Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Словообразованием называется как процесс образования производных слов, так и раздел языкознания, изучающий этот процесс.




Для чего образуются слова в языке? Образование новых слов может иметь несколько целей: первая цель - обозначение реалий действительности сворачиванием в одно слово синтаксических конструкций (выключатель - то, чем выключают); вторая цель - перемещение в иную синтаксическую позицию того или иного смысла (например, от глаголов образуются существительные со значением действия типапение, которые могут выступать в качестве предмета сообщения, занимая синтаксическую позицию подлежащего); словообразование может служить также для выражения стилистической характеристики слова (ср.:небо - небеса) и эмоционально-оценочных компонентов значений (ср.:книга - книжонка). Словообразование наряду с заимствованием является важнейшим путем обогащения лексики русского языка. В устной речи людей, а также в художественных и публицистических произведениях часто имеет место авторское словообразование: носитель языка придумывает, конструирует слова, не существующие в языке, ради языковой игры, придания своему тексту большей выразительности. Чаще всего придумываются не новые корни слов, а создаются новые словообразовательные производные по имеющимся в языке словообразовательным моделям.

Главные задачи словообразования как раздела языкознания таковы:
1) установить, является ли слово производным в современном языке (на синхронном уровне),
2) определить, от чего и как образованно данное производное слово.

Основные понятия словообразования:
- производная (ПН) основа,
- производящая (ПЩ) основа (или основы),
- средство словообразования,
- способ словообразования,
- процессы, сопровождающие словообразование.

Производная основа - основа, формально образованная и мотивированная по смыслу другой основой (критерий мотивированности):стол-икстол,столик- ‘маленький стол'.








Производящая основа - ближайшая по форме к производной основа, через которую мотивируется, истолковывается производная основа.

18. .Морфология как учение о частях речи. Принципы классификации частей речи в русском языке (знаменательные и незнаменательные части речи).

Морфология – раздел науки о языке, в котором изучаются слова, как части речи.

Признаки частей речи:

общее грамматическое значение:
морфологические признаки;
морфемный состав;
синтаксические функции
Общее грамматическое значение одинаково у слов одной и той же части речи.

Для существительных – это значение предмет (поле, ролик, дерево, лошадь); для прилагательных – значение признака (толстый, большой, равный); для глагола – значение действия (ловить, делать, молчать) и т. д.

Общее грамматическое значение появляется в морфологических признаках, морфемном составе, синтаксических функциях.

Морфологические признаки частей речи: род, число, падеж, время, лицо, склонение, спряжение и неизменяемость слова.

Лексическое и грамматическое значение слова тесно связаны между собой. В русском языке различаются самостоятельные и служебные части речи.





Классификация частей речи в русском языке

Частями речи называют группы слов, имеющие: 1) одно и то же обобщённое лексическое значение; 2) одно и то же обобщённое грамматическое значение, или одинаковый набор морфологических признаков; 3) одни и те же синтаксические функции.
На основании этих признаков в морфологической системе русского языка выделяется десять основных частей речи: 1) имя существительное; 2) имя прилагательное; 3) имя числительное; 4) местоимение; 5) глагол; 6) наречие; 7) предлог; 8) союз; 9) частица; 10) междометие. В некоторых пособиях как отдельные части речи выделяются: слова категории состояния (в школьных учебниках рассматриваются как группа наречий), причастия и деепричастия (чаще рассматриваются как особые формы глагола), звукоподражания (небольшой разряд слов, которые чаще рассматривается вместе с междометиями), модальные слова (небольшая группа слов, выполняющих в предложениях функцию вводных элементов).
По особенностям лексических и грамматических значений и выполняемым функциям все части речи распадаются на две группы:

Самостоятельные части речи Служебные части речи
Либо называют предметы, качества и свойства, количества, действия и состояния, либо указывают на них. Либо служат для выражения грамматических отношений, либо участвуют в образовании форм других слов.
Имя существительное; имя прилагательное; имя числительное; местоимение; глагол; наречие; слово категории состояния. Предлог; союз; частица.


Отдельно от этих групп рассматриваются междометия и звукоподражания, которые не являются знаменательными, но и не выполняют в предложении служебных функций.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 284.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...