Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Немотивированное использование высокой книжной лексики.




Например: Она 20 лет трудилась на посту санитарки.

Увлечение терминами и книжной лексикой.

Например: В моменты социальных катаклизмов иллюзорные покровы догм, наброшенные на реальность, истончаются, и бытие предстает во всей своей полноте.

Использование канцеляризмов в чуждом контексте.

Например, оборот "ввиду отсутствия" при разговоре с больным неуместен: ^ Ввиду отсутствия участкового врача обратитесь к дежурному .

7. анахронизмы.

Неправильное соотнесение событий с явлениями времени.

Например:

Молчалин работает у Фамусова. (служит)

Герасим имел маленькую жилплощадь. (каморку для жилья)

Фразеологические ошибки

^ 1. Нарушение лексического состава фразеологизма

Например, есть фразеологизм «сесть в калошу» со значением «попасть в неловкое положение». Ошибкой такого типа будет употребление «сесть в ботинок, в сапог»; «факир на час»(калиф), «уповать на лаврах» (почивать), «наращивать мастерство» (развивать)

«предпринимать усилия» (прилагать), «ни грамма» (ни грана).

^ 2. Неоправданное сокращение состава фразеологизма.

Например, есть фразеологизм «сделать хорошую мину при плохой игре». Ошибочно будет сказать «сделать хорошую мину».

^ 3. Расширение фразеологизма.

Например: сесть в резиновую калошу

4. Изменение грамматического состава фразеологизма.

Например: заморить червячков (червячка) - употребление множественного числа вместо единственного.

^ 5. Контаминация (или смешение) фразеологизмов.

Например, есть устойчивые словосочетания «играть роль» и «иметь значение», «одержать победу» и «завоевать первенство». Эти словосочетания могут смешиваться между собой и может получиться: играть значение, иметь роль, одержать первенство, завоевать победу.


^ Фразеолого-стилистические ошибки

Такого рода ошибки чаще всего связаны со смешением книжных и разговорных фразеологизмов, с использованием разговорных фразеологизмов в чуждом контексте. Например: Молчалин с Софьей на короткой ноге.

Молчалин всех в доме водит за нос.

Наш профессор собаку съел на опытах.

 

16. Морфемика как наука о составе слова. Морфемы как значимые части слова.

МОРФЕМИКА.

Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучается состав или строение слова.

Слова состоят из приставки, корня и суффикса.

Приставки и суффикс. Это значимые части слова, служат для образования новых слов: друг – содружество.

Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем.

Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня.

Одни и те же приставки и суффиксы могут служить для образования слов с разным значением: приезжать – приходить, красота – долгота.

Приставки и суффиксы могут быть словообразовательными (служить для образования новых слов): автор – соавтор; учить – учитель; и формообразовательными (образуют новые формы): жить, жил.

Корень слова – общая часть родственных слов, в которых заключено их общее значение. Слова с одинаковыми корнями называются однокоренными: мир – мирить – мирный – мировой – перемирие.

Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении и словосочетании и выражает значение рода, числа, падежа, лица. Окончание может быть нулевым: дом.

Основа слова – часть слова без окончания. Основа слова содержит его главное лексическое значение. Может быть равна корню: мяч, тень.

Основная единица морфемики - морфема. Морфема - это минимальная значимая часть слова. Среди морфем выделяются приставки, корни, суффиксы, интерфиксы (соединительные гласные), постфиксы, окончания.

В этом определении одинаково важны оба определения - минимальная и значимая; морфема - наименьшая единица языка, которая имеет значение.

Минимальной единицей звукового потока является звук. Находящиеся в сильной позиции звуки могут различать слова: пруда и прута. Но звуки не обозначают ни понятий, ни предметов, ни их признаков, то есть не имеют значения.

В курсе лексикологии изучаются слова - грамматически оформленные значимые единицы, служащие для называния объектов действительности.Словосочетания, как и слова, служат для называния объектов действительности, то делают это более точно, расчлененно (ср.: стол и письменный стол).

Еще одной значимой единицей является предложение. Его отличие от морфем и слов состоит, во-первых, в том, что это более крупная единица, состоящая из слов, а во-вторых, в том, что предложение, обладая целевой и интонационной оформленностью, служит единицей общения, коммуникации.

Морфема отличается от единиц всех других языковых уровней: от звуков морфема отличается тем, что имеет значение; от слов - тем, что она не является грамматически оформленной единицей наименования (не охарактеризована как единица словаря, принадлежащая к определенной части речи); от предложений - тем, что она не является коммуникативной единицей.

Морфема - минимальная двусторонняя единица, то есть единица, имеющая и звучание, и значение. Она не членится на более мелкие значимые части слова. Из морфем строятся слова, которые, в свою очередь, являются «строительным материалом» для предложений.

В русском языке буквенный и звуковой состав морфем не является неизменным: в морфемах широко представлены нефонетические (т. е. не вызванные фонетическими условиями - позицией по отношению к ударению, концу фонетического слова и к другим звукам) чередования гласных и согласных. Эти чередования не случайны, они объясняются историческими процессами, происходившими в языке в давние времена, поэтому чередования носят системный характер.

17. Словообразование. Способы образования простых и сложных слов в русском языке.

 

Предмет и основные понятия словообразования










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 668.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...