Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В ДОНЕЦКОМ БАССЕЙНЕ И В СИБИРИ,




ПО УРЕГУЛИРОВАНИЮ ЕГО РАСХОДОВАНИЯ

И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК

Января 1921 г.

 

Совет Труда и Обороны в заседании от 5 января с. г. постановил:…

х) Затребовать от Всероссийской чрезвычайной комиссии через 2 недели доклад о том, что ею фактически предпринято для скорейшей организации на Донецкой железной дороге отдельной районной транспортной чрезвычайной комиссии и доведения до полного комплекта штатов всех районных транспортных чрезвычайных комиссий и их местных органов на укржелдорогах, а равно штатов особых отделов Донгубчека…

 

Председатель Совета Труда и Обороны

В. Ульянов (Ленин)

Секретарь Совета Труда и Обороны

Л. Фотиева

Москва, Кремль.

5 января 1921 г.

 

Декреты…, т. XII, с. 299, 302–303

 

451

ПОМЕТКИ И ПОДЧЕРКИВАНИЕ

НА ПИСЬМЕ ВЧК В ЦК РКП (б)

Не ранее 13 января 1921 г.

 

Секретно в архив

 

В Центральный Комитет

Российской Коммунистической партии

 

После прекращения боевых действий на внешних фронтах ВЧК сама поставила в порядок дня вопросы о применении высшей меры наказания, о сокращении судебных функций ЧК, вообще о регулировании карательной деятельности всех судебных органов, о согласовании ее со всей организационной системой карательных и судебных органов. Что касается применения высшей меры наказания, ВЧК 24 декабря п. г. дала телеграмму всем губчека, запрещающую приводить в исполнение приговоры высшей меры наказания без санкции на то ВЧК, за исключением приговоров по делам об открытых вооруженных выступлениях. По вопросу о возможности отмены высшей меры наказания, то ВЧК полагает, что ее можно отменить по всем политическим преступлениям, за исключением террористических актов и открытых восстаний. В области уголовных преступлений ВЧК считает необходимым принять высшую меру наказания к бандитам и шпионам, но в особенности настаивает на сохранении высшей меры наказания для тех должностных преступлений, которые резким образом препятствуют Советской власти восстановить производительные силы РСФСР.

В то время, когда хозяйственный фронт требует крайнего напряжения всех сил пролетариата, для которого победа на этом фронте является вопросом жизни и смерти, преступления всех должностных лиц, кто бы они ни были, стоящих пролетариату поперек дороги на пути к восстановлению, должны пресекаться самым беспощадным образом.

Но чтобы применение высшей меры наказания на хозяйственном фронте дало такие же результаты в смысле устрашения преступников, какие были достигнуты на фронте контрреволюционном, необходимо согласование деятельности всех карательных органов и единое руководство ими, хотя бы в области принципиальных решений. ВЧК полагает, что в настоящее время все ее органы, за исключением тех местностей, которые входят в сферу военных действий с бандами или внешним врагом, могли бы передать свои функции в трибунал, как это предусмотрено декретом 29 марта 1920 года, но ВЧК считала бы целесообразным сделать это путем ведомственного соглашения, снятия военного положения в большинстве местностей, где оно объявлено, и т. д., а не путем формального приведения действий упомянутого декрета.

Международная и внутренняя обстановка весьма сложна, и необходима известная гибкость при переходе на мирное положение.

Но необходимой предпосылкой отказа органов ЧК от судебных функций является упрощение и укрепление судебных органов. ВЧК полагает, что необходимо уничтожить ведомственные трибуналы, как железнодорожные и военные, передать имеющиеся там коммунистические силы в обычные ревтрибуналы и народные суды. Для дел, передаваемых в последние из ЧК, создать специальные камеры, как это уже практикуется в Москве, и, наконец, усилить единый Верховный трибунал при ВЦИК для объединения всей судебной деятельности.

Относительно тюремной политики ВЧК издала приказ № 10 от 8 января с. г. В основу его лег принцип создания специального режима буржуазии и передача рабочих на поруки заводских комитетов. Причем особенное внимание обращено на то, чтобы ЧК прибегали к арестам лишь в случаях действительной необходимости Кроме того, приказом № 186 от 30 декабря п. г. ВЧК указывает, что арестованные по политическим делам члены разных антисоветских партий должны рассматриваться не как наказуемые, а как временно в интересах революции изолируемые от общества, и условия их содержания не должны иметь карательного характера.

Наконец, 13 января с. г. ВЧК созвала комиссию об изменении тюремной и карательной политики в составе т. Дзержинского, т. Ягоды, т. Ихновского, т. Мессинга, т. Апетера, т. Зангвиля от ВЧК, МЧК и Наркомвнудел, т. Крыленко от Кассационного трибунала, Саврасова от Наркомюста, Данишевского от Реввоентрибунала и Куйбышева от ВЦСПС.

Совещание это предложило образование комиссии в центре при ВЦСПС, а на местах — при губернских профсоюзах. Эти комиссии, не имея судебных функций, ставят своей задачей пересмотр дел осужденных лиц пролетарского и крестьянского происхождения, а также вовлечение широких пролетарских масс в борьбу с преступностью в пролетарской среде. Проект соответствующего законопроекта будет скоро внесен на утверждение во ВЦИК.

Опираясь на эти широкие массы, и в первую очередь на профессиональные союзы, ВЧК надеется достичь того, что деятельность карательных органов будет восприниматься пролетариатом, как осуществление его собственной диктатуры.

ВЧК просит ЦК РКП одобрить занятую позицию относительно ограничений отмены высшей меры наказания в области политических преступлений и усиления репрессий против должностных преступлений на хозяйственном фронте.

Председатель ВЧК Дзержинский

 

ЦПА ИМЛ, ф. 2, on. I, д.24495

Автограф

 

См. документ 454.

 

452

ЗАПИСКА Н. П. ГОРБУНОВУ НА ПИСЬМЕ А. ЛОМОВА (Г. И. ОППОКОВА)

Не ранее 14 января 1921 г.

т. Горбунов!

 

Прошу Вас созвониться с кем надо

 

НКИД

ВЧК

И т. д.

 

и попытаться уладить дело.

Ленин

 

Ленинский сборник XXXVII, с. 279

 

Написано под текстом письма А. Ломова (Г. И. Оппокова), члена президиума ВСНХ, председателя Главного лесного комитета, который писал, что Народный комиссариат иностранных дел систематически задерживает въезд представителей заграничных фирм, ведущих переговоры о концессиях. Ломов просил В. И. Ленина «дать общую директиву Наркомину — беспрепятственно разрешать въезд лицам, вызываемым нами из-за границы для переговоров о концессиях» (подчеркнуто В. И. Лениным).

 

453

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СТО О ПЕРЕДАЧЕ ВОЙСК ВНУТРЕННЕЙ СЛУЖБЫ

В ВОЕННОЕ ВЕДОМСТВО И ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЙСК ВЧК

Января 1921 г.

 

В целях сокращения численности армии и сосредоточения всей вооруженной силы Республики в одном ведомстве Совет Труда и Обороны постановляет:

1. Войска внутренней службы Республики, за исключением войск чрезвычайных комиссий, также железнодорожной и водной милиции передать в Военное ведомство.

2. Ответственность за выполнение всех обязанностей, возложенных на войска внутренней службы постановлениями Совета Труда и Обороны от 21 апреля, 5 мая и 1 и 15 сентября 1920 г., впредь возложить на Военное ведомство, за исключением обязанностей, лежащих на войсках, обслуживающих функции Всероссийской чрезвычайной комиссии.

3. Для выполнения обязанностей, указанных в ст. 2, в составе центрального управления Военного ведомства и его окружных, фронтовых и армейских управлений иметь соответствующие органы.

Примечание. Начальник центрального органа назначается Революционным военным советом Республики по соглашению с Народным комиссариатом внутренних дел.

4. Революционному военному совету Республики по соглашению с Народным комиссариатом внутренних дел, Наркомпродом и Народным комиссариатом путей сообщения установить, на какие именно войска будут возложены те или другие обязанности внутренней службы.

Изменения в перечне этих войск производить только на основании соглашения с теми же ведомствами.

Примечание. В исключительных случаях, вызываемых требованиями боевой обстановки, такие изменения делаются Военным ведомством самостоятельно, с немедленным уведомлением вышеуказанных ведомств.

5. Военному ведомству установить для войск, предназначенных на определенные задачи войск внутренней службы, особый режим, как в смысле их укомплектования, так и в смысле их политического воспитания, с целью наибольшего их приспособления к особенностям возложенной на них службы и к местным условиям.

6 С целью систематического наблюдения за указанным особым режимом при ПУРе[88] устанавливается представительство Наркомвнудела в виде помощника начальника ПУРа, назначаемого по соглашению ПУРа и Наркомвнудела.

7. Использование войск и согласование потребностей отдельных ведомств в пределах предоставленных для внутренней службы сил возложить на совещания под председательством предгубисполкома, в составе членов: губвоенкома, предгубчека, губпродкомиссара и при участии старшего в губернии войскового начальника.

Примечание. В случае привлечения войск для подавления восстаний управление войсками производится на основании постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета о местностях, объявленных на военном положении, от 30 октября 1920 года.

8. Все части и отряды, состоящие в ведении Всероссийской чрезвычайной комиссии, свести в особый вид войск, именуя их «войсками Всероссийской чрезвычайной комиссии», подчинив их во всех отношениях Всероссийской чрезвычайной комиссии.

9. Управление железнодорожной и водной милиции оставить при войсках Всероссийской чрезвычайной комиссии.

10. Войска Всероссийской чрезвычайной комиссии существуют по особым штатам, утвержденным председателем Всероссийской чрезвычайной комиссии, и содержатся на особых основаниях, вырабатываемых Коллегией Всероссийской чрезвычайной комиссии.

11. На войска Всероссийской чрезвычайной комиссии возложить, кроме лежащих на них обязанностей — охраны границ Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, охраны железнодорожных станции, а также охрану пристаней за исключением военно-продовольственных складов и грузов, мостов и электрических станций.

12. Снабжение войск Всероссийской чрезвычайной комиссии всеми видами довольствия (кроме денежного) и пополнение их людьми и лошадьми возложить на соответствующие органы Народного комиссариата по военным делам.

13. Укомплектование войск Всероссийской чрезвычайной комиссии производится на основаниях, вырабатываемых соглашением председателя Всероссийской чрезвычайной комиссии и Революционного военного совета Республики.

14. Количество войск Всероссийской чрезвычайной комиссии определяется ею по соглашению с Революционным военным советом Республики и утверждается Советом Труда и Обороны.

15. Использование штаба ВНУС[89] Республики произвести по соглашению с Революционным военным советом Республики и Наркомвнудел, за исключением имущества, которое передается Штабу войск Всероссийской чрезвычайной комиссии.

16. Взаимоотношения между войсками Всероссийской чрезвычайной комиссии и местными военными органами определяются особыми инструкциями, издаваемыми Всероссийской чрезвычайной комиссией по соглашению с Революционным военным советом Республики.

17. Передачу войск ВНУС на основании этого постановления произвести и закончить в 7-дневный срок.

 

Председатель Совета Труда и Обороны

В. Ульянов (Ленин)

Секретарь Совета Труда и Обороны

Москва, Кремль.

19 января 1921 г.

 

Декреты… т. XII, с. 333–336

 

Приказом № 189/26 Реввоенсовета Республики и НКВД от 24 января 1921 г. было определено, что «все части и отряды бывших войск ВНУС, несущие службу по заданию чрезвычайных комиссий, а также отряды особых отделов ВЧК и войска по охране границ передаются в ведение ВЧК с исключением их личного состава из списков Красной Армии». Передача войск проходила под наблюдением комиссии из представителей Полевого штаба, штаба войск ВЧК и Рабоче-Крестьянской инспекции. Этим же приказом командующий войсками внутренней службы Республики В. С. Корнев был освобожден от занимаемой должности и направлен в распоряжение председателя ВЧК. 29 января 1921 г. председатель ВЧК Ф. Э. Дзержинский утвердил Положение о войсках ВЧК Республики и назначил Корнева командующим этими войсками.

В п. 2 упоминаются постановления СТО: о войсках внутренней охраны Республики; об охране и обороне путей сообщения Республики, кроме прифронтовой полосы; о создании войск внутренней службы Республики; об обеспечении Народного комиссариата продовольствия вооруженной силой из войск внутренней службы (см.: Декреты…, т. VIII, с. 83–85, 160–162; т. X, с. 106–109, 165–167).

В примечании к п. 7 речь идет о декрете ВЦИК и СТО от 4 ноября 1920 г. о местностях, объявленных на военном положении (см. там же, т. XI, с. 172–176). I

 

454










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 216.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...