Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Роман «Инок» - явление российского масштаба.




   Роман «Инок» – явление российского масштаба потому, что он талантливо, красиво и душевно показал и доказал факт существования совершенно иной реальности, которую, казалось бы, навсегда уничтожила, замуровала «савецка власть», реальности благородных и верных человеческих душ, реальности той живой, красивой, одухотворенной России, о которой мы уже и не мечтаем ныне.

В душах людей всегда, при любом самом жестоком и гнетущем строе, продолжала и продолжает существовать другая, иноческая жизнь, с другими ценностями и ориентирами, с естественной любовью ко всему живому, к миру, к природе. Недаром автор повествования говорил не раз о том, что его любимая девушка, по какой-то иронии судьбы получившая имя Маши Мироновой, героини пушкинской «Капитанской дочки», чем-то была похожа на староверку, стойкую и непоколебимую в своей силе духа. Мать же его, из дворянских кровей, как пишет автор, даже на линованном листке всегда писала поперек линеек. А бабушка, ростовская дворянка, и вовсе продолжала всю оставшуюся жизнь реально жить в той, утраченной и растоптанной России, напитывая внука своими понятиями о красоте, о доброте, о добре, вере и человечности…

По своей основной профессии Петр Храмов был художником-монументалистом, хотя, судя по высказываниям в его книге, работа эта радости особой ему не приносила и была нужна лишь для зарабатывания денег. Однако парадокс судьбы в том, что именно эта немилая и нелюбимая работа так же, как и его роман «Инок», вписала навеки имя Петра Храмова в историю Уфы, в культурно-исторический контекст города.

Книга о детстве в Уфе в тяжёлые военные и послевоенные годы пронизана такой силой любви к окружающим людям, не броской, но такой узнаваемой и близкой природе, что становится новаторской на фоне холодного профессионализма, обличительного пафоса основного литературного потока. Публикация романа «Инок» в журнале «Бельские просторы» в 2008-2009 годах вполне сопоставима с легендарной публикацией романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» в журнале «Москва» в 1966-1967 годах. И в том, и в другом романе вечные христианские ценности проверяются суровой советской действительностью. В одном случае Москвы 20-30-х годов, а в другом – Уфы военного и послевоенного времени. Оба романа рассказывают о печальных, но чистых и высоких судьбах инакомыслящих (отсюда и заглавие романа Храмова) в тоталитарные эпохи, освещённых трагической любовью. Но если Булгаков в своём произведении продолжает линии Гоголя и Гёте с их фантастическими столкновениями со всевозможной чертовщиной, то в романе Храмова развиваются традиции Аксакова, Пушкина и Л. Толстого. Особенно интересно в «Иноке» разработана тема пушкинской «Капитанской дочки». Маленькие герои Храмова словно сошли со страниц пушкинской повести и перенеслись через полтора века в послевоенную Уфу, чтобы на новом витке истории, в царстве победившего Пугачёва ещё раз испытать на себе не устаревающую правоту вечных истин, таких, как «Береги честь смолоду…».

Интересны простаранственно-временные особенности романа. Произведение состоит из трех частей: в первой четырнадцать, во второй двенадцать, в третьей шестнадцать глав. В центре художественного текста- развитие и взросление светлой, божьей, детской души мальчика, чью ощущения и оценки жизни не кажутся наивными или незрелыми.

В начале романа герою пять-шесть лет,затем он уже первоклассник, достигает отроческого возраста, дальше перед читателем юноша, закончивший школу,и, наконец двадцатишестилетний мужчина. Но эти «возрастные состояния» души героя даны в повети не линейно, а зачастую параллельно.

Приведем только один пример. Встретились два друга, мальчик и Степа, они ждут девочек Машу и Агарь, за которыми трогательно ухаживают. И вдруг, глядя на них, Степан говорит о том, что это идут их будущие вдовы. Эти слова оказались пророческими: через много лет, замечает герой-повествователь, Агарь получит похоронку на своего мужа, боевого летчика Степана Курпея. И такие переходы от начтоящего к прошлому растворены в тексте произведения.

Писатель нечасто, но прибегает к приему ретроспективы. Читатель узнает об истории семей мальчика и его школьных друзей, правда, такие сведения фрагментальны,но это в свою очередь не мешает П.А.Храмову дать глубокую характеристику репрессированному русскому дворянству. О своих корнях, о своих бабушке и дедушке , о силе, стойкости, верности своим убеждениям и благородстве русской интеллигенции мальчик будет помнить всегда.

И все же центром автобиографического романа П.А.Храмова являются не политические события, историческое прошлое и настоящее России, а люди с живыми и мертвыми душами. И те, и другие поражают своей полнотой и точностью изображения. Великая литература XIX века подарила миру женские образы, в каждом из которых воплотилось представление русского художника об истинной красоте женской души. П.А.Храмову удалось внести свой неповторимый вклад в создание вечных женских образов.

Отметим также образ героя-повествователя, который выступает в тексте то тонким, внимательным созерцателем природы, то философом, чьи размышления о жизни опираются на вечные христианские истины, то безжалостным критиком уродливых явлений действительности. Более всего поражает в храмовском герое твердая гражданская позиция, его убеждения, которым может позавидовать современный бесхребетный человек- человек безвременья.

«Инок»- одно из лучших автобиографических произведений, которое можно смело поставить в один ряд с автобиографической прозой, ставшей классикой: повестью С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова-внука», трилогией Л.Н.Толстого «Детство. Отрочество. Юность», трилогией А.М.Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты», повестью М.Карима «Долгое-долгое детство».

П.А.Храмов создает роман, который одновременно вбирает в себя черты исповеди, автобиографического произведения. Уфимский писатель является прототипом своего героя, сохраняющего мировосприятие и маленького, и взрослого человека; героя, который не только рассказывает историю своей жизни, но и дает оценку своим действиям и поступкам, раскрывая глубину своего внутреннего мира.

Поэтому связь «автор-читатель» в романе «Инок» не так прямолинейна, как в строго документальной автобиографии,а становится более сложной «автор-образ-читатель», особенно по мере роста и развития центрального персонажа романа.

На протяжении всего произведения,сохраняя исповедательный тон повествования, писатель не разрывает «ленту» воспоминаний, все события плавно вливаются в русло творческой задачи автора, служат естественным подтверждением его взглядов на жизнь, на судьбы мыслящей не так, как все, личности в трудное для России военное и послевоенное время, время сталинских репрессий и хрущевской оттепели.

Именно поэтому в центральных образах, создаваемых автором, совмещено два плана: сюжетно-конкретный и символико- философский. Символико-филосовский подтекст расширяет хронологические границы романа «Инок», позволяя оперировать автору такими временными категориями,как прошлое,настоящее, будущее и вечное.

Вывод по I главе:

Роман П. Храмова «Инок», демонстрируя высокий художественный уровень региональной литературы, подтверждает его обусловленность глубинным соответствием произведения регионально- нравственным традициям русской классики, связями с ними как в собственно литературном, так и в этнокультурном и национальном аспектах.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 144.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...