Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды: социальные, экологические и экономические аспекты эффективности природоохранных мероприятий.




Экологическое госрегулирование в самом общем виде означает совокупность осуществляемых органами публичной власти и иными уполномоченными субъектами действий по организации и контролю, упорядочению и надзору за экологически значимым поведением людей, за соблюдением требований экологического законодательства. Традиционно рассматривается двухуровневая система – общего и специального экологического управления. К органам общего управления относятся Президент и Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. Органы спецупр. - 1) министерства: Мин прир ресурсов РФ; Мин сельхоз РФ; Мин РФ по делам гр обороны, чрезв ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и др.;2) гос комитеты: Гос комитет РФ по рыболовству; Гос комитет РФ по стандартизации и метрологии и др.;3) фед агентства: по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; земельного кадастра и др.;4) фед надзоры: Фед горный и промышленный надзор России; Фед надзор по ядерной и радиационной безопасности и др.

Основы гос политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года утв. Президента РФ 30.04.2012.Стратегической целью гос политики в области экологического развития является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

В конце апреля 2017 года Президент Российской Федерации своим Указом утвердил Стратегию экологической безопасности на период до 2025 года. Данным документом установлено, что экологическая безопасность Российской Федерации признается составной частью национальной безопасности. Стратегия определяет основные вызовы и угрозы, а также цели и задачи политики государства в сфере охраны окружающей среды.Однако практические конкретные меры по защите окружающей среды в настоящее время ложатся на регионы, так как они непосредственно страдают от загрязнения и обладают необходимой информацией для принятия мер.

Экономические методы госрегулирования:

1)    прогнозирование и разработка экологических программ;

2)    финансирование мероприятий по охране окружающей среды из бюджетов разного уровня управления и средств предприятий;

3)    экологическое ценообразование и налогообложение;

4)    платность природных ресурсов и загрязнения окружающей среды;

5)    экологическое страхование.

Экономические аспекты эффективности ПО меропр.:

Эконом.эфф-сть мероприятий по ООС нельзя определять на основании анализа деятельности одного предприятия и даже целой отрасли. Частично эффект природоохранных мероприятий находит отражение в улучшении показателей предприятия: утилизируется ценное сырье, улучшаются условия труда, снижаются заболеваемость и текучесть кадров, повышается производительность труда и т. д. Но основная часть экономического эффекта мероприятий выходит за отраслевые рамки.

Эконом.эфф-сть технических природоохранных мероприятий (очистные сооружения, безотходные технологии и др.) оценивается, прежде всего, по повышению эффективности общественного производства. В конечном счете эффективность охраны природы и рационального природопользования должна выразиться в приросте национального дохода, повышении социального и экологического потенциалов.Технико-экономический аспект охраны природы предполагает организацию производства по принципу безотходности. Современная технико-экономическая база промышленности не позволяет осуществить на промышленных предприятиях глубокую очистку воздуха и воды ввиду исключительной дороговизны этих мероприятий.

Экологические аспекты эффективности ПО мероприят.:

- предотвращение и снижение текущего негативного воздействия на окружающую среду;

- восстановление нарушенных естественных экологических систем;

- обеспечение экологически безопасного обращения с отходами;

- сохранение природной среды, в том числе естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира.

Социальные аспекты эффективности ПО мероприят.: формирование условий для повышения социальной ответственности бизнеса и населения в сфере природопольз. и ООС.

 

11. Финансы как экономическая категория. Финансовая система: звенья, сферы финансовых отношений.

Ф – это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств у субъектов участвующих в создании совокупного общественного продукта.Сущность Ф как экономической категории в том, что они всегда имеют денежную форму выражения. Характерными признаками Фявляются: распределительный характер отношений, односторонний характер движения денежных средств, создание централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.Функции Ф:1) распределительная; 2) контрольная; 3) регулирующая.

ФСист – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих сфер и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение, формирование и исполнение фондов денежных средств. Разграничение ФС на звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования фондов денежных средств. Другими словами, ФС – это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Звенья ФСист РФ / сферы фин отношений:

1. Бюджетная система (БС) – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ совокупность федбюдж, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов. Уровни БС:1) фед бюджет плюс бюджеты гос внебюджетных фондов;2) бюджеты субъектов РФ плюс бюджеты гостерр внебюджетных фондов;3) местные бюджеты. Бюджеты, входящие в БС РФ, самостоятельны и не включаются вдруг друга.

В состав БС входят также гос внебюджетные фонды (фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь).

2. Государственный кредит. Гос кредит совмещает особенности и финансов, и кредита. Как звено финансовой системы госкредит обслуживает формирование централизованных денежных фондов. Как финансовая категория гос кредит выполняет распределительную и контрольную функции. Выступая на финансовом рынке как заемщик, государство увеличивает спрос на заемные средства и этим способствует росту цены кредита, что сокращает инвестиции в производство, но стимулирует накопления в форме приобретения государственных ценных бумаг.

3. Децентрализованные финансы:1) финансы организаций – это система денежных отношений, связанная с созданием и использованием различных видов доходов и накоплений хозяйствующего субъекта;2) финансы домохозяйств – это экономические отношения, осуществляемые отдельными членами домашнего хозяйства по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств в процессе своей деятельности в целях обеспечения своих потребностей.

4. Фонды страхования. Страхование – это совокупность замкнутых перераспределительных отношений по формированию и использованию целевых денежных фондов для защиты имущественных интересов физических и юридических лиц и возмещение им материального ущерба в связи с последствиями страховых случаев.

Фонды страхования – страховой рынок – особая форма организации страховых отношений, при которой происходит купля-продажа страховых услуг как товара, формируется спрос и предложение на них.

Основныепринципы построения современной бюджетной системы в РФ: единство бюджетной системы, разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, самостоятельность бюджетов.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 171.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...