Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Баратынский Евгений Абрамович




Стихи Е. Баратынского

1800 — 1844

(Боратынский) Русский поэт. Оригинальная разработка жанров элегии и послания ("Финляндия", "Разуверение", "Признание", "Две доли"); поэмы ("Эда", "Бал"), отмеченные лиризмом, психологической и философской глубиной. В сборнике "Сумерки" (1842) — противоречие исторического прогресса и духовно-эстетической природы человека, преломленное через трагическое сознание поэта.

Биография

Родился 19 февраля (2 марта н.с.) в селе Мара Тамбовской губернии в небогатой дворянской семье.

В 1812 поступил в Петербургский Пажеский корпус, из которого в 1816 был исключен за не совсем безобидные мальчишеские проделки без права поступления на какую-либо службу, кроме солдатской.

В 1819 он был зачислен рядовым в Петербургский лейб-гвардии егерский полк. В это время он познакомился с Дельвигом, не только нравственно поддержавшим его, но и оценившим его поэтическое дарование. Тогда же завязались приятельские отношения с Пушкиным и Кюхельбекером.

В печати появились первые произведения Баратынского: послания "К Креницину", "Дельвигу", "К Кюхельбекеру", элегии, мадригалы, эпиграммы. В 1820 напечатана поэма "Пиры", принесшая автору большой успех.

В 1820 — 26 Баратынский служил в Финляндии, много писал. Видное место в его творчестве этой поры занимает элегия: "Финляндия", "Разуверение" ("Не искушай меня без нужды..."), положенное на музыку М. Глинкой, "Водопад", "Две доли", "Истина", "Признание" и др. Попытки друзей добиться офицерского звания для Баратынского долго наталкивались на отказ императора, причиной которого был независимый характер творчества поэта, оппозиционные высказывания, которые часто можно было слышать от Баратынского.

Он не был декабристом, но и его захватили идеи, которые получили воплощение в деятельности тайных обществ. Его политическая оппозиционность проявилась в элегии "Буря" (1825), в эпиграмме на Аракчеева, а позднее в "Стансах" (1828).

В апреле 1825 Баратынский наконец был произведен в офицеры, что давало ему возможность распоряжаться своей судьбой. Он вышел в отставку, женился и поселился в Москве, где в 1827 вышло в свет собрание его стихотворений — итог первой половины его творчества.

После разгрома восстания декабристов круто изменилась общественная жизнь в России, что наложило отпечаток и на поэзию Баратынского. На первый план теперь вышло философское начало, темы великой скорби, одиночества, прославление смерти как "разрешенья всех цепей" ("Последняя смерть", "Смерть", "Недоносок", "На что вы, дни", "К чему невольнику мечтания свободы?..").

В 1832 начал издаваться журнал "Европеец", и Баратынский становится одним из самых активных его авторов. Он обращается к прозе и драме. После закрытия журнала (вышло всего два номера) он впал в безысходную тоску.

В 1835 вышло второе издание его произведений, которое казалось тогда итогом его творческого пути. Но последней книгой Баратынского стал сборник "Сумерки" (1842), в котором были объединены стихотворения второй половины 1830-х — начала 1840-х.

В 1843 поэт, уехав за границу, полгода провел в Париже, встречаясь с писателями и общественными деятелями Франции- В стихотворениях Баратынского той поры — бодрость и вера в будущее ("Пироскаф", 1844). Смерть помешала началу нового этапа творчества. В Неаполе он заболел и скоропостижно скончался 29 июня (11 июля н.с.) 1844. Тело Баратынского было перевезено в Петербург и предано земле.



Водопад

Шуми, шуми с крутой вершины,Не умолкай, поток седой!Соединяй протяжный войС протяжным отзывом долины. Я слышу: свищет аквилон,Качает елию скрыпучей,И с непогодою ревучейТвой рев мятежный соглашен. Зачем с безумным ожиданьемК тебе прислушиваюсь я?Зачем трепещет грудь мояКаким-то вещим трепетаньем? Как очарованный, стоюНад дымной бездною твоеюИ, мнится, сердцем разумеюРечь безглагольную твою. Шуми, шуми с крутой вершины,Не умолкай, поток седой!Соединяй протяжный войС протяжным отзывом долины!

Вяземский Петр Андреевич (1792 - 1878), поэт, прозаик. Родился 12 июля (23 н.с.) в Москве в богатой дворянской семье. Род князей Вяземских вел свое начало от потомков Мономаха.

Получил прекрасное домашнее образование, с 1805 учился в Петербургском иезуитском пансионе. В 1806 вернулся в Москву и брал частные уроки у профессоров Московского университета.

С 1807, оставшись сиротой, находился на попечении своего родственника, писателя и историка Н.Карамзина (женатого на старшей сестре Вяземского), дом которого был центром культурной жизни, где собирались историки, философы, писатели, в том числе и будущие декабристы.

Зачисленный в Межевую канцелярию, Вяземский больше времени отдавал литературным увлечениям и светской жизни. Он предпочитает малые стихотворные жанры - пишет элегии, послания, стихотворения в альбом. Вместе с тем пишет и эпиграммы, басни.

Во время войны 1812 вступил в дворянское ополчение и участвовал в Бородинском сражении. После окончания войны служил в Варшаве. Надеясь на перемены государственного устройства России, принял участие в составлении записки царю об освобождении крестьян (1820). Участвовал в подготовке проекта конституции, общался с вольнолюбиво настроенными кругами польского дворянства и будущими декабристами.

В 1821 - 1829, отстраненный от службы за оппозиционные настроения, жил в Москве и в родовом подмосковном имении Остафьево. Посвящает себя литературной и журнальной деятельности, сближается с Пушкиным, декабристами. Лирика Вяземского меняется, выступают общественные интересы, личная и гражданская темы сливаются: элегии "Негодование", "Уныние", "Первый снег". Он становится пропагандистом романтизма.

Разделяя воззрения декабристов, он не разделял их революционных методов, поэтому не стал участником восстания. Хотел воздействовать на правительство словом, убеждением. Это не помешало Вяземскому решительно осудить репрессии против декабристов. В 1830 стал сотрудником "Литературной газеты" Дельвига и Пушкина, а затем и пушкинского "Современника".

В этом же году был зачислен на службу чиновником особых поручений по Министерству финансов (до 1855). В 1856 - 58 - товарищ министра народного просвещения; возглавлял цензуру. Был близок к царскому двору.

После французской революции 1848 взгляды Вяземского изменились, он все больше расходился с современностью, смеясь над революционной молодежью. Это было связано с падением дворянской революционности и выходом на общественную арену разночинцев-демократов, с которыми он уже не мог найти общего языка.

В эти годы публикует книгу о Д.Фонвизине, исторические очерки о Москве, воспоминания, стихотворение "Святая Русь", проникнутое враждой к революции и преданностью монархии.

Его поздние лирические стихотворения отражали грустные настроения поэта, ощутившего свой разрыв с современностью.

Последние двадцать лет жизни Вяземский жил за границей, в полной мере ощутив социальное и духовное одиночество.

10 ноября (22 н.с.) 1878 в Баден-Бадене Вяземский умер. Похоронен в Петербурге.


ЛЮБИТЬ. МОЛИТЬСЯ. ПЕТЬ

Любить. Молиться. Петь. Святое назначеньеДуши, тоскующей в изгнании своем,Святого таинства земное выраженье,Предчувствие и скорбь о чем-то неземном,Преданье темное о том, что было ясным,И упование того, что будет вновь;Души, настроенной к созвучию с прекрасным,Три вечные струны: молитва, песнь, любовь!Счастлив, кому дано познать отраду вашу,Кто чашу радости и горькой скорби чашуБлагословлял всегда с любовью и мольбойИ песни внутренней был арфою живой!

 

Языков Николай Михайлович (1803 - 1846), поэт. Родился 4 марта (16 н.с.) в Сибирской губернии в богатой помещичьей семье. Получил хорошее домашнее образование, которое позволило ему в 11 лет успешно учиться в Горном кадетском корпусе и затем в Институте инженеров путей сообщения в Петербурге (1814-20). В эти годы пишет много стихов.

Для продолжения образования едет в Дерпт, где в течение семи лет учится на философском факультете университета (1822-29). В совершенстве овладевает немецким языком, приобретает глубокие познания в истории, политэкономии. Во время наездов в Петербург знакомится сначала с Дельвигом и Рылеевым, позже с Пушкиным. Стихи Языкова публикуются в разных журналах и газетах. Годы, проведенные в Дерпте, - наиболее плодотворный период его творчества. Он быстро завоевал репутацию самобытного поэта, выразителя взглядов передовой дворянской молодежи. Большое распространение получили его студенческие песни "Чинов мы ищем не ползком", "Сердца - на жертвенник свободы", "Наш ум - не раб чужих умов" и др., элегии "Свободы гордой вдохновенье!", "Еще молчит гроза народа...".

Летом 1826, по приглашению Пушкина, Языков посещает Михайловское. Эта встреча нашла свое отражение в прекрасных стихах: "Вечер", "Тригорское", два послания "К П.А. Осиновой".

В 1829 Языков покидает Дерпт из-за тяжелой болезни и переезжает в Москву, где знакомится с Киреевскими, Аксаковыми, Баратынскими и другими литераторами, входит в их круг. После разгрома декабристов меняется тональность его стихов, из них уходит боевой пафос. После стихотворения "Пловец" ("Нелюдимо наше море...", 1829), полного мужества и бодрости, он перешел к осуждению прошлого ( "Ау! ", 1831), а в конце жизни даже к нападкам на Чаадаева, Герцена ("К ненашим", 1844).

В 1831 поступил на службу в Межевую канцелярию, но в 1833 вышел в отставку. В 1838 в результате резкого ухудшения здоровья едет лечиться за границу. Возвращается в 1843 и живет в Москве. Выходят два его поэтических сборника (1844,1845).

26 декабря 1846 (7 января 1847 н.с.) Н.Языков умер.

ВЕСНА

Великолепный день! На мягкой муравеЛежу,— ни облачка в небесной синеве!Цветет зеленый луг; чистейший воздух горныйПрохладой сладостной и негой животворнойСтруится в грудь мою,— и полон я весной!И вот певец ее летает надо мной,И звуки надо мной веселые летают!И чувство дивное те звуки напеваютМне на душу; даюсь невольно забытьюВолшебному, глаза невольно закрываю:Легко мне, так легко, как будто я летаюЛетаю и пою, летаю и пою!

 

Раевский Владимир Федосеевич (1795—1872), член Союза благоденствия, арестован 6 февр. 1822 г. за революционную пропаганду среди солдат в школах взаимного обучения по системе английского педагога Юзефа Ланкастера (1771—1838); был первым декабристом, представшим перед царским судом. Разбирательство его вины продолжалось в течение шести лет в пяти специаль­ных комиссиях и в Следственной комиссии по делу декабристов. Документы судного дела В. Ф. Раевского и причастных к нему лиц составляют 40 томов и находятся в 13 архивохранилищах страны. Первая судная комиссия под председательством командира 6-го пехотного корпуса (в состав которого входила 16-я пехотная дивизия) генерала И. В. Сабанеева приговорила В. Ф. Раевского к смертной казни. Да и в дальнейшем ему угрожала самая суровая кара. Но он мужественно и умело вел себя во время следствия и не призна­вал предъявленных ему обвинений, храня тайну революционного заговора. В конце концов Следственная комиссия под председа­тельством генерала В. В. Левашова представила царю проект при­ говора. После его утверждения Николаем I 15 окт. 1827 г. В. Ф. Раевский был лишен дворянства, офицерского чина, всех наград и сослан на поселение в Сибирь.

Раевский Владимир Феодосеевич (ошибочно называют Василием) - писатель. Воспитание получил в Московском университетском пансионе. Находясь в военной службе, отличался необыкновенной гуманностью в отношениях к подчиненным, много заботился о поднятии умственного и нравственного уровня солдат, на свои деньги выписал прописи для обучения, за свой счет обул роту. В Кишиневе Раевский был знаком с Пушкиным. Влиянию Раевского приписывают возникновение у Пушкина интереса к занятиям русской историей. В 1822 г. генерал М.Ф. Орлов поручил Раевскому заведование Ланкастерской школой своей дивизии. В том же году Раевский был арестован и обвинен в государственных преступлениях: ему ставили в вину и "задабривание" солдат, и то, что в прописях его встречались имена Брута и Кассия. С 1822 по 1827 г. велось следствие, и Раевский сидел в различных крепостях. Расследование ничего важного не обнаружило: одна из 4-х инстанций нашла даже возможным оправдать Раевского, но, по всей вероятности, поведение Раевского во время следствия отразилось на его судьбе: он держался все время крайне независимо и резко, оставаясь верным своему образу мыслей. "Судьбу мою суровую, - пишет Раевский, - с терпеньем мраморным сносил! нигде себе не изменил, и в дни убийственные жизни немрачен был, как день весной, и даже мыслью и душой отвергнул право укоризны". Он был сослан на поселение в Сибирь и только в 1856 г. помилован. - Стихотворения Раевского не блещут формой, но отмечены глубокой искренностью и серьезностью. Он советовал Пушкину "оставить другим певцам любовь: любовь ли петь, где льется кровь!" В своей тюремной исповеди Раевский спрашивал себя: "слыша стон простонародный, сей ропот робкий под ярмом, алкал ли мести благородной" и т. д.

НЕПОРОЧНОСТЬ ЛЮБВИ

     Идиллия Туманится небо, перун загремел... Сокрылся за тучами луч яркий денницы... Я страстью горел И чашу восторгов на персях девицы При шуме перуна мгновенно испил...Всё смолкло, всё тихо, но нежны ланиты Шарлоты Румянец покрыл, И локоны зефир волнует развиты, И перси лобзает под дымкой сквозной.И грозное небо и громы щадят наслажденье. Друг нежный, Шарлота, любови святой Устав натуральный не есть преступленье!.. Нам сердце и совесть порукой с тобой. Взгляни, после буря природа гордится     Творенья красой! И сердце невольно к природе стремится... Пусть снова ударит перун над главой! Пусть небо готовит нам сильное мщенье, Но, друг мой, с тобой Мне жизнь лишь восторги, а смерть - утешенье.

Вильгельм Карлович Кюхельбекер (1797-1846) - известный писатель. Кюхельбекер учился в царскосельском лицее, где был товарищем Пушкина; дружба не мешала последнему преследовать эпиграммами поэтические упражнения Кюхельбекера. С 1815 года стихотворения Кюхельбекера стали появляться в "Вестнике Европы" (за подписью Вильгельм), "Сыне Отечества", "Благонамеренном". В 1817-1820 годах Кюхельбекер служил в министерстве иностранных дел. В 1820 году он поехал за границу и читал в парижском Атенее лекции о славянской литературе, приостановленные по требованию русского посольства, как слишком либеральные. В 1822 году Кюхельбекер служил на Кавказе, при Ермолове; близко сошелся там с Грибоедовым. В 1823-1825 годах он жил в Москве, где, вместе с князем Одоевским, издал четыре книжки сборника: "Мнемозина". Кюхельбекер участвовал в заговоре декабристов и стрелял, на Сенатской площади, в великого князя Михаила Павловича; затем он бежал и, намереваясь скрыться за границу, прибыл в Варшаву, где был узнан по приметам, сообщенным его бывшим другом - Булгариным. Приговоренный к смертной казни, он был помилован, по просьбе великого князя Михаила Павловича, и осужден на вечные каторжные работы, замененные одиночным заключением в Шлиссельбурге и Кексгольме. Материально Кюхельбекер не особенно нуждался, получал книги и только не мог печатать своих произведений, не смотря на заступничество Жуковского. Незадолго до смерти Кюхельбекер по свидетельству Греча, был перевезен в имение своей сестры, где и умер. Кюхельбекер, не выделяясь талантом, не мог выбиться из оков старой школы: произведения его писаны тяжелым языком и испещрены массою славянизмов. В роли политического деятеля, которую он надеялся сыграть, он был совершенно искренен, хотя сильно увлекался, за что Пушкин сравнивал его с Анахарсисом Клоотсом. Отдельно Кюхельбекер напечатал: "Смерть Байрона" (Москва, 1824); "Шекспировы духи", драматическая шутка (Санкт-Петербург, 1825); "Ижорский", мистерия (Санкт-Петербург, 1825). В "Русской Старине" (в 1875 и 1878 годах напечатаны извлечения из его дневника и поэма "Вечный жид", написанная им в 1842 году.

ЛУНА

Тебя ли вижу из окна
Моей безрадостной темницы,
Златая, ясная луна,
Созданье божней десницы?

Прими же скорбный мой привет,
Ночное мирное светило!
Отраден мне твой тихий свет:
Ты мне всю душу озарило.

Так! может быть, не только я,
Страдалец, узник в мраке ночи,-
Быть может, и мои друзья
К тебе теперь подъемлют очи!

Быть может, вспомнят обо мне;
Заснут; с молитвою, с любовью
Мой призрак в их счастливом сне
Слетит к родному изголовью,

Благословит их... Но когда
На своде неба запылает
Передрассветная звезда,-
Мой образ, будто пар, растает.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 204.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...