Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Место неокантианства в русской социологии А.С. Лапо-Данилевский, В.М. Хвостов, Б.А. Кистяковский, Л.И. Петражицкий.




Наибольшей популярностью на новом этапе теоретической эволюции социологии в России (рубеж XIX-XX вв.) пользовалось неокантианство.Сущностьнеокантианского подхода к социальной реальности состояла в идее о том, что активность человеческого мышления лежит в основе создания и упорядочения культурных форм. В истории российской социологии неокантианство представлено двумя течениями:1) нормативизм (Б.А. Кистяковский, А.с. Лаппо-Данилевский, П.И. Новгородцев, В.М. Хвостов); 2) психологизм (Л.И. Петражицкий).

Несмотря на плюрализм, неокантианской социологии присущ ряд общих черт: 1. Убежденность в методологическом кризисе социальной науки.2. Всесторонняя критика позитивизма, натурализма, субъективизма и экономического материализма. 3. Разработка методологии социального познания на основе принципа отнесения к ценности (т.е. оценка явлений с позиций безусловной ценности нравственного идеала).4. Стремление к освобождению от всякого рода натурализма. 5. Выдвижение на первый план абсолютной ценности личности.6. Явный или латентный психологизм индивидуалистического характера.7. Принятие в качестве базовой категории социологии категорию «норма».

Богдан Александрович Кистяковский (1868-1920 гг.), определяя специфику социального познания, подчеркивал необходимость устранения двух главных причин методологического кризиса социальной науки: 1) «рабства» социологии перед социальной философией и 2) психологизма в социальном познании. Решение методологической проблемы социологии автор видел в переходе к научно-философскому идеализму, суть которого состояла в признании самостоятельности этической проблемы. Ключевыми категориями концепции К. выступали «справедливость», «долженствование» и «ценность», кот. он использовал при анализе соц. явлений. Согласно К., люди действуют целесообразно, цели их действий определяются оценками, а оценивание соответствия действий целям происходит на основе общих формул - норм, кот., как и ценности, создаются самими людьми. Таким образом, конечная точка всякого социального процесса - признание необходимости какой-либо нравственной или правовой нормы (после чего обязательно возникает вопрос о ее более справедливой формулировке).

Александр Сергеевич Лаппо-Данилевский (1863-1919 гг.) поставил перед собой цель вывести социологию на качественно новый уровень развития, поэтому особое внимание он уделял проблемам теории и методологии, основой которых считал учение о ценностях. По мнению автора, соц. познание должно опираться на психологию, поскольку именно она обеспечивает интерпретацию целей, оценок и воли субъектов социально-исторических процессов, а также задает всему гуманитарному знанию единство представлений и понятий. За цель социологии как гуманитарной науки Л-Д. принимал выяснение содержания соц. и культурных фактов с их последующей типологизацией. Таким образом, центральной категорией социального познания становится у него понятие «тип» - познавательная конструкция. в которой уравновешиваются отношения случайного и закономерного. Подчеркивая, что типология - это систематика, а не объяснение, и что тип - это всегда относительное обобщение, автор различал три вида типов:1) «идеальный» - чисто абстрактный мыслительный конструкт;2) «репрезентативный» - мыслительный конструкт, которому соответствуют многие единичные факты; 3) «генеалогический» - конструкт, фиксирующий сходство отдельных явлений и их признаков на основе их общего происхождения.

Вениамин Михайлович Хвостов (1868-1920 гг.) задачей своего творчества считал создание методологии социального познания, которую понимал как подлинно научную теорию исторического процесса. Согласно мировоззрению автора, соц. законы представляют собой общие схемы порядка протекания человеческого общения, кот. тождественны законам социальной психики. Х. определяет общество как продукт духовного общения людей, кот. сочетает в себе (ввиду включения в систему исторической причинности и объективных; и субъективных факторов) элементы устойчивости (традиции, подражание, дух времени) и изменчивости (критика, реформы, революции, нововведения, реакция).

Психологическое течение в неокантианской социологии- Лев Иосифович Петражицкий. Формулирует положение о том, что действительность зависит от субъективной интерпретации, следовательно, на первый план в социальном познании выдвигается проблема способности человека воспринимать и интерпретировать соц. мир.Исходя из этого положения, центральными понятиями социологии П. становятся «соц. поведение» и «мотивация», что неизбежно заставляет его обратиться к психологии, где социологической категории «мотив» существует адекватный синоним - «эмоция». Содержание социологической концепции П. определил круг идей, кот. могут быть сведены к следующим тезисам:1. Всякое соц. явление происходит в психике одного индивида и его природа остается неизменной.2. Содержательными причинами социального поведения являются исключительно индивидуальные эмоции.3. Эмоции внешне выражаются в слове и действии, а задача социологии заключается в их понимании. Анализируя историю человечества, П. приходит к выводу, что соц. прогресс представляет собой смену нормативных идеалов, а смысл его состоит в изменении права в сторону разумности и гуманности на основе соотнесения норм с нравственным идеалом.

 

 

Павел Федорович ЛИЛИЕНФЕЛЬД(1829—1903) — крупный царский сановник, монархист. Работы: “Мысли о социальной науке будущего”, “Социальная патология”. Для Л. идея отождествления социального и биологического организма выступала не как рабочая гипотеза, а как реальная аналогия. Так как общество есть организм, то оно обладает всеми отличительными чертами организма — единство, целесообразность, специализация органов и т.д. Но в социальном организме нет костного скелета, лимфатической, кровеносной, мускульной систем. Оно состоит из нервной системы, основу которой составляют своими нервными клетками люди, входящие в данное общество, и из междуклеточной ткани — это все то, что создано людьми (дома, железные дороги, книги, деньги, пережитки, писаные законы).Л. выделял в жизни общества 3 главные функции: Физиологическая или экономическая, Морфологическая или юридическая, Индивидуальная или политическая. Здоровье социального организма обусловлено правильным соотношением консервативного и либерального направлений (наследственности и приспособления), Некоторые болезни соответствуют заболеваниям мозга, так больное правительство — это паралич. Смерть общества происходит по тем же причинам, по которым умирает любой организм — распадение частей, разложение. Она может быть обусловлена как внешними причинами, так и внутренними. Но возможно и перерождение общества, такая возможность существует у очень развитых обществ.В социологической концепции Л. аналогия социального с биологическим, имевшая место у Спенсера, превратилась в полное тождество. Идеи Л. оказали влияние на теории западных органицистов. В русской же социологии ни географический детерминизм, ни органицизм не заняли ведущего положения.

 

Николай Константинович Михайловский (1842-1904 гг.). С его точки зрения, назначение социологии в том, чтобы увидеть взаимосвязь частей сложного общественного целого. Будучи сторонником антропоцентристского типа исследований, М. считает социологию наукой о человеке, за ее предмет принимает соц. взаимодействие, кот. определяет как «отношение различных форм общежития к судьбам личности». Содержание социологии, по его мнению, должно опираться на анализ эволюции форм «кооперации» (объединения людей).Тоже развивал идею соц.эволюции. В своем творчестве М. делает вывод, что своеобразие социальной реальности требует специфических (отличных от естествознания) методов познания, таким методом является субъективный метод. Субъективным методом автор называет такой способ удовлетворения познавательной потребности, когда субъект познания (наблюдатель) мысленно ставит себя в положение объекта познания (наблюдаемого), Т.е. происходит слияние субъекта с объектом познания. М., отрицая прогресс как общую характеристику направленности развития в условиях сложной кооперации (т.е. в современном ему обществе),различает два вида прогресса: 1) прогресс личности и 2) прогресс общества.

Этический психологизм. Николай Иванович Кареев (1850-1931 гг.) Предметом социологии у К. выступает соц. организация (в значении «упорядочение»), регулирующая отношения индивидуумов и соединяющая их кооперацией.Однако особым методом социологического познания К. считал субъективный метод. В своем творчестве он обосновывает необходимость безоговорочного отказа от «случайного» (ненаучного) субъективизма и перехода на позиции субъективизма «законного» (научного), кот., по сути, является методом понимания. Поднимал вопрос о взаимодействии личности и среды. Ответ на данный вопрос содержится в его формулировке основного социологического принципа: личность стремится к самоопределению, в то время как среда стремится ассимилировать личность. Разработал формулу прогресса,согласно данной формуле, целью прогресса является развитая и развивающаяся личность (что означает наивысшую меру свободы, доступную человеку), а механизм прогресса представляет собой самоосвобождение личности путем переработки культурных идей и соц. форм в соответствии с целью.

 

Основанием генетической социология Ковалевского является этнография.

Ковалевский находил эту часть социологии особо интересной для русских ученых в силу чрезвычайно богатого этнографического материала.

Он разделял этот материал на этнографический - с особым вниманием к пережиткам в брачной жизни экзогамии, анимизма и т.д. - и историколегендарный, включающий в себя большое количество фольклора.

В концепции генетической социологии Ковалевского мы находим соединение в рассмотрении общественного развития земных (объективных) факторов с духовными, символическими. Он уверен, что общность, коллектив, человек существуют как в мире созданном им, в определенной природной среде, так и в мире духовном, культурном, символическом. Таким образом, у Ковалевского мы находим соединение объективного и символического подходов, тем самым он снимает иногда ненужные споры о справедливости, истинности одного из них.

 


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 485.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...