Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Пройди по дорожке (тропинке)




Задачи. Упражнять в ходьбе по ограниченной площади, развивать чувство равновесия, ловкость, глазомер.

Описание упражнения. Воспитатель проводит на по­лу две параллельные линии (или кладет две веревки) длиной 2,5—3 м на расстоянии 25—30 см и говорит детям, что это до­рожка, по ней они пойдут гулять. Дети идут друг за другом, стараясь не наступать на линии или веревки. В том же порядке возвращаются обратно. Идти нужно осторожно, не мешать друг другу и не наталкиваться на впереди идущего. Это упражнение хорошо проводить на участке. Осенью можно направить дорож­ку к дереву и предложить детям пройти по ней и принести листья, желуди, семена клена, что оживит игру. Если игровое упражнение проводится в помещении, можно в конце дорожки разместить флажки, игрушки и дать задание принести их детям.

Пройди через ручеек

Задачи. Развивать чувство равновесия, ловкость, глазо­мер.

Описание упражнения. Воспитатель чертит две ли­нии (в помещении можно использовать шнур) и говорит детям,


что это река, затем кладет через нее доску (длиной 2—3 му ши­риной 25—30 см)—мостик. «На том берегу речки растут кра­сивые цветы (на ковре разбросаны разноцветные лоскутки), да­вайте соберем их,— обращается воспитатель к детям.— Но сна­чала мы пройдем по мостику». Дети друг за другом переходят на ту сторону речки (ручейка), собирают цветы (приседают, на­клоняются), затем возвращаются на места. Упражнение выпол­няется 2—3 раза. Воспитатель следит, чтобы малыши шли по доске осторожно, не наталкиваясь друг на друга: «Будьте вни­мательны. Не упадите в речку».


Где звенит

Задачи. Развивать внимание и ориентировку в простран­стве.

Описание упражнения. Дети стоят лицом к стене. Няня прячется в другом конце комнаты и звенит колокольчиком. «Послушайте внимательно, где звенит колокольчик, найдите его»,— обращается воспитатель к детям. Когда они находят ко­локольчик, воспитатель хвалит малышей. Игра повторяется.

Кто тише

Задачи; Упражнять в ходьбе на носках в указанном на­правлении.

Описание игры. Дети идут гурьбой вместе с воспитате­лем. Неожиданно он говорит: «Ну, а теперь посмотрим, кто из вас умеет ходить тихо-тихо, на носочках» — и показывает. Дети идут за'воспитателем. Незаметно он отходит в сторону и гово­рит: «А тедерь все бегом ко мне». Дети бегут, воспитатель хва­лит малышей, делает вид, что всех обнимает. Можно дать зада­ние идти тихо к мишке или зайке, которые сидят на стульчиках и по сигналу бегом дети должны вернуться назад.

Некоторые дети 2—3 лет при ходьбе на носках неестествен­но держат голову, втягивая ее в плечи. Им кажется, что они в этом случае тише идут. Надо следить'за этим, указывая детям на ошибки, и исправлять их. Ходьба на носках укрепляет свод стопы. Однако не следует утомлять детей чрезмерно длитель­ным выполнением этого упражнения. Игра повторяется 3—4 раза.

Пузырь

Задачи. Учить становиться в круг, постепенно расширять и сужать его.

Описание игры. Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой круг, становясь близко друг к дру­гу, затем говорят:


Раздувайся, пузырь, Раздувайся, большой, Оставайся такой, Да не лопайся.

Одновременно с этим все постепенно расширяют круг и дер­жатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!». Дети опускают руки и приседают на корточки, говоря при этом: «Хлоп». Можно после слов «лопнул пузырь» предло­жить детям, по-прежнему держась за руки, двигаться к центру круга, произнося: «ш-ш-ш». Малыши вновь надувают пузырь, отходят назад, образуя большой круг.

Произносить текст, надо медленно, четко, привлекая детей к повторению слов за воспитателем. Вместо четверостишия, можно произносить звуки, имитирующие надувание шара: «пф- пф-пф». Когда шар лопнет, хлопнуть в ладоши и присесть.

Самолеты

Задачи. Учить бегать, не наталкиваясь друг на друга, вы­полнять движения по сигналу.

Описание игры. Дети сидят на стульях, расположенных в одной стороне комнаты, площадки. Воспитатель делает вра­щательные движения руками перед грудью и произносит: «р-р- р», показывает, как завести мотор у самолета. Затем, обраща­ясь к детям, говорит: «Встали, приготовились к полету, завести моторы!». Все повторяют движения рук. По сигналу «полетели» дети разводят прямые руки в стороны (крылья у самолета) и бегают в разных направлениях по комнате, площадке. По сиг­налу «на посадку» все направляются к своим стульям и садятся на них. Игра повторяется.

Воспитатель сначала показывает движения, а затем все иг­ровое задание выполняет вместе с детьми.


Поезд

Задачи. Учить детей идти вперед небольшими группами, сначала держась друг за друга,/затем свободно двигая руками, согнутыми в локтях, начинать и заканчивать движение точно по сигналу воспитателя.

Описание игры. Воспитатель помогает нескольким де­тям стать друг за другом и говорит: «Поиграем в поезд. Я буду паровоз, а вы — вагончики», затем встает впереди детей. Паро­воз дает гудок, и поезд начинает двигаться сначала медленно, затем быстрее. Воспитатель ведет колонну детей в одном на­правлении, затем в другом, наконец останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время паровоз вновь дает гудок, и поезд опять отправляется в путь.

Роль паровоза вначале выполняет воспитатель, лишь после нескольких повторений он привлекает к роли ведущего наибо­лее активного ребенка. Паровоз двигается медленно, чтобы вагончики-дети не отставали друг от друга. Первое время каж- , дый ребенок держится за одежду впереди стоящего, а затем дети свободно идут друг за другом и двигают руками, подра­жая движению колес паровоза, в такт произносимых слов «чу- чу-чу-чу». Дети могут строиться друг за другом произвольно. При неоднократном повторении игры малышам предлагают выйти на остановке: собрать цветы, грибы, попрыгать, погулять. Услышав гудок, дети должны быстро построиться в колонну за паровозом.

Солнышко и дождик

Задачи. Учить бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, быстро реагировать на сигнал.

Описание игры. Вначале при ознакомлении с игрой да­ется упрощенный вариант. Дети свдят на стульях или гимнасти­ческой скамейке. По сигналу воспитателя «солнышко» все идут гулять, бегают, играют и т. д. По сигналу «дождик» быстро воз­вращаются на свои места.

В игре можно использовать зонт, воспитатель раскрывает его на втором сигнале «дождик». Дети бегут к воспитателю пря­таться под зонт.

После неоднократного повторения игру можно усложнить: на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты расставляют стулья, дети присаживаются на корточки сзади и< смотрят в окошко (в отверстие спинки), воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Малыши бегают по всей площадке. На сигнал «дождик. Скорей домой» бегут на свои места и присаживаются сзади стульев. Воспитатель снова говорит: «Солнышко! Идите гулять!» Игра повторяется.

Догони мяч

Задачи. Развивать умение сохранять во время ходьбы и бега необходимое направление и изменять его в зависимости от сложившейся ситуации, приучать детей бегать в разных направ­лениях, не задевать друг друга, ловить мяч, развивать внимание и выдержку.

Описание игры. Воспитатель показывает детям корзину с мячами и предлагает встать рядом с ним вдоль одной из сто­рон комнаты или площадки. «Догоните мяч»,— говорит воспита­тель и выбрасывает мячи (по количеству детей) из корзины, стараясь, чтобы они покатились в разные стороны как можно дальше. Дети бегут за мячами, берут их (каждый один мяч), несут воспитателю и кладут в корзину. Игра повторяется.

В игре можно использовать разноцветные деревянные или пластмассовые шары. Сложив их в корзину, воспитатель пригла­шает детей посмотреть, какие красивые шары, называет, какого они цвета. Затем высыпает их со словами: «Вот как покатились шарики. Догоните их и положите в корзину». Воспитатель сле­дит, чтобы дети бежали в разные направления по всей площад­ке, стараясь догнать один шарик. Первое время игра проводится : небольшой группой детей, постепенно число играющих увели­чивается.

Птички в гнездышках

Задачи. Учить бегать в разных направлениях и возвра­щаться только по сигналу, ориентироваться в пространстве.

Описание игры. С одной стороны площадки или комна­ты свободно раскладывают обручи по количеству детей. Каж­дый ребенок стоит в своем обруче — это гнездышко, в нем жи­вет птичка. По сигналу птички вылетают из гнезд и разлета­ются по всей площадке. Воспитатель кормит птиц то в одном, то в другом конце площадки: дети присаживаются на корточки, ударяя кончиками пальцев по коленям — клюют корм. «Полете­ли птички в гнезда!»—говорит воспитатель, дети бегут к обру­чам и становятся в любой свободный обруч. Игра повторяется.

Когда игра будет усвоена детьми, можно ввести новые пра­вила— разложить 3—4 больших обруча — «в гнезде живет не­сколько птиц». На сигнал «полетели птицы в гнезда» дети бегут, в каждый обруч встают 2—3 малышей. Воспитатель следит, что­бы дети не толкались, а помогали друг другу встать в обруч, использовали всю площадь, выделенную для игры.

Воробышки и автомобиль

Задачи. Учить бегать в разных направлениях, не натал­киваясь друг на друга, начинать движение и менять их по сиг­налу воспитателя, находить свое место.

Описание игры. Дети садятся на стулья или скамейки с одной стороны комнаты или площадки — это воробышки в гнездышках. На противоположной стороне становится воспита­тель с маленьким обручем в руках. Он изображает автомобиль. По сигналу «полетели воробышки на дорожку» дети бегают по площадке, легко размахивая руками. Воспитатель говорит: «Ав­томобиль едет, летите, воробышки, в свои гнезда!» Выезжает автомобиль, воробышки улетают — дети бегут и садятся на свои места, автомобиль возвращается в гараж.

Предварительно воспитатель показывает, как летают воро­бышки, как они клюют зернышки. Все движения дети повторя­ют за воспитателем, а затем в игру включается автомобиль. Только после многократных повторений эту роль можно пору­чить наиболее активному ребенку. Автомобиль движется спо­койно, так, чтобы дать возможность всем детям найти свое мес­то.

Лохматый пес

Задачи. Приучать детей слушать текст и быстро реаги­ровать на сигнал.

Описание игры. Ребенок изображает собаку, он сидит на стуле в одном конце площадки и делает вид, что спит. Осталь­ные дети находятся в другом конце помещения за чертой — это дом. Они тихо подходят к собаке, и воспитатель говорите

Вот лежит лохматый пес, В лапы свой уткнувши нос, Тихо, смирно он лежит, Не то дремлет, не то спит. Подойдем к нему, разбудим И посмотрим, что-то будет.

Собака просыпается, -встает и начинает лаять. Дети убега­ют в дом, встают за черту. Затем роль собаки поручают другому ребенку. Игра повторяется.

Курочка-хохлатка

Задачи. Упражнять детей быстро реагировать на сигнал, бегать с увертыванием.

Описание иг*ры. Воспитатель выполняет роль курицы, дети — цыплят. Один ребенок (более активный)—кошка. Кош­ка садится на стул в сторонке. Воспитатель ходит с детьми по всей площадке и говорит:

Вышла курочка-хохлатка, С нею желтые цыплятки, Квохчет курочка: «Ко-ко, Не ходите далеко».

Приближаясь к кошке, воспитатель говорит:-

На скамейке у дорожки , Улеглась и дремлет кошка... Кошка глазки открывает И цыпляток догоняет.

Кошка открывает глаза, мяукает и бежит за цыплятками, кото­рые убегают в противоположную сторону комнаты, где чертой обозначен их дом. Кошка цыплят не ловит. Воспитатель защи­щает цыплят, разводит руки в стороны и говорит: «Уходи, кош­ка, не дам тебе цыплят». Затем назначается новая кошка — и игра повторяется.

Жуки

Задачи. Учить бегать врассыпную, по сигналу менять дви­жение, быть внимательными.

Описание игры; >Игра провидится под бубен, музы­кальное сопровождение. По сигналу «жуки полетели» (исполня­ется музыка для бега или воспитатель легко, ритмично ударяет в бубен) дети бегут врассыпную по всей комнате или площадке. По сигналу «жуки упали» меняется ритм ударов (можно просто трясти бубен) или изменяется музыка — дети ложатся на спи­ну, делают свободные движения рук и ног — жуки барахтаются. По сигналу «жуки полетели» дети встают. Игра повторяется. Когда игра будет усвоена детьми, смена движений происходит в соответствии с характером музыкального сопровождения или с изменением ритма ударов в бубен.

Кошка и мышки

Задачи. Упражнять в ползании и пролезании, реагировать на сигнал, выполнять движения в соответствии с текстом сти­хотворения.

Описание игры. Игра проводится с подгруппой (8—10) детей в комнате (на ковре) или на лужайке, покрытой мягкой травой. На середине комнаты (-на ковре) или лужайке на ребро ставится гимнастическая лестница или натягивается шнур. С одной стороны отгороженного пространства — домик мышек. Выбирается кошка. Она садится на стул или пенек. Мыши сидят в норках, за лестницей. Воспитатель говорит:

Кошка мышек сторожит, Притворилась, будто спит.

Мышки вылезают из норок (пролезают между рейками лестни­цы или подлезают под шнур) и бегают. Через некоторое время воспитатель говорит:

Тише, мышки, не шумите, Кошку вы не разбудите...

После этих слов кошка слезает со стула, встает на четверень­ки, выгибает спину, громко произносит: «мяу!» и ловит мышей, мышки бегут в свои норки (можно не подлезать под шнур или рейки лестницы). Роль кошки вначале поручается наиболее ак­тивному ребенку, затем к этой роли привлекаются и другие де­ти. Игра повторяется каждый раз с новой кошкой/

Мой веселый звонкий мяч

Задачи. Приучать детей подпрыгивать на двух ногах, вни­мательно слушать четверостишие и убегать только тогда, когда будет произнесено последнее слово.

Описание игры. Дети сидят на стульях с одной стороны комнаты или площадки. На некоторо.м расстоянии перед ними — воспитатель, у него мяч. Он показывает детям, как легко и вы­соко прыгает мяч, если отбивать его рукой. При этом воспита­тель приговаривает:

Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Красный, желтый, голубой,

Не угнаться за тобой!

Затем воспитатель вызывает 2—3 детей, предлагает им попры­гать одновременно с ударами мяча об пол и снова повторяет упражнение, сопровождая его четверостишием. После этого во­спитатель быстро говорит: «Сейчас догоню!». Малыши убегают, а воспитатель делает вид, что пытается догнать. При повторе­нии игры воспитатель вызывает других детей. Постепенно в игру включаются все дети. Они — мячики.

Воспитатель должен четко отбивать мяч и произносить текст в соответствии с особенностями детского прыжка. Если дети не могут сразу усвоить ритм прыжков с учетом движения мяча, то им надо показать, как следует прыгать (на двух ногах вмес­те). Вместо текста можно ритмично говорить: «Хоп-хоп-хоп... стоп!» — и отбивать мяч. Затем поймать его и догонять детей. В занятиях по физической культуре эта игра включается толь­ко после ее усвоения всеми детьми.

Целься вернее

Задачи. Упражнять детей в бросании в горизонтальную цель, развивать глазомер, ловкость и координацию движений.

Описание упражнения. Дети (не более 8—10 чело­век) становятся в круг (круг обозначается мелом) и берут ма­ленькие мячи или мешочки с песком. В центре круга, на расстоя­нии 1 —1,5 м от детей, стоит ящик (большая корзина или сет­ка). По сигналу воспитателя дети бросают предмет в ящик од­ной рукой от плеча, снизу. Затем идут к ящику, каждый бе­рет один предмет, возвращается на свое место и повторяет бро­сок. Дети бросают правой и левой рукой.

Зайка беленький сидит

Задачи. Приучать детей слушать текст и выполнять дви­жения в соответствии с содержанием: хлопать в ладоши, под­прыгивать на месте.

'Описание игры. Дети сидят на стульях или скамейке на одной стороне комнаты (или площадки). Они — зайки. «Пой­дем гулять»,— говорит воспитатель. Все выходят (выбегают) на середину комнаты. Воспитатель произносит стихи, а дети, наблюдая за воспитателем, выполняют вместе с ним движения в соответствии с текстом:

Чайка беленький сидит

Л ушами шевелит.

Вот так, вот так!

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Скок-скок, скок-скок!

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку испугал,

Зайка прыг... и ускакал.

Игра повторяется.

Не следует быстро бежать за детьми. Вначале от малышей не требуется, чтобы они обязательно садились на свои места. Каждый занимает любое свободное место. Задание занять свое место вводится постепенно.

После неоднократного повторения игру можно усложнить: один ребенок становится на середину круга. Остальные дети вокруг него. Движения остаются прежними.


Зайка серый умывается

Задачи. Приучать детей слушать текст и выполнять дви­жения в соответствии с содержанием, особое внимание уделить выполнению поскоков.

Описание игры. Дети стоят в разных местах площадки, повернувшись к воспитателю, и вместе с ним говорят:

Зайка серый умывается, Видно, в гости собирается, Вымыл носик, Вымыл хвостик, Вымыл ухо, Вытер сухо!

Дети выполняют соответствующие движения. Затем все ска­чут на двух ногах, продвигаясь вперед за воспитателем,— зайки идут в гости. После этого малыши возвращаются на свои места. Игра повторяется.

Присаживаются на корточки и покачивают головой, руки свободно согнуты в локтях.

Хлопают в ладоши.

Прыгают на двух ногах на месте.

Воспитатель хлопает в ладоши. Дети убегают на свои места.

Примечание. Когда имитационные движения будут усвоены детьми, игру можно несколько изменить. Один ребенок встает в круг — он зайка. Дети вместе с воспитателем говорят текст, зайка выполняет движения (эти движе­ния могут выпол-нять и все дети). Затем зайка прыгает на двух ногах, про­двигаясь вперед к кому-нибудь из стоящих в кругу, — «Идет в гости». Тот становится на его место — и игра повторяется.


Обезьяны

Задачи. Развивать у детей навык лазанья и ориентировку в пространстве, воспитывать смелость.

Описание упражнения. Дети сидят или стоят непода­леку от лесенки-стремянки (или гимнастической стенки). Вос­питатель говорит, что сегодня они будут учиться лазать, как обезьянки, и предлагает 2—3 детям забраться по лесенке на несколько (4—5) ступенек и спуститься. Затем по лесенке под­нимается другая подгруппа, остальные дети наблюдают.

Лазать можно любым способом: приставным и переменным шагом. Не следует от малыша требовать четкого разграничения способа лазанья. Надо лишь следить, чтобы он во время лаза­нья не пропускал реек, опирался на рейку всей стопой, а не ко­леном, нельзя виснуть на руках без опоры на ноги.

Куры в огороде

Задачи. Упражнять детей в подлезании, выполнить разно­образные движения — бегать, приседать, ориентироваться в пространстве и быстро реагировать на сигнал.

Описание игры. На середине комнаты ограничивается небольшая площадь — огород. Недалеко от него с одной сторо­ны комнаты ставится стул —это дом сторожа, с другой стороны на уровне груди ребенка на штативах рейка — дом для кур.

Роль сторожа вначале выполняет воспитатель, а затем бо­лее активные дети. Остальные — куры. По сигналу воспитателя «идите, курочки, гулять» куры подлезают под ограду (рейку), пробираются в огород, бегают, ищут корм, кудахчут. Сторож замечает кур и гонит их из огорода — хлопает в ладоши, при­говаривая: «кыш, кыш!». Куры убегают, подлезают под рейку и прячутся в дом. Сторож обходит огород и снова садится. Игра повторяется.

Если игра проводится в начале года, то площадь огорода не обозначается. Дети бегают, используя все помещение.


Сентябрь (первая неделя, 1-е и 2-е занятия)


ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ[10]

Задачи. Учить детей начинать ходьбу по сигналу, разви­вать равновесие — учить ходить по ограниченной поверхности (между двух линий).

Пособия. 2 длинные веревки (2,5—3 м), кукла.

Содержание занятия и метбдика его прове­дения.

Первая часть. Свободная ходьба за воспитателем (застен­чивых детей или впервые пришедших в детский сад воспитатель берет за руку и ходит вместе с ними).

Вторая часть. I. Общераззивающие упражнения.

1. И. п.: стоя, повернуться к воспитателю. Поднять руки в стороны и опустить—.«Птички машут крыльями». Повторить 4—б раз.

2. И. п.: то же. Присесть, постучать несколько раз пальцами по коленям — «Птички клюют зернышки», выпрямиться и под­нять руки вверх. Повторить 4—6 раз.

3. Бег — «Птички летают». Ходьба за воспитателем.

II. Упражнения в основных видах движений. Ходьба по до­рожке шириной 35—30 см (между двух длинных веревок) к кук­ле. Дети сидят на стульях. Воспитатель приглашает детей по одному, берет малыша за руку и помогает пройти. Каждый ре­бенок повторяет упражнение 2—3 раза.

III. Подвижная игра «Бегите ко мне». Повторяется 2—- 3 раза.

Третья часть. Спокойная ходьба за воспитателем.

Примечание. Занятие проводится в бодром темпе. Воспитатель старается заинтересовать каждого ребенка, застенчивых детей и вновь пришедших в детский сад приглашает выполнить упражнение, подбадривая. Но если ре­бенок отказывается, то можно ему разрешить понаблюдать за ходом занятия. Это поможет малышу быстрее привыкнуть к новым условиям.

/^Сентябрь (вторая неделя, 3-е и 4-е занятия)

Задачи. Ходить и бегать, меняя направление на опреде­ленный сигнал, развивать умение ползать.

Пособия. Погремушки на каждого ребенка, игрушка со­бачка (мишка).

Содержание занятия и методика его прове­дения.

До начала занятия дать детям поиграть с погремушкой. Уп­ражнения проводятся с погремушками.

Первая часть. Чередование ходьбы врассыпную и бега зах воспитателем. Стараться ходить и бегать, используя всю пло­щадь зала. Дети останавливаются и поворачиваются к воспита­телю.

' Вторая часть. I. Общераззивающие упражнения.

1. И. п.: сидя, ноги свободно на полу. Поднять погремушку вверх, потрясти и опустить. Повторить упражнение 2—3 раза одной рукой, затем другой.

2. И. пл стоя. Присесть, положить погремушку на пол, вы-


Рис. 19

прямиться, показать руки воспитателю, присесть, взять погре­мушку, выпрямиться и показатй* ее воспитателю. Повторить 4— 6 раз.

3. И. п.: лежа на животе, руки с погремушкой у подбородка. Вытянуть руки вперед, показать погремушку и спрятать ее у груди (рис. 19). Повторить 4—6 раз.

4. Свободно поплясать с погремушкой.

5. Ходьба за воспитателем. Дети кладут погремушку в кор­зину.

II. Упражнения в основных видах движений. Ползание на четвереньках (4—6 м) к собачке — «Пойдем, как собачка». По­вторить 2—3 раза. Задание выполняют одновременно 2—3 де­тей, воспитатель подбадривает их, помогает выполнить задание до конца. Остальные дети сидят на стульях.

III. Подвижная игра «Догоните меня». Спокойная ходьба. Повторить 3—4 раза.

Третья часть. Ходьба за воспитателем — «Пойдем тихо, как мышки».

Сентябрь (третья неделя, 5-е и 6-е занятия)

Задачи. Развивать умение соблюдать указанное направ­ление во время ходьбы и бега, приучать бегать в разных направ­лениях, не мешая друг другу, развивать внимание.

Пособия. Стулья по количеству детей, кукла.

Содержание занятия и методика его прове­дения.

До начала занятия в помещении расставляются стулья в шахматном порядке.

Первая часть. Чередование ходьбы и бега между стульями (следить, чтобы дети не задевали друг друга и не наталкива­лись на стулья). По сигналу воспитателя малыши садятся на стулья, повернувшись к воспитателю. Воспитатель сидит на большом стуле.

Вторая часть. I. Общеразвивающие упражнения.

1. И. п.: сидя на стуле, руки на коленях. Поднять руки через стороны вверх, опустить на колени. Повторить 4—6 раз.

2. И. п.: сидя на стуле, руками держаться за сиденье сбоку. Поднять одну ногу и опустить, поднять другую ногу (рис. 20), опустить. Повторить 3—4 раза.

Рис. 20

3. И. п.: стоя за стульчиком, держаться за спинку. Присесть и выпрямиться — «Спрятаться от воспитателя и показаться» (рис. 21). Повторить 4—6 раз.

4. И. п.: стоя, руки свободно. Поскоки на месте — «Воспита­тель нашел детей, и все радуются» (15—20 сек).

5. Спокойная ходьба между стульями за воспитателем. Де­ти вместе с воспитателем ставят стулья вдоль одной из стен комнаты.

II. Упражнения в основных видах движений. Ходьба по дос­ке, положенной па пол (длина 2,5—3 м> ширина 25—20 см). Ес­ли дети хорошо справляются с заданием, то они идут по доске друг за другом. По необходимости воспитатель оказывает по­мощь некоторым детям.

Взойти на ящик и сойти с него (50X50X20 см). Ящик ста­вится на пол на расстоянии 3—4 м от дооки.

III. Подвижная игра «В гости к куклам». Повторить 2— 3 раза. Дети сидят на стульях. У противоположной стены сидят куклы или другие игрушки. По сигналу воспитателя все бегут к куклам, здороваются с ними. По другому сигналу бегут на свои места. Игра повторяется.

Третья часть. Ходьба за воспитателем вместе с куклами. Каждый ребенок держит одну игрушку.

{/Сентябрь (четвертая неделя, 7-е и 8-е занятия)

Задача. Учить ходить по ограниченной поверхности, под­лезать под веревку и бросать предмет вдаль правой и левой рукой, развивать умение бегать в определенном направлении.

Пособия. 2 стойки, длинная веревка, шишки (или малень­кие мячи) по количеству детей, игрушка собака.

Содержание занятия и методика его проведе­ния.

Рис. 21

Первая часть. Чередование ходьбы врассыпную и бега. Ходь­ба по дорожке — между двумя параллельными линиями (ши­рина 35—30 см). 80


Вторая часть. I. Общеразвивающие упражнения. Дети вы­полняют упражнения, расположившись в разных местах комна­ты (врассьшную).

1. И. п.: сидя, руки опущены. Поднять руки вперед,. пока­зать воспитателю, спрятать за спину. Повторить 4—6 раз.

2. И. п.: стоя, руки внизу. Присесть, коснуться пальцами по­ла, выпрямиться (стараться выполнить полное приседание). Повторить 4—б раз.

3. И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять ноги вверх, опустить. Повторить 4—6 раз. Воспитатель помогает де­тям, которые не-могут выполнить упражнение.

4. И. п.\ стоя, поскоки на месте на двух ногах — «Прыгать, как зайки», руки держать свободно (15—20 сек).

5. Спокойная ходьба за воспитателем (20—30 сек).

II. Упражнения в основных видах движения. Ползание на четвереньках, подползти под веревку (высота 40—45qm), до­ползти до собачки, погладить ее и вернуться обратно. Выпол­няя упражнение, смотреть вперед на игрушку. При подлезании стараться не задевать веревку. Повторить 3—4 раза. Дети вы­полняют задание друг за другом (поточно).

Воспитатель вместе с детьми расставляет стойки и предла­гает всем встать в шеренгу за веревку, дает в правую руку шиш­ку (или мяч). Бросание вдаль правой и левой рукой (по 2—3 ра­за). Вначале проверяет, правильно ли дети взяли шишку в пра­вую руку. Сам становится перед детьми, держит шишку в левой руке и говорит: «Взяли шишку в эту руку (показывает), в пра­вую». Затем переходит в шеренгу вместе с детьми. «Замахну­лись, и ...Хоп! Бросили далеко, далеко!» После броска дети бе­гут за шишкой, возвращаются на место и вновь повторяют бро­сок. Затем они кладут шишки в корзину.

III. Подвижная игра «Бегите ко^мне». Повторить 3—4 раза.

Третья часть. Спокойная ходьба за воспитателем.

Октябрь. Занятие 1

Задачи. Учить лазать по гимнастической стенке, развивать чувство равновесия, совершенствовать бег в определенном на­правлении, умение реагировать на сигнал.

Пособия. Гимнастическая стенка или башенка, мячи по количеству детей.

Содержание занятия и методика его прове­дения.

Первая часть. Чередование ходьбы и бега за воспитателем. Остановиться в разных местах комнаты, повернуться к воспита­телю.

Вторая часть. I. Общеразвивающие упражнения.

81

1. И. п.: стоя, руки внизу. Поднять руки вверх, потянуться — «Вот какие мы большие», присесть и положить руки на коле-

б Заказ 4873

ни — «Вот какие мы малень­кие», вернуться в исходное по­ложение (рис. 22). Повторить 4—6 раз.

2. И. п.: сидя на полу, ноги вместе, руками опереться сза­ди. Согнуть ноги, подтянуть ко­лени к груди, обхватить коле­ни руками и выпрямить ноги— «Длинные и короткие ноги». Повторить 4—6 раз.

3. И. п.: лежа на животе, смотреть вперед, руки под под­бородком. Протянуть руки вперед, показать воспитателю

и положить ладони на спину — «Рыбки плавают». Повторить 3—4 раза.

4. И. п.: стоя, руки свободно опущены вниз. Поскоки на ме­сте — «Воробышки прыгают».

5. Спокойная ходьба, сесть на стулья или гимнастическую скамейку.

 Упражнения в основных видах движений. Лазанье по гимнастической стенке или башенке любым способом. Задание выполняется индивидуально по 2—3 раза.

 Подвижная игра «Догоните мяч». Повторить 2—3 раза. Дети сидят (или стоят) в одном конце помещения. У воспитате­ля в руках корзина с мячами. По сигналу «хоп!» воспитатель выбрасывает мячи. Дети бегут за ними, каждый берет один мяч, кладет в корзину, которую воспитатель держит на уровне под­нятой руки ребенка, и садится на свое место. Игра повторя­ется.

Третья часть. Ходьба за воспитателем.

Октябрь. Занятие 2

Задачи. Учить ходить по ограниченной поверхности, пол­зать и катать мяч, упражнять в ходьбе, сохраняя равновесие, помогать преодолеть робость, способствовать развитию умений действовать по сигналу.

Пособия. Гимнастическая доска (ширина 30—25 см, дли­на 2,5—3 м)9 цветные платочки (20X20 см) по количеству де­тей, мяч.

Содержание занятия и методика его прове­дения.

Рис. 22

До начала занятия воспитатель приглашает детей посмот­реть, что у него лежит в корзине. Дети смотрят, каждый берет по одному цветному платочку, играет с ним.

Первая часть. Ходьба в чередовании с бегом. Напомнить де­тям, что нужно бегать, используя все пространство,, не наталки­ваясь друг на друга. Остановиться врассыпную (помочь детям стать так, чтобы не мешать друг другу при выполнении упраж­нений) .

Вторая часть. I. Общеразвивающие упражнения (с платоч­ками) .

1. И. п.: сидя на ковре, платочек в правой руке. Поднять платочек над головой, помахать и опустить на колени. То же выполнить левой рукой. Повторить 3—4 раза каждой рукой.

2. И. п.: стоя, взять платочек обеими руками за углы, руки опущены. Присесть, поднять платочек перед лицом — «Все, спрятались. Нет никого!», выпрямиться, опустить платочек — «Вот и нашлись все детки». Повторить 4—6 раз.

3. И. п.: лежа на животе, платочек в вытянутой вперед руке. Поднять руку вверх и опустить. Повторить 3—4 раза одной и другой рукой.

4. Поскоки на месте на двух ногах.

5. Ходьба за воспитателем. Положить платочки в указанное воспитателем место.

И. Упражнения в основных видах движений. Ходьба по дос­ке с последующим ползанием на четвереньках по полу до опре­деленного места (ленты, стула, гимнастической скамейки и т. д.). Задание дети выполняют друг за другом поточно по 2— 3 раза.

Прокатывание мяча. Дети садятся на ковер рядом друг с другом. На некотором расстоянии от них садится воспитатель. У него большой мяч. Воспитатель показывает, как энергичным толчком прокатить мяч. Для того чтобы мяч катился дальше, толчок надо выполнять энергично. Задание выполняется инди­видуально. Каждый ребенок прокатывает мяч 2—3 раза.

III. Подвижная игра «Бегите ко мне». Повторить 2—3 раза.

Третья часть. Спокойная ходьба врассыпную вместе с воспи­тателем.

Октябрь. Занятие 3

I/.3 а д а ч и. Ознакомить с выполнением прыжка вперед на двух ногах, бросать в горизонтальную цель, совершенствовать умение реагировать на сигнал, учить бросать предмет в опреде­ленном направлении.

Пособия. Мешочки с песком (150 г) по количеству детей, веревка длинная (6—8 м), ящик (50X50 см) или обруч (диа­метр 1 м).

Содержание занятия и методика его прове­дения.

Первая часть. Ходьба и бег за воспитателем. Взять мешочки с пеоком и стать в разных местах комнаты, повернувшись к вос­питателю.

Вторая часть. I. Обще- развивающие упражнения (с мешочками).

1. И. п.: сидя, ноги вытя­нуть, мешочек в обеих ру­ках на коленях. Поднять ру­ки вперед, показать мешо­чек воспитателю, опустить руки. Повторить 4—6 раз.

2. И. п.: стоя, в опущен­ных руках мешочек. При­сесть, положить мешочек на

пол, выпрямиться и поднять руки вверх, затем по указанию вос­питателя присесть, взять мешочек и выпрямиться. Повторить 4—6 раз.

3. И. п.: сидя, ноги вытянуть, мешочек на полу между ног, руками опереться об пол сзади. Развести ноги, соединить их вместе, стараться не сгибать ноги в коленях (рис. 23). Повто­рить 3—4 раза.

4. Бег врассыпную за воспитателем. Ходьба. По указанию воспитателя сесть на стулья или гимнастическую скамейку.

II. Упражнения в основных видах движений. Бросание ме­шочков в горизонтальную цель — ящик (или обруч) правой и левой рукой на расстоянии 80 см. Упражнение выполняют одно­временно 2—4 детей, бросая мешочки одной и другой рукой по 2—3 раза.

Прыгать через веревку на двух ногах — «Зайка прыгает че­рез канавку». Упражнение выполняют одновременно все дети. Они вместе с воспитателем становятся у веревки, положенной на ковровую дорожку. Воспитатель следит, чтобы ноги у детей были слегка расставлены, ступни параллельны. Малыши дела­ют небольшое приседание и по сигналу «хоп» прыгают через веревку. Затем все поворачиваются кругом и вновь прыгают по сигналу воспитателя. Упражнение повторяется 6—8 раз.

III. Подвижная игра «Догоните меня». Повторить 2—3 раза.

Третья часть. Ходьба за воспитателем.

I/Oктябрь. Занятие 4

Задачи. Учить ходить по гимнастической скамсйкс, бро­сать мяч вдаль из-за головы двумя руками, упражнять в полза­нии на четвереньках, развивать чувство равновесия, совершен­ствовать умение передвигаться в определенном направлении.

Пособия. По 2 кубика для каждого ребенка, средние мячи (диаметр 20—25 см) по количеству детей, гимнастическая ска­мейка (длина 2,5—3 м, ширина 30—25 см, высота 25—30 см).

Рис. 23

Содержание занятия и методика его прове­дения.

Воспитатель предлагает детям взять в каждую руку по од­ному кубику.

Первая часть. Ходьба и бег за воспитателем. Остановиться в разных местах комнаты (врассыпную).

Вторая часть. I. Общеразвивающие упражнения (с кубика­ми). *

1. И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны. Соеди­нить руки, не сгибая в локтях, ударить кубик о кубик, развести руки в стороны. Повторить 6—7 раз.

2. И. п.: лежа на животе, руки согнуты, кубики подтянуть к плечам. Выпрямить руки вперед — «Показать кубики воспита­телю», вернуться в исходное положение — «Спрятали» (старать­ся руки немного поднимать от пола). Повторить 4—6 раз.

3. И. п.: стоя, руки с кубиками опущены. Присесть, коснуть­ся кубиками пола, выпрямиться, поднять руки вверх. Движение выполнять в бодром темпе, стараться делать полное приседа­ние. Повторить 4—6 раз.

4. Поскоки на двух ногах на месте (15—20 сек). Ходьба. По­ложить кубики на место.

II. Упражнения в основных видах движений. Ползание на четвереньках между линиями (ширина 40—35 см) — «Муравьи идут по дорожке». Следить, чтобы дети во время выполнения упражнения смотрели вперед и ползли до конца дорожки. За­дание малыши выполняют друг за другом (2—3 раза).

Ходьба по гимнастической скамейке — «Идем по мостику». По необходимости воспитатель помогает отдельным детям. Ходьбу по скамейке можно продолжить после ползания или да­вать наоборот — сначала идти по скамейке, а затем ползать. Повторить 2—3 раза.

Бросание мяча вдаль из-за головы. Дети с мячами становят­ся за линией, веревкой или гимнастической скамейкой. Внача­ле воспитатель проверяет, правильно ли дети держат мяч двумя руками, вместе с ними выполняет упражнение, сопровождая движение словами: «Замахнулись... И бросили!». Это помогает регулировать темп выполнения упражнения всей подгруппой детей. Затем малыши берут мячи, возвращаются на место и вновь бросают мячи. Упражнение повторяется 4—5 раз.

III. Подвижная игра «Догони мяч». Повторите 2—3 раза.

Третья часть». Ходьба обычным шагом и на носках.

^ Октябрь. Занятие 5

Задачи. Учить прыгать в длину с места, закреплять мета­ние вдаль из-за головы, способствовать развитию чувства рав­новесия и координации движений.

Пособия. По 2 шишки (или маленькие мячи) для каждо­го ребенка, мячи по количеству детей, длинная веревка.

Содержание занятия и методика его прове­дения.


Рис.

Первая часть. Чередование ходьбы и бега за воспитателем — «Идем в лес». Следить, чтобы дети во время ходьбы не шарка­ли ногами. «Посмотрите, как я хожу»,— говорит воспитатель и показывает. Не следует обращать внимание на то, чтобы дети высоко поднимали ноги, так как при этом шаг ребенка стано­вится значительно короче.

Воспитатель рассыпает шишки и предлагает взять каждому по 2 шишке в одну и другую руку и повернуться к нему.

Вторая часть. I. Общеразвивающие упражнения (с шишка­ми).

1. И. п.: стоя, руки с шишками внизу. Поднять руки вперед, показать шишки и спрятать их за спину. Повторить 6—8 раз.

2. И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять ру­ки и ноги вверх, коснуться шишками стоп ног и опустить на пол (рис. 24). Повторить 4—6 раз.

3. И. п.: сидя, ноги свободно лежат на полу, руки на коле­нях. Поднять руки в стороны-вверх, потянуться вверх, опустить руки. Повторить 4 раза.

4. И. п.: стоя, руки опущены. Присесть, положить шишки на пол, выпрямиться, затем присесть, взять шишки — «Белочка играет с шишками». Упражнение проводится в быстром темпе 4—б'раз.

5. Поскоки на месте — «Белочки веселятся» (20—25 сек). Ходьба за воспитателем. Положить шишки в корзину (ящик).

II. Упражнения в'основных видах движений. Бросание мя­ча двумя руками вдаль из-за головы. Обратить внимание детей " " ^   на энергичный толчок двумя руками.

Бросок выполнять одновременно всей подгруппой детей (3—4 раза) только по сигналу воспитателя.

(A


Прыжки в длину с места через ве­ревку, лежащую на ковровой дорож­ке. Воспитатель следит, чтобы дети заняли правильное исходное положе­ние: ноги слегка расставлены, стопы параллельно. Перед прыжком сделали небольшое приседание, а приземлялись бы тихо и мягко (рис. 25). Упражне­ние выполняется всей группой одно­временно 4—6 раз. 86


III.Подвижная щра «Догони мяч». Повторить 3—4 раза,

Третья часть. Спокойная ходьба с остановкой по сигналу.

Октябрь. Занятие 6

Задачи. Учить ходить парами в определенном направле­нии, бросать мяч вдаль от груди, упражнять в катании мяча, приучать внимательно слушать и ждать сигнала для начала движений.

Пособия. Погремушки по количеству детей, 2 длинные веревки, мячи для каждого ребенка.

Содержание занятия и методика его прове­ден и я.

Воспитатель показывает малышам корзину (или ящик), в ко­торой лежат погремушки, и предлагает по звуку угадать, что в ней находится. Дети отвечают и берут погремушки по одной на каждого.

Первая часть. Ходьба и бег с погремушкой. Если нет музы­кального сопровождения, темп ходьбы и бега можно регулиро­вать ударами погремушки.

Вторая часть. I. Общеразвивающие упражнения (с погре­мушкой) .

1. И. п.: стоя, руки с погремушкой внизу. Присесть, посту­чать погремушкой об пол и выпрямиться. Повторить 4—6 раз.

2. Я. п.\ лежа на спине, руки вытянуть, погремушки в обеих руках. Поднять руки, показать погремушку воспитателю, кос­нуться пола над головой. Повторить 4—6 раз.

3. Я. п.\ сидя, ноги вытянуты, погремушка между ног, рука­ми опереться сзади. Развести ноги в стороны — «Вот погремуш­ка», соединить ноги — «Нет погремушки». Повторить 4—6 раз.

4. Потанцевать с погремушкой, кто как умеет. Ходьба. По­ложить погремушку.

II. Упражнения в основных видах движений. Бросание мяча вдаль от груди. Дети с мячами становятся в шеренгу за линию (веревку). Воспитатель показывает, как приготовиться к брос­ку: ноги слегка расставить, мяч в обеих руках перед грудью. Энергичным толчком мяч выбрасывают вперед. Дети'П^рГУШот мячи вдаль, бегут за ними, возвращаются на место и по сигналу воспитателя снова выполняют бросок. Упражнение повторяется 3—4 раза.

Прокатывать мяч. Дети сидят рядом друг с другом, ноги врозь. Воспитатель сидит перед детьми на некотором расстоя­нии. Он называет по имени ребенка и катит ему мяч, в свою очередь малыш катит мяч воспитателю. Затем воспитатель про­катывает мяч к другому ребенку. Повторить 2—3 раза.

II. Подвижная игра «Через ручеек». На середине помещения раскладывают 2 длинные веревки на расстоянии 20—25 см—ру­чеек. По сигналу воспитателя дети идут к ручейку, переступают его, выходят на полянку, играют, собирают цветы и т. д. По сиг­налу «домой» опять переступают через ручеек и возвращаются на свои места. Игра повторяется 2—3 раза.

Третья часть. Спокойная ходьба парами за воспитателем. Воспитатель помогает детям найти пару и построиться.

[/Октябрь. Занятие 7

Задачи. Учить ходить по наклонной доске, упражнять в метании вдаль от груди, приучать детей согласовывать движе­ния с движениями других детей, действовать по сигналу.

Пособия. Цветные ленточки (длина 25—30 см), средние мячи по количеству детей, наклонная доска.

Содержание занятия и методика его прове­дения.

Первая часть. Ходьба и бег с ленточкой в руке.

Вторая часть. I. Общеразвивающие упражнения (с ленточ­кой).

1. Я. п.: стать свободно, руки опустить. Взмахнуть лентой перед собой, отвести назад. То же выполнить другой рукой. По­вторить по 4—6 раз каждой рукой.

2. Я. п.: сидя, ноги вместе, ленту держать обеими руками за ко'нцы. Наклониться вперед, положить ленту к ступням ног, выпрямиться, наклониться вперед, взять ленту и поднять ее вверх над головой. Стараться не сгибать ноги в коленях. По­вторить 3—4 раза.

3. Я. п.: лежа на спине, ленту держать обеими руками за концы. Поднять руки и ноги, коснуться лентой стоп ног и опус­тить на пол. При выполнении упражнения дети могут сгибать ноги в коленях. Повторить 4—6 раз.

4. Бег врассыпную с ленточкой в руке. Спокойная ходьба. Отдать ленты воспитателю или положить их на место.

II. Упражнения в основных видах движений. Бросание мяча вдаль от груди. Воспитатель может стоять перед детьми (на расстоянии 4—5 м) и предлагать им бросить мяч так далеко, чтобы он мог его поймать. Упражнение выполняется всей груп­пой детей одновременно по сигналу воспитателя 3—4* раза.

Ходьба по наклонной доске вверх и вниз. Руки держать сво­бодно. По необходимости надо поддерживать ребенка за руку. Упражнение выполняется поточно 2—3 раза.

III. Подвижная игра «Солнышко и дождик». Дети сидят на стульях или гимнастической скамье. По сигналу воспитателя «солнышко» все идут гулять. По сигналу «дождик» воспитатель раскрывает зонт, и дети бегут прятаться под зонт. Повторить 2—3 раза.

Третья часть. Ходьба обыкновенным шагом и на носках — «Идти тихо, как мышки».

Октябрь. Занятие 8

Задачи. Учить бросать и ловить мяч, упражнять в ходьбе по наклонной доске, развивать чувство равновесия, глазомер, воспитывать выдержку.

Пособия. Маленькие обручи (диаметр 25 см) по количест­ву детей, ваклонная доска, мяч (диаметр 25—30 см).

Содержание занятия и методика его прове­дения.

Воспитатель дает каждому ребенку обруч.

Первая часть. Ходьба и бег со сменой темпа. Обруч держать в обеих руках перед собой — «Машины едут быстро и медлен­но». Следить, чтобы дети не наталкивались друг на друга.

Вторая часть. I. Общеразвивающие упражнения (с обручем),

 Я. п.: сидя на ковровой дорожке, обруч на коленях. Под­нять обруч перед собой — «Посмотреть в окошко», опустить ру­ки. Повторить 4—6 раз.

 Я. п.: стоя в обруче, обруч на полу. Присесть и выпря­миться. Повторить 4—6 раз.

 Я. п.: лежа на животе, обруч в обеих руках перед грудью на полу. Выпрямить руки вперед, обруч остается на полу. По­смотреть вперед, вернуться в исходное положение. Повторить 3—4 раза.

 Бег друг за другом с обручем в руках — «Машины едут». Спокойная ходьба, замедляя темп. Положить обручи на место.

4 II. Упражнения в основных видах движений. Бросание и ловля мяча. Воспитатель бросает мяч ребенку, тот ловит его, немного вытянув руки вперед на уровне груди, можно прижи­мать мяч к груди. Упражнение выполняет каждый ребенок по 2—3 раза.

Ходьба по наклонной доске вверх и вниз. Руки держать сво­бодно, можно расставить их в стороны. Упражнение дети вы­полняют друг за-другом (поточно). Воспитатель придерживает за руки тех детей, которые не уверены в себе. Задание выпол­няется 2—3 раза.

III. Подвижная игра «Солнышко и дождик». Повторить 2— 3 раза.

Третья часть. Спокойная ходьба парами за воспитателем, ко­торый помогает детям найти пару и построиться.

Ноябрь. Занятие 1

Задачи. Упражнять в прыжке в длину с места, бросать вдаль правой и левой рукой, переступать через препятствия, за­креплять умение реагировать на" сигнал, воспитывать умение действовать по сигналу.

Пособия. Мешочки с песком по количеству детей, кубики (высота 10—15 см), длинная веревка, машина.

) iСодержание занятия и методика его прове­дения.

1 Первая часть. Ходьба за машиной, которую везет воспита­тель. В машине мешочки с песком. Воспитатель предлагает де­тям взять каждому по одному мешочку. Бег и ходьба вместе с воспитателем. *

Вторая часть. I. Общеразвивающие упражнения (с мешоч­ком).

* И. п.: стоя, положить мешочек на голову и придерживать его руками, присесть смотреть вперед, выпрямиться, снять ме­шочек с головы. Повторить 3—4 раза.

2. И. п.: лежа на животе, мешочек в обеих руках. Протя­нуть руки вперед, показать мешочек и подтянуть его к тулови­щу (к груди). Повторить 4—6 раз.

3. И. п.: лежа на спине, ноги вместе, мешочек в обеих руках на груди. Поднять обе ноги вверх и опустить. Повторить 4— 6 раз.

4. И. п.: стоя, руки с мешочком внизу. Положить мешочек на пол, попрыгать на месте 15—20 сек. Спокойная ходьба. Стать в указанное (обозначенное) место.

II. Упражнения в основных видах движений. Метание вдаль правой и левой рукой (2—3 раза каждой рукой). Воспитатель становится перед детьми и показывает, как взять мешочек. За­тем встает рядом с детьми и вместе с ними выполняет упраж­нение.

Прыжки в длину с места на двух ногах через веревку. Мож­но прыгать через ту же веревку, которая использовалась как ориентир во время метания — дети стояли за веревкой. Упраж­нение выполняют одновременно все дети 4—6 раз. Воспитатель быстро проверяет правильность исходного положения, чтобы детям не приходилось долго ждать и не терялся интерес к уп­ражнению.

Перешагивание через препятствие (поточно 1—2 раза). Ста­вится 3—4 препятствия (кубики, рейки, кегли и т. д.) (высота 10—15 см). Воспитатель идет первым, дети идут за ним.

III. Подвижная игра «Догоните меня». Повторить 2—3 раза.

Третья часть. Ходьба с остановками по сигналу.

Ноябрь. Занятие 2

Задачи. Учить детей ходить по кругу, взявшись за руки. Упражнять в ползании на четвереньках, переступать через пре­пятствия, катать мяч, учить ходить на носочках, приучать со­блюдать определенное направление.

Пособия. Мячи по количеству детей, 2 длинные веревки, кубики, игрушка медвежонок (или другая игрушка).

Содержание занятия и методика его прове­дения.

Первая часть. Ходьба и бег за воспитателем. Остановиться, взяться за руки и сделать круг. Воспитатель встает рядом с ме­нее активными детьми. Ходить по кругу, взявшись за руки. По предложению воспитателя дети берут мячи.

Вторая часть. I. Общеразвивающие упражнения.

1. И. п.: сидя, ноги вместе, мяч в обеих руках, руки внизу. Поднять руки вверх, посмотреть на мяч, опустить руки. Повто­рить 4—6 раз.

2. И. п.: стоя, мяч в обеих руках, руки внизу. Присесть, слег­ка ударить мячом об пол, выпрямиться. Воспитатель выполня­ет упражнение вместе с детьми, следит, чтобы дети приседали, а не наклонялись. Повторить 4—6 раз.

3. И. п.: сидя, ноги вместе, мяч в обеих руках на коленях. Повернуться в одну сторону, коснуться мячом пола, выпрямить­ся. То же выполнить в другую сторону. Повторить 3—4 раза в каждую сторону.

4. И. п.: стоя мяч на полу. Воспитатель отбивает мяч об пол, обращая внимание детей на то, как легко прыгает мяч, и пред­лагает всем так же легко попрыгать (15—20 сек). Спокойная ходьба.

II. Упражнения в основных видах движений. Катание мя­чей. Воспитатель половину мячей кладет на место. Дети садят­ся на коврик друг против друга на расстоянии 1—1,5 м и ка­тают друг другу мяч 8—10 раз.

Перешагивание через препятствия (кубики). Ползание по дорожке (между двух длинных веревок). Дети помогают вос­питателю расставить кубики, сделать дорожку из веревок. Ма­лыши выполняют задание друг за другом (поточно) 2—3 раза.

III. Подвижная игра «Догоните меня». Повторить 2—3 раза.

Третья часть. Спокойная игра «Кто тише». По сигналу вос­питателя дети идут к мишке, он спит (сидит на стуле), старать­ся идти тихо, на носочках, чтобы мишка не проснулся. Повто­рить 1—2 раза.

(^Ноябрь. Занятие 3

Задачи. Ходить в разных направлениях, не наталкиваясь, упражнять в ходьбе по наклонной доске, бросать мячи вдаль правой и левой рукой, воспитывать умение сдерживать себя.

Пособия. Стулья и шишки (или маленькие мячи) по коли­честву детей, наклонная доска.

Содержание занятия и методика его прове­дения.

До начала занятия в помещении расставляются стулья в шахматном порядке. Впереди большой стул для воспитателя.

Первая часть. Чередование ходьбы и бега между стульчика­ми. По сигналу воспитателя дети садятся на стулья.

Вторая часть. I. Общеразвивающие упражнения.

1. Я. п.: сидя на стуле, руки спря­тать за спину. Поднять руки в сто- роны-вверх, подтянуться, опустить руки и спрятать за спину. Повто­рить 3—4 раза.

2. Я. п.: стоя за стулом, руками держаться за спинку стула. Сни­мая руки со стула, присесть выпря­миться — «Дети спрятались и пока­зались». Повторить 4—6 раз.

3. Я. п.: сидя на стуле. Наклонить­ся вперед, не поднимаясь со стула, «Посмотрим, что под стулом», выпрямиться (рис. 26). Повто­рить 4—5.раз.

4. Поскоки на месте (20—30 сек). Ходьба между стульями. Поставить стулья на место (вдоль стены комнаты).

И. Упражнения в основных видах движений. Метание ши­шек вдаль, правой и левой рукой. Повторить по 3 раза каждой рукой. Упражнение выполняют все дети одновременно. Перед каждым броском воспитатель следит, чтобы дети стояли удоб­но, не мешали друг другу.

Ходьба по наклонной доске вверх и вниз (поточно). Повто­рить 2—3 раза. Дети помогают поставить и убрать доску.

III. Подвижная игра «Догони мяч». Повторить 2—3 раза. Можно предложить детям новый вариант игры: по сигналу дети не бегут, а ползут на четвереньках за мячом. Обратно с мячом они бегут.

Третья часть. Ходьба. Повторить игру «Кто тише».

^боябрь. Занятие 4

Задачи. Развивать умение организованно перемещаться в определенном направлении, учить подлезать под рейку, совер­шенствовать прыжок в длину с места на двух ногах, упражнять в ползании; развивать ловкость и координацию движений.

Пособия. Флажки и мячи по количеству детей, 2 стойки, длинная рейка и веревка.

Содержание занятия и методика его прове­дения.

Первая часть. Ходьба и бег за воспитателем. Предложить детям идти друг за другом и не обгонять впереди идущего. Взять флажки и стать врассыпную, повернувшись к воспитате­лю (можно в шеренгу или полукруг).

Вторая часть. I. Общеразвивающие упражнения (с флаж­ком).

Рис. 26

1. Я. п.: сидя, ноги вытянуть, флажок в одной руке. Поднять руку вверх, помахать флажком над головой и опустить. То же выполнить другой рукой. Повторить 3—4 раза каждой рукой.

2. Я. /г.: стоя, ноги на ширине плеч, флажок в одной руке. Поднять руки вверх, наклониться в одну и другую сторону — «Ветер колышет флажок». То же выполнить другой рукой. По­вторить 3—4 раза каждой рукой.

3. Я. п.: сидя, ноги врозь, флажок держать обеими руками. Наклониться вперед, постучать несколько раз флажком об по.ц, выпрямиться, поднять флажок вверх. Повторить 3—4 раза.

4. Бег с флажком друг за другом (20—30 сек). Ходьба. По­ложить флажки.

II. Упражнения в основных видах движений. Ползание на четвереньках до рейки, установленной на высоте 40 см.

Подлезание под рейку (поточно). Повторить 2—3 раза. Пол­зая, смотреть вперед, спина прямая. Подлезая, стараться не прикасаться к рейке. Для повторения упражнения дети должны возвращаться по какой-либо одной стороне помещения.

Прыжки в длину с места .через веревку (фронтально). По­вторить 4—6 раз. Перед каждым прыжком проверять, чтобы дети слегка расставляли ноги, стопы ставили параллельно. При­земляться надо легко на обе ноги, сгибая колени.

III. Подвиоюная игра «Догони мяч». Повторить 2—3 раза.

Рис. 27

ках, повернуться в центр га. Поднять одну руку впе вверх, опустить. То же вы; нить другой рукой — «Соб;

поднимает лапу» (рис. 27)----

вторить 4—6 раз.


Третья часть. Ходьба со сменой темпа (быстро и медленно).

Ноябрь. Занятие 5

Задачи. Учить бросать в горизонтальную цель, прыгать в длину с места, закреплять умение ходить по кругу, взявшись за руки.

Пособия. Мешочки с песком (или маленькие мячи) по количеству детей, длинная веревка, ящик (50X50X10 см) или обруч (для метания).

Содержание занятия и методика его прове­дения.

Первая часть. Ходьба и бег за воспитателем. Ходить по кру­гу, взявшись за 'руки (воспитатель помогает детям взяться за руки и образовать круг). Остановиться, опустить руки.

Вторая.часть. I. Общеразвивающие упражнения.

1. Я. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, как бы держат куклу. Слегка покачивается в одну и другую сторону — «Качаем куклу» (8—10 раз), ноги не сдвигать.

2. Я. п.: стоя на четвер

3. И. п.: стоя, руки внизу. Подняться на носки, руки поднять вверх—«Вот какие большие деревья», присесть и положить ладони на колениj—«Вот какие маленькие деревца». Повто­рить 4—6Лраз. 1

4. И. п^ то же, руки впереди, свободно согнуты, лапки у зайки». Поскоки на месте на двух ногах — «Зайка прыгает» (15—20 сек) (не поднимать ладони к голове, это затрудняет дыхание и выполнение прыжка).

Ходьба за воспитателем. Сесть на стулья или гимнастиче­скую скамейку.

II. Упражнения в основных видах движений. Метание в го­ризонтальную цель (ящик или обруч) правой и левой рукой. Бросок выполняют одновременно 3—4 детей. Они становятся вокруг ящика, за линией. По сигналу воспитателя дети бросают мешочки с песком сначала одной, затем другой рукой по 2—^3 раза.

Прыжки в длину с места на двух ногах через веревку. Зада­ние выполняют одновременно все дети 6—8 раз. Следить, чтобы малыши приземлялись легко на обе ноги. Воспитатель становит­ся рядом с теми детьми, которые затрудняются в выполнении задания, и вместе с ними прыгает.

III. Подвижная игра «Солнышко и дождик». Повторить 2— 3 раза.

Третья часть. Чередование ходьбы обыкновенным шагом с ходьбой на носках.

^/Йоябрь. Занятие б

Задачи. Упражнять в ходьбе по гимнастической скамейке, катать мячи под дугу, закреплять умение не терять равновесие во время ходьбы по гимнастической скамейке.

Пособия. Цветные платочки и мя^и по количеству детей, длинная гимнастическая скамейка, 2—3 дуги (воротики).

Содержание занятия и методика его прове­дения.

Первая часть. Ходьба и бег. Держать в одной руке плато­чек, Предлагать детям делать свободные движения рук во вре­мя ходьбы и бега. Самостоятельно реагировать на сигнал вос­питателя о смене движения. Остановиться и повернуться к вос­питателю.

Вторая часть. I. Общеразвивающие упражнения (с платоч­ком).

1. И. п.: сидя, ноги врозь, платочек держать за уголки обе­ими руками. Взмахнуть платочком вверх-вниз, движение вы­полнять энергично. Повторить 4—6 раз.

.2. И. п.: стоя, платочек держать так же. Присесть, поднять платочек перед лицом — «Детки спрятались. Нет никого», вы-




 



Рис. 28'                                                        Рис. 29

прямиться и опустить платочек (рис. 28). Упражнение выпол­няется эмоционально, в быстром темпе 4—6 раз.

 И. п.: сидя, ноги вместе, платочек в обеих руках. Накло­ниться вперед, накрыть платочком носки ног, выпрямиться и показать пустые руки, затем по указанию воспитателя накло­ниться, взять платочек обеими руками и показать его (рис. 29). Повторить 3—4 раза.

 «Потанцуем с платочком» — дети выполняют разные движения: приседания, поскоки, взмахи и т. д. (20—30 сек). Ходьба друг за другом. Положить платочки на место.

II. Упражнения в основных видах движений. Ходьба1 по гимнастической скамейке. Дети идут друг за другом. Руки дер­жать свободно. В конце скамейки сойти, не прыгать. Воспита­тель поддерживает за руку тех детей, которые боятся. Упраж­нение выполняется 2—3 раза.

Катание мяча в воротики. (2—3 дуги) с расстояния 0,5—1 м. 2—3 детей берут мяч, оттолкнув его, катят в свободные воро­тики, затем бегут за мячами и возвращаются для повторения упражнения.

III. Подвижная игра «Солнышко и дождик». Повторить 2— 3 раза.

Третья часть. Ходьба за воспитателем.

/Ноябрь. Занятие 7

Задачи. Учить прыгать в длину с места, упражнять в ходь­бе по наклонной доске вверх и вниз, развивать ловкость, гла­зомер и чувство равновесия.

Пособия. Погремушки по количеству детей, 2 длинные веревки, наклонная доска, маленький обруч (диаметр 25— За см).

* Содержание занятия и методика его прове­дения.  *


Первая часть. Ходьба и бег за воспитателем. Стараться хо­дить и бегать друг за другом в одном направлении, учитывая границы помещения. Следить, чтобы дети не шаркали ногами и
свободно двигали руками. Взять погремушку и повернуться к воспитателю.

Вторая часть. I. Общеразвивающие упраоюнения (с погре­мушкой).

1. И. п.: стоя, ноги слегка расставлены, погремушка в одной руке. Поднять погремушку вверх, погреметь, присесть, поло­жить погремушку на пол, выпрямиться и показать пустые руч­ки, затем по сигналу воспитателя присесть, взять погремушку. То же выполнить другой рукой. Повторить 2—3 раза каждой рукой.

2. И. п.: сидя, ноги врозь, руками опереться сзади, погре­мушка на полу между ног. Соединить ноги вместе — «Спрятать погремушку», ноги врозь — «Показать погремушку», стараться не сгибать ноги в коленях. Повторить 4—6 раз.

3. И. п.: лежа на животе, погремушка в обеих руках под подбородком. Вытянуть руки вперед, положить погремушку как можно дальше, положить руки под подбородок и отдохнуть, по сигналу воспитателя взять погремушку и подтянуть к груди, стараться держать ноги вместе и не сгибать их. Повторить 3—4 раза.

4. И. п.: сидя, держать погремушку в обеих руках, руки на коленях. Наклониться вперед, колени не сгибать, коснуться по­гремушкой носков ног, выпрямиться. Повторить 3—4 раза.

5. Поскоки на месте на двух ногах (20—25 сек). Ходьба друг за другом. Положить погремушки. *

II. Упражнения в основных видах движений. Ходьба по на­клонной доске вверх и вниз. Дети идут по доске друг за другом 2—3 раза. Поддерживать за руку тех детей, которые нуждают­ся в этом.

Прыжки в длину с места через 2 веревки, положенные па­раллельно,— «Прыгаем через канавку». Расстояние между ве­ревками 15—20 см. Воспитатель вначале объясняет и показы­вает, как надо прыгать и приземляться. Дети выполняют пры­жок одновременно 6—8 раз по сигналу воспитателя. •










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 350.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...