Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Речевое общение. Стратегии и тактики в общении (2 часа)




План

1.1. Основные единицы речевого общения.

1.2. Организация речевого взаимодействия.

1.3. Эффективность речевой коммуникации.

1.4. Речевые стратегии и тактики в общении.

Литература

1. Введенская Л.А. Культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2003. -448 с.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. – Изд. 8-е, дополненное и переработанное. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 537 с.

3. Володина Л.В., Карпухина О.К. Деловое общение и основы теории коммуникации. – СПбГУТ. – СПб, 2002.

4. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник /Под ред. О.Я.Гойхмана. – М: ИНФРА-М., 2001. – 272 с.

5. Ежова Н.Н. Научись общаться!: коммуникативные тренинги /Н.Н. Ежова. – Изд. 6-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 249 с.

6. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. М.: Дело, 1998. – 480 с.

7. Клюев Е.В. Речевая коммуникация. – М: Рипол классик, 2002. - 315 с.

8. Конецкая В.П. Социология коммуникации. – М., 1997. – 188 с.

9. Культура русской речи: Учебник для вузов /Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2001. – 560 с.10. Купина Н.А. Риторика в играх и упражнениях: Учеб. пособие. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 232 с.11. Мигунова Е.В. Речевые коммуникации: учебно-методическое пособие /Е.В. Мигунова, Федеральное агентство по образованию, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2007. – 80 с.12. Мурашов А.А. Культура речи: Практикум /А.А. Мурашов, В.Ф. Русецкий. – М., 2004. – 271 с.13. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – СПб, 2001. – 494 с.14. Панфилова А.П. Теория и практика общения: [учебное пособие] / А. П.Панфилова. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2011. - 287 с.

15. Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. – М., 1998. – 656 с.

16. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 415 с.

17. Роготнева Е.Н. Речевая коммуникация. Учебное пособие. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. - 60 с.

18. Русский язык и культура речи: Учеб. Для вузов /А.И. Дунаев, М.Я Дымарский, А.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высш.шк.; С.-Пб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. – 509 с.19. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов /Введенская Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Изд.20-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 539 с.20. Русский язык и культура речи /Под ред. Максимова В.И. -М. Гардарики, 2001. - 413 с.21. Шарков Ф.И. Коммуникология: Основы теории коммуникации. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2010. - 296с.22. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов. Учебное пособие. Изд. восьмое. – М.: «Флинта», «Наука», 2003. – 256 с.

 

2. Практические задания

2.1. Найдите приемы речевого воздействия (имя, средства речевого этикета, укрупнение собеседника, прогнозирование, перевоплощение, пример, обобщение и др.) в монологах-просьбах отпустить в поход с ночевкой.

а) Мамулечка, привет, как у тебя прошел день? ...А у меня была такая тяжелая неделя, ну ты же знаешь, как я делаю практику по ночам... Я так хочу отдохнуть... Сегодня мне предложили отлично провести выходные. Представляешь лес, огромный рюкзак, каша из котла... Ты же отпустишь меня? Только, пожалуйста, не переживай, там все абсолютно безопасно: с нами пойдет профессионал-руководитель. Нас собралось пятнадцать человек, из которых семь мальчиков. Нас будет кому защитить. Ну ты же сама знаешь, как это здорово?! Ты же ходила в поход в студенческие годы?

б) Мам, а посмотри какая погода! Отличная вообще! Мы с группой решили съездить с палатками на природу. Меня попросили у тебя спросить, сколько примерно картошки брать, чтобы на ночь хватило. Ну, надо взять так, чтобы с утра, когда возвращаться буду, ничего лишнего не нести. Сколько? Два ведра? Отлично! Ты такая понимающая! Ну, я поехал!

в) Мама, тут мне поступило заманчивое предложение съездить на природу и заночевать в палатке. Это мои хорошие друзья, ну ты их знаешь. Поездка недолгая, всего на одну ночь. Погода обещает быть хорошей. Я думаю согласиться, как ты считаешь?

Как аргументируют свою просьбу говорящие? Назовите логические или психологические аргументы, используемые в обосновании своей позиции? Какие вы видите недостатки в подборе аргументов? Приведите свое вариант просьбы отпустить вас с ночевкой в поход.

 

2.2. Какие аргументы можно использовать для убеждения родителей купить вам дорогую вещь? Посмотрите в следующем примере, как использовались логические аргументы и психологические доводы для определенной цели автором текста.

Доброе утро, папа! Как настроение? Хорошее? Отлично. У меня к тебе есть маленькая просьба. Ты знаешь, учеба в институте – трудная штука, но я не жалуюсь. Проблема в том, что мне приходится очень много работать с дополнительной литературой, и я очень много времени трачу на то, чтобы переписать какую-нибудь статью или заметку. Если бы у меня был сканер, то уроки я выполнял бы гораздо быстрее и эффективнее. Пожалуйста, если тебя это не затруднит, помоги мне решить этот вопрос. Заранее тебе огромное спасибо!

 

2.3. Представьте такую ситуацию. От вашего факультета необходимо послать группу студентов на «Экологический форум», который пройдет в г. Бор с 3-8 января. Вежливо и развернуто откажитесь от этого предложения. Сформулируйте речевые приемы эффективного отказа.

 

2.4. Какие аргументы приводятся в обоснование своей позиции? Используются здесь формулы вежливого отказа? Как вы думаете, почему? В каких ситуациях необходимо использовать этикетные формулы отказа?

Семен, мы с мамой подумали о покупке тебе сотового телефона и пришли к выводу, что пока это ни к чему. Подумай сам, ведь главное в телефоне – это хорошая связь. С этой точки зрения у тебя просто отличный мобильник! Говоришь, что весь в царапинах, так купи лучше новый чехольчик. А переводить деньги просто так, мы не видим смысла. Лучше я куплю тебе действительно нужную вещь!

Запомните некоторые формулы несогласия, возражение, отказа, приводимые в «Словаре русского речевого этикета».

Всей бы душой, но...; Вынужден Вам возразить; Вынужден с Вами не согласиться; Вынужден Вас огорчить, но это невозможно...; Должен Вам возразить, Должен с Вами не согласиться, К сожалению, ничем не могу Вам помочь...; Много (премного) благодарен за честь, но...; Рад был бы, но...

Какие еще вы знаете формулы отказа?

 

2.5. В русском речевом этикете есть формулы, представляющие собой ответы на возражение, отказ. Определите, какие из них предназначены для современного официально-делового общения, а какие могут быть использованы только в неформальном, дружеском общении.

Ваша власть, Вольному воля, а спасенному рай, Воля Ваша, Дело Ваше, Жаль, Как знаете, Как (вам) угодно, На нет и суда нет, С горы видней.

 

2.6. Подумайте, каким из методов изложения материала вы чаще пользуйтесь при составлении текстов?

 

2.7. Как лучше разместить слушателей в помещении, если предстоит собрание, пресс-конференция, презентация, «Мозговой штурм»?

 

2.8. Составьте предполагаемый портрет аудитории, перед которой вы хотели бы выступить с темой, связанной со своей будущей профессией.

 

2.9. Выберите интересную, на ваш взгляд, для предполагаемой аудитории книжную, журнальную новинку. Составьте информационную речь, произнесите ее, выступите с самооценкой.

 

2.10. Опишите свое поведение в следующей ситуации: Вам необходимо провести переговоры с клиентом фирмы, который заранее относится к вам предвзято и недоброжелательно. Какие средства установления контакта вы используете? Каким образом?

 

2.11. У вас в офисе делегация иностранных коллег. В каком порядке вы будете вести представление? Вы должны представить им сотрудников: секретаря-референта (девушку 26 лет), менеджера по сбыту (мужчину 37 лет), делопроизводителя (женщину 42 лет) и своего помощника (мужчину 32 лет).

 

2.12. Как вы выйдете из положения, если переговоры, инициатором которых были вы, затягиваются по вине вашего собеседника?

 

2.13. Вы встречаете в аэропорту японского представителя фирмы-партнера. Как вы будете его приветствовать? Покажите.

 

2.14. Какие средства общения вы выберете в следующей ситуации? Вам необходимо заключить сделку с человеком, который имеет очень приблизительное понятие о правилах хорошего тона, вежливости и корректности.

 

2.15. Для проверки, насколько вы готовы уже сегодня вступить в деловые контакты с партнерами разного статуса, предлагаем вам провести самотестирование, учитывая приводимые ситуации.

A. Представляются:

а) старший — младшему,

б) младший — старшему,

в) мужчина — женщине,

г) женщина — мужчине,

д) человек с более высоким положением — человеку с более низким,

Б. Обязательно ли рукопожатие при встрече знакомых мужчин?

а) обязательно,

б) необязательно.

B. Только что прибывшие на встречу, переговоры, прием столкнулись с покидающими их. Нужно ли представляться?

Г. К вам пришел посетитель. Перед вашим столом несколько стульев.

Приглашая садиться, укажете ли вы на конкретный стул?

Д. Кто начинает беседу: хозяин кабинета или посетитель? Какими словами

это лучше сделать?

Е. Нужно ли стучаться, входя в кабинет?

(только в нерабочее, т.е. в личное время хозяина кабинета; в рабочее время,

чуть приоткрыв дверь, попросить разрешения войти)

Ж. Влияет ли одежда на деловой успех?

а) да,

б) нет.

3. В деловом общении следует быть максимально серьезным:

а) всегда,

б) не всегда.

И. О чем свидетельствуют следующие рукопожатия?

а) слишком короткое сухой ладонью,

б) слишком влажной ладонью,

в) чуть более продолжительное, сопровождаемое широкой улыбкой,

г) с задержанием руки партнера в своей.

 

2.16. Составьте речь-экспромт «Итоги вчерашнего дня». Проанализируйте речь.

 

2.17. Подобрать драматические приемы выразительности речи для выступления (аллегории, антитезы, цитаты, аналогии, иллюстрации и т. д.).

 

2.18. Разработайте план личного совершенствования в области деловых бесед.

2.19. Составьте инструкцию на тему «Как подготовиться к публичному выступлению».

 

2.20. Подготовьте и запишите публичное выступление с воодушевляющим типом речи «О задачах трудового коллектива» (3-4 мин.). При составлении текста речи воспользуйтесь приведенной ниже схемой.

1) Тема и цель:

* интерес;

* уместность;

* актуальность;

* соответствие аудитории.

2) Вступление:

* оригинальность;

* интерес;

* ясность;

* создание атмосферы общения;

* продолжительность;

* эмоциональный настрой;

* приемы привлечения внимания;

* вызов желательной реакции.

3) Главная часть:

* конкретность содержания;

* целесообразность и продуманность плана;

* отношение всего материала к делу;

* интерес;

* целесообразность нового материала;

* целесообразность использования уже известных данных;

* яркость примеров;

* использование драматических приемов выразительной речи

(аллегории, цитаты, сравнения, аналогии, метафора, синекдоха);

* количество спорных положений;

* использование статистических данных;

* использование наглядности (таблицы, графики, слайды и т.д.);

*доступность понимания;

*сравнение с повседневной жизнью;

* достижение цели.

4) Заключение:

* вдохновленность;

* ясность;

* убедительность;

* обобщение сказанного.

5) Советы выступающему.

 

 

ПРИМЕРЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ

Текст 1

Тема выступления: «О задачах группы 6551 заочного отделения специальности «Менеджмент организации» на период весенней сессии первого года обучения». Выступающий: староста группы.

Уважаемые, коллеги!

Я поздравляю Вас с началом нашей второй сессии и мне приятно видеть нашу группу почти в полном составе. Начну с неофициальной части выступления. За 3,5 месяца, что мы не виделись, в нашей группе произошли большие события. Во-первых, у Наташи Пашковой 13 февраля родился мальчик Никитка. Сейчас она с сыном находится в больнице, но через 2-3 дня их обещают выписать, и Наташа успеет сдать всё по графику. Во-вторых,Марина Щербакова в декабре даже не думала, что через несколько дней после сессии, она встретит молодого человека, с которым решит связать свою судьбу. 28 апреля у неё будет свадьба! Поздравим её с этим замечательным событием и пожелаем счастливой долгой семейной жизни! Надеюсь, муж с пониманием отнесётся к твоей учебе, Марина, так как тебе придётся ездить на сессию, и поддержит тебя!!

У нас у всех есть свои проблемы: кто-то работает, кто- то учится ещё на дневном отделении, время занятий пересекается, у кого-то дома личные дела; но мы приняли осознанное решение учиться, и я надеюсь, что эту на сессию мы хорошо подготовимся и сдадим её также успешно, как и первую. Первую сессию мы сдали на 4 и 5, без должников!

Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что расписание занятий можно переписать или отксерокопировать. График занятий составлен щадящий, есть свободные дни на подготовку.

Помните, что сессия заканчивается 20 апреля и все положенные контрольные работы нужно сдать в этих рамках. Если кому-нибудь нужна помощь в подборе материала, литературы для контрольных работ, их оформлении, просьба уточнять у меня, друг у друга, преподавателей на кафедре. Может, кто-нибудь хочет поделиться опытом успешного написания контрольных работ? Ведь уже на следующей сессии нам придётся писать не просто контрольную, а настоящую курсовую работу по дисциплине «Основы менеджмента» с практической частью. Конечно, нам подробно все объяснит Роза Моисеевна на следующей лекции по менеджменту, но определяться с темой можно уже сейчас.

Не стесняйтесь задавать вопросы преподавателям! Старайтесь разобраться сразу в том, что непонятно, впереди у нас диплом! Жизнь мчится стремительно, и порой нам не хватает времени на выполнение задуманного. Мы не успеем оглянуться, как приблизиться время госэкзаменов и защиты диплома. Не откладывайте то, что можно начать уже сейчас (готовить вопросы на экзамен, собирать материал на курсовую и контрольные работы и т.д.).

Я верю, что наша группа успешно защититься в полном составе, и в лице выпускников нашей группы организации получат грамотных, квалифицированных специалистов. А лично каждый из нас получит бесценные знания по многим дисциплинам, и будет применять их сейчас и потом на практике в жизни! Благодарю вас за внимание. Удачи, успехов на экзаменах и зачётах, уважаемые коллеги!

Анализ выступления

Речь длится 4 минуты. Она не растянута по времени, не вызывает усталости слушателей. Выступление немонотонно, эмоционально.

Темавыступления уместна, актуальна, соответствует выбранной аудитории и вызывает у неё неподдельный интерес.

Цельвыступления: настроить и вдохновить группу на успешную сдачу сессии, а в перспективе - написания курсовой работы и сдачи диплома.

Вступлениекратко, применимо к реальным событиям. Сразу установлен контакт с аудиторией, так как начало неформально, и в нём упоминались события, произошедшие у некоторых членов коллектива за период, пока члены коллектива не виделись. Это сразу привлекло внимание к выступлению и вызвало интерес и вопросы выступающему, то есть между ним и аудиторией возник контакт. Вступление продемонстрировало заинтересованность выступавшего в сплочённости, уважении к собравшимся, к их судьбам. Оно создало атмосферу общения, привлекло внимание и вызвало желаемую реакцию на диалог.

Основная часть.Использованы уже известные данные об успеваемости. Выступление эмоционально и привлекает к обсуждению основных задач группы. Оно раскрывает проблемы, перспективы и ставит цель сплочённости коллектива, взаимопомощи и поддержки, а также личной ответственности. Основная часть конкретна, продумана, ясна, поставленная цель речи достигнута.

Заключение.Автор выступления обобщил всё вышесказанное, акцентируя внимание на главном и перспективах. В конце своего выступления он поблагодарил слушателей за внимание, и пожелал удачи и успехов на предстоящую сессию.

На протяжении всей речи чувствуется заинтересованность выступающего; ясность, убедительность, эмоциональность и вдохновлённость выступления, что усиливает внимание и вызывает интерес аудитории.

Советы выступающему.

Выступающему можно посоветовать использовать драматические приёмы выразительной речи (цитаты, стихи, связанные с целью выступления).

 

 

Текст 2

Тема выступления: «Обращение директора школы к десятиклассникам










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 249.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...