Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Немотивированное использование высокой книжной лексики.
Например: Она 20 лет трудилась на посту санитарки. Увлечение терминами и книжной лексикой. Например: В моменты социальных катаклизмов иллюзорные покровы догм, наброшенные на реальность, истончаются, и бытие предстает во всей своей полноте. Использование канцеляризмов в чуждом контексте. Например, оборот "ввиду отсутствия" при разговоре с больным неуместен: ^ Ввиду отсутствия участкового врача обратитесь к дежурному . 7. анахронизмы. Неправильное соотнесение событий с явлениями времени. Например: Молчалин работает у Фамусова. (служит) Герасим имел маленькую жилплощадь. (каморку для жилья) Фразеологические ошибки ^ 1. Нарушение лексического состава фразеологизма Например, есть фразеологизм «сесть в калошу» со значением «попасть в неловкое положение». Ошибкой такого типа будет употребление «сесть в ботинок, в сапог»; «факир на час»(калиф), «уповать на лаврах» (почивать), «наращивать мастерство» (развивать) «предпринимать усилия» (прилагать), «ни грамма» (ни грана). ^ 2. Неоправданное сокращение состава фразеологизма. Например, есть фразеологизм «сделать хорошую мину при плохой игре». Ошибочно будет сказать «сделать хорошую мину». ^ 3. Расширение фразеологизма. Например: сесть в резиновую калошу 4. Изменение грамматического состава фразеологизма. Например: заморить червячков (червячка) - употребление множественного числа вместо единственного. ^ 5. Контаминация (или смешение) фразеологизмов. Например, есть устойчивые словосочетания «играть роль» и «иметь значение», «одержать победу» и «завоевать первенство». Эти словосочетания могут смешиваться между собой и может получиться: играть значение, иметь роль, одержать первенство, завоевать победу.
Такого рода ошибки чаще всего связаны со смешением книжных и разговорных фразеологизмов, с использованием разговорных фразеологизмов в чуждом контексте. Например: Молчалин с Софьей на короткой ноге. Молчалин всех в доме водит за нос. Наш профессор собаку съел на опытах.
16. Морфемика как наука о составе слова. Морфемы как значимые части слова. МОРФЕМИКА. Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучается состав или строение слова. Слова состоят из приставки, корня и суффикса. Приставки и суффикс. Это значимые части слова, служат для образования новых слов: друг – содружество. Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем. Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня. Одни и те же приставки и суффиксы могут служить для образования слов с разным значением: приезжать – приходить, красота – долгота. Приставки и суффиксы могут быть словообразовательными (служить для образования новых слов): автор – соавтор; учить – учитель; и формообразовательными (образуют новые формы): жить, жил. Корень слова – общая часть родственных слов, в которых заключено их общее значение. Слова с одинаковыми корнями называются однокоренными: мир – мирить – мирный – мировой – перемирие. Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении и словосочетании и выражает значение рода, числа, падежа, лица. Окончание может быть нулевым: дом. Основа слова – часть слова без окончания. Основа слова содержит его главное лексическое значение. Может быть равна корню: мяч, тень. Основная единица морфемики - морфема. Морфема - это минимальная значимая часть слова. Среди морфем выделяются приставки, корни, суффиксы, интерфиксы (соединительные гласные), постфиксы, окончания. В этом определении одинаково важны оба определения - минимальная и значимая; морфема - наименьшая единица языка, которая имеет значение. Минимальной единицей звукового потока является звук. Находящиеся в сильной позиции звуки могут различать слова: пруда и прута. Но звуки не обозначают ни понятий, ни предметов, ни их признаков, то есть не имеют значения. В курсе лексикологии изучаются слова - грамматически оформленные значимые единицы, служащие для называния объектов действительности.Словосочетания, как и слова, служат для называния объектов действительности, то делают это более точно, расчлененно (ср.: стол и письменный стол). Еще одной значимой единицей является предложение. Его отличие от морфем и слов состоит, во-первых, в том, что это более крупная единица, состоящая из слов, а во-вторых, в том, что предложение, обладая целевой и интонационной оформленностью, служит единицей общения, коммуникации. Морфема отличается от единиц всех других языковых уровней: от звуков морфема отличается тем, что имеет значение; от слов - тем, что она не является грамматически оформленной единицей наименования (не охарактеризована как единица словаря, принадлежащая к определенной части речи); от предложений - тем, что она не является коммуникативной единицей. Морфема - минимальная двусторонняя единица, то есть единица, имеющая и звучание, и значение. Она не членится на более мелкие значимые части слова. Из морфем строятся слова, которые, в свою очередь, являются «строительным материалом» для предложений. В русском языке буквенный и звуковой состав морфем не является неизменным: в морфемах широко представлены нефонетические (т. е. не вызванные фонетическими условиями - позицией по отношению к ударению, концу фонетического слова и к другим звукам) чередования гласных и согласных. Эти чередования не случайны, они объясняются историческими процессами, происходившими в языке в давние времена, поэтому чередования носят системный характер. 17. Словообразование. Способы образования простых и сложных слов в русском языке.
Предмет и основные понятия словообразования |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 668. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |