Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава II. Женские образы в романе «Инок».




2.1. Образ матери, бабушки и крестной в романе.

В автобиографическом произведении Петра Алексеевича Храмова создана целая галерея женских образов: бабушка, Маша, Елена Григорьевна, (крестная главного героя), Нагима Асхатовна (соседка, чьей красотой пленен маленький мальчик) и, конечно же, святой для каждого человека образ – образ матери.

В произведении целая галерея ярких женских характеров. Среди них особо выделяются образы бабушки и Маши. Они для героя- воплощение истинной, непостижимой силы духа, чистоты помыслов, верности своим убеждениям и целомудрия.

«Такой же постоянной, как река, и изменчивой, как ее состояние, была моя бабушка- русская дворянка, с крепкими мужицкими руками, молчаливая, твердая, светоглазая, невероятно впечатлительная, до смешного самостоятельная и до странности добрая».

Бабушка всегда была для своего внука верным другом, примером глубоко образованного человека и настоящей интеллигенстности. Она всей душой верила в то, что на хамство и злобу нужно и можно отвечать только добром.

Уважение и любовь к матери герой уфимского автора пронес через всю жизнь, хотя и испытывал по отношению к ней определенную отстраненность и сдержанность. Более близкие, более тонкие духовные нити связывали его с бабушкой и, конечно же, Машей, девочкой, с которой он познакомился, будучи еще первоклассником.

По сравнению с бабушкой и Машей, образ матери представлен в романе фрагментарно, он не так глубоко разработан писателем. Он создан с помощью ярких многократно повторяющихся деталей. Пожалуй, он вобрал и отразил в себе многие противоречия 30 – 40-х годов XX столетия.

Эта героиня крайне осторожна, она единственный человек в семье, который, прежде всего думает о безопасности, она лучше, чем другие ее близкие и родные, умеет скрывать свои настоящие чувства и мысли, подстроиться к существующим порядкам и законам, свойственным данному времени, эпохи. Но это не врожденное еѐ умение, она научилась этому в процессе жизни: «Мама положила тетради и перекрестилась. Я впервые видел, чтобы она при мне осенила себя крестным знамением. Да, перекреститься – совершить тысячелетний жест предков – можно было лишь втайне от доверчивого простодушия собственных детей» Когда-то она тоже бунтовала, участвуя молодой девушкой в нудистском марше протеста; отказалась менять фамилию своего репрессированного отца после замужества и т.д. Именно поэтому она перевесила алфавит, составленный еѐ бабушкой, где под буквой «Г» был слово «Государь», а под «А» – «Ангел», за печку, подальше от ненужных любопытных глаз, способных навредить ее семье.

Став зрелой женщиной, выйдя замуж, родив сына, заботясь о близких, она невольно становится осторожной. За маской, которая должна была скрывать ее настоящее лицо, был гордый и непримиримый характер. Это и роднит ее с бабушкой.

Внешний облик, характер этой героини складывается из деталей и характеристик, которые читатель встречает в тексте: «Мама, по-учительски сложив руки на груди…», «…мама скрутила какую-то физическую таблицу и умчалась, попрощавшись уже за дверью» [10;25]. Герой- повествователь относится к матери с любовью и уважением, но с некой отчужденностью. Он воспринимает себя, бабушку, Машу, людьми, способными видеть и понимать в этом мире больше, чем все остальные люди.

 Именно эти персонажи в романе- воплощение духовного начала.

 Мама героя-повествователя- земной человек, вынужденный принимать и мириться со всеми несправедливостями, так как именно на ее плечи легла тяжелая обязанность заботиться о пропитании и жилище для своей семьи, в то время пока ее муж был на фронте. В ней, несмотря на бунтарский характер, живет страх, что любого из ее семьи могут арестовать, отправить в лагерь, как ее репрессированного отца.  

Образ матери построен с помощью одних и тех же многократно повторяющихся деталей, которые связаны с е профессиональной деятельностью, школьного учителя.

 «Тут с горы стремительно сбежала моя мама- у нее было «окно» в расписании домой перекусить. Моментально во всем разобравшись и передав мне стопку тетрадей, мама поздравила молодых- невесту поцеловала, жениха потрогала по погону», «…мама скрутила какую-то физическую таблицу и умчалась, попрощавшись уже за дверью» [ 10;57]. Она как будто живет на бегу. Работа, дом- круг ее повседневных забот. Но герой- повествователь с пониманием и сочувствием относится к матери, он не требует ее внимания и каким-то недетским чутьем понимает ее. Мама в романе обладает твердым и стойким характером. Несмотря на то, что практически она всегда на работе, и по большей части воспитание сына занимается бабушка, мальчик ее слушается и способен понять ее по ее одному взгляду. П.Храмов рисует образ матери- как образ сильной и волевой женщины.

 Эта героиня способна на сочувствие, преданность и женскую солидарность. Она поддерживает свою подругу Елену Григорьевну, осуждая ее мужа, который бросил свою жену.

Мать успокаивающая крестную героя-повествователя, которая тайно крестила главного героя. В эпизоде, в котором описывается крещение мальчика, становится понятно,что мама религиозна, но скрывает это.

 Неподдельный интерес вызывает эпизод,в котором герой-повествователь,купив два петушка- бабушке и себе, не задумаваясь о том, чтобы купить петушка матери,и, будучи уличенным в этой несправедливости продавщицей,с детской наивностью уверяет, что он не забыл о матери, просто она не оценит этот его поступок. Если бабушка увидит в его поступке искренний порыв, то мать нерациональную трату денег на сладость. Мама- это героиня, которая редко проявляет свои эмоции, больше держит их в себе: «Радио еще раз передавало весть о падении Берлина, и мы еще раз захлопали в ладоши, а мама слабенько крикнула: «Ура!». Она потом долго бормотала вроде бы про себя: « Ну, конец войне, коней»,- и улыбалась странной улыбкой», «мама первая встрепенулась от едва слышных позывов московского радио: «Широка страна моя родная». Мама сидела и медленно раскачивалась.

Только в этом фрагменте романа ей совсем не удается скрыть своих чувств. Это эпизод приезда отца героя-повествователя с фронта. В этом отрывке постоянная сдержанность сменяется неподдельным волнением: « Я проснулся среди ночи. Бабушка,голосом встревоженным и строгим допрашивала кого-то через дверь, но открывать не спешила. «Да ведь это же Леша»,- внезапно вскрикнула мать и стала торопливо одеваться. «Отец пришел!»- и меня разом пронзили два чувства- радость и неловкость. [10;89].

 Образ мамы в романе «Инок»- один из самых противоречивых и неоднозначных. Несмотря на то, что духовно герой-повествователь ближе к бабушке,он через весь роман проносит любовь к своей матери ,ее образ для него так же свят, как образ бабушки и Маши.

Став зрелым мужчиной, повествователь скажет: « Странно, но много лет спустя мне припомнилось детское ощущение, когда умерла моя мать, и молчаливо недоуменные судороги души вроде бы слегка утихли, когда я позволил себе допустить ,что душа ее не просто жива, а какими-то немыслимыми для меня путями все обо мне знает- знает и за меня молится. Пусть я ее никогда не увижу, но то, что она обо мне знает, делало жизнь не безнадежною, и стоило жить, чтобы продлить наджизненное материнское заступничество» [14;14].

Эти слова во многом определяют место и значение образа матери в произведении уфимского автора, хотя, как нам кажется, главному герою не удалось до конца разгадать и осознать загадку ее сильного характера. Скорее, он просто принимал ее такой, какая она есть, с той любовью и уважением, которые должны жить в сердце преданного сына.

  Бабушка,бывшая дворянка, учит его всему доброму.

Олицетворением дореволюционной русской интеллигенции в произведении Петра Храмова является образ бабушки. В ее портрете красноречивы следующие детали: «зрелище это было весьма символическим: бабушка стояла перед «народом»; « с нервическим подергиванием головы и, нелепо, смешно и жалко сжимая мощные свои ладни, умоляюще глядела на стоящих животных…».

 Для понимания роли главных образов произведения важное значение имеет ключевая фраза: «она(бабушка) говорила с «народом» о добре. Конечно, фраза являясь выражением авторского осмысления растянутых в историческом времени трагических взаимоотношений народа и русской ителлигенции.

Тем не менее, все образы преломляются именно в детском восприятии, осложненном и дополненном взрослой рефлексией.

 

Образ Маши Мироновой.

Образ Маши Мироновой – один из центральных в романе Петра Храмова «Инок». Уфимский писатель создаѐт его с помощью следующих приѐмов создания художественного образа: портрета (ярких портретных деталей), поступков, речи персонажа, мировоззрения героини. Мы видим Машу Миронову, а еѐ зовут именно так, как пушкинскую героиню, маленькой шестилетней девочкой, подростком и, наконец, взрослой девушкой, которую беззаветно любит главный герой храмовского романа. Аналогия имѐн пушкинской и храмовской героинь, на наш взгляд, далеко не случайна. Как и в «Капитанской дочке», Маша из романа «Инок» – преданный, верный, глубоко порядочный человек, поражающий читателя стойкостью, хрупкостью и гармонией души.

Сопоставим портретные характеристики главной героини, которые уфимский автор даѐт в произведении, и проследим за тем, как меняется внешний и внутренний облик Маши. Первое знакомство главного героя с Машей произошло в школьном дворе первого сентября, где она «потерянно бродила, глядя в землю и держа в руке несколько обтрепанных стебельков». Вот какой видит эту хрупкую девочку герой (такой же шестилетний ребѐнок, как и она) – «это маленькая девочка из первого "Г" класса» с жѐлтенькими глазами, не темными, но и не светлыми ресницами, с маленькой фигуркой, круглым личиком и тоненькой шейкой» [10; 48].

Маша, став подростком, становится более женственной, рассказчик отмечает: « Маша изменилась, и прическа у нее другая, да и подросла она, наверное,но не это меня удивило- ее состояние показывало, что у Машеньки есть какая-то другая, не похожая на школьную жизнь. В школе Маша была послушной, вежливой девочкой- обычно она кого-нибудь прилежно слушала, внимательно рассматривала какой- нибудь стенд или молчаливо и большеглазо дивилась, как бегают ребята, идут дождики, кружится снег. Сейчас я впервые вижу Машу внимающей не миру, а себе». Особенно мальчику было непривычно видеть «ее голову без челки- гладко причесанную, крутолобую, с косичкой».

Образ Маши со временем «мерк из-за влаги нелепой растроганности и, главное, из-за ослепительности кружевного воротничка, манжет, гамаш, повязки с красным бантиком и совсем уж чудовищной белизны аж двух бантиков. И черный ее передничек мерцал как уголь-антрацит. И галстук еще пылал. Все эти изменения в Маше, герой объяснял просто: «Маша начала взрослеть» [7;35].

Главный герой восхищен ею : «Маленькая тихая, добрая и простая. Она не такая как все- она хорошая». Кроме того, героя удивляет и необыкновенность детски-девичьей ручки: « Крохотная, тоненько- пухленькая Машина ручка произвела на меня мимолетное, но очень сильное впечатление» [7;59]. Повествователю становится важно присутствие Маши,ее мнение, поддержка и даже просто одобрение. Он часто спрашивает себя: «А как бы Маша отнеслась ко всему этому?» [7;59]. У центральных персонажей завязывается настоящая дружба, та самая «чистая и товарищеская», как отмечает главный герой.

 Маша росла,а вместе с ней и ее удивительная загадка: «к маленькой Маше привыкать было не нужно, а вот к Маше растущей и расцветающей привыкать приходилось чуть ли не каждый год» [7; 56]. Рассказчика поражает опасливое и тихо-цветущее ее приличие, но при этом он отмечает, что Маша была «обыкновенной девушкой с очень простым лицом».

 Встав взрослой,главной героине становится присуще некая семейная ворчливость, серьезность, гордость во взгляде. «Ее желтенькие глаза остались прежними, только став более внимательными, а речь приобрела таиственную замедленность» [10;38].

 Основные черты характера центральной героини романа раскрываются так же в ее поступках. Ее редкостная горячность проявлялась в неожиданном встревании в разговор, а спокойствие и покорность в «тихом молчании». Несмотря на это, «кроткая и чуткая Маша характер имела вполне русский- несокрушимый, как у боярыни Морозовой. Недаром она, еще первоклассницей, превратила в веник букет цветов, обтрепав его о собачку, посягнувшую на ее безопасность и независимость».

Об ответственности и исполнительности Маши мы узнаем через ее речь: «сегодня в восемь вечера читаем со страницы 182 до без пятнадцати девять». А в таких строчках, как «Ластик, не паникуй_ это мнительность, это усталость, это пройдет», наблюдается такая черта характера Маши, как взаимопонимание и дружелюбность.

Рассматривая героиню среди ее домочадцев, мы видим Машу воспитанной и послушной девочкой, к которой относятся с большой требовательностью: «Мария! Ты же девочка!». Маше так часто и так строго внушали , что ей в последствии не пришлось выслушивать «ты же девушка»,- во всем этом она разобралась сама, причем так талантливо, что на нее, в общем-то не яркую и не улыбчивую, часто оборачивались на улице. Маша среди своих друзей_ Агаря, Степана ведет себя серьезнее и взрослее, чем остальные ребята. Так, она решительно отказалась катить на «велике» и уж тем более бежать за ним.

 Маша Миронова-героиня со стойким характером, который не изменяется у нее до конца жизни. Она уже с детства отличается от своих сверстников умом, глубоким, проникновенным пониманием тех или иных явлений окружающей действительности.

 Маша это героиня, у которой есть своя позиция, свой неповторимый взгляд на явления, процессы, происходящие вокруг.

Несомненно, Маша Миронова- героиня со стойким характером, который не изменяется у нее до конца жизни. Она уже с детства отличается от своих сверстников умом, глубоким, проникновенным понимание окружающей действительности: «Маша сказала с простой товарищеской серьезностью, что во всей Библии, а в Ветхом Завете особенно, на женщин смотрят как на продолжательницу рода человеческого…я стоял не давал воли своему восхищению… Агарь изображала преувеличенное внимание, Степа же смотрел в окно, задумавшись».

Становится понятно, почему такая девочка вызывала восхищение у главного героя. Он воспринимает Машу как необыкновенное существо, наделенное теми качествами, которыми обладают только редкие люди.

Как отмечсает П.И.Федоров в своей статье «Хрустальный крест», посвященный роману П.Храмова «Инок», «весь образ Маши пронизан христианскими мотивами кротости, взаимной любви и сострадания.

Маша- это героиня, у которой есть своя позиция, свой неповторимый взгляд на жизнь и людей. Так, емкие и глубокие характеристики она дает рабочему классу, относя его классу временщиков: «Да… рабочий класс самый реакционный, он ничем не связан с вечностью- ни землей, ни собственностью, ни людьми, ни памятью…Ни своей работой- все его поделки устаревают через пять-десять лет. Класс, работающий на свалку,- отсюда психология временщиков: после нас хоть потоп… Это не крестьяне: умирать собрался,а рожь сей… Это временщтки, у которых ничего нет святого… Даже отечества…Даже надежд- их заменяют автоматы…роботы…Вот они и беснуются…»- говорила Маша все это в первый раз, но как давным-давно продуманное и взвешенное,- говорила, имея перед глазами наглядное доказательство своим словам».

Характеризующее значение для нее самой имеют рассуждения героини об особой этике А.П.Чехова, которую можно охарактеризовать как «комфортный стоицизм культуры». «Чехов- единственный наш писатель,который понимал, что дело не в социальных и общественных идеях, которые неизбежно ссорят людей, не в «направлениях», которые тоже их разобщают,а в постоянном –как жизнедеятельность живого организма- нравственном усилию

Не случайно, став лучшим другом, товарищем и советчиком для центрального героя романа «Инок», Маша Миронова оставила в его памяти и в сердце незабываемый след,любовь к ней любовь к ней он пронес через всю свою жизнь.

В отечественной литературе немало пленительных,ярких, цельных женских образов,которые воплощают идеал русской женщины. Это бедная Лиза, Татьяна Ларина, Катерина Кабанова, Соня Мармеладова, Наташа Ростова и другие любимые героини русских писателей-классиков. Маша Миронова- героиня романа Петра Храмова, несомненно,дополняет этот замечательный ряд прекрасных женских образов.

 

Вывод по II главе:

В системе персонажей важную роль в жизни будущего писателя и художника играют мама,крестная, бабушка и подружка Маша. Каждая из них имеет иной взгляд на мир и людей, сыграли в его жизни значимую роль. Маша Миронова, став лучшим другом, товарищем и советчиком центральному герою романа , оставила в его памяти и в сердце незабываемый след, любовь к ней он пронес через всю свою жизнь.

 

Заключение

Роман-воспоминание уфимского художника Петра Алексеевича Храмова «Инок» стал ярким событием в современном литературном процессе.

Роман рассказывает о печальных, но чистых и высоких судьбах инакомыслящих (отсюда и заглавие романа Храмова) в тоталитарные эпохи, освещённых трагической любовью.
Творчество даже самых великих художников является лишь каплей в океане народной культуры. И тут важен не столько размер или оригинальная форма этой «капли», а её химический состав, соответствующий или не соответствующий миллионам других. В его романе-воспоминании органично сочетаются три основные линии, плавно и незаметно переходящие одна в другую. Это собственно воспоминания о детстве и отрочестве автора в военные и послевоенные годы, перетекающие в мудрый и любящий взгляд художника, оценивающего эти события из нынешнего времени. Если бы не было этого взгляда, события того времени приняли бы мрачный и даже зловещий оттенок.

Жизнь в романе наполнена любовью. И хотя к середине ХХ века православие уже было вытеснено из советской жизни, многие люди всё ещё жили по заповедям христианской морали. Вот маленький герой-первоклассник пришёл к дочери погибшего на войне солдата – Маше Мироновой – подтягивать её по чистописанию. При некотором внешнем сходстве этой истории с изображением школьной жизни в годы позднего сталинизма») вся она пронизана христианскими мотивами кротости, взаимной любви и сострадания. Характерен эпизод, когда Маша торжественно вносит тарелочку с одним-единственным пирожком. «Вот это я сама испекла и лепила, – и тихо добавила: – Это тебе, – и чуть погромче: – Горячий». А сзади неё, за окном, две высокие снежные шапки на заборе, казалось, склонились друг к другу и к каждому её плечику. Множество раз вспоминал я впоследствии эту картину, и постепенно, сквозь этот уже сон бытия, стали просвечивать реалии рублёвской «Троицы».

Эти же мотивы характерны для сцены возвращения деда героя-рассказчика из сталинских лагерей. Дед уже прошёл испытания историей, потерял многое, в том числе здоровье, а вскоре и жизнь, но сохранил веру и честь своего дворянского рода. На вопрос деда о вере в Бога внук просто и легко даёт положительный ответ. Первая часть романа заканчивается «как начало и конец простой русской притчи». Стоя на берегу реки Белой, дед и внук чувствуют свою духовную связь: «С необычайной, но тихой силой я чувствовал, что мы находимся с дедушкой в одном состоянии и созерцаем в нашей общей сейчас душе явление невидимого, но сущего. Того, кто теплится в нас правдой, любовью и совестью. Того, кто ведёт нас по этой неяркой и простой земле».

Во второй части романа П.Храмова продолжается развитие трех основных линий. Во внешней, семейно-бытовой истории рассказывается о поездке к деду в Туурбаслы, событиях в семье,в школе и во дворе. В этой части воспоминаний герой переживает немало первых утрат: умирает от туберкулеза деде, пьяницы с лесопилки жестоко убивают верного пса Лобика, спиливают одинокий тополь и , наконец,главное событие второй части романа- траур по случаю смерти товарища Сталина.

Во внутренней жизни героя дружба с Машей Мироновой постепенно перерастает в любовь. Вместе э крепнущей верой героя происходит конфликт между его нравственными идеалами и творчеством. Упорный двадцатилетний труд над картиной ребенка в концлагере закончился поражением художника.

П.А. Храмов сумел увидеть главную черту женского характера и раскрыть ее в своем творчестве, не просто продолжает традиции классической литературы, он гениально видит реалии жизни и умеет отразить их в своем творчестве. Проходят десятилетия, века сменяют друг друга, а правда женского характера, запечатленная автором, продолжает жить, будоражить умы новых поколений, приглашает вступать в полемику или соглашаться с писателем. В произведении целая галерея ярких женских характеров.Это крёстная главного героя Елена Григорьевна, трогательная и деликатная женщина, рисующая «человеческие лики членов сталинского политбюро» «с почти религиозным усердием» и в это же время рассказывающая о жизни Христа своему крестнику Мать мальчика, работающая учительницей, часто одёргивающая домашних за излишнее и опасное в годы войны вольнодумство, но отчаянно бунтовавшая в годы юности (она участвовала в нудистской демонстрации протеста, пройдясь по улицам своего родного города Ростова голой) не предавшая своего репрессированного отца и не сменившая фамилии после замужества. Неземная красавица Нагима Асхатовна, чьей природной простой и естественностью так восхищался главный герой. Смешная, искренняя, хрупкая, но иногда не по годам стойкая девочка с редким древнеегипетским именем Агарь.
И всё же особо выделяются среди этого многоцветья женских характеров образы бабушки и Маши. Они для героя - воплощение истинной, непостижимой силы духа, чистоты помыслов, верности своим убеждениям и целомудрия.

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Борисова В.В. Роман П.А.Храмова «Инок» в контексте региональной и русской классической литературы.

2. Гафурова С. Информационно- публицистический еженедельник «Истоки». Архив еженедельника «Истоки».

3. Гафурова С. Каким на самом деле был Петр Храмов, автор романа «Инок»?

4. Левонина И.Б. «Достоевский надрыв»// Зализняк А. А., т6. Преступление и наказание. Л.: Наука, 1973

5. Прокофьева И.О. Женские образы в романе «Инок» уфимского писателя П.А. Храмова.

6. Прокофьева И.О. Современная уфимская проза: состояние и функционирование.

7. Прокофьева И.О. Художественное своеобразие исповедатльно- биографической повести П. Храмова «Инок» // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013, №1. С.83-88

8. Федотов П. Хрустальный крест. О творчестве Петра Храмова.

9. Федотов П. Некто о моих родственниках.

www. Stihi.ru

10. Храмов П.А. Роман «Инок» в электронном варианте.

11. Янина Свице Уфимские мозаики Петра Храмова.

www. Istoki.ub.ru

12. Современная уфимская проза.

Docplayer. Ru

13.  docviewer. Yandex.ru lit- rossica_uyp.2.pdf

Литературная Rossica Башкортостана в 21 веке (выпуск 1)

14.  docviewer. Yandex.ru lit- rossica_uyp.2.pdf

Литературная Rossica Башкортостана в 21 веке (выпуск 2).

15. docviewer. Yandex.ru lit- rossica_uyp.2.pdf

Литературная Rossica Башкортостана в 21 веке (выпуск 3)

16. docviewer. Yandex.ru lit- rossica_uyp.2.pdf

Литературная Rossica Башкортостана в 21 веке (выпуск 4)

17.  fa.bezformata.ru

18. ika. Ufa- lib.ru

Уфимские мозаики Петра Храмова- «Уфимская мозаика»: краеведческий портал библиотек Уфы.

19. likirussia.ru

Душа писателя в кине- Православные лики России.

20. ufli.livejournal.com

«Тетива ослаблена до предела»- Уфимское литературное объединение УФЛИ

21. criticessf.livejornal.com

Мозаика Петра Храмова- хроники «Гипертекста».

22. archdefence-ufa.livejournal

Мозаика Петра Храмова- АХзащита УФЫ

23. ufa-nevs.net

Кафедра русской литературы: о писателях, учителях и не только.

24. http://mozaika.ufa-lib.ru/index

Краеведческий портал: мозаика библиотек Уфы

25. www.eparhia-ufa.ru

Князев В. О секции «Культура» на 2 Табынских чтениях.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 123.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...