Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Билет №17. Какие нарушения морфологических норм у существительных и глаголов вы знаете?




· Неверное использование рода

· Неверный выбор падежного окончания у существительных

· Неверная форма сравнительной или превосходной степени

· Неверное сочетание числительного «оба» с существительными. Имеющие формы множественного числа

· Неверное употребление числительных

· Неверное употребление формы «недостаточного» глагола (очучусь-смогу очутиться)

· Неверная форма «изобилующего» глагола (не прополоскай, а прополощи)

· Смешение залоговых форм глагола

· Несоблюдение видо- временных форм глагола

Билет №18. Какие варианты грамматических форм вызывают затруднения при образовании местоимений и числительных?

· Нормы употребления местоимений:

ü Нарушения в образовании форм притяжательных местоимений его, её, их: его книга, её книга, их книга. Эти формы, в отличие от других притяжательных местоимений (мой, твой, наш, ваш, свой), не изменяются.

ü Грубейшей ошибкой является изменение местоимений его, её, их по образцу остальных притяжательных местоимений (недопустимо — ихний план, правильно — их план).

ü При употреблении личного местоимения он в косвенных падежах в сочетании с предлогами к нему прибавляется обычно начальное н, отсутствующее при беспредложном употреблении: увидел его войти после него.

ü Местоимение самв форме винительного падежа единственного числа женского рода может иметь две формы: саму и самоё. Первая из них (саму) стилистически нейтральная общеупотребительная, вторая — самоё (но не — самою, самую) — книжная: Винить ей приходится только самоё/саму себя.

ü Функцию замещения знаменательных слов выполняют в первую очередь указательные местоимения (тот, этот, такой и др.) и местоименные наречия (там, туда, тогда и др.), а также личное местоимение он (она, оно, они), относительное местоимение который.

Нельзя использовать эти местоимения в том случае, если в предыдущем контексте нет замещаемого слова. Например, в контексте: В доме раздавались крики. Они пытались выломать раму — недопустимо употребление местоимения они, поскольку в предыдущем предложении не названо существительное, которое должно замещать данное местоимение.

 

ü Если предложение содержит несколько существительных мужского или женского рода, то недопустимо в последующем предложении использовать местоимения он, она, его, её. Так, в тексте: В романе изображена женщина, увлечённая работой. Она нужна моим товарищам — недопустимо употребление местоимение она, поскольку в предыдущем предложении есть два существительных женского рода: женщина, работа.

ü То же самое относится к использованию местоимений они, их, если предыдущий контекст содержит несколько существительных в форме множественного числа. Например, в сложном предложении: В этом сборнике опубликованы статьи педагогов, где они разбирают проблемы воспитания — двусмысленность от использования местоимения они создаётся потому, что в главном предложении употреблено два существительных — статьи, педагоги.

ü Особого внимания заслуживает построение сложноподчинённого предложения с относительным местоимением который. Местоимение обычно замещает ближайшее к нему предшествующее существительное. Так, смысл предложения: В музее выставлены чучела динозавров, которые все погибли в годы войны от бомбёжки — можно истолковать так, что именно динозавры сохранились до самой войны и погибли только после бомбёжки.

ü Возвратное местоимение себя может использоваться в безличных предложениях, указывая на лицо, испытывающее то или иное состояние. Это лицо обычно выражается существительным или местоимением в дательным падеже или в родительном падеже с предлогом у: мне посчастливилось найти себе комнату; у сына не было причины быть недовольным собой.

ü Во всех подобных случаях местоимение себя указывает на то лицо, которое совершает действие, выраженное инфинитивом: я нашёл себе комнату.

ü Двусмысленность обычно создаётся в том случае, если инфинитив подчинен другому глаголу, связан с другим действующим лицом. Например: Мать велела дочери принести себе воды. В этом случае в предложении присутствует два действующих лица: велела принести воду мать, а принесет её дочь. Поэтому местоимение себе может указывать и на мать, и на дочь. Чтобы избежать неясности, предложение необходимо изменить.

Если вода предназначена для дочери, то предложение может быть построено следующим образом: Мать велела, чтобы дочь принесла себе воды. Если же вода предназначена для матери, то использовать подобную конструкцию уже невозможно. Можно употребить сложное предложение с заменой возвратного местоимения личным (Мать велела, чтобы дочь принесла ей воды).

ü Возвратное местоимение не употребляется в предложениях, в которых подлежащим является часть речи, обозначающая предмет или понятие, не совершающие действия. Поэтому исправления требует фраза: Определение, имеющее относящиеся к себе слова, обычно обособляется, если стоит после существительного. Во-первых, здесь необходимо заменить возвратное местоимение к себе на личное к нему, во-вторых, следует исключить из предложения хотя бы одно из действительных причастий. В данном случае можно использовать словосочетание: распространённое определение. (Распространённое определение обычно обособляется, если стоит после существительного.)

ü Данное местоимение «свой», как и возвратное, указывает на принадлежность предмета, качества, свойства лицу (активному производителю действия) и может относиться ко всем трём лицам и к обоим числам: я/ты/он/они купил/купили билет за свои деньги.\

При наличии в предложении нескольких действующих лиц также возникает двусмысленность: Профессор попросил ассистента прочитать свой реферат — остаётся неясным, чей же реферат — профессора или ассистента — следовало прочитать.

Поэтому если в предложении подлежащее выражено личным местоимением первого, второго лица (я, мы, ты, вы), а дополнение — существительным, то принадлежность к существительному-дополнению выражается местоимениями его, её, их: Я застал товарища в своём кабинете(неправильно) — Я застал товарища в его кабинете.

Эти местоимения могут быть использованы и в том случае, если подлежащее и дополнение выражены существительными (местоимениями третьего лица) разных родов: Сергей застал сестру в своём кабинете(неправильно)— Сергей застал сестру в её кабинете.

ü Если подлежащее и дополнение выражены существительными (или личным местоимением третьего лица и существительным) одного и того же числа и одного и того же рода, то можно использовать простое или сложное предложение, в котором будет названо лишь одно действующее лицо: Профессор попросил ассистента прочитать свой реферат(неправильно) — Профессор попросил ассистента, чтобы тот прочитал свой (ассистента) реферат; Реферат профессора, по его просьбе, был прочитан ассистентом.

 

ü При употреблении местоимений нередко нарушается согласование с замещаемым словом. Так, замещаемое местоимение должно быть согласовано с замещаемым словом в роде и числе.

ü Если замещаемое слово является собирательным существительным, то местоимение должно употребляться в форме единственного числа, поскольку данные существительные, хотя указывают на множество, представляют собой форму единственного числа. Поэтому грамматически некорректными будут следующие примеры употребления местоимений: Листва опадала от ветра. Они засыпали весь сад; В исследовательской работе активно участвует студенчество. Они завоевали несколько престижных премий на международных конкурсах.

Если собирательное существительное обозначает неодушевлённые предметы, то следует использовать форму единственного числа местоимения, то есть грамматически корректным будет контекст: Листва опадала от ветра. Она засыпала весь сад.

Если существительное обозначает лиц, то более уместно заменить собирательное существительное на синонимичное, стоящее в форме множественного числа, то есть второй пример можно скорректировать следующим образом: В исследовательской работе активно участвуют студенты. Они завоевали несколько престижных премий на международных конкурсах.

ü Если местоимение стоит после сочетания двух существительных, одно из которых является приложением, то местоимение должно быть согласовано в роде с существительным, служащим обозначением более широкого (родового) понятия: Пушкин отдал поэму «Медный всадник» на рецензию Николаю I. Она была возвращена поэту с замечаниями государя.

· Нормы употребления числительных:

ü Нормой литературного языка является склонение каждого слова и каждой части в составных и сложных количественных числительных: с пятьюстами шестьюдесятью тремя рублями.

ü Следует помнить, что основная часть числительных склоняется по третьему склонению. Числительное тысяча изменяется, как существительное первого склонения (в просторечии часто встречается его неправомерное склонение по третьему склонению: с тысячью вместо нормативного с тысячей).

ü Числительные сорок и сто имеют в косвенных падежах только одну форму —сорока, ста, но в составе сложных числительных сто склоняется по архаичному варианту склонения: о трёхстах, с тремястами.

ü При употреблении составных числительных с одушевленными существительными литературной норме соответствует конструкция, не отражающая категорию одушевленности: зарегистрировать двадцать три депутата.

ü При склонении составных порядковых числительных изменяется только их последняя часть. Именно эта часть имеет форму порядкового числительного, совпадающую с формой полных прилагательных: тысяча девятьсот сорок первый год в тысяча девятьсот сорок пятом году; Остальные же части имеют форму количественных числительных, но не изменяются: две тысячи третий год до две тысячи третьего года.

ü Собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро и т.д.) употребляются только в следующих случаях:

— с существительными, обозначающими лиц мужского пола (двое друзей, трое братьев);

— с существительными дети, люди, а также с существительными, обозначающими названия детёнышей животных(четверо детей, семеро козлят, трое зайчат);

— с существительными, имеющими форму только множественного числа и обозначающими названия парных или составных предметов(двое саней, четверо ворот, семеро суток);
— с личными местоимениям мы, вы, они: нас двое; их пятеро;
— с субстантивированными числительными и прилагательными, обозначающими лиц: вошли двое, трое дежурных.

ü Можно сказать два ученика и двое учеников (оба варианта равноправны). Но нужно говорить две ученицы (двое учениц— неправильно).

ü Собирательные числительные выражают только количество от двух до десяти. Поэтому при указании на число более десяти лиц мужского пола, детёнышей животных следует употреблять количественные числительные: двенадцать друзей, сорок пять медвежат.

ü Числительное оба имеет две родовые формы: оба — мужской и средний род, обе — женский род: в обоих государствах, в обеих странах.

ü То же самое относится к числительному полтора (полтора рубля, полторы тысячи). Кроме того, в косвенных падежах данное числительное имеет форму полутора (около полутора тысяч рублей).

ü Аналогичную форму в косвенных падежах имеет числительное полтораста (около полутораста рублей).

ü При склонении дробных числительных изменяются все слова, при этом числитель изменяется как соответствующее целое число, а знаменатель как прилагательное во множественном числе: двух (каких?) третьих; трем (каким?) седьмым.

ü В именительном падеже числительное управляетродительным падежом существительного (отдать пятьдесят пять рублей).

ü В косвенных падежах главным словом становится существительное, а числительное согласуется с ним (о пятидесяти пяти рублях).

ü Числительные тысяча, миллион, миллиард во всех падежах сохраняют управление зависимым существительным в родительном падеже: миллион рублей, о миллионе рублей.

ü При числительных один, два, три, четыре употребляется форма единственного числа существительных (два дня, четыре яблока), при числительных от пяти и далее существительное ставится в форму множественного числа (пять дней).

ü Числительное полтора в именительном и винительном падежах управляет существительным в единственном числе, а в остальных падежах существительное стоит в форме множественного числа (полтора часа около полутора часов). То же самое относится к числительному полтораста.

ü Сочетания составных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре, с существительными, не имеющими формы единственного числа (22 суток двадцать двое суток), недопустимы в литературной речи. Возможны только сочетания типа двадцать одни сутки, двадцать пять суток.

ü В случае необходимости указания на соответствующее число надо заменить существительное, не имеющее формы единственного числа, на синонимичное, которое имеет обе формы числа (двадцать два дня).

ü При существительных ножницы, щипцы и т.д. можно использовать слова типа штука и др. (двадцать три штуки ножниц).

ü В словосочетаниях, обозначающих даты, числительное всегда должно управлять родительным падежомсуществительного: Администрация обещает ликвидировать задолженность по зарплате к 15 декабря (не декабрю); Письмо датировано двадцать третьим декабря1943 года (не 23 декабрём).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 269.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...