Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

М.М. Ковалевский в истории социологии.




 

Основными работами Ковалевского являются «Современная социология», «Очерк развития социологических учений», «Социология». Его как социолога интересовали связь социологии с историческими науками, сравнительно-исторический метод исследования.

Одним из важнейших методов социологии Ковалевский считал сравнительно-исторический метод, который, по его мнению, был наиболее научным. В соответствии с этим методом у различных народов можно выделить группы, сходные по своим политическим, историческим, юридическим процессам и дающие возможность установить факт прохождения различными народами и государствами одинаковых стадий развития. Сравнительно-исторический метод основывается на признании единства и целостности человеческого общества.

Понятие генетической социологии и ее метод

Общественные явления Ковалевский пытался объяснить путем анализа их происхождения. Этот его метод носит название «генетическая социология». Концепция генетической социологии связана с идеей прогресса. «Генетической социологией, - писал он, - называют ту часть науки об обществе, его организации и поступательном ходе, которая занимается вопросом о происхождении общественной жизни и общественных институтов, каковы: семья, собственность, религия, государство, нравственность и право...».

 

 

Субъективистское направление в российской социологии П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский, Н.Н. Кареев.

Субъективная социология представляет собой наиболее значительное, специфически русское направление в отечественной социологии, сложившееся в русле позитивизма уже на раннем этапе развития в России научной социологии. Появилась в 60-70гг ХIX века. Школа этического субъективизма сложилась на «позитивистском» этапе развития социологии в России. Данное методологическое направление получило широкую известность как «русская социол. школа», а его интеллектуальными истоками выступили идеи народников. Русская социол. школа прошла в своем развитии два этапа теоретической эволюции: 1) «первая волна» - идеи основоположников (П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский); 2) «вторая волна» - попытка систематизации субъективной социологии (Н.И.Кареев). Общие идеи: 1. Оригинальные теории прогресса и эволюции.2. Постановка и решение вопросов социологии личности. 3. Обоснование субъективного метода в социальном познании.4. Определение общества как совокупности коллективных - представлений, вырастающих из взаимодействия индивидуальных переживаний, опосредованных социокультурными формами.

Одним из основоположников русской социологической школы (школы этического субъективизма) является Петр Лаврович Лавров (1828-1900 гг.).Работа: «Исторические письма» Л. был уверен, что ядро социальной науки составляют потребности человека, а стимулом для социального познания выступают многообразные цели людей, поэтому социология должна стать теорией человеческой деятельности.За ключевое понятие новой науки Л. принимает «солидарность», считая, что социология - это наука о солидарности, и что ее содержание преимущественно должна составлять теория солидарности. С.-общность в привычках, интересах, аффектах и убеждениях, благодаря которым люди и образуют общество. По мысли автора, основная функция солидарности - «орудие борьбы за существование общества», поскольку целое тем устойчивее, чем солидарнее между собой его элементы. Л. выделял три основных вида солидарности: бессознательная, прочувствованная, сознательная (или историческая солидарность) - идеальным типом исторической солидарности выступал социалистический идеал. Согласно своей формуле прогресса Л. выделяет этапы социальной эволюции:1) доисторический - эволюция природных основ жизни людей, становление основ соц. союзов людей; 2) исторический, кот. начинается с появлением групп, обладающих потребностью в развитии, и с рождением критической мысли.

 

 

Натуралистическое направление в российской социологии Л.И.Мечников, А.И. Стронин, П.Ф. Лилиенфельд.

Его представители на первое место выдвигали географический фактор (климат, ландшафт, системы рек).

ЛевИльич МЕЧНИКОВРасс-л механизм влияния природы на социальное устройство общества. Так, в своей работе он, не скатываясь к вульгарному географическому детерминизму, пытался объяснить неравномерность общественного развития как результат изменения значения одних и тех же географических условий (а именно, водных ресурсов и путей сообщения), происходивших в различные эпохи под влиянием экономического и технического прогресса. Мечников выделял три периода в истории цивилизации: речной (возникновение первых рабовладельческих гос-в в долинах рек Нила, Тигра), средиземноморский (основание Карфагена), океанический (открытие Америки). По мнению Мечникова, социологические законы не сводимы к законам природы, с их помощью нельзя внести ясность в сложный мир социальных взаимоотношений людей. В историю русской социологии Мечников вошел как создатель оригинальной теории, в которой он попытался связать проблему географического фактора с условиями материальной жизни общества. Также на географическом факторе жизни общества он основывал идею закономерности общественного развития и социального прогресса.

Александр Иванович СТРОНИН(1826—1889) Представитель органицизма. Работы: “История и метод”, “Политика как наука” и “История общественности”. Тождество общества с организмом Стронин пытался доказать, сопоставляя сходство их функционирования и закономерностей. Он считал, что возможно переносить законы природы на общество, а социальное знание необходимо строить по подобию естественных наук, в первую очередь биологии. По мнению Стронина, общество — это организм, а социальные институты — это отдельные части организма. Функционирование человека и общества происходит одинаково, а поэтому он считал, что “социология необходимо уже должна быть аналогичной с физиологией”. Общество так же, как и любой организм, имеет свое начало и свой конец. Движение общества (прогресс, регресс) совершается на основе биологических законов. Нравственный упадок, например, происходит в результате биологического вырождения человечества.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 179.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...