Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Возврат на Землю. Преобразование концептов




Но вот космический корабль вернулся на Землю. Ученые получили в свое распоряжение драгоценнейшие коллекции, однако у земных ученых пока еще нет того экстралингвистического "поля", которое есть в голове у космонавтов. По мере изучения записей, просмотра кинофильмов и знакомства с живыми и мертвыми экспонатами в мозгу ученого возникает экстралингвистическое "поле", при чтении текста через его мозг также "дефилирует" цепь "ассоциаций", но, быть может, несколько иная, чем у космонавтов.

Ученый, правда, не видел, как ринограденции кувыркаются в высоких травах планеты Икс, зато он создал их классификацию и при этом слове у него "перед глазами" возникает "графа" классификационной таблицы. Имя ринограденция обрело другой смысл. Сохранились денотат и имя, но и_з_м_е_н_и_л_с_я к_о_н_ц_е_п_т.

Снова Его Величество Ученый - "самообучающаяся машина", ну, а как научить робота этой "экстралингвистике"? Какие рудименты этих ассоциаций надлежит ввести в его "мозг", чтобы робот мог, скажем, перевести "новый" язык на обычные земные языки...

Мы постарались по возможности просто пояснить читателю эту достаточно сложную проблему - проблему значения, проблему смысла. Мы чуть-чуть отодвинули занавес, приподняли ту его часть, которую умеем приподнимать.

Еще много лет, а может быть, и на протяжении всей истории нашей цивилизации, пока не погаснет Солнце, не остынут Галактики, пока вся наша вселенная не приостановит свой красный разбег и не перейдет к голубому сжатию, пока, наконец, вся материя не соберется вновь в одну гигантскую сверхплотную и сверхгорячую каплю, вне которой не будет пространства, а внутри - времени, пока, наконец, в этой капле не сольется все сущее, Разум будет рассматривать проблему Смысла...

Начало. Споры

Но до голубого сжатия еще далеко, а нынешние земные исследователи лишь приступили к изучению этой проблемы. Спорят кибернетики, логики, лингвисты, философы. Спорят с самими собой и друг с другом, и в спорах есть разные подходы: логико-семантический, языковедческий, психологический. Лет тридцать назад эта проблема носила чисто академический характер. Теперь она стала вполне актуальной - формальная логика и семиотика в арсенале кибернетики приобретают все более мощное прикладное значение: кибернетические переводящие машины должны переводить именно с_м_ы_с_л, "выходить" из языка А в какое-то внеязыковое "поле" и "возвращаться" к языку В.

Мнение Лема и наше

Однако понимание смысла имеет градации. Лем считает, что машину надо снабдить "пониманием", близким к человеческому, иначе "по-настоящему эффективных машин-переводчиков не будет вовсе" (гл. IV). Это ошибка, во всяком случае, если речь идет о машинном переводе научно-технических текстов. Уже осуществлен довольно добротный перевод таких текстов на машинах, кои, увы, все еще несравнимы с человеком.

Если ж говорить о переводе художественных текстов, переводе, в котором слит артистизм и пластичность человеческого разума, то Лем прав: "Мы просто не знаем, в какой мере можно "недодать личность" машине, которая призвана хорошо переводить. Мы не знаем, можно ли "понимать", не обладая и "личностью", хотя бы в зачатке" (гл. IV).

Впрочем, и здесь есть оборотная сторона медали. Если уж удастся снабдить машину "личностью"; то, безусловно, удастся сделать эту личность сколь угодно богатой. Например, придать машине-живописцу напряженный универсализм Пабло Пикассо. Правда, это сделает особенно трудной задачу человека-критика... Живопись, как язык, обладает своим экстралингвистическим полем, своими "ассоциациями" с реальностью. Однако уже сегодня такие "ассоциации" иногда тождественны работе нынешних вычислительных машин-роботов с заложенной программой 33.

О формализации. Синтаксис, семантика и прагматика

Но вернемся к Ст. Лему. Нет ли, в его высказываниях недоверия или недооценки метода формализации, т.е. "перевода" того или иного "поля" на формальный язык. К этому методу прибегают исследователи, анализирующие проблему значения. Сомнение тут же рассеется, если понять, что Лем рассматривает эту проблему, не отвлекаясь от человека, т.е. на уровне п_р_а_г_м_а_т_и_к_и. Поясним термин.

Языки, будь то естественные или искусственные, в том числе и формализованные языки науки, да, наконец, и произвольные знаковые системы вообще, можно рассматривать на трех уровнях абстракции: на уровне с_и_н_т_а_к_с_и_с_а, с_е_м_а_н_т_и_к_и и п_р_а_г_м_а_т_и_к_и.

Если нас интересуют только внутренние связи языка, если мы отвлекаемся от экстралингвистического "поля" (т.е. от "денотатов") и от существ или машин, воспринимающих язык (а тем самым и от смысловых значений), то мы анализируем язык на уровне синтаксиса. Если мы привлекаем к рассмотрению денотаты и смысл, но все-таки отвлекаемся от существ или машин, воспринимающих и понимающих язык, то мы находимся на уровне семантики. Если же, наконец, мы учитываем и перципиентов языка, если мы принимаем во внимание реальные обстоятельства языкового общения, то мы находимся на уровне прагматики (греч. прагма - действие, дело).

Прагматические аспекты

Прагматические аспекты языка очень существенны, особенно для натуральных языков. "Неформальные начало и конец формального построения", о которых говорит Лем, исследуются именно прагматикой. Самым главным в прагматике Лем считает понимание значений человеком. В недавних советских работах также подчеркивалась важность этого аспекта.

В психологических работах анализ "понимания" уже начат. (Но они с трудом поддаются "стыковке" с кибернетикой и с семиотикой.) Кибернетический анализ лишь берет разбег. Между формальным и смысловым "берегом" языка зияет пропасть. "Значение" в конце концов всегда цепляется за "понимание", а "понимания" нет там, где некому понимать, говорит Лем. Поэтому "безлюдность" языка (мы бы сказали "бесперципиентность", имея в виду и машины) сохранить невозможно.

Лем думает, что, высказывая подобные взгляды на феномен значения, он впадает в "непристойность". Не стоит тревожиться! Сие допустимо и при пожилых дамах! Язык и в самом деле живет в "экологической среде" человеческого мозга. Начало ее "лежит" в природе, а "простирается" она в пределах общественных систем. Для человека "значения" - это прежде всего переживания. "Смысловым содержанием фраза наполняется в психическом процессе" (гл. IV). Обо всем этом позволительно "забыть", если стоишь на синтаксическом или семантическом уровне. Именно с этих позиций наука начала штурм "крепости значения". Первыми пошли на приступ логики и семантики. Они-то и захватили "плацдарм", на котором Лем развертывает - и с комфортом - свои построения. Позитивный смысл лемовских рассуждений, конечно, не в попрании логики, а в том, что они напоминают нам о "феномене человека". О феномене, который наука отбросить не может.

Ложное мнение

Чтоб объяснить явления, наука строит теории и модели. В употреблении Лема эти термины несколько диффузные. Мы остановимся на одном мнении, которое высказывает Лем и которое довольно часто встречается у различных авторов.

Это мнение заключается в том, что теории и модели науки все дальше уходят от "наглядности" и "приятности". Это мнение людей, знающих о науке понаслышке. Современной науке противопоставляют "классическую", которая якобы была "понятной" и близкой к "обыденному опыту", тогда как современная таковой не является. Это - нелепость!

Законы Ньютона, в то время когда они были только что открыты, отнюдь не воспринимались "мирянином" как "наглядные", как часть его повседневного опыта. Они стали "наглядными" потому, что последние триста лет их преподносил Школьный Учитель. Его питомцы, став взрослыми, начинали считать эти законы "наглядными", ну, а значит, - "наглядной" и всю "классическую" физику. Для "отрезвления" заглянем хотя бы в сочинение Леонарда Эйлера "Новая теория движения Луны" 34, датируемое 1772 г.

Некоторые страницы этого сочинения состоят ц_е_л_и_к_о_м из формул. Где же тут наглядность!?

Итак, в момент зарождения классическая физика была далека от наглядного восприятия, некоторые ее положения стали казаться "наглядными" за счет привычки, а основной массив "классики" с его выкладками и вычислениями лежит попросту вне поля зрения "мирянина".

В точности так же обстоит дело и с современной наукой. Всякий, кто изучал "высокие" разделы современной математики или физики, знает, сколько в них "наглядных" объектов. Однако эти "объекты" просто не успели перейти в школьные учебники. Через какое-то время новые идеи войдут в "общественное сознание", как уже вошли представление о шарообразности Земли, гелиоцентризм, законы Ньютона и пр.

Прошло время, когда квантовая механика воспринималась как нечто абстрактное, ее объекты также апеллируют к внутреннему зрению физика-квантиста. Недалек, видимо, день, когда наглядная таблица основных частиц будет висеть в школьных классах рядом с таблицей Менделеева. С распространением лазеров в б_ы_т войдет представление о фотонах, так же как с лампочкой Эдисона вошли электроны.

Есть, правда, и другая сторона дела - обычное невежество. Мы склонны проходить мимо "удивительного", даже когда оно совсем "рядом". Для многих ли небо "организовано" в созвездия и среди них - Волопас с его Арктуром или Лебедь? Нет! Увы, на небе есть две Медведицы, а остальное - звездная пыль.

Многие ли встречают как друзей растения в лесу, любят их и "понимают"? Да нет же, растения - это просто "трава"!

Итак, не следует путать двух сторон дела. Есть невежество, слепота, умение проходить мимо совсем "наглядных" и "понятных" вещей. И есть эмоциональное и рациональное восприятие мира, восприятие, которому надо у_ч_и_т_ь_с_я, делая над собой у_с_и_л_и_е. Тогда созвездия, нуклеиновые кислоты и кванты становятся "наглядными".

Вот почему мы не согласны здесь с Лемом.

Заметим в заключение, что "наглядность и понятность" - явление и_с_т_о_р_и_ч_е_с_к_о_е. Одно дело "наглядность" на уровне "здравого смысла", другое - "наглядное виденье" научных теорий. Эта вторая наглядность будет, безусловно, возрастать по мере роста науки в ущерб "здравому смыслу".

Притча и догма

Что же касается математики, то Лем и ей дает оценку, повторяя известное сравнение ее с портным-безумцем, шьющим по произвольному плану одежды. Надо прямо сказать, что в целом это оценка человека, незнакомого серьезно с математикой. Лем попросту не разобрался в клубке математических фактов и идей, идей, связанных с вычислимостью, финитностью, эффективностью, с тем рывком в область законов рассуждения, который сделала современная математическая логика.

Повторяя слова Рассела: "Математика может быть определена как доктрина, в которой мы никогда не знаем, ни о чем говорим, ни того, верно ли то, что мы говорим", Лем, к сожалению, не знает, на каком математическом "фоне" они были сказаны. Д. Гильберт сравнивал математику с шахматами, и это сравнение преследовало определенную цель. Играя в "формальную игру", ученик Д. Гильберта Курт Гедель пришел к своим знаменитым теоремам. Лем также поминает шахматы и... притча, рассказанная великим математиком, становится в устах популяризатора догмой!

Если математика есть игра, подобная шахматам, то почему же она пригодна для описания природы? Мы не можем подробно рассмотреть этот вопрос здесь, в послесловии. Скажем лишь кратко, что, следуя Дж. Джинсу и А. Эддингтону, мы считаем природу "математичной". (Это вовсе не значит, будто мы склоняемся к их философии.) Природа "математична" потому, что человек создает математику "под природу". Отыскивает то, что поддается математическому описанию, и вместе с тем раздвигает границы и обогащает формы самого описания. Лем же считает, что природа "нематематична". Довольно сложный спор о связи между реальностью и ее описанием, спор с участием Эйнштейна, Розена, Подольского, Бора и других физиков, Лем также не понял. Этот спор кратко изложен в одной из книг Дэвида Бома 35 в ее п_о_с_л_е_д_н_и_х пунктах (стр.700 и далее).

Особенно наивным выглядит утверждение Лема, будто классической физике было свойственно представление о том, что каждый промежуточный этап математических вычислений должен обладать "материальным эквивалентом"!

Поясним это. Пусть имеются два уравнения А и В, причем В выводимо из

А. Существует "путь" с промежуточными уравнениями C1, C2, ... , Cn, т.е. цепочка следствий

А => С1 => С2 => ... => Сn => В.

Сколько таких цепочек возможно? Бесконечно много! Всегда к обеим частям уравнения можно прибавить одно и то же число, а затем его вычесть. Это дает лишнее звено в цепочке. Всегда можно взять экспоненту от обеих частей уравнения, а затем прологарифмировать и т.п. И все эти звенья должны иметь материальные эквиваленты?! Иначе нет "изоморфизма" теории и реальности?! О, sancta simplicitas! 36

Впрочем, Лем "допускает" и теории, "не изоморфные" реальности, но "сходящиеся" с ней в конечных точках!

Непомерная нагрузка

Страницы, посвященные математике, следовало бы обстоятельно разобрать строка за строкой, абзац за абзацем. Однако эта нагрузка слишком велика для нас. Отметим лишь одну из целой коллекции фактических ошибок. Лем пишет, что "матричное исчисление было "пустой структурой", пока Гейзенберг не нашел "кусочка мира", к которому подходит эта пустая конструкция" (гл.

V).

Это ошибочное утверждение. Системы линейных уравнений, для исследования которых было создано в прошлом веке матричное исчисление, встречались в математике, должно быть, со времен Вавилона. Гейзенберг же нашел, что матрицы годятся и д_л_я, повторяем, и д_л_я описания атомных явлений. Он нашел, что н_е_к_о_т_о_р_ы_м матрицам (отнюдь не любым!) можно в определенных условиях придать п_р_я_м_о_й физический смысл.

Снова притча превратилась в догму!

Заканчивая нашу критику, скажем, что на этих страницах "Суммы" больше красноречия, чем проницательности. Их польза в том, что они вызывают недовольство и тем самым побуждают к собственным размышлениям.

Лем и философия

Мы перешли фактически к характеристике философских взглядов Лема. Отметим сначала, что автор книги не философ по специальности и попросту негуманно требовать от него отточенных философских формулировок и исчерпывающей ясности философского анализа. Но характер книги вынуждает автора совершать экскурсы в философию. Многие из них интересны, и мы видим вдумчивого мыслителя, тонко подмечающего такие детали, которые порой ускользают от взгляда философа-профессионала.

Однако Лем высказывает и философски неубедительные взгляды. Философская позиция, наиболее подходящая, по мнению Лема, для

"подглядывания будущего", - это "позиция Конструктора". Он характеризует ее как "веру в возможность успешного действия и в необходимость определенного отказа от чего-то. Прежде всего - это отказ от задавания "окончательных вопросов" (гл. V).

Позиция Конструктора - это "молчание действия". "О том, что действовать можно, мы знаем намного уверенней и лучше, чем о том, каким способом это действие происходит". Ту же мысль где-то в начале века высказал О. Хевисайд: "Стану ли я отказываться от своего обеда только потому, что я не полностью понимаю процесс пищеварения?".

Конструктор, по Лему, не "узкий прагматик" 37. "Не строитель, который сооружает свой дом из кирпичей, не заботясь, откуда они взялись и что они собой представляют, лишь бы этот дом был построен" (гл. V). Однако при всем этом здравом начале дальнейшие взгляды Лема нельзя признать убедительными и плодотворными для конструкторской деятельности.

Конечно, "конструктор", как и сам автор, материалист. Конструктор "уверен, что мир будет существовать и после него" (гл. V). "Реальность мира он принимает как предпосылку" (там же). Он отнюдь не агностик, природа для него познаваема. Однако же автор не всегда правильно смотрит на связь между познанием и конструированием. Этому препятствуют прежде всего некоторые, мы бы сказали, наивные представления о процессе познания. В этом процессе - своя диалектика! Ее надо понимать!

"Кирпичи". Локк и Лем

Начнем со взгляда Конструктора на "кирпичи". Обратимся на минуту к одной характеристике Бертрана Рассела 38: "Не только правильные взгляды Локка, но даже его ошибки на практике были полезны. Возьмем, например, его теорию о первичных и вторичных качествах. К первичным качествам относятся такие, которые неотделимы от тела и перечисляются как плотность, протяженность, фигура, движение или покой и число. Вторичные качества - все остальные: цвет, звуки, запахи и т.д. Он утверждает, что первичные качества находятся фактически в телах; вторичные же качества, наоборот, существуют только в восприятиях. Без глаза не было бы цветов, без уха не было бы звуков и т.п.".

А вот что пишет Лем:

"Он [т.е. Конструктор. - Ред.] знает, что свойства являются отличительными чертами ситуаций, а не вещей. Существует химическое вещество, которое для одних людей не имеет вкуса, а для других - горько... Некоторые считают, что, кроме свойств, являющихся функцией ситуации, существуют еще неизменные свойства... Эту точку зрения разделяет и Конструктор" (гл. V).

Похоже!? Не так ли? Ведь это, пожалуй, Локк (1632- 1704)! И остается лишь вслед за Б. Расселом повторить, что эта теория устарела.

Ни к чему, кроме субъективизма, мы не придем, если будем последовательно проводить эту точку зрения!

Истина, относительная и объективная

Польский писатель не понял того, что в философии называют диалектикой относительной и объективной истины, диалектикой сущности и явления. И в самом деле, Лем ставит вопрос: "Что является целью науки? Познание "сущности" явлений? Но как можно узнать, что мы ее уже познали?" (гл. V). А ответ, который он дает, весьма грустен: "Наука сама толком не знает, чем же являются ее теории" (гл. VII).

Увы, знает! Нам придется в этой связи терпеливо повторить некоторые прописные истины.

Законченное познание "сущности" возможно лишь для сравнительно простых объектов. Для объектов сложных познание их "сущности" всегда относительно. Оно дает з_н_а_н_и_е, т.е. объективную истину, но знание о_т_н_о_с_и_т_е_л_ь_н_о_е - т.е. относительную истину. Оно движется от "внешних" закономерностей к новым, более глубоким, к "сущностям второго порядка", как говорил В. И. Ленин. И именно в этом смысле Конструктору следует "обойтись без вопросов", точнее без поиска "окончательных ответов", ответов, исчерпывающих "сущность".

Миграция ошибки

Связь между научным объяснением и практическим использованием явлений природы Лем преподносит с аналогичными "огрехами". Он пишет: "Желание получить "объясняющую" теорию понятно, но овладеть явлением... важнее, чем понимать его сущность" (гл. VII). Мысль о том, что овладеть явлением можно без понимания его сути, что овладение имеет приоритет перед пониманием, эту мысль Лем повторяет снова и снова.

Например, относительно значения он говорит, что надо "понять не что такое значение, а как его сделать (воспроизвести)".

Такая точка зрения фактически ошибочна. Позицию Лема мы можем лишь сравнить с позицией некой мисс из американского анекдота.

Один бизнесмен пригласил свою знакомую в ресторан. Сидя за столиком, он стал ей жаловаться: "Дорогая, как мне хотелось бы следить за развитием наук. Но я так занят делами, что не могу себе этого позволить. Вот, например, электричество, - я совсем не знаю, как оно "работает"!" - "О, - ответила мисс, улыбаясь, - это очень просто! Вы поворачиваете выключатель, и оно "работает"!"

Дальнейшая критика

Помимо чисто фактической несостоятельности этих взглядов Лема, они несостоятельны и философски. Ведь т_е_о_р_и_я и п_р_а_к_т_и_к_а н_а_х_о_д_я_т_с_я в е_д_и_н_с_т_в_е. Наука развивается на основе практики, а практика включает в себя науку. Практическое овладение миром неотделимо от его теоретического объяснения. Вспомним Хевисайда. Конечно, "успеха" можно достичь, и не понимая "пищеварения". Но не стоит возводить это в норму, в желанный идеал, как это делает Лем. Чем выше теория, тем легче практике. Это трюизм. Что же касается философского понимания мира, то его роль проявляется не столько в конкретных исследованиях, сколько в эволюции науки "в большом". Вопрос об "онтологическом статусе" научных теорий так или иначе подлежит здесь решению.

Критерии истинности

Выясним наконец, как смотрит Лем на критерии истинности научных теорий. Здесь его взгляды также не страдают излишней последовательностью. В целом он принимает критерий практики, но порой склоняется к прагматизму - прагматизму уже в философском смысле. Так Лем, например, пишет: "Следовательно, он [т.е. Конструктор. - Ред.] - прагматик, и истинное значит для него то же самое, что и полезное" (гл. V).

Однако нельзя же принимать всерьез этот критерий истинности, предложенный прагматизмом 39.

Можно лишь улыбнуться вместе с Расселом. Вот его "улыбка": Если спросить у обыкновенного человека, пил ли он утром кофе, то он постарается это припомнить. Прагматист же попросит "времени на два эксперимента". Сначала он уверит себя в том, что он пил кофе, а затем - в том, что он кофе не пил, и взвесит последствия в каждом из этих случаев. Ответ может быть трех типов: "да", "нет" и "я не знаю", в зависимости от тоги, "чья польза перевесит"! А ведь Рассел отнюдь не склоняется к диалектическому материализму!

Лем и философы

В "Сумме" есть много упоминаний о различных философских течениях, в частности о современной буржуазной философии. По книге рассеяно множество критических замечаний. Лем с иронией говорит о феноменологии Э. Гуссерля и о текстах М. Хайдеггера, одного из основателей э_к_з_и_с_т_е_н_ц_и_а_л_и_з_м_а. Он критически относится и к попыткам М. Таубе опереться в подходе к понятию значения на объективно-идеалистическую философию английского логика и философа А.Н.Уайтхеда. Лем отмечает, что неубедительны и бихевиористские попытки истолковывать психику и решать проблему значения. С этой проблемой не могут управиться и направления логического позитивизма (неопозитивизма) - логический эмпиризм и "физикализм". Лем отмечает, что многовековая дискуссия о природе научного обобщения, восходящая к номинализму и реализму, не увенчалась успехом. Он указывает, наконец, на неудовлетворительность позиции конвенционализма - так называемого "радикального конвенционализма" философов и логиков польской школы.

Позиция или поза?

Критика критикой, но противостоит ли этим взглядам четкая философская позиция самого автора? Увы, нет! Манера изложения заставляет думать, будто "от имени науки" с наибольшим правом могут выступать неопозитивисты. Это скорее поза, чем позиция, а позу можно менять, но тогда различия в критикуемых позициях смазываются!

Лем затрагивает такие направления в основаниях математики, как "интуиционизм" (Э.Л.Я.Брауэр, Г.Вейль), "формализм" (Д.Гильберт) и "конструктивизм" (А.А.Марков). Однако он забывает, что исторически интуиционизм был связан с различными вариантами субъективистских теорий познания, а конструктивное направление - с диалектическим материализмом. При оценке всех этих направлений следует четко отделять сами конкретные исследования по логике, метаматематике (теории доказательства), логической семантике и т.д. от философии, на них произраставшей (логический позитивизм и пр.).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 142.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...