Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Иллюзионизм в изобразительном искусстве   8 страница




 

 

возрастающей в силу того, что малая доза уже не устраивает. Более того, необходимо «сажать» личность на более слабый теленаркотик или занимать её деятельностью, которая достойно замещала бы теленаркотизм. Но самое главное, сами телеведущие должны воспитывать в себе гармонию, которая бы позволила после отстранения от эфира без потерь перейти на заранее отведённые достойные позиции. К сожалению, с достоинством здесь не получается, вот и появляются уважаемые нами теле и кинозвёзды в унизительных рекламных роликах. Очевидно, что это делается не только из финансовых побуждений, но и в силу страдания от телемании. Наши психоаналитические исследования визуальной и текстовой информации показали, что практически все телеведущие страдают изощрённой и замаскированной формой мании величия. Поэтому внешне этого не видно и мы любим своих кумиров-оборотней. Я бы даже посоветовал открыть на телевидении кабинеты теленаркопсихологов, как не смешно это звучит, так как главные редактора с этой проблемой не справляются.

Мудр был великий конструктор Королёв, когда выбрал именно Гагарина. Уже сейчас известно, что феномен Гагарина - это прежде всего феномен личности не поддавшейся мании величия. Королёв был уверен в этом. А так, в принципе, первыми космонавтами могли бы стать и другие кандидаты. Великая Гагаринская улыбка открыта для нас и она никоим образом не сравнима с улыбкой телезвезды, которая улыбается больше внутрь себя, радуясь за себя и купаясь в иллюзии величия.

Но ведь телевидение - это не только телеведущие и тот кто на экране? Это нечто большее...

Да конечно. Вообще, по оценкам многих, телевидение - неблагодарное место для рядовых его работников и в моральном, и в материальном плане. Часто бывает так, что тысячи сотрудников работают на нескольких личностей, ублажая их теленаркотизм. Хотя и говорят о сплочённой команде, но только без ведущего. У настоящих наркоманов всё аналогично: близкие и родственники работают на выживание ребёнка наркомана, но ребёнок вне этой команды родственников. Конечно, работа в телеэфире требует больших сил и энергии, как и любая другая работа. Но заметим, алкоголик тоже вкалывает, чтобы в конце недели как следует напиться.

Что посоветовать тележурналистам НТВ, которые сейчас лишены возможности выхода в эфир?

В том-то и дело, что некоторые из них лишились возможности выходить в эфир, а некоторые всего лишь возможности общаться с телезрителями? Последним легче - им необходимо это общение продолжить другими способами: через иное творчество, публицистику, искусство и т. п. Конечно необходимо попробовать перейти на более слабый теленаркотик - местные каналы. Некоторым полезно оставаться на телевидении, лишь бы чувствовать его дух, а некоторых это наоборот может раздражать. А вот тем у кого сейчас началась ломка и они находятся в затяжной депрессии срочно обратиться к хорошему психологу, который представляет эту проблему так как я её вам изложил. Но самое главное необходимо глубоко осознать феномен теленаркотизма!

 

 

     

 

 

                                          ЛЕКЦИЯ 11

АРХЕТИПИЧЕСКИЙ ПОДХОД ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

 

 

Юнг показал, что существуют некие психические, врождённые матрицы-образы, которые одинаковы у всех, независимо от нации. Например, взять сказки о Красной Шапочке, о Колобке. Они есть у всех народов, только эти герои там по-другому называются. Именно поэтому все-таки существуют мишени манипулятивного воздействия в искусстве, которые существуют сами по себе - это архетипы. Именно на этом и основана природа музыкального искусства. Почему музыка нравится? Почему она нас захватывает? Когда мы слушаем какую-то красивую мелодию впервые, мы говорим, это нечто родное, как будто бы мы это уже где-то слышали. Эта мелодия в нас уже была, поэтому она нами и любима. На наш взгляд, существуют определенные психические структуры-гармоники – музыкальные архефонотипы. Именно поэтому говорят, что все великие гении, приоткрывают нечто наше глубинное и природное, которое сидит в нас. Хотя некоторые критики могут сказать: «Нет, творцы создаём нечто новое».

Именно поэтому, когда художник создает нечто и желает манипулировать аудиторией, он должен учитывать эти архетипические структуры своих зрителей - мишени воздействия, основанные на архетипах. Эти мишени воздействия более универсальны и более эффективны с точки зрения манипуляции. И любой художник имеет успех в аудитории, у своих почитателей, когда он пользуется такими универсальными мишенями воздействия. В противном случае, если художник будет брать мишени воздействия, которые эффективны только в одной стране, но не срабатывают в другой, международного признания ему будет добиться намного сложнее.

Пример. Известно, что Моцарта любят африканцы. Но не все любят слушать африканские барабаны.

Именно вышеприведённые архетипические факторы являются основой успеха многих произведений киноискусства. Так например, если сценарист написал слабый сценарий, который никак не воздействует на зрительскую аудиторию, то порой, достаточно бывает ввести в него архетип, связанный с музыкой и весь фильм может сразу заиграть. Сам Э.Рязанов признавался, что без музыки Петрова фильмы не оживают. Отдых на Петровской мелодии на всем протяжении фильмов Рязанова и есть феномен фильмов этого великого мастера. Умирают те фильмы где нет дыхания, нет магии, основанной на архетипах. Таким образом, если художник желает иметь успех, то он должен больше ориентироваться на природно-прививаемые мишени воздействия - архетипы.

      Е.М. Мелетинским дан прекрасный обзор проблемы происхождения архетипических сюжетов. Он отмечает, что под архетипом Юнг понимал в основном структурные схемы, структурные предпосылки образов, существующих в сфере коллективно-бессознательного и, возможно, "биологически" наследуемых, как концентрированное выражение психической энергии, актуализированной объектом. Юнг подчеркивает метафорический, или символический, а не аллегорический, как у Фрейда, характер архетипов.

В качестве важнейших архетипов Юнг выделяет архетипы "Матери", "Дитяти", "Тени", "Анимуса", "Анимы", "Мудрого старика" и "Мудрой старухи". "Мать" выражает вечную и бессмертную бессознательную стихию. "Дитя" символизирует и начало пробуждения индивидуального сознания из стихий коллективно-бессознательного, и связь с изначальной бессознательной недифференцированностью, и "антиципацию" смерти и нового рождения. "Тень" - оставшуюся за порогом сознания бессознательную часть личности, которая может выглядеть как демонический двойник; "Анима" для мужчины и "Анимус" для женщины воплощают бессознательное начало личности, выраженное в образе противоположного пола, а "Мудрый старик" и "Мудрая старуха" - высший духовный синтез, гармонизирующий в старости сознательную и бессознательную сферы души. Юнговские архетипы представляют собой преимущественно образы, персонажи, в лучшем случае - роли, в гораздо меньшей мере - сюжеты, и, что особенно важно, все эти архетипы выражают главным образом ступени того, что Юнг называет процессом "индивидуации", постепенного выделения индивидуального сознания из коллективно-бессознательного, изменения соотношения сознательного и бессознательного в человеческой личности до их окончательной гармонизации в конце жизни. Таким образом, коллективно-бессознательное практически противостоит индивидуально-сознательному, и мы с самого начала имеем дело с сугубо индивидуальной сферой психики, которая вырывается из тенет коллективно-бессознательного. И эта ситуация нисколько не меняется от первобытности до наших дней.

  Таким образом, согласно Е.М. Мелетинскому, в плане исторической психологии имеет место совмещение модернизации по отношению к архаической культуре и архаизации по отношению к современному индивидуалистическому сознанию. Кроме того, по Юнгу архетипы описывают бессознательные душевные события в образах внешнего мира. С этим можно согласиться, но практически получается, что мифология полностью совпадает с психологией, а эта мифологизированная психология есть только самоописание души, пробуждающейся к индивидуальному сознательному существованию, есть только история взаимоотношения бессознательного и сознательного начал личности, процесса их постепенной гармонизации на протяжении человеческой жизни, переход от обращения вовне "Персоны" ("Маски") к высшей "Самости" личности. Окружающий мир при этом только поставляет некоторые реалии для метафорического выражения душевных состояний. Творение мира в мифах трактуется юнгианцами (например, Э. Нойманом) как история рождения "я", постепенная эмансипация человека (Творение Света только в смысле света Сознания). Также и героическая борьба в мифе с драконами и т.д. интерпретируется как отделение сознательного "Я" от "Бессознательного".

     Е.М. Мелетинский полагает, что взаимоотношение внутреннего мира человека и окружающей его природной и социальной среды - не в меньшей мере предмет мифологического воображения, чем соотношение бессознательного и сознательного в душе, что внешний мир - не только материал для описания внутренних конфликтов, и что жизненный путь человека отражается в мифах и сказках в плане соотношения личности и социума, личности и космоса не в меньшей мере, чем в плане конфронтации-гармонизации сознательного и бессознательного.

     Если мы обратимся к архаической культуре и древней мифологии, то прежде всего столкнемся с тем, что первобытный человек, взаимодействуя с социальной и природной средой, не выделял себя из природной среды; поэтому природа часто мыслилась в человеческих формах, космос представлялся великаном, небесные светила - богами или героями, человеческое общество описывалось в природных терминах (сравни анимизмы, тотемизмы и тотемические классификации).

     Очень долго человек никак не выделял себя как личность из социума. И в этом смысле мифический герой предперсонален. Во множестве мифов различные сферы природы или конкретные участки ее (леса, реки) олицетворяются духами-хозяевами, а социум, т.е. человеческую общину, субъективно отождествляемую со своим родом-племенем, представляют древнейшие мифологические персонажи, сочетающие черты первопредков, первоначально тотемических, т.е. неотделимых от "природы", - демиургов - культурных героев.

Пример 1. Лев Толстой очень подробно описал переживания Анны Карениной. По-видимому здесь работал не только диалектико-материалистический подход художественного творчества (наблюдение, реализм и т.п.) Толстой описал свою внутреннюю женщину (Аниму),безкоторой он вряд ли бы так проникся в мир переживаний женщины.   

Пример 2. Аналогичным образом использовалАнимуписатель Виктор Ерофеев в романе “Русская красавица”

Мелетинский Е.М. Аналитическая психология
и проблема происхождения архетипических сюжетов.
Бессознательное. Сборник. - Новочеркасск, 1994, с.159-167.

               ДОПОЛНЕНИЯ И ЗАМЕЧАНИЯ

                       

               

1.  Архетипы – проекции восприятия (врождённые психические схемы, матрицы, модели, установки). Это психические программы, создающие направленность и некие проекции в сознании. Эта та самая пропасть смысла, которая отделяет мир от сознания. Художник видит мир через эти архетипы, а мир в действительности иной и сложнее, он не плоский, не проективный, как это рисуется с помощью этих психических матриц – архетипов. Главный архетип самости. Самость является регулирующим центром всего психического, в то время как эго – всего лишь центр личного сознания. Самость – упорядочивающий центр, который фактически координирует всю психическую область. К тому же архетипическое является образцом, матрицей индивидуальной эго-идентичности. Самость – психическое как целое, архетип порядка, основа эго.

2.  Погружаясь в себя, мы находим не только себя, но и других. Ведь считается, согласно Зигмунду Фрейду, что в произведениях обычно персонажи являются частью самого автора, частями психики самого автора. А. мы утверждаем обратное: в человеке есть не только он сам, но и другие.

3. Главное отличие психоаналитического от архетипического подхода в художественном творчестве в том, что в психоаналитическом подходе имеет место индивидуальное подсознание, а в архетипическом коллективное подсознание и образы.

4. Бах опередил свое время, но при этом не попал в привитые архетипы своего времени. Он не был известен при жизни, а стал известен только после смерти.

5. Есть архетип тени, но есть, наоборот, некое идеальное «я», которое видит в себе человек – это идеал его красоты, характера (конечно, это некая целостность, Бог). Но люди часто рисуют идеал по подобию себя. Пример: Леонардо Да Винчи нарисовал Джоконду по своему подобию.

6. Сальвадор Дали увидел свое имя на могиле своего брата (который умер в 3 года). Это было психическое потрясение, которое сказалось на его творчестве. Архетипические тени у Сальвадора Дали (отрицательные эмоции). Самость - целостность. Анима С. Дали проявилась в том, что он в изображении своей супруги вкладывал свой идеал.

7. Юнговский архетипы – динамичные образы. Существуют привитые архетипы (искусственные навязанные технологиями и продуктами постмодерна) и психогенетически и эволюционно обусловленные стабильные архетипы. Последние возникли благодаря эволюции человечества, человеческого мышления, сознания, подсознания.

8.  Леонардо да Винчи нарисовал свою Джоконду, нарисовал свою внутреннюю женщину ( это работа архетипа Анимы).

9. Архетипический подход в психологии искусства проявляет себя в том, что искусство эстетически радует, так как попадает в резонанс с архетипами зрителя. Архетипический художник творит потому, что существует матрица, которая является стезёй, по которой движется художник. Вот эта психическая модель или психическая матрица и есть архетип. Художник творит в рамках этих архетипов.

10. Мы узнаем из внешнего мира нечто благодаря нашей психической матрицы, заложенной в нас в виде архетипов. Например, в нас уже есть некая внутренняя музыка, и мы лишь входим в резонанс с той музыкой, которая звучит и попадает в нас извне. Мы как бы узнаем её. Мы жуем красивый торт, а не то, что между зубами в данный момент. Т.е. мы всегда жуем красивый образ.

11. И.В. Сталин меньше всего репрессировал музыкантов. Музыка всегда вне политики. Она всегда истинное искусство.

12. Главным различием между психоаналитическим и архетипическим подходами в художественном творчестве является то, что архетипы -это врожденные структуры, а психоаналитические - приобретенные.

13. Что значит переживать вместе с героем. Значит, быть в резонансе с архетипами.

14. Уподобление зрителей с героями всегда архетипическое наслаждение.

15. Существует проблема расшатывания, возбуждения, пробуждения, инициации в актере архетипа Персоны. На сколько это опасно (полезно) для личности, которая живет Персонами. Искусственно по сценарию - это нагрузка. Нагрузка расшатывать устоявшиеся, природные архетипы, но актерская профессия эту нагрузку принимает на себя.

16. Таинство животных ухаживание, вытанцовывание. Танец -архетипический ген танца, как исток сексуальной игры. Существуют райские птицы ( Новая Гвинея ), завлекающие своей красотой. Птица - шалашник, завлекает самку красивым шалашом и едой. Сама птичка невзрачная. Иные наоборот, завлекают красивым оперением. Иные берут танцами т. е искусством. Искусство - это следствие привлечения противоположного пола. Таким образом, художественное творчество возникает как способ снятия сексуального напряжения. От Фрейда и Юнга никуда не уйдёшь.

17. Экзистенция- это уникальная динамика и мозайка архетипических структур. Это по особой динамике и структуре сотканные универсальные психические структуры.

18. Архетипы – это универсальные способы связи образов в психиках людей, переходящие из поколения в поколение.

19. Истоки конкуренции в архетипе Тени. Мы конкурируем и ненавидим того, у кого находим нечто, что ненавидим в себе. Эти раздражающие Другие являются нашем подобием. Здесь нет сопереживания, нет духовности. Это архетип бездуховности, архетип, который не создаёт внутренние психические условия для единения людей, на основании единения душ, посредством архетипов.

20. Ребенок видит внешний мир как продолжение себя, как другой полюс себя. Это врожденная способность ставить себя на место Другого, это способность истинного Сопереживания. Какой это архетип? Самость? Это этап отсутствия архетипа Персоны(маски) т.к. работа персоны открывает в ребенке Другого. Умение чувствовать чужую боль как собственную – врожденная способность любого ребенка. Лишь взрослея и развивая свое сознание, свою персону ребенок все меньше и меньше чувствует Другого как себя. Восприятие человеком своих близких (родных) не всегда идет по согласно ощущению Других как части себя. Этот врожденный архетип спасает многих детенышей животных. Родитель переживает за них как за часть себя. Это происходит лишь до определенного момента, начиная с которого детеныш начинает проявлять свою самостоятельность подражая родителю. Это психологическая пуповина рвется. Таким образом, это взаимно обусловленное событие: 1. Родители отдаляются от дитя 2. Дитя отходит от родителя. Архетип тени, проявляющий себя в феномене конкуренции начинает работать в полную силу после того, как эта психологическая пуповина рвется. Эта пуповина рвется не благодаря архетипу тени.

21. Таким образом, истинная духовность – как единение, имеет место в глубоком детстве как инфантильная и генетическая способность чувствования Другого как части Себя. Если эта способность реализуется после отторжения от мира, но на другой основе ( на витке диалектической спирали)- это и есть духовность человеческая. Духовность и есть единение с миром. Мы все рождаемся духовными, в единение с миром, но не осознаем этого. Осознание этой духовности и есть истинная духовность. Это работа архетипа самости – целостности и бога в нас самих – единение с миром.

22. Архетипы могут накладываться друг на друга. Например, архетип Тени может наложиться на архетип Анимы, в результате человек начинает ненавидеть женщину в себе, то есть ненавидит гомосексуалистов.

23. Архетип самости – психическая ниша внутреннего Бога.

24. Перед нами торт. Он красив, если мы его очень хотим. И менее красив, если мы его не хотим. Истинная красота вещи та, где она вызывает эстетическое наслаждение, даже тогда когда у нас нет потребности в этой вещи. В этом случае работают архетипы.

25. Этнопсихические структуры – архетипы делают некоторые нации более развитыми интеллектуально (евреи в науке). В искусстве же евреи дают сравнительно низкие показатели. Почему?

26. Какой архетип работает в духовно-смысловом подходе?

27. Роли в театре, роли по жизни. Как проявляют себя во время кастинга? Тот кто артистичен по жизни, не обязательно является хорошим артистом. И наоборот, неартистичные личности по жизни, часто показывают высокую артистичность в искусстве.

28.  Архетип лица – это анторопоформы. У инопланетян иные архетипы.

29.  Ребенок улыбается матери не потому, что рад ей, а потому, что в нем работает архетип зеркала, т. е. он подражает и отражает улыбку матери. Это способ познавать мир. В психоанализе - это защита идентификацией. 

30.  Толстовская Анна Каренина – гибридная – мужественная. Так как здесь сработал архетип Анимы Толстого.

31. Уже сам факт, что мы порой путаем имена близких из-за психологического переноса (трансферной реакции) на других близких, говорит о том, что имена вторичны. Важны архетипические чувства – они вечны. Имена временны – это просто символы, поэтому многие старые люди забывают имена своих детей. Это не важно, важно то, что они помнят чувства о них.

32. Архетип может возбудить в нас жизнь, повлиять на роль.Например, есть архетип Равиля Шарафиева, татарского актера. Он уже существует в сознании зрителей, независимо от того, как он сам играет на сцене. Он может даже играть слабо, так как он архетипичен. Люди привыкли к его образу как бы он не играл. Люди будут восторгаться его игрой, так как он стал частью психики людей, он стал архетипичным. Люди всегда достроят в своей душе то, что он не доиграет. А новому актёру очень сложно доказывать свое мастерство. Это привитой архетип (пример актёра Шарафиева), который работает на конкретную аудиторию. И для того, чтобы проверить на сколько это универсально нужно выйти за пределы того пространства, где привитой архетип воздействует на отдельную массу людей, а не на всю планету в целом.

33.Существует манипуляция архетипами. Например, играется роль (персонаж) чтобы достичь какой-то цели.Когда мы говорим о лице, об эстетике лица, в нем может быть соединение архетипа Анимы и Анимуса, мужского и женского. Эти архитипы могут соединяться, т.е. имеет место некая смешанность чувств в лице. Эстетика лица часто заключается в смешанности чувств, в противоречивости чувств.

34.   Знание и мышление – эссенция (архетипы – эссенция).

35. Практика показывает, что настоящая документальная съёмка войны и военных действий (звук, натура и т.п.) не настолько сильно воздействует на зрителя. Киносъёмка же, снятая по сценарию, с искусственными элементами кадра, с виртуозным видео- и звуко- монтажом, воздействует сильнее, вызывая более глубокие потрясения, по сравнению с документальными кадрами. Это связано с использованием архетипов восприятия во время съёмок. Страшен не внешний реальный объект, который может быть безобидным. Страшен тот внутренний образ, который нам рисует воображение, возбуждающееся под воздействием архетипов, которые могут дать о себе знать только в рамках искусства, то есть художественного кино. Настоящее яблоко не так впечатляет, как впечатляет большое парафиновое, снято в определённых условиях, при которых проявляется архетип яблока, который всем яблокам Яблоко. Поэтому возникает вопрос, что реальнее, что актуальнее для человека. Это позволяет говорить, что искусство, игра, актёрская рофессия и т.п, это деятельность серъезнее которой нет на земле. Она связана с Вечным… с Вечным внутренним светом человечества. Необходимо изучать элементы из которых формируются архетипы, чтобы из них строить образ Вечных сущностей.



ЛЕКЦИЯ 12

 

 

ДУХОВНО-СМЫСЛОВОЙ ПОДХОД ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

Согласно Анагарике Говинде, искусство и медитация - творческие состояния человеческого ума, оба питаемые одним и тем же источником, но может показаться, что они движутся в противоположных направлениях, искусство - к сфере чувственных внешних проявлений, медитация - к внутреннему постижению и интеграции форм и чувственных впечатлений. Но это различие относится только к вторичным факторам, а не к сущности (присущей природе искусства и медитации).

Медитация не есть ни чистая абстракция, ни отрицание формы, за исключением ее окончательных безграничных ступеней. Она означает совершенную концепцию ума и исключение всех несущественных черт рассматриваемого предмета, пока мы не достигнем полного осознания его путем реальности в частном аспекте или под частным углом зрения.

Искусство поступает аналогичным образом: хотя оно использует формы внешнего мира, оно пытается не подражать природе, но выявить более высокую реальность путем опускания всех случайных черт и тем самым возвышает видимую форму до значения символа, выражающего непосредственный опыт жизни.

Тот же самый опыт можно приобрести в процессе медитации. Но вместо сотворения формального, объективно существующего выражения, она оставляет субъективное впечатление, действующее таким же образом, как агент, формирующий характер помимо обогащения и рафинирования сознания медитирующего.

Наивысшую или наиболее интенсивную форму медитации, или совершенного поглощения, не имеющего особого предмета, можно охарактеризовать как достижение духовного опыта пространства, или "вакуума", в котором могут проявляться универсальные силы нашего глубочайшего центра. В этом смысле медитацию можно назвать искусством вызывания в себе творческой позиции, состояния интуитивной восприимчивости.

С другой стороны, художник, обладающий даром или путем постоянной тренировки достигший способности выражать такой интуитивный опыт, кристаллизует свое внутреннее видение в видимые, слышимые или осязаемые формы, обращая медитационный процесс в процесс материализации. Но это подразумевает, что художник сначала достиг интуитивного состояния. Это может быть обусловлено или внешним символом, или гением художника, или путем духовной тренировки. Часто все эти факторы могут действовать вместе: красота природы или впечатление от человеческого лица, или озаряющая мысль могут действовать как стимул для пробуждения спящего гения; и в результате сознательной концентрации на этом интуитивном прозрении опыт принимает определенную форму и в конечном счете материализуется в создание произведения искусства.

Таким образом, творчество искусства не движется исключительно в направлении, противоположном медитации, как могло бы показаться поверхностному наблюдателю, видящему только формальное выражение. Оно равным образом движется в направлении медитации, а именно - в состояние рожденного замысла. Искусство и медитация дополняют, проникают и творят друг друга.

Тема важности искусства и его связи с медитацией еще не исчерпывается аспектом его истоков. Столь же важно и воздействие произведения искусства, опыт, к которому оно приводит зрителя. Сам художник, возможно, не заботится о воздействии своего произведения. Для него процесс творчества - единственное, что имеет значение. Однако искусство оказывает первостепенное влияние на жизнь человечества и в качестве составной части человеческой цивилизации способно вдохновлять всех, кто открывает себя ему. Великие произведения искусства оказали более длительное воздействие на человечество, чем могущественные империи и даже древние религии, которые сохранились только в виде своих художественных творений. Многотысячелетняя древность говорит с нами языком искусства, даже если все другие языки того времени канули в забвение.

Наслаждение искусством - это акт нового творения, или скорее творения в противоположном направлении, к источнику вдохновения. Это акт поглощения, в котором мы избавляемся от своего мелкого "я" в процессе творческого переживания большего универсума и взаимосвязанности всей жизни.

"Таким образом, искусство означает постоянно возобновляемую концентрическую атаку и прорыв через эго к бесконечности, полное исчезновение ограничений благодаря беспредельности, т.е. постоянное чередование выхода во все стороны, наружу и вбирания обратно; оно означает конденсацию вселенной к фокусу микрокосмоса и установление вновь магического равновесия между душой и вселенной. Цель искусства - конденсация всех непостижимых потоков, сил и воздействий вселенной в плане человеческого понимания и опыта; это проецирование психических эмоций в бесконечное. Растворение и трансформация "я" в целое - в этом случае пустота означает полное отсутствие сопротивления - представляют собой растворение одного в других, бесстрастное приятие мира в освобожденную, т.е. безграничную душу".

Здесь искусство и религиозная жизнь встречаются в сфере сознания, в которой никакого такого разграничения не существует. Следовательно, всюду, где религия является живой силой, там она находит свое естественное выражение в искусстве; фактически она становится самим искусством, так же, как и искусство в своих наивысших достижениях становится религией. Искусство - мера жизненности религии.

Наиболее совершенное сочетание искусства и религиозной жизни в прошлом было достигнуто, когда буддийские монахи и мистики материализовали свои видения в скульптурах и изображениях, гимнах и архитектуре, философии и поэзии и несли весть новой цивилизации по всей Азии.

Согласно поучениям Будды, созерцание прекрасного освобождает нас от всех эгоистических забот; оно поднимает нас на план совершенной гармонии и счастья; оно создает предвкушение конечного избавления и тем самым вдохновляет нас стремиться к Реализации. Однако Реализация означает открытие реальности внутри нас самих и, таким образом, реальности нас самих как фокусной точки универсальных сил, которые текут через нас подобно свету солнца через фокусирующую линзу. Лучи света не задерживаются в линзе или в фокусе; они не становятся собственностью линзы. Линза служит только для их фокусировки, для их воссоединения в похожем на точку изображении солнца и, таким образом, для интеграции их могущества, вплоть до белого каления. Аналогично и человек-индивидуум служит для фокусирования качества и сил универсума, пока они не станут сознательными до степени "белого каления", и тогда осенит вспышка вдохновения или пламя просветления, и человек начинает сознавать свою универсальность или, если сказать то же самое другими словами, универсум начинает сознавать сам себя.

Истинно прекрасное есть в то же самое время истинно осмысленное (значительное, исполненное смысла), поскольку оно приводит человека в интимную связь не только с его окружающими и с миром, в котором он живет, но также и с нечто, выходящем за пределы его мимолетного существования как частного, или "отдельного", существа. Именно благодаря этому как созерцающий, так и художник вступают в духовную связь с холмами и реками, деревьями и скалами, людьми и животными, богами и демонами. Прекрасное отнюдь не исключает ужасное, как можно видеть из впечатляющих изображений ужасных сил на тибетских танках.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 199.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...