленные жизнью и деятельностью героев курса, как раз и направлены на выявление роли личности в филологической практике. В процессе изучения дисциплины студенты познакомятся с жизнью и деятельностью В.В. Виноградова, К.И. Чуковского, В.Б. Шкловского, Ю.Н. Тынянова, В.В. Проппа, М.М. Бахтина, А.А. Шахматова, Л.В.Щербы,  Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, М.Л. Гаспарова, С.С. Аверинцева, Г.Д. Гачева и др.

     ХХ век отмечен сложными историческими процессами, в результате которых произошла переоценка идей, взглядов, направлений в языкознании, литературоведении и в русской литературе.

При построении курса учитывается сложность изучаемого периода, уделяется внимание персоналиям, которые оказали влияние на развитие языкознания, литературоведения, культуры и литературы, а так же оставили след в истории русской литературы, прослеживается идейная и творческая эволюция отдельных авторов.

Дисциплина призвана углубить знания студентов о творческой индивидуальности выдающихся филологов и критиков ХХ века.

По окончании курса студент должен уметь определять место писателей и их произведений в пространстве русской культуры, степень их влияния на литературу последующих периодов; уметь корректно использовать теоретико-литературные понятия.

Лекционный материал нацелен на выявление главных проблем, освещение наиболее важных явлений в развитии русской филологии ХХ в. Практические занятия сосредоточены на анализе творчества и научной деятельности русских филологов ХХ века. Они должны помочь студентам приобрести навыки обращения с научной и критической литературой, закрепить с помощью анализа конкретных лингвистических, литературных, научных текстов основные теоретические понятия. Дисциплина «Русские филологи ХХ века» предполагает исследование, изучение, постижение творческой индивидуальностей выдающихся филологов и критиков ХХ столетия, во многом определивших авторитет гуманитарной мысли.

В ходе изучения дисциплины применяется такая форма учебного процесса как самостоятельная работа студентов.

      Самостоятельная работа – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

     Роль преподавателя при этом заключается в планировании, организации и контроле самостоятельной работы студентов, в обучении их методам самостоятельного изучения теоретических вопросов.

       Ориентируясь на четыре компонента содержания образования – знания, умение решать традиционные задачи, опыт творческой деятельности, – целесообразно для дисциплины произвести тщательный отбор фундаментального ядра знаний и специальных задач, выделить в этом материале круг проблем для самостоятельной работы.

При разработке заданий для СРС преподаватель должен руководствоваться требованием профилирования своей дисциплины в соответствии со специальностью обучаемых. При разработке заданий для СРС необходимо выполнять следующие требования:

· отбор и изложение материала должны обеспечивать достижение целей, изложенных в квалификационной характеристике, и понимание прикладного значения данной дисциплины для своей профессии;

· материал заданий должен быть методологичен, осознаваем и служить средством выработки обобщенных умений;

· при составлении заданий следует формулировать их содержание в контексте специальности.

Основными видами самостоятельной работы являются: работа с печатными источниками информации (конспектом, книгой, документами), работа с компьютерными автоматизированными курсами обучения. При изучении дисциплины основную долю отводимого на самостоятельную работу времени занимает работа с конспектом лекций и другой печатной информацией. При этом роль преподавателя заключается в обучении студентов методике работы с литературой.

  В начале семестра преподаватель на первом занятии должен ознакомить студентов с целями, средствами, трудоемкостью, сроками выполнения, формами контроля и самоконтроля СРС. При организации самостоятельной работы необходимо в процессе консультирования помогать студентам в овладении всеми приемами самостоятельной работы, способствовать повышению ее качества.

                      Основные критерии, которые можно предъявить к СРС по предмету:

1    СРС должна быть разнообразна;

1.2 она должна побуждать студентов проявлять самостоятельность при изучении дисциплины;

 1.3 она должна иметь практическую направленность, т.е., прежде всего, помочь студенту подготовиться к экзамену.

2. Студентам предлагается составить свой «словарь». При этом приветствуется не копирование существующих словарей, а творческий подход, отражение в словаре связей

2.1  Студентам необходимо в рамках СРС подготовиться к практическим занятиям, составляя конспект основных положений, отражая все понятия по данной теме дисциплины;

2.2  Прежде, чем выполнить задание СРС, нужно внимательно изучить предлагаемый материал, относящийся к теме дисциплины.

2.3  Одним из важнейших заданий, входящих в систему СРС, является написание научной статьи на предложенную преподавателем тему в рамках исследования социально-педагогических проблем, либо на самостоятельно выбранную студентом, либо на тему, согласованную с преподавателем.

2.4 В рамках СРС выполняется и подготовка устных сообщений на практических занятиях. Студентам предлагается самостоятельно выбрать тему для сообщения и согласовать ее с преподавателем.

2.5  Все вышеназванные задания выполняются в течение семестра и сдаются преподавателю для проверки по заранее оговоренному графику. После проверки и оценки все работы возвращаются студентам и могут быть использованы ими при подготовке к рубежным контролям и, таким образом, исполняют роль материала для повторения и закрепления знаний.

     Со стороны преподавателя даётся график выполнения СРС, где по определённым дням проверяются домашние задания, конспекты и другие виды самостоятельной работы.

     В итоге проводится рейтинг по всем видам работы студентов, которые проводятся в аудиторные часы и в часы самостоятельные работы. По достижении определённой суммы баллов ставится допуск к зачёту или к экзамену.

 Для лиц с ограниченными возможностями здоровья предусмотрено использование электронного учебника, а также информации, размещенной на Интернет-сайтах, посвященных научным исследованиям, кроме того, преподавателем оказываются индивидуальные консультации, а самостоятельная работа студента может быть представлена в устной и электронной форме.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 148.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...