Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Истоки творчества Петра Алексеевича Храмова.




Женские образы в романе «Инок» уфимского писателя П.А.Храмова

 

Калимуллиной Эльвиры Валерьевны

 

Научный руководитель: ст.преп. кафедры русской литературы

 

Прокофьева Ирина Олеговна

                                         

 

Дата представления______________________________

 

Оценка_________________________________________

 

Регистрационный номер__________________________

 

УФА 2017

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………...3

 

Глава I. Роман «Инок»- явление российского масштаба.

1.1. Истоки творчества Петра Алексеевича Храмова…………………………...............................................................7

1.2. Роман «Инок»- явление российского масштаба………………………………………………………………….11

 

Глава II. Женские образы в романе «Инок»

2.1 Образ матери, бабушки и крестной………………………………………………………………….15

2.2 Образ Маши Мироновой……………………………………………………………….20

 

Заключение………………………………………………………………………25

 

Литература………………………………………………………………………28

 

 

Введение

 Региональная литература, к которой мы относим уфимскую художественную прозу, воспроизводит в себе те процессы, которые свойственны современной русской литературе в целом. Одним из лучших произведений современной русскоязычной прозы Башкортостана является роман Петра Алексеевича Храмова «Инок», хотя, его можно отнести к так называемой «возвращенной литературе», поскольку при жизни писателя он не был опубликован.

   Роман уфимского писателя 2-й половины ХХ века Петра Алексеевича Храмова «Инок», является одним из лучших «возвращенных» произведений современной русскоязычной литературы Башкортостана.

Книга о детстве в Уфе в тяжелые военные и послевоенные годы пронизана такой силой любви к окружающим людям, не броской,но такой узнаваемой и близкой пророде, что становится новаторской на фоне холодного профессионализма, обличительного пафоса и пофигизма основного литературного потока.

  Современная уфимская литература – явление интересное и многомерное.

Опираясь на тематический принцип, в ней традиционно можно выделить

Следующие магистральные темы: военную, бытовую, молодежную, городскую, историческую, христианскую и многие другие.

В романе уфимского писателя талантливо запечатлена жизнь в военной и послевоенной Уфе с ее маленькими деревянными домиками на высоком берегу Белой, с многоязычным населением коммуналок и теплой семейной атмосферой городских дворов.

Реализация типологического подхода позволяет говорить об обращении уфимских писателей к разнообразным направлениям: реалистическому, постмодернистскому, фантастическому, детективному, автобиографическому, юмористическому и другим. Наблюдается в современной уфимской литературе и поиск новых стилевых форм.

«Жизнь –это война с забвением...». Эти слова из произведения

«Инок» уфимского художника П. Храмова как нельзя лучше подходят к

Роману.

   Публикация романа «Инок» в журнале «Бельские просторы» в 2008-2009 годах вполне сопоставима с легендарной публикацией романа М.Булгакова «Мастера и Маргарита» в журнале «Москва» в 1966-1967 годах. И в том, и в другом романе вечные христианские ценности поверяются советской действительностью.

Особенно интересно в «Иноке» разработана тема пушкинской «Капитанской дочки». Маленькие герои Храмова словно сошли со страниц пушкинской повести и перенеслись через полтора века в послевоенную Уфу, чтобы на новом витке истории, в царстве победившего Пугачева еще раз испытать на себе устаревающую правоту вечных истин, таких, как «береги честь смолоду…».

Роман заключает в себе целый пласт жизни людей после войны.

Роман «Инок» действительно отличается глубокой укоренностью в классической традиции отечественной словесности, связанной, во-первых, э изображением русской интеллигенции и народа, во-вторых, э развитием приемов автобиографического повествования,сопрягающего детское восприятие мира э его ретроспективным осмыслением.

  В автобиографическом произведении писателя легко и виртуозно соединяются оценки этого мира главным героем, который предстает то шестилетним мальчиком, то подростком, то двадцатишестилетним молодым человеком, то зрелым и мудрым мужчиной.

   Каждый читатель найдет в романе П. Храмова «Инок» созвучное своей душе. Он написан пером талантливого человека, чей внутренний мир так многогранен, многоцветен и ярок, что вбирает в себя всё многообразие окружающей действительности. В романе П. Храмова мы встречаем ряд философских и нравственных категорий, которым автор дает тонкие и точные характеристики. Когда писатель рассуждает об этих понятиях, его высказывания в тексте произведения звучат емко и афористично: «Была у меня примета: дабы весь день был удачным, я должен был с утра посмотреть в детские глаза –глаза Бога»; «Талант в России воспринимается как покушение на естественный ход вещей»; «Ржавеет золото, и истлевает сталь, крошится мрамор –к смерти всё готово. Всего прочнее на земле –печаль, и долговечней –царственное слово. Печаль. Слово. А меж ними–жизнь. Или то, что вместо нее».

С жанровой точки зрения произведение Петра Храмова можно отнести к роману-воспоминанию, автобиографическому по фабуле становления личности и многоплановому повествованию о жизни героя-рассказчика в родном доме, который в детстве казался ему сказочным теремом царя Салтана, в отрочестве обнаружил «привлекательную чуждость вальтерскоттовских замков», а в юности- черты «совестливой и смирной интеллигентности чеховского дома с мезонином».

Благодаря обильным авторским комментариям и публицистическим обобщениям региональная картина мира расширяется до полотна общероссийского бытия. Исходя из этого, региональное изменение в художественной оценке романа «Инок» предполагает обращение и к внерегиональному, общероссийскому контексту. В данном случае этот контекст русской классической литературы, «родной» и близкий для автора. В его семье, царил культ искусства и литературы, была большая библиотека. Произведения писателей-классиков Петр Алексеевич любил и ценил. Потрясающая эрудиция и начитанность, прекрасное чувство слова, приверженность традиции христианского реализма помогли ему вписаться в магистральное русло отечественной литературы.

Актуальность темы: обусловлена обращением к региональной литературе как части современного литературного процесса.

Цель: показать глубокую укорененность романа в классической литературе.

Задачи: - проанализировать литературу по избранной теме, обозначить ее значимость;

- проследить описание женских образов в романе и отношение автора к ним.

В работе используются различные методы исследования:научно- познавательный, практическо- рекомендательный и анализ.

Объект исследования: роман П.А. Храмова «Инок».

Предмет исследования: женские образы в романе.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

 

 

Глава I. Роман «Инок» - явление российского масштаба.

Истоки творчества Петра Алексеевича Храмова.

Истоки творчества П. Храмова можно отыскать в судьбе его прадеда по отцовской линии – уфимского купца второй гильдии Михаила Андреевича Степанова-Зорина (1845 – 1921). В 1909 году он начал строить в Уфе храм Вознесения Господня. Деньги были собраны преимущественно среди уфимских купцов. Своё пожертвование в это строительство сделал император Николай II. В тяжелейших условиях мировой и Гражданской войн храм был построен. В 1919 году на пересечении улиц Чернышевского и Зенцова своих первых прихожан приняла новая Вознесенская церковь, купол которой украшал единственный в своём роде крест из горного хрусталя. Однако вскоре наступили такие времена, что церковь сначала закрыли, а потом разрушили и на этом месте построили типовую общеобразовательную школу. Можно представить, какой урок беспамятства и попрания веры даёт уже более полувека эта школа. Впрочем, по России количество таких школ и вузов исчисляется сотнями. Дар купца Степанова-Зорина своей родине оказался невостребованным, а вскоре и сам он тихо скончался в полном забвении, избежав дальнейших мытарств и издевательств со стороны новых «хозяев жизни».
 Отец будущего писателя – художник Алексей Васильевич Храмов (1909-1978) – прожил нелёгкую даже по меркам своего времени, но красивую и творчески наполненную жизнь. В 30-е годы после окончания Уфимского художественного техникума он заявил о себе как перспективный, реалистически мыслящий художник. Его картины знают и высоко ценят искусствоведы и любители живописи во всём мире. В своих уральских пейзажах Алексей Храмов выразил суровую силу и красоту не только родных мест, но и народного характера.
Пётр Храмов пошёл по пути отца, стал художником-монументалистом. Его мозаики, росписи и рельефы украшают стены Дворца культуры УЗЭМИК, строительного факультета нефтяного университета, Уфимского железнодорожного вокзала, дворцов культуры, институтов и детских садов Салавата, Благовещенска, Мелеузовского района.

В его романе с большой теплотой и талантом запечатлена военная и послевоенная Уфа с её маленькими деревянными домиками на высоком берегу Белой, с многоязычным населением коммуналок и тёплой семейной атмосферой городских дворов.
С истинным христианским смирением П. Храмов рисует в своём романе не ужасы сталинизма, а веру людей, помогавшую выжить в нечеловеческих условиях. В отличие от многих современных писателей он чётко фиксирует борьбу Добра со Злом в окружающем мире и душах своих героев.Творчество даже самых великих художников является лишь каплей в океане народной культуры. И тут важен не столько размер или оригинальная форма этой «капли», а её химический состав, соответствующий или не соответствующий миллионам других. В случае с Петром Храмовым решающую роль играет не поверхностное сходство, а глубинное соответствие его произведения религиозно-нравственным традициям русской культуры.

 В его романе-воспоминании органично сочетаются три основные линии, плавно и незаметно переходящие одна в другую. Это собственно воспоминания о детстве и отрочестве автора в военные и послевоенные годы, перетекающие в мудрый и любящий взгляд художника, оценивающего эти события из нынешнего времени. Если бы не было этого взгляда, события того времени приняли бы мрачный и даже зловещий оттенок. Автору романа, как и его земляку С. Т. Аксакову, удалось сохранить чистый детский взгляд на мир в сочетании с мудростью много пережившего человека и глубоким знанием отечественной культуры.
 В первом классе герой романа обнаружил свою полную неспособность к абстрактному мышлению. Видя затруднения ребёнка в постижении арифметики, учительница попыталась раскрыть ему красоту логики и здравого смысла. В ходе беседы мальчик попытался объяснить своё детское понимание единства всего живого, которое невозможно разложить на части и считать. Анна Дмитриевна поняла «правила его любви» и сказала: «А ты очень интересный мальчик, прямо-таки инок». – «Инок – это священник?» – спросил я. «Нет, – отвечала она, – не обязательно. Инок – это просто другой, иной человек – и-ной», – сказала она с улыбкой». И герой через много лет произносит слова благодарности своей учительнице, сумевшей в суете нелёгкой послевоенной жизни разглядеть в нём особенную душу и помочь ей развиться.
 Жизнь в романе наполнена любовью. И хотя к середине ХХ века православие уже было вытеснено из советской жизни, многие люди всё ещё жили по заповедям христианской морали. Вот маленький герой-первоклассник пришёл к дочери погибшего на войне солдата – Маше Мироновой – подтягивать её по чистописанию. Характерен эпизод, когда Маша торжественно вносит тарелочку с одним-единственным пирожком. «Вот это я сама испекла и лепила, – и тихо добавила: – Это тебе, – и чуть погромче: – Горячий». А сзади неё, за окном, две высокие снежные шапки на заборе, казалось, склонились друг к другу и к каждому её плечику.
Во второй части романа П. Храмова продолжается развитие трёх основных линий. Во внешней, семейно-бытовой истории рассказывается о поездке к деду в Турбаслы, событиях в семье, в школе и во дворе. В этой части воспоминаний герой переживает немало первых утрат: умирает от туберкулёза дед, пьяницы с лесопилки жестоко убивают верного пса Лобика, спиливают одинокий тополь и, наконец, главное событие второй части романа – траур по случаю смерти товарища Сталина. Во внутренней жизни героя дружба с Машей Мироновой постепенно перерастает в любовь. Вместе с крепнущей верой героя происходит конфликт между его нравственными идеалами и творчеством. Упорный двадцатилетний труд над картиной ребёнка в концлагере закончился поражением художника. Третьей линией развития романа стали явные и скрытые переклички с повестью А. Пушкина «Капитанская дочка». Это произведение было выбрано П. Храмовым не случайно. Как пишет современный исследователь творчества Пушкина философ В. Катасонов, «По степени авторской сознательности в изображении темы милосердия повесть «Капитанская дочка» является одним из самых христианских произведений в мировой литературе.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 177.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...