Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Упражнения для развития дикции




Практическое занятие № 19

Особенности публицистического стиля речи (2 часа)

План

Теоретическая часть.

1.1.Оновные признаки публицистического стиля речи: социальная значимость, массовость адресата, информативность, оценочность, публицистические штампы, сочетание нейтральных и эксрессивных средств. Подстили и жанры публицистики.

1.2. Лексические особенности публицистического стиля речи.

1.3. Словообразовательные, морфологические и синтаксические особенности публицистического стиля речи.

1.4. Язык средств массовой информации (СМИ).

1.5. Язык рекламы. Реклама и СМИ. Жанры рекламы, языковые особенности рекламных текстов.

Литература

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Учеб. пос. для вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2014. С. 63-64.

2. Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: Конспект лекций. – М.: Айрис-пресс, 2005. С. 118-127.

Практические задания

 

2.1. Возьмите интервью у вашего друга на одну из тем: «Как прошло ваше путешествие?», «Чем вам нравится студенческая жизнь?» и др. Предложите тему интервью сами.

 

2.2. Напишите рекламный текст для газеты о каком-либо новом фильме, предлагаемом видеопрокатом.

 

2.3. Напишите репортаж о каком-нибудь происшествии, свидетелем которого вы оказались в недавнее время.

 

2.4. Определите, какую роль играют в тексте выделенные слова и словосочетания.

    Вот эти разговоры о «черных списках банков» - какие-то детские игры, ей-богу. Ведь сообразили же руководители Центробанка наконец, что необходимо снизить «норму резервирования» частных банков, обеспечить их умелое слияние, увеличить капитализацию, приняли-таки решение о страховании вкладов – нашли решение хоть каких-то вопросов… И вроде потихоньку началась некая стабилизация, сбивающая волну финансового кризиса. А о чём же раньше-то думали господа Козлов, Игнатьев и другие финансисты? (Львов Д. Детские игры больной экономики // Литературная газета. 2004. 21-29 июля)

 

2.5. Укажите журналистские штампы, использованные в следующих предложениях из статьи Е. Бай «Американские демократы собираются на предвыборный съезд» (Известия. 2004. 26 июля).

    1. И хотя Керри заявил о своём участии в выборах ещё в декабре 2002 года, огромное множество людей имеет весьма смутное представление. 2. Большинство американцев понятия не имеют, кто такой Джон Керри. 3. На четвёртый день Керри выступит с глобальной заключительной речью, в которой расставит все точки над «i». 4. Серьёзная промашка вышла у организаторов съезда с сенатором от штата Нью-Йорк Хиллари Клинтон. 5. 11 штатов с 128 выборщиками пока не определились, и именно они являются сейчас главным полем битвы.

 

2.6. Определите, какие речевые ошибки были допущены в следующих фразах из телепрограмм. Объясните причины ошибок и исправьте их.

    1. Дорожка сюда уже была протоплена (комментатор футбольного матча «Челси» - «Селтик», 25 июля 2004 г., РТР-Спорт). 2. Можно спросить сакраментальный вопрос: давно ли вы виделись с этой женщиной? (ведущая программы «Принцип домино», 21 июля 2004 г., НТВ) 3. Откуда столько шотландцев приехали? (комментатор футбольного матча «Челси» - «Селтик», 25 июля 2004 г., РТР-Спорт) 4. Создан специальный орган за контролем по этим преступлениям (программа «Новости столицы», 21 июля 2004 г., РТР). 5. Конечно, я могла бы спокойно почивать лавры (гость передачи «Сборная России», 18 июля 2004 г., РТР-Спорт). 6. Совсем смертный, конечно, не может попасть к нам (гость программы «Москва: инструкция по применению», 19 июля 2004 г., ТНТ). 7. Несмотря, что в целом мы добились многого (гость программы «Москва: инструкция по применению», 19 июля 2004 г., ТНТ). 8. Они делали нам много неприятностей (программа «Новости столицы», 21 июля 2004 г., РТР).

 

2.7. Определите, с какими из слов в скобках сочетаются приведенные ниже паронимы.

Архаический – архаичный (облик, взгляд, речь, костюм), главный – заглавный (роль, страница, буква, вывод), длинный – длительный (доклад, отпуск, переговоры, день), занять – одолжить (я, мне), комический – комичный (вид, роль, рассказ, жест), критический – критичный (отзыв, ум, подход, ситуация), логический – логичный (поступок, ответ, мышление), надеть – одеть (пальто, ребенка, шляпу, очки), нестерпимый – нетерпимый (человек, боль, обида), подпись – роспись (поставить, древнерусская), проблематичный – проблемный (вопрос, вывод, статья), туристический – туристский (круиз, снаряжение, агентство), явный – явственный (признак, шум, шёпот, обман, очертания).

 

 

Практические занятия № 20, 21, 22

Устная публичная речь.

Правила построения публичной речи (4 часа)

План

1. Основные этапы подготовки к конкретному выступлению.

2. Выбор темы и определение целевой установки.

3. Поиск материалов для выступления.

4. Разработка плана выступления, виды планов.

5. Композиция публичного выступления.

6. Работа над языковой стороной выступления, приемы и средства речевой выразительности.

7. Приемы работы над дикцией, интонацией, речевым (фонационным) дыханием, коммуникативными качествами голоса (помехоустойчивостью, выносливостью, суггестивностью, полетностью).

 

Литература

1. Бояринова И.П. Руководство по дисциплине «Технологии деловых коммуникаций». – Москва, 2009. Материалы на сайте

e-biblio.ru/book/bib/06_management/Tehnol_delov_komm/sg.html‎

2. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник /Под ред. О.Я.Гойхмана. – М: ИНФРА-М., 2001. – 272 с.

3. Роготнева Е.Н. Речевая коммуникация. Учебное пособие. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. - 60 с.

4. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов. Учебное пособие. Изд. восьмое. – М.: «Флинта», «Наука», 2003. – 256 с.

 

Практические задания

Упражнения для развития дикции

Упражнение 1. Тренировка речевого дыхания

1) «Теплый воздух». Представьте себе, что у вас замерзли руки, - отогрейте их дыханием. Выдох должен быть ровным, медленным. Одну руку держите на животе.

2) «Свеча». Медленно дуйте на пламя. Вместо свечи можно взять полоску бумаги шириной 2 - 3 см и длиной 10 см.

3) «Свечи». На одном вдохе (без добора) погасите 3 свечи (4, 5... 10), разделив выдох на порции.

4) «Насос». Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Наклонитесь вперед и возьмитесь за рукоятку воображаемого автомобильного насоса двумя руками. Начните накачивать воздух: выпрямляясь, делайте вдох, а наклоняясь, - выдох на звуке «ф».

5) «Пильщики». Возьмитесь вдвоем за руки крест - накрест. Правые руки - ваша пила, левые бревно. Один тянет на себя «пилу», имитируя на выдохе звук «з», другой берет пилу на себя: «с».

6) «Старт». Возьмите в руки часы с секундной стрелкой и начните вслух вести отсчет времени по секундам: «Десять! Девять... Один! Пуск!». Отсчет ведите громко, отрывисто, равномерно, на одном дыхании, без добора воздуха.

7) «Егорки». Распределите выдох на три порции, читая громко, равномерно текст, делайте паузу после каждого третьего (пятого, восьмого, одиннадцатого) «Егорки»: «Как на горке, на пригорке (вдох), стоят тридцать три Егорки (вдох): раз Егорка, два Егорка, три Егорки (вдох), четыре Егорки, пять Егорок, шесть Егорок (вдох) и т. д.

8) Исходное положение: стоя, руки опущены вдоль тела, ноги на уровне плеч. Расслабьтесь. Вдохните медленно через нос, как будто к чему-то прислушиваясь. По окончании вдоха грудь должна быть высоко приподнята, а живот и диафрагма напряжены и втянуты. Задержите дыхание, а затем медленно выдыхайте по обратной схеме: грудь – диафрагма – живот.

Многих поражала неутомимость японских бизнесменов во время переговоров. Выяснилось следующее. Как только кто-нибудь из них ощущал признаки усталости, он начинал дыхательные упражнения по схеме: 6 секунд вдох, 6 секунд задержка дыхания, 6 секунд выдох. Причем со стороны это совершенно незаметно. Видимо, 6 секунд для каждого периода дыхания и являются тем оптимальным временем, которое следует принять и вам. Упражнение следует повторить 10-12 раз, либо пока вы не почувствуете эффекта прилива бодрости.

Для выполнения упражнения надо сосредоточиться и мысленно контролировать последовательность дыхания, пока процесс не станет автоматическим и будет снимать сонливость и усиливать бодрость.

 

Упражнение 2. Для губ

1) Мышцы губ и языка обычно плохо развиты. Многие люди говорят, не шевеля губами, почти не двигая нижней челюстью, чуть приоткрыв рот.

Возьмите в руки зеркальце, посмотрите в него и сформируйте губами хоботок, будто вы хотите кого-то поцеловать на дальнем расстоянии, а теперь ослепительно улыбнитесь, сильно растягивая губы и обнажая зубы, изображая из себя кинозвезду.

Выполните это упражнение 10 раз, попеременно формируя хоботок и улыбку.

2) Глядя в зеркало, зафиксируйте хоботок, а затем поднимите его вверх, опустите вниз. Подбородок и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Добиться этого совсем не просто. Тут нужна выдержка и терпение. Проделайте упражнение 10 раз. Не торопитесь, медленно поднимите хоботок вверх, медленно вниз. Это нелегко, но, когда вы освоите эти упражнения – улучшится ваша дикция.

 

Упражнение 3. Для языка

1) Кончиком языка упритесь в щеку и растяните ее, а затем другую, словно вы во рту катаете конфету. Проделайте это упражнение 10 раз. Чувствуете, как сильно устал язык, потому что сопротивляются щеки.

2) Упритесь кончиком языка изнутри в верхнюю губу, а теперь в нижнюю, снова в верхнюю, в нижнюю. И так 10 раз. Сделайте несколько жевательных движений для снятия напряжения.

 

2.2. Вдохните, и на выдохе нужно произнести резко, как выстрел, стараясь, чтобы гласная звучала коротко, а согласная длинно, следующие звуки:

ПУ ПО ПА ПЭ ПИ ПЫ

БУ БО БА БЭ БИ БЫ

КУ КО КА КЭ КИ КЫ

ГУ ГО ГА ГЭ ГИ ГЫ

Каждый звук произносится на новом вдохе и выдохе. Упражнение нужно повторить 5 раз. Вы должны ощущать, что все звуки звучат четко и голосовые связки не устают, то есть нет ощущения, что в горле «першит».

 

2.3. Это дикционное упражнение выполняется точно таким же образом, но на одном выдохе вы должны «выстрелить» два слога:

ПУ–БУ ПО-БО ПА-БА

ПЭ-БЭ ПИ-БИ ПЫ-БЫ

КУ-ГУ КО-ГО КА-ГА

КЭ-ГЭ КИ-ГИ КЫ-ГЫ

СУ-СО-СА-СЭ-СЫ-СИ

 

2.4. Вдохните, и на выдохе нужно произнести резко, как выстрел, стараясь, чтобы гласная звучала коротко, а согласная длинно, следующие звуки:

РЛУ РЛО РЛА РЛЭ РЛИ РЛЫ

ЛРУ ЛРО ЛРА ЛРЭ ЛРИ ЛРЫ

РЛУ-ЛРУ РЛО-ЛРО РЛА-ЛРА РЛЭ-ЛРЭ

РЛИ-ЛРИ РЛЭ-ЛРЫ

КПТУ КПТО КПТА КПТЭ КПТИ КПТЫ

ПКТУ-ТПКУ ПКТО-ТПКО ПКТА-ТПКА

ПКТЭ-ТПКЭ ПКТИ-ТПКИ ПКТЫ-ТПКЫ

ДБГУ-БГДУ ДБГО-БГДО ДБГА-БГДА

ДБГЭ-БГДЭ ДБГИ-БГДИ ДБГЫ-БГДЫ

 

2.5. Тщательно артикулируя каждую букву, надо медленно по складам прочитать: О-т т-о-п-о-т-а к-о-п-ы-т п-ы-л-ь п-о п-о-л-ю л-е-т-и-т.

Прочитайте медленно несколько раз, пока не почувствуете, что можете медленно прочитать скороговорку без запинки. Затем прочитайте скороговорку с такой скоростью, с какой вы обычно говорите. Убедитесь, что вы можете произнести текст уверенно. Увеличьте скорость. А теперь еще больше. А теперь произнесите скороговорку на пределе своих возможностей. Получается?

По этой же методике поупражняйтесь с другими скороговорками, например:

- Курьера курьер обгоняет в карьер.

- Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

- Водовоз вез воду из-под водопровода.

- Разнервничавшийся конституционалист был обнаружен ассимилировавшимся в Константинополе.

- Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу.

- Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

- Дробью по перепелам, да по тетеревам.

 

2.6. Голосовые упражнения

1) «Баюканье». Вам предстоит убаюкать малыша тихим мычанием

сквозь сомкнутые губы: «м».

2) «Колокола». Имитируйте голосом звучание большого колокола: «бом

- м - м! бим - м -м !, бам - м - м !», стараясь «тянуть» согласный.

Изменяйте регистры: от низкого (бом) до высокого (бим) и среднего

(бам).

3) Постепенно и плавно повышайте и понижайте голос, делайте его то

громким, то тихим от начала до конца текста:

Раскинулось поле волнистою тканью

И с небом слилось темно-синею гранью,

И в небе прозрачном щитом золотым

Блестящее солнце сияет над ним.

4) Если у вас чересчур тихий голос, то прочитайте громко клич глашатая из пьесы А. Н. Островского «Снегурочка» на открытом воздухе или

в большом, шумном помещении:

Слушайте - послушайте,

Государевы люди,

Государеву волю!

Идите в красные ворота

На красный царский двор!

С красного двора в новы сени,

На частые ступени,

В дубовые двери,

В государевы палаты,

Суд судить, ряд рядить.

 

2.7. Определите, какой у вас темп речи, прочитав за одну минуту стихотворение С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу...». Стремитесь выработать нормальный темп.

 

2.8. Произнесите фразу «Вам не интересно», обращенную к слушателям, не соблюдающим тишину, с разными интонациями: с гневом, с угрозой, с удивлением, порицанием, в виде просьбы, равнодушно, с обидой. Обратитесь к присутствующим: «Дамы и господа», выражая голосом чувства (равнодушно, торжественно, иронично, радостно, с просьбой).

 

2.9. Попробуйте произносить слова: «здравствуйте», «я слушаю вас», «добрый день», «добрый вечер», «приятно вас видеть», «привет», «алло» и подобные с максимальной доброжелательностью в голосе. Используйте для тренировки целый день.

 

2.10. «Угадай-ка». Моделирование голоса и тона

Нижеприведенную фразу: «Не читайте свой доклад с каменным лицом и стоя как истукан», – произнесите пять раз с разной интонацией: спокойной, дружеской, злобной, язвительной, начальственной. После вашего исполнения слушатели должны угадать, с какой интонацией Вы произнесли фразу.

 

2.11. Тренировка умения приветствовать аудиторию и начинать выступление. Цель задания – научиться делать начальную паузу и здороваться с аудиторией так, чтобы интонация выражала радость от встречи.

Участники по очереди выходят к аудитории и приветствуют собравшихся жестом или фразой. Остановиться нужно в том месте, откуда хорошо видны все собравшиеся. Начинать приветствие следует только после начальной паузы, «собрав» всех взглядом. После приветствия нужно произнести одну - две фразы. Это может быть комплимент собравшимся, вопрос к аудитории, обращение к тем чувствам, которые в данный момент волнуют людей.

 

2.12. Придумайте шуточную речь-сенсацию. Необходимо нафантазировать, вообразить, «изобрести» событие, которым вы могли бы поразить, ошарашить слушателей. Проверьте по реакции аудитории, удалось ли вам её удивить, вызвать улыбку или смех.

 

2.13. Обратитесь с просьбой:

-к секретарю в приемной - узнать, когда начнется совещание,

-к другу - познакомить с заинтересовавшим вас человеком,

-к преподавателю - договориться о досрочной сдаче экзамена,

-к начальнику паспортного стола - узнать, что нужно для получения заграничного паспорта,

-к смотрителю музея - показать интересующий вас зал,

-к прохожему - спросить, который час,

-к работнику отдела кадров - выяснить, какие документы нужны для поступления на работу.

 

2.14. Составьте варианты извинений:

-за неловкое движение в автобусе,

-за поздний звонок,

-за случайное опоздание на деловую встречу.

Задание 6. Ответьте согласием на просьбы:

-подготовить ответ ко вторнику,

-передать книгу, журнал,

-принести медицинскую справку о состоянии здоровья.

 

2.15. Ответьте отказом с извинением на просьбы:

-остаться после заседания, чтобы поговорить,

-встретиться во вторник в четыре часа,

-передать письма,

-выступить с докладом на собрании.

Задание 8. Поблагодарите:

-научного руководителя за помощь в написании работы,

-врача за сердечное отношение к вашим близким,

-артиста за доставленное удовольствие от спектакля,

-друга за оказанную помощь,

-гостя за подарок ко дню рождения.

 

2.16. Пригласите на праздничный вечер:

-преподавателей факультета,

-студентов.

 

2.17. Разыграйте ситуации, используя этикетные формулы приветствия, представления, прощания:

1) Вы знакомитесь с журналистом, о работах которого достаточно осведомлены, но раньше лично не встречались.

2) Вы на презентации продукции фирмы. Представьте Вашего молодого знакомого его конкуренту - президенту фирмы.

 

2.18. Охарактеризуйте приведенные ниже беседы по указанным в схеме параметрам.

Подсказка - на темы быта (обиходного характера); о научном открытии; об оформлении сделки; на политические темы…

- цель: добиться согласия; не соглашаться (остаться при своем мнении); задачи: обменяться впечатлениями; выразить свое мнение; поддержать контакт, повлиять на поведение, получить поддержку…

-стиль деловой, разговорно-обиходный (бытовой), разговорно-деловой, научный, научно-популярный, публицистический, научно-публицистический…

- количество участников: один на один; с двумя- тремя лицами; с группой лиц; с группой лиц; один на один или с группой, но предназначается для третьего лица или группы лиц – зрителей, слушателей…

- очередность соблюдается (не соблюдается); определена заранее (не определена);

- реплики равномерно чередуются (короткие или длинные); преобладают реплики одного, двух и т.д. говорящих…

- паузы между предложениями; паузы внутри предложений; паузы обдумывания, сомнений; наличие заполнителей пауз.

I. …И тут дверь отворилась и быстро вошла мама. Она была очень расстроена:

- Что же вы совсем не умеете себя вести? Сейчас заходила Клавдия Петровна и рассказала о вашей драке.

- Кто это еще - Клавдия Петровна? Что ей надо?

-Как ты говоришь? Что за тон? – мама уже кричала.

«Начинается!» - подумала Даша и сморщила лицо.

- Что ты кривишься? – продолжала кричать мама. – Клавдия Петровна – это мама Бориса. Ну скажи, Миша, почему ты мешал кататься? Почему?

- Да-а, у него такой велосипед! Ишь, раскатался, воображала…

- Что же он, по-твоему, - не может кататься на собственном велосипеде? – мама вся дрожала от гнева. – Что вы за дети?!

- Делиться должен всем, что у него есть. Вы с папой всегда это говорили, - важно заявил Миша, а Даша его поддержала.

- С какой это стати делиться?! – воскликнула мама.

Потом она замолчала и, нахмурившись, задумалась:

- Вы меня совсем запутали. Ладно. Я вообще-то пришла пожелать вам спокойной ночи.

(Л.П. Стрельникова)

II. Тулишин отправился в бюро трудоустройства.

В кабинете сидела всего-навсего одна девица. Видно было, что она чем-то недовольна. Она вытянула подбородок заостренной формы и сказала им, подбородком указывая:

- Вон перечень вакансий по предприятиям города на первое число сего месяца.

Затем добавила:

- Не здесь. Там. В коридоре смотрите. А то, если все здесь будут, я за день с ума от вас сойду.

Тулишин вынес эту разлохмаченную громоздкую книгу, но скоро понял, что ему здесь читать на два годы вперед хватит. Постучав негромко в дверь, он переступил порог кабинета и вернул книгу на ее место. А девица говорит:

- Выбрали?

- нет, - Тулишин отвечает, - не выбрал.

А она:

- А вы кто по профессии?

- Сверловщик. Кавалер ордена «Знак почета».

- А кроме этого, - девица спрашивает, - кто?

- А кроме этого – никто.

Тулишин не увидел, как девица дернула плечом и хмыкнула, потому что после своих слов захлопнул за собой дверь ее кабинета.

(По А. Хургину)

 

Как бы вы повели себя в подобных ситуациях?

Составьте и продумайте свой вариант беседы в аналогичных обстоятельствах на темы «Я хочу узнать у детей, почему произошла драка»; «Я иду в бюро по трудоустройству устраиваться на работу».

Разыграйте эти ситуации.

 

Практическое занятие № 23










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 386.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...