Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Учебно-методическое обеспечение дисциплины




Рабочая программа дисциплины одобрена и рекомендована кафедрой  филологии

 

Протокол № 01 от «12» сентября 2017 г.

 

Заведующий кафедрой __________________   Д.А. Морозова

Рабочая программа дисциплины составлена  Кусаиновой А.М., канд. филол. наук, доцентом кафедры филологии   _____________

 

 

в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 45.03.01 Филология, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 августа 2014 г. № 947

Структура рабочей программы соответствует приказу ректора ФГБОУ ВО «ЧелГУ» от «01» сентября 2016 г. № 476-1 «Об утверждении шаблонов документов»

 

 

 

                                                                1. Общие сведения

1.1 Характеристика дисциплины: даются сведения о дисциплине, определяются:

1.1.1 Назначение дисциплины:

Дисциплина «Русские филологи ХХ века» обращается к работам отечественных словесников недавнего столетия – к тем персонам, чью деятельность подчас трудно однозначно квалифицировать (лингвисты, литературоведы, литераторы, философы), но при этом вся эта деятельность посвящена именно постижению искусства слова.

При построении спецкурса учитывается сложность изучаемого периода, уделяется внимание персоналиям, которые оказали влияние на развитие культуры и филологии, а также прослеживается идейная и творческая эволюция отдельных авторов.

В результате овладения дисциплиной «Русские филологи ХХ века» студенты должны уметь проводить локальные исследования на основе существующих методик в конкретной области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов.

1.1.2 Цели дисциплины:

Дисциплина призвана углубить знания студентов о творческой индивидуальности выдающихся филологов ХХ столетия.

1.1.3 Задачи дисциплины:

-   сформулировать представления об истории филологии XX  в.;

-  в контексте русской культуры, способствовать пониманию закономерностей историко-литературного и лингвистического процессов и роли русской филологии в системе культуры;

-  углубить знания об истории осмыслении русской литературы в литературоведении и критике XX в.;

-    сформировать представление о развитии русской языковедческой мысли  ХХ в.;

-    рассмотреть основные направления филологической мысли ХХ в.;   

-  способствовать выработке навыков целостного анализа творчества отдельного автора, исследователя в общей системе филологических направлений.

1.2 Место учебной дисциплины в структуре ОП:

      Дисциплина «Русские филологи ХХ века» входит в Блок 1,   индекс Б1.В.ДВ.07.01  учебного плана по направлению подготовки 45.03.01. Филология направленности (профилю) Отечественная филология.

1.2.1 Пререквизиты:

Для изучения дисциплины «Русские филологи ХХ века» необходимы компетенции, сформированные студентами в процессе изучения следующих дисциплин: Введение в спецфилологию, Основы филологических исследований, Введение  в языкознание, Введение  в литературоведение.

1.2.2 Постреквизиты:

Знания, полученные студентами в ходе освоения данного курса, могут быть использованы ими в процессе изучения следующих дисциплин: История лингвистических учений, Философия, Теория литературы, История русской литературы, Общее языкознание, Современная русская литература, Филологическая герменевтика и эстетика классического киноискусства.

Перечень планируемых результатов  обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Коды компетенции (по ФГОС) Результаты освоения ОП Содержание компетенций согласно ФГОС Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
ОПК-1 способность демонстрировать представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии в целом и ее конкретной (профильной) области. Знать: классификацию существующих теорий и концепций языкознания; основные лингвистические направления, школы и концепции, их методологические принципы и базовые положения. Уметь: демонстрировать углубленные знания в конкретной области филологии; Владеть: методологией языкознания как интегрального знания о языке и литературе
ОПК-4 владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста. Знать: основные понятия и термины филологической науки, ее внутреннюю стратификацию и понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества Уметь: применять на практике базовые навыки сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий Владеть: навыками самостоятельного анализа конкретно-исторического подхода к оценке филологических работ рассматриваемого периода
ОПК-6  способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности. Знать: основы библиографической культуры (требования к оформлению письменных работ) Уметь: собирать информацию с использованием традиционных методов и современных информационных технологий Владеть: навыками самостоятельного анализа конкретно-исторического подхода к оценке филологических работ рассматриваемого периода

 

1.4  Образовательные технологии:

      В соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 45.03.01 Филология с целью реализации компетентностного подхода предусмотрено широкое использование в учебном процессе технологии учебного сотрудничества с различными формами работы активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Объём дисциплины   Всего часов
Общая трудоемкость дисциплины 108
Контактная работа обучающихся с преподавателем (всего) 36
в том числе, аудиторная работа (всего): 36
Лекции 18
Семинары, практические занятия 18
Практикумы  
Лабораторные работы  
Внеаудиторная работа (всего): 72
в том числе (необходимо указать конкретный вид учебных занятий)  
Самостоятельная работа   обучающихся (всего) 72
Вид рубежной аттестации Тестирование, сочинение, разработка мультимедийной презентации, тестирование
Вид промежуточной аттестации Зачет

 3. Содержание дисциплины, структурированное по темам с указанием часов и видов учебных занятий

п/п

Наименование темы

Количество часов

ЛЗ ПЗ ЛР СРС
1 Введение. Общественно-политическая ситуация как один из факторов, оказавших влияние на развитие русской филологической науки ХХ в. 2 2 - 8
2 Вклад академиков Д.С. Лихачева и В.В. Виноградова в развитие научной и общественной мысли ХХ века. 2 2 - 8
3 Влияние деятельности представителей Московской лингвистической школы на оформление филологической традиции ХХ века (А.А. Шахматов, А.М. Пешковский,    Д.Н. Ушаков, Н.Н. Дурново, М.Н. Петерсон, Н.Ф. Яковлев и др.). 2 2 - 8
4 Филологи Петербургской лингвистической школы 1920-1950 гг. (Л.В. Щерба, Е.Д. Поливанов, Петербургская фонологическая школа). 2 2 - 8
5 Оформление традиций современной филологии в работах К.Чуковского, Ю.Тынянова, В.Я. Проппа, В.М. Жирмунского. 2 2 - 8
6 Из колыбели «формальной школы». Творчество Виктора Шкловского. Борис Эйхенбаум в ОПОЯЗе. 2 2 - 8
7 Место деятельности Г.Н. Поспелова, Ю.М Лотмана, М. М. Бахтина в литературоведении ХХ в. 2 2 - 8
8 Современники: варианты творческой биографии. 2 2 - 8
9 Вклад С.С. Аверинцева в развитие отечественного литературоведения. Научная деятельность С.А. Старостина, С. Тер-Минасовой, В.Звегинцева. 2 2 - 8
Всего   18 18 -  72

                                                        4. Программа дисциплины

Темы лекционных занятий

№ п/п Тема ЛЗ Формируемые компетенции Содержание ЛЗ Кол-во часов Кол-во баллов Методы Формы контроля
      Модуль № 1 6 9    
1 Введение. Общественно-политическая ситуация как один из факторов, оказавших влияние на развитие русской филологической науки ХХ в. ОПК-1, ОПК-4, ОПК-6 Краткая характеристика основных событий ХХ века. Задачи, стоящие  перед филологами начала ХХ века. 2  3 Интерактивная лекция, метод эвристической беседы Устный опрос
2 Вклад академиков Д.С. Лихачева и В.В. Виноградова в развитие научной и общественной мысли ХХ века ОПК-1, ОПК-4, ОПК-6 В.В. Виноградов как основатель традиционного русского языкознания. Д.С. Лихачев: филолог, культуролог, историк. 2  3 Интерактивная лекция, метод эвристической беседы Устный опрос
3 Влияние деятельности представителей Московской лингвистической школы на оформление филологической традиции ХХ века (А.А. Шахматов, А. М. Пешковский, Г. О. Винокур, Д. Н. Ушаков, Н.Н. Дурново, М.Н. Петерсон, Н.Ф Яковлев и др.) ОПК-1, ОПК-4, ОПК-6 А.А. Шахматов как продолжатель идей «фортунатовской» школы. Деятельность старшего поколения Московской лингвистической школы. Деятельность молодого поколения московской лингвистической школы. Московская фонологическая школа. 2  3 Интерактивная лекция, метод эвристической беседы Устный опрос
              Модуль № 2 4 6    
4 Филологи Петербургской лингвистической школы 1920-1950 гг. (Л.В. Щерба, Е.Д. Поливанов, Петербургская фонологическая школа). ОПК-1, ОПК-4, ОПК-6 Деятельность учеников И.А. Бодуэна де Куртенэ. Лингвистическая деятельность Л.В. Щербы. Формирование фонологической концепции в работах представителей Петербургской фонологической школы. Е.Д. Поливанов: лингвистические взгляды, взаимоотношения с властью. 2 3 Интерактивная лекция, метод эвристической беседы Устный опрос
5 Оформление традиций современной филологии в работах К.Чуковского, Ю.Тынянова, В.Я. Проппа, В.М. Жирмунского ОПК-1, ОПК-4, ОПК-6 Теоретические предпосылки сравнительного литературоведения (Веселовский, Потебня) и их реализация в фольклористике (Пропп, Фрейденберг). Оформление традиций современной филологии в творчестве К. Чуковского и Ю. Тынянова. 2 3 Интерактивная лекция, метод эвристической беседы Устный опрос
         Модуль № 3 4 10    
6 Из колыбели «формальной школы». Творчество Виктора Шкловского. Борис Эйхенбаум в ОПОЯЗе. ОПК-1, ОПК-4, ОПК-6 Основные моменты биографии В. Б. Шкловского. Литературное и критическое творчество В. Б. Шкловского. Значение В. Б. Шкловского в развитии русской культуры и литературы. Основные моменты биографии Б. М. Эйхенбаума. Деятельность Б.М. Эйхенбаума в ОПОЯЗе и его труды. Вклад Б.М. Эйхенбаума в литературоведение. 2 5 Интерактивная лекция, метод эвристической беседы Устный опрос
7 Роль Г.Н. Поспелова, Ю.М Лотмана, М.М. Бахтина в литературоведении ХХ  в. ОПК-1, ОПК-4, ОПК-6 Решение проблем исторического развития литературы Г.Н. Поспеловым. Ю.М. Лотман: ученый, просветитель, гуманист. Оценка деятельности М.М. Бахтина как литературоведа. 2 5 Интерактивная лекция, метод эвристической беседы Устный опрос
        Модуль № 4 4 10    
8 Современники: варианты творческих биографий. ОПК-1, ОПК-4, ОПК-6 Г.Д. Гачев как филолог и философ. М.Л. Гаспаров – филолог-классик, антиковед. Вклад С.С. Аверинцева в развитие отечественного литературоведения. С.А. Старостин, С. Тер-Минасова, В.Звегинцев 2 5 Интерактивная лекция, метод эвристической беседы Устный опрос
9 Вклад С.С. Аверинцева в развитие отечественного литературоведения.Научная деятельность С.А. Старостина, С. Тер-Минасовой, В. Звегинцева. ОПК-1, ОПК-4, ОПК-6 Роль С.С. Аверинцева, С.А. Старостина, С. Тер-Минасовой, В. Звегинцева в развитии отечественного литературоведения. 2 5 Интерактивная лекция, метод эвристической беседы Устный опрос

Итого

18  

 

Темы практических занятий

                            

№ п/п Тема ПЗ

Формируемые компетенции

Содержание ПЗ Кол-во часов Кол-во баллов Методы Формы контроля
    Модуль  № 1 4 31    
1 Введение. Общественно-политическая ситуация как один из факторов, оказавших влияние на развитие русской филологической науки ХХ в.

ОПК-1, ОПК-4, ОПК-6

Краткая характеристика основных событий ХХ века. Задачи, вставшие перед филологами начала ХХ века.  2 10,5 Практическое занятие с элементами дискуссии Устный опрос, проверка  эссе.     
2 Вклад академиков Д.С. Лихачева и В.В. Виноградова в развитие научной и общественной мысли ХХ века.

ОПК-1, ОПК-4, ОПК-6

В.В. Виноградов как основатель традиционного русского языкознания. Д.С. Лихачев: филолог, культуролог, историк 1  10,5 Практическое занятие с элементами дискуссии Устный опрос, проверка  письменного анализа одной из статей Д.С. Лихачева и В.В. Виноградова (по выбору).
  Рубежный контроль

ОПК-1, ОПК-4, ОПК-6

Тест по пройденным темам. 1 20 Метод контроля знаний Тестирование
   

 

   Модуль № 2 6 44    
3 Влияние деятельности представителей Московской лингвистической школы на оформление филологической традиции ХХ века (А.А. Шахматов, А. М. Пешковский, Г. О. Винокур, Д. Н. Ушаков, Н.Н. Дурново, М.Н. Петерсон, Н.Ф. Яковлев и др.).

ОПК-1, ОПК-4, ОПК-6

А.А. Шахматов как продолжатель идей «фортунатовской» школы. Деятельность старшего поколения Московской лингвистической школы. Деятельность молодого поколения московской лингвистической школы. Московская фонологическая школа.  2 8      Практическое занятие с элементами дискуссии Устный опрос, проверка   письменного сообщения о творческой нного сообщения о деятельности авторв.мам.деятельности изучаемых авторов.  
4 Филологи Петербургской лингвистической школы 1920-1950 гг. (Л.В. Щерба, Е.Д. Поливанов, Петербургская фонологическая школа).

ОПК-1, ОПК-4, ОПК-6

Деятельность учеников И.А. Бодуэна де Куртенэ. Лингвистическая деятельность Л.В. Щербы. Формирование фонологической концепции в работах представителей Петербургской фонологической школы. Е.Д. Поливанов: лингвистические взгляды, взаимоотношения с властью. 2  8 Практическое занятие с элементами дискуссии Устный опрос. Проверка рефератов по деятельности Л.В. Щербы и Е.Д. Поливанова.  
5 Оформление традиций современной филологии в работах К.Чуковского, Ю.Тынянова, В.Я. Проппа, В.М. Жирмунского

ОПК-1, ОПК-4, ОПК-6

Теоретические предпосылки сравнительного литературоведения (Веселовский, Потебня) и их реализация в фольклористике (Пропп, Фрейденберг). Оформление традиций современной филологии в творчестве К.Чуковского и Ю.Тынянова. В.М. Жирмунский. 1  8 Практическое занятие с элементами дискуссии Устный опрос. Проверка сочинения о научной деятельности К. Чуковского.  
  Рубежный контроль

ОПК-1, ОПК-4, ОПК-6

Сочинение об одном из представителей Московской и Петербургской лингвистических школ. 1 20 Эвристический Сочинение
   

 

   Модуль № 3 4 40    
6 Из колыбели «формальной школы». Творчество Виктора Шкловского. Борис Эйхенбаум в ОПОЯЗе.

ОПК-1, ОПК-4, ОПК-6

Основные моменты биографии В.Б. Шкловского. Литературное и критическое творчество В.Б. Шкловского. Значение В.Б. Шкловского в развитии русской культуры и литературы. Основные моменты биографии Б.М. Эйхенбаума. Деятельность Б.М. Эйхенбаум в ОПОЯЗе и его труды. Вклад Б.М. Эйхенбаума в литературоведение.  2  10 Практическое занятие с элементами дискуссии Устный опрос. Проверка хронологической таблицы по деятельности данных учёных.  
7 Роль Г.Н. Поспелова, Ю.М Лотмана, М.М. Бахтина в литературоведении ХХ в.

ОПК-1, ОПК-4, ОПК-6

Решение проблем исторического развития литературы Г.Н. Поспеловым. Ю.М. Лотман: ученый, просветитель, гуманист. Оценка деятельности М.М. Бахтина как литературоведа. 1 10 Практическое занятие с элементами дискуссии Устный опрос. Проверка тезисного конспекта по творчеству М.М. Бахтина.
  Рубежный контроль

ОПК-1, ОПК-4, ОПК-6

Мультимедийная презентация о деятельности Ю.М Лотмана и М.М. Бахтина. 1 20 Эвристический Разработка мультимедийной презентации
   

 

   Модуль № 4 4 4 0    
8 Современники: варианты творческих биографий.

ОПК-1, ОПК-4, ОПК-6

Г.Д. Гачев как филолог и философ. М.Л. Гаспаров – филолог-классик, антиковед. Вклад С.С. Аверинцева в развитие отечественного литературоведения. С.А. Старостин, С. Тер-Минасова, В. Звегинцев.  2  10 Практическое занятие с элементами дискуссии Устный опрос. Проверка письменного сообщения о филологических трудах ученых.      
9 Вклад С.С. Аверинцева в развитие отечественного литературоведения. Научная деятельность С.А. Старостина, С. Тер-Минасовой, В. Звегинцева.

ОПК-1, ОПК-4, ОПК-6

Роль С.С. Аверинцева, С.А. Старостина, С. Тер-Минасовой, В. Звегинцева в развитии отечественного литературоведения.      1 10 Практическое занятие с элементами дискуссии Устный опрос. Проверка рефератов. Тестирование.
  Рубежный контроль

ОПК-1, ОПК-4, ОПК-6

Тест по научной деятельности современных учёных-литературоведов. 1 20 Метод контроля знаний Тестирование

      Итого

 18      
                 

     

               4.3 Лабораторные работы учебным планом не предусмотрены

Посещаемость студентов по каждой дисциплине, независимо от её общей трудоемкости определяется по 100-бальной шкале в каждом дисциплинарном модуле, включает в себя следующие показатели:

 

Показатель/ Вид деятельности Максимальный балл Примечание
1 Посещаемость занятий 20 Обучающимся посещено: - менее 50% занятий – 0 баллов; - 50 – 74% занятий – 15 баллов; - 75 – 89% занятий – 18 баллов; - 90 – 100% занятий – 20 баллов

Учебно-методическое обеспечение дисциплины










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 135.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...