Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Иллюзионизм в изобразительном искусстве 7 страница
175. Итак, мультипликационный фильм отсылает к картезианской, а не к евклидовой геометрии. Он показывает нам не изображение, начерченное в отдельно взятый момент, а непрерывность движения, вычерчивающего изображение. Вот в чём различие между современной диалектикой, приверженцем которой объявляет себя Эйзенштейн и диалектикой древней. Последняя представляет собой порядок трансцендентных форм, актуализирующихся в движении, тогда как первая заключается в производстве и в сопоставлении между собой сингулярных точек, имманентного движения. 176. Современные постмодерновые технологии в современном кинематографе. Каким образом сегодня делается анимация, как снимаются вот эти фильмы и т.д. 177. В кинематографе появилась новая профессия - супервайзер. Он и сценарист, и постановщик, и режиссёр, и оператор, и продюсер одновременно. У него есть реквизиты, костюмы и декорации. Но – цифровые. Участвует в съёмочном процессе он с самого начала. Именно от него зависит, насколько запоминающимся будет зрелище для зрителей. На самом первом этапе он обсуждает с режиссёром все сцены, предполагающие вмешательства компьютера: как усилить впечатление или помочь продюсерам удешевить производство – тут нарисовать туман, здесь смерч, там стеночку кирпичную доделать, а в правом углу соорудить огромную пропасть. Феномен сцены «водопадавов» происходит над пропастью на узеньком шатком мостике. Мостик и скалы по бокам создали художники-постановщики, а пропасть будет организовывать команда компьютерных художников под руководством супервайзера. Это гораздо дешевле, чем ехать на Ниагарский водопад, подвешивать над ним мостик и проводить съёмки. Дальше супервайзер делает детальный план своей работы – точное количество эффектов, какая техника для этого будет использована, – где зелёный или синий экран, где специальные метки и датчики, которые потом в компьютере помогут воссоздать всю сцену в виртуальном пространстве. К началу съёмок и супервайзер, и режиссёр должны себе чётко представлять, как будет выглядеть конечный продукт. А супервайзер – знать свою задачу, количество эффектов на метр плёнки и бюджет. Это в Голливуде. У нас чаще бывает, так что из запланированных 200 эффектов в процессе съёмок остаётся только 10. В первой части «Властелина колец» спецэффектов было ровно 480. Ещё до начала съёмок режиссёр с супервайзером выстраивают особо сложные сцены на виртуально-компьютерной съёмочной площадке, т.е. в компьютере делается схематичный интерьер и персонажи, а с помощью специальной программы режиссёр их «двигает» выбирая лучший ракурс. Этот процесс называется «превизуализация» или «аниматика». Все движения нарисованных персонажей фиксирует виртуальная камера, её движения будет повторять камера реальная на площадке. Такая тщательность подготовки нужна для того, чтобы заранее знать, где разместить метки и датчики, которые помогут в дальнейшей обработке изображения. Кстати, приглашённые зарубежные каскадёры, прежде чем вступить на шаткие мостики замка, планируют сложные трюковые сцены на компьютере, выбирая удачный ракурс и эффектный, но безопасный путь. После того как картина смонтирована, в дело вступает герой невидимого фронта. Изображение оцифровывается, загружается на сервер и просчитывается компьютерами (для обсчёта изображения «Властелин колец» использовалось 800 процессоров) и начинается главная работа – моделирование, анимация, постановка света, совмещение компьютерного и снятого изображения. Где-то приходится убирать лишнее – попавшие в кадр столбы, провода, проезжающие вдалеке машины, явно не принадлежащие воссоздаваемой древности, нерасторопного члена съёмочной группы. Где-то дорисовываются недостающие – например, рукоять меча, торчащий из-за спины людоеда, пропасти стены замка. 178. Психопатология и творчество – это постмодернистский подход в художественном творчестве. Поэт Велимир Хлебников, говоря о своём довольно оригинальном принципе в создании универсального языка пишет в статье «Наша основа»: «Если взять одно слово, допустим, чашка, то мы не знаем, какое значение имеет для целого слова каждый отдельный звук. Но если собрать все слова с первым звуком «ч» (чаша, череп, чан, чулок и т.д.), то все остальные звуки друг друга уничтожат, и то одно общее значение, какое есть у этих слов, и будет значением «ч». Сравнивая эти слова на «ч», мы видим, что все они значат «одно тело в оболочке другого»; «ч»- значит «оболочка». Более подробно останавливается Хлебников на букве «л», которой посвятил целое стихотворение. Далее В. Хлебников пишет: «Если шириной площади оставленного – это л. Если движения, уменьшенная площадью приложения, – это л». Таков силовой прибор, скрытый за «л». 179. Переживания психически больных обычно созвучно актуальным вопросам эпохи. В первые годы после революции большинству больных были свойственны бредовые идеи улучшения, усовершенствования общества, информации и т.д. Поражает то, с какой наивностью литературоведы и биографы Хлебникова цитируют его «философские опусы» и пытаются найти в них что-то рациональное, лишний раз, подтверждая известный психиатром правило: когда содержание бредовых, реформаторских идей созвучно духу времени, то больных резко признают больными. Подобные идеи (массу примеров можно найти во многих статьях Хлебникова, связанных в свою очередь с повышенным самомнением. Хлебников не является исключением из клинических правил, чему есть достаточных примеров. Так, после призыва в армию он пишет: «Я много раз задаю вопрос: произойдет или не произойдет убийство поэта, больше – короля поэтов» (письмо от 4 июня 1916 г) или: «Таким я уйду в века – открывшим законы времени» (письмо от 21.08.1915 года). Скорее всего, именно это патологическая уверенность в свое высшее предназначение (свойственная, заметьте большинству гениев) и помогало Хлебникову переносить тяжелые материальные лишения. Умер Хлебников в возрасте 37 лет после четырехнедельной мучительной болезни. Вызвана она была его очередным путешествием, во время которого он прошел пешком 40 верст, спал на голой земле и «лишился ног». Психическое наследство отягощенность Хлебникова подтверждается многими известными нам фактами. Родная сестра поэта талантливая художница Вера Хлебникова, по словам ее мужа «была душевно больной». Начало психического заболевания Хлебникова можно отнести к 1903 г., когда впервые был отмечен резкий характерологический сдвиг. После этого уже систематически отмечались нелепые поступки. Сформировалась инфантильность, плохо приспособленная к реальной жизни личность. В течение жизни болезнь носила, видимо непрерывный характер, и в последующем Хлебников был болен постоянно. Его недолгая жизнь в той степени, в какой она была документирована воспоминаниями современников, дают достаточно материала для такого заключения. В характеристике поэта, описания его внешности, поведения, образа жизни, относящихся к разным годам, удивительно схожи между собой. Мы практически не видим улучшения или даже просто – изменения психического состояния. Поэтому можно предположительно говорить о вялом – проградиентном шизофреническом процессе, о чем свидетельствует его аутентическое мышление символизмом, неологизмом, фантастическим образом, реформаторство; нарушение поведения, чудаковатость; болевое снижение с неадекватностью и психическим инфантилизмом. Все авторы, писавшие о нем, в большинстве случаев сводили до нелепого странные поступки Хлебникова к тем или иным причинам идейного характера. Алогизм его произведения считали манерностью его натуры. Однако, подобная поэтическая техника могла быть умышленной у его вполне здоровых и процветающих последователей, которые копировали манеру «председателя земного шара; но у самого Хлебникова была вызвана психическим расстройством. Неологизмы, занимавшие столь большое место в его поэзии, объявлялись «фонетико-семантическими контаминациями», приводились механизмы их формирования: дивеса равняется Дима + небеса; дайна равняется дать + тайна и т. п. да и сам поэт нередко прибегал к расшифровке своей звукописи в стихотворной форме выо – вея – зелень дерева, ни животе – темный ствол; мам – эаме – это небо, пуч и чапе - черный грач, мам и эммо – это облако. Разумеется, некоторые факты биографии Хлебникова анекдотические случаи, взятые в отдельности, могут быть интерпретированы тем или иным наиболее приемлемым и понятным для конкретной ситуации образам. Но совокупность всех биографических сведений, весь жизненный путь поэта представляет богатый материал для психиатрических исследований. Вряд ли кто из современников Хлебникова сомневался в его психической ненормальности, но объясняли последнюю каждый на свой лад. Например, Маяковский, который прямо пишет о его болезни, считал, что Хлебников стал подозрительным из-за того, что видел людей, не уделявших ему всё своё внимание, хотя это подозрительность была просто проявлением текущего паронояльного синдрома. Тем более, как показывает биография поэта, внимание ему уделялось вполне достаточное, но недостаточное для психического здорового человека. В качестве больного Хлебникову, безусловно, требовалось дополнительная психиатрическая помощь. Само собой разумеется, что такое душевное заболевание, как шизофрения, отражается на мышлении и, следовательно, на механизмы творческих процессов. В творчестве Хлебникова болезненное расстройство психики неразумно вплетаются в художественные произведения, создавая своеобразное литературное явление. Именно они накладывают на его труд специфическую печать и обуславливают тем самым имеющуюся поэтическую оригинальность. Поэтому игнорирование патологического компонента в творчестве поэта не позволит правильно понять как само произведение, так и личность его создателя. Подтверждением такого предположения служит и мнение одного из самых компетентных исследователей жизни и творчества поэта литературоведа М.Л.Степанова: «Жизненное неприспособленность, неприкаянность Хлебникова, его практическая беспомощность, даже его болезненная психика – сливаются со всем его творчеством. Правы те авторы, которые находят у Хлебникова натуру тонко чувствующую природу. И это мнение отнюдь не противоречит наличию у него холодности, неряшливости, доходящего до эмоционального притупления. Нас не должен смущать тот факт, что психически больной человек оказался талантливым поэтом. Случай этот далеко не единственный. По мнению А.В.Луначарского, «эпохи устойчивого стиля и устойчивого быта не нуждается в психопатических выразителях. Если психически больной в такое время заговорит, - будет писать романы или картины, – то это будет казаться чудачеством; его даже отправят в клинику. В эпохе, неуравновешенной в культурном и бытовом отношении, история ударяет своей рукой виртуоза как раз по патологическим клавишам» И В.Хлебников – яркое тому подтверждение. 180. Многие из художников чрезвычайно злоупотребляли наркотическими веществами и спиртными напитками. Некоторые пишут не иначе, как со стакана вина перед собой, и допиваются до белой горячки, которая сводит его в могилу. Свифт был ревностным посетителем лондонских таверн. Гофман страдал запоем. 181. Русский писатель М.А.Булгаков (1891 – 1940) В 1918 году его физическое состояние так и душевное, было ужасным: он всё ещё оставался во власти наркомании. Продолжались периоды тяжёлой душевной депрессии, когда ему казалось что он сходит с ума, и он просил, молил жену: «Ведь ты не отдашь меня в больницу?» Панически боялся, что его состояние станет известным окружающим… Ранней весной 1918г. Булгаков приехал в Киев в очень тяжёлом состоянии, после неудачных попыток излечения (нашедшего, как видим, достаточно адекватное отражение в рассказе «Морфий»)… Стал пить опий прямо из пузырька… Боязнь огласки, ужас перед беспросветным будущим– всё это помогало на время, но затем он терял самообладание. Однажды, рассказывала Татьяна Николаевна, он бросил в неё горячий примус, в другой раз целился из браунинга… Она стала обманывать его, впрыскивать дистилированную воду вместо морфия; терпела его упрёки, приступы депрессии. Постепенно произошло то что, бывает редко, – полное отвыкание. Как врач он, несомненно, хорошо понимал, что случившееся было почти чудом… «Смерть от жажды – райское, блаженная смерть по сравнению с жаждой морфия. Как заживо погребённый, вероятно, ловит последние ничтожные пузырьки воздуха в гробу и раздирает кожу на груди ногтями». (См. книгу Чудакова М.О. «Жизнеописание Михаила Булгакова», 2-е издание, Москва 1988г.) 182. В Голливуде уже снимаются и корректируются кинофильмы таким образом, чтобы сами кинозрители могли стать персонажами фильмов. Для этого кинозрителю нужно знать код доступа к фильму. Появление самих кинозрителй в кадре, возможность самим делать монтаж, изменять сюжет – всё это, по мнению продюсеров Голливуда, должно принести большую финансровую прибыль. Это постмодернистский подход в силу того, что сам зритель становится активным и возникает диалог разных миров (кино и реальности).
ЛЕКЦИЯ 10
ПРИНЦИП ВСЕМОГУЩЕСТВА ИЛИ ФЕНОМЕН ТЩЕСЛАВИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ
Согласно данному подходу художественного творчества личность занимается творчеством, лишь удовлетворяя своё тщеславие. Австрийский психолог Альфред Адлер считал, что в основе принципа самоактуализации и всемогущества лежат комплекс неполноценности и юношеский максимализм. История доказывает, что практически все известные личности были наделены таким комплексом (вспомним маленького Наполеона), главное, чтобы он не стал патологическим.Из молодого человека, страдающего комплексом интеллектуальной неполноценности, может получиться хороший ученый. А способный, но самонадеянный юноша, которому все легко дается и который с малолетства купается в похвалах, обычно прекращает развиваться. Пример. Лев Толстой признавался, что писал свои романы главным образом, благодаря удовлетворению своего тщеславия. Пример 2. Сальвадор Дали уже в раннем детстве мечтал стать великим, одеваясь в одежды королей и царей. Большинство молодых фанатов эстрадных “звезд” сталкиваются с вопиющим хамством поп-идолов. И тем не менее практически все подростки мечтают занять свое место на небосклоне известности, не задумываясь о том, что “звездная болезнь” ведет к деградации личности, зачастую является причиной алкоголизма и наркомании, а следовательно, и преждевременной смерти... Ох уж этот юношеский максимализм! Кто из молодых не мечтает стать знаменитым? Многие “звездные” индивиды (будь то артисты, писатели, политики или ученые) на определенном жизненном этапе проходят через пьянство. И связано сие с инфантильностью, недоразвитостью личности. Человек определяет для себя цель жизни. И до тех пор, пока она есть, он в развитии. Достигнув желаемого, обретя славу, зачастую утрачивает ориентиры. И после эйфории от успеха наступает пустота, которая заполняется “зеленым змием”. В такие периоды - прощай творчество! “Звезды” заболевают мордальным синдромом (мордальный – то есть узнаваемый “по морде”). Поэтому этих звёзд автор назвал мордалами. Человек считает: коль окружающие его узнают и имя у всех на устах, значит, он достиг успеха и нужен людям. Но это иллюзия, самообман. Мордальная известность не имеет ничего общего с нужностью, истинным признанием. Особенно подвержены мордальности теледикторы и ведущие популярных программ. Лица, постоянно мелькающие на экранах, быстро запоминаются. “Звездочек” распирает от собственной значимости, а кто-то зазывает их к своему столу выпить на брудершафт. Один местный бизнесмен хвастался, демонстрируя пьяную “добычу” гостям: “Это вы считаете, что он принадлежит народу, а у меня - в “шестерках” бегает”. Грустно. Как хлестко выразился относительно мордалов Николай Сванидзе (в то время, когда возглавил российский телеканал и убрал примелькавшиеся лица), если даже задницу долго показывать на экранах, то и она станет известной и будет иметь успех. Телевидение - это наркотик. Многие личности заболевают телеманией. И если их удаляют от эфира, то они погружаются в глубокую депрессию, пока снова не окажутся “в ящике” ( Одна диктор четыре месяца не могла оправиться после того, как ее сняли с “Вестей” Российского телеканала). Особенно от этого страдают ведущие и дикторы нарцистического типа, склонные к самолюбованию. За многие годы, пропустив через свои руки не один десяток известных личностей, мы выделяем две технологии создания “звезд” - естественную и искусственную. С естественной все ясно: талантливый человек без посторонней помощи находит свое место под солнцем, и слава его не подвластна времени. А вот чем чревата искусственная? К примеру, шоу-делец, изучив конъюнктуру рынка, решает, какую “дыру” можно “заткнуть”, и начинает раскручивать выбранного для этого недоросля. Деньги и хорошая аппаратура делают свое дело. И на экранах начинают мелькать низкопробные новоиспеченные “звездочки”, удовлетворяя плохой вкус зрителя. Посияв определенное время, они выбрасываются, как отработанный шлак, зачастую обреченные на алкоголизм, наркоманию, Депрессию. Какое-то время еще идет свет от “потухшей звезды”, но недолго. Особенному унижению подвергаются юные леди. Прежде чем попасть на сцену, они используются шоу-дельцами в качестве секс-игрушек, переходя из рук в руки. Клеймо позора и психическая травма остаются на всю жизнь. Одна молодая женщина рыдала в кабинете психолога: жертва сексуальных утех была обманута покровителями, “звездой” не стала, зато превратилась в алкоголичку и проститутку. “Я вас люблю! Я такой же, как вы! И мой холодильник пуст...” - подобные “звездные” возгласы часто слышатся со сцены. Ну а за кулисами какой-нибудь поп-идол может и плюнуть в лицо поклонника. Здесь имеет место “эффект отталкивающего притяжения”. То есть, как призналась одна местная знаменитость, “на сцене я общаюсь с Богом, а не с толпой”, поэтому и создается иллюзия панибратства и псевдодушевности. “Эффект зоопарка” затрагивает и “звезд”, и их созерцателей. Человек видит кенгуру на картинке или экране, но хочет посмотреть, каков он живьем, хотя бы и в клетке зоопарка. Так и в отношении к известным личностям. В принципе, и “звезда” загоняет себя в клетку, то есть в несвободу, поскольку не только отгораживается от простых смертных “железным занавесом”, купаясь в лучах славы, но и окружает себя телохранителями, а то и свитой таковых. В общем, чем ярче “звезда”, тем она более несвободна. Вам еще хочется стать знаменитым? Нам кажутся недосягаемыми «звезды» кино, эстрады, спорта. Эти люди словно из какой-то придуманной, «ненашенской» жизни. Одни из них молниеносно взлетают и так же быстро гаснут, а другие надолго задерживаются на небосклоне. О том, как делаются «звезды», о «звездности» обычно расспрашивают продюсеров или шоуменов. Но давайте попробуем взглянуть на это с несколько необычного ракурса, к примеру, психологического. Довольно часто на концертных площадках, в гостиницах приходится пересекаться с нашими «звездами». Мы не претендуем на глубокий анализ и бесспорные выводы, но у нас от общения со «звездами» сложилось определенное мнение и скорее всего, «врачебные» выводы. Что такое для нас «звезда»? Это то , что над нами, где-то высоко. Еще известный психолог Адлер заметил, что в человеке заложена проекция совершенствования, стремление к достижению известности, реализация себя. Вот пиком такого совершенствования и является «звездность». Любопытно взглянуть на это с точки зрения того, что здесь является искусственным и что естественным. К сожалению, в мире шоу-бизнеса искусственное рождение «звезд» превалирует. Хороший шоу-бизнесмен знает, что нужно той или иной социальной прослойке, какое событие интересно сегодня, какая песня или книга пойдут на «ура». Погиб Листьев, и тут же вышла повесть о нем. Кажется, Любимов все еще судится с автором этой повести, но это уже детали... Так что шоу-бизнесмен не только прекрасно представляет конъюнктуру, но и умеет мгновенно заполнить пустующую нишу, заткнуть ее какой-то «звездой», которая из себя ничего порой не представляет. В этом и есть элемент искусственного создания «звезд». Здесь главное — вовремя «пискнуть». Ведь как бывает? Человеку дали эфирное время — он может долго говорить, даже часто появляться на экране, но оставаться незаметным. А можно выйти лишь раз, и об этом будут говорить все. Недавно молодой фашист Веденкин дал интервью и за полчаса наделал такого шума, что о нем узнали все. Если загораются такие «звезды», то напрашивается вопрос — кому это нужно? Но это уже политика. Когда впервые готовились к полету в космос, то главным претендентом на мировую «звезду» — первого космонавта — был Титов. От решения Королева зависело, кто из подготовленных к полету парней войдет в историю. Выбор пал на Гагарина. Здесь тоже есть элемент искусственности, но несколько иного плана. Сейчас решается проблема борьбы с раком. Над этим бьются несколько групп ученых. Они могут подойти к решению одновременно, и встанет вопрос — кого из врачей включать в список, который тоже войдет в историю? Что касается естественного появления «звезды», то это, как правило, талант, самородок, которому даже препоны не помешают подняться, он пробивается вопреки всему. Тот же феномен Высоцкого. Но допустим, тем или иным способом «звезда» поднялась на небосклон. Здесь ее поджидает ловушка — «звездная болезнь». Это состояние, когда человек неадекватно, очень необъективно воспринимает себя. «Звездная болезнь» — это своего рода невроз, который проявляется в раздражительности, потере аппетита, бессоннице, неспособности работать. Именно на такие симптомы жаловались обращавшиеся ко мне «звезды» эстрады. Типичное поведение в фазе «звездности» — обидчивость, завышенная самооценка, болезненное восприятие похвалы в адрес другого исполнителя. Общаясь с одним довольно известным бардом, я был свидетелем того, как он чуть не расплакался, словно ребенок, когда его попросили исполнить песню другого автора. То, что хотят слышать не его песни, а кого-то другого, воспринималось как личное оскорбление. И это довольно типичная ситуация. Не исключение здесь и певцы татарской эстрады, многие из которых не в силах скрыть горечи, если в их присутствии хвалят других. Если не хватает житейской мудрости, чтобы оценить себя и других реально, то и возникает болезнь со всеми вытекающими последствиями. Особенно подвержены ей люди инфантильные, духовно незрелые. Ведь часто на совсем юных, несформировавшихся, необразованных ребят сваливается бремя славы стараниями пронырливого мэна. Но ребята к этому не готовы. Главная опасность здесь в том, что в состоянии «звездной болезни» человек не может творить, элемент творчества исчезает. Почему? Подобное происходит со студентами, поступившими в престижный вуз. Преподаватели. МГИМО, к примеру, признаются, что часть студентов-первокурсников первые два месяца от радости просто не могут начать учиться — мешает эйфория. Здесь то же самое — паря от радости, «звезда» теряет способность работать, двигаться дальше. В этом, кстати, кроется и глубинная причина алкоголизма, которым страдают многие российские артисты. Я занимаюсь лечением алкоголизма, и иногда именно с этой проблемой они обращались ко мне. Принято считать, что творческие люди пьют из-за необходимости расслабиться после спектакля или концерта. Считаю, что дело здесь совсем в другом — все в той же «звездности». Они достигают того, к чему стремились, взобравшись на вершину, получают все. «Звезда» не может справиться с огромной радостью, эйфорией, появляется сильное напряжение, которое и снимается водкой. Многие признаются, что на пике славы ощущают образовавшийся вокруг вакуум, пустоту, одиночество, от которых спасаются опять же с помощью алкоголя или наркотиков. Так что алкоголизм — лишь следствие, а можно ли вылечить саму «звездную болезнь»? Лекарство здесь только одно — «звезду» снимают с ее высот, приземляют. Некоторым везет — получают отрезвление хорошей критикой в самом начале пути. После этого начинается настоящая работа. В другом случае импресарио дает «звезде» установку на новую высоту, новую планку, заставляя работать. Более эффективен постепенный восход на вершину, когда составляется договор, действуют жесткие рамки контракта, а награды, похвала выдаются умеренными порциями. Нам трудно оценивать себя реально, нужен объективный взгляд со стороны, и если рядом с настоящей «звездой» окажется такой человек, то у нее есть все шансы быть в зените. Психология звёзд телевидения или мордалов. В СМИ как-то больше говорят о чисто внешних последствиях событий вокруг НТВ, а о внутренних, моральных умалчивают... Чисто моральный ущерб ещё как-то можно пережить, а вот вред психическому здоровью - это уже серьёзнее. Среди работников телевидения есть группа психического риска. В неё преимущественно входят некоторые тележурналисты и телеведущие, страдающие теленаркотизмом. Выходить в эфир - это специфическая профессия, вызывающая особые переживания. Плоды её видит многомиллионная аудитория. Поэтому и последствия после прекращения этой работы тоже специфические. Многие тележурналисты региональных и центральных телекомпаний с которыми мне приходилось общаться, признавались, что телевидение - это в прямом смысле наркотик. Стоило им только один раз выйти в эфир как появлялась патологическая тяга к эфиру, которую вычеркнуть из сознания уже было невозможно. В своей диссертационной работе я показал, что наркотическим средством является такое средство, с помощью которого личность не заслуженно, искусственно, без преодолений достигает состояния эйфории, кайфа, иллюзии величия и признания и т. д. Поэтому не обязательно этим средством может быть наркотическое вещество. Благодаря выходу в телеэфир личность без особых усилий и порой незаслуженно может представлять себя всему обществу и ощущать иллюзию величия и ума, хотя и говорит глядя в телесуфлёр и порой ничего как личность не представляет и всё это, по сути своей, чисто мордальный синдром и известность. Символы, которые излучает такая личность через телеэкран, часто никакого отношения к ней не имеют. Они живут своей жизнью. Личность паразитирует на них. Более того, она может погреться в лучах славы личностей действительно имеющих славу. Во всём этом и лежит основа теленаркотизма. Как избавиться от этого теленаркотизма? Для начала надо глубоко, до смеха и слёз, осознать это явление. Увы, сознание большинства из телеличностей устроено так, что они не могут принять факт, что все их «выдающиеся достижения» - это всего лишь иллюзия и зацикливаются на этом настолько, что начинают страдать телеманией, как особой формой мании величия. Не в этом ли заключена причина частой журналистской холодности и стервятничества? (Кстати, благодаря этому НТВ спокойно съела ТВ-6, как едят голодные волки друг друга, хотя и под руководством главного вожака стаи). Согласно нашим наблюдениям, в некоторых случаях мания телеведущих по своим психофизиологическим характеристикам ничем не отличается от наркомании. Тот же выброс в мозг соответствующих нейромедиаторов, те же переживания, та же неадекватность, те же стеклянные глаза при восприятии живого простого человека, те же ломки, депрессии и абстиненции после отстранения от эфира, и наконец, те же капельницы. Именно поэтому после увольнения многие из них начинают компенсировать телевидение родственным средством - алкоголем и т.п. Как не обидно это говорить, история многих региональных телекомпаний - это история спившихся дикторов и тележурналистов. К сожалению, в течении оставшейся жизни они часто не могут найти достойную замену эйфории, которую давало телевидение. Очевидно, что эта участь не только героев теле-, но и киноэкрана. А бывало и наоборот, когда благодаря появлению телемании личность избавлялась от уже имевшейся алкогольной мании. Мы предполагаем, что некоторые тележурналисты с вами не согласятся. Неужели это так? Алкоголик и наркоман также не сразу понимают, что имеют зависимость. Они уверены, что могут бросить потреблять и ничего не произойдёт, но стоит им только попасть в ситуацию долгого воздержания, как у них начинаются беспокойства и возникает желание потребить. В случае теленаркотизма, всё аналогично. Стоит только лишить телеэфира личность привыкшую к нему, как она, через определённое время, начинает чувствовать беспокойство. При сильной степени теленаркотизма, эфир уже не даёт той радости, как это было вначале, но без эфира личность уже жить не может. Это своего рода телевизионная психологическая ловушка. Поэтому некоторые главные редактора и руководители телевидения часто выступают либо в роли «теленаркодельцов», либо в роли «теленаркологов». Но у нас есть «теленаркодельцы», которые сами выходят в эфир. Сколько хотят, столько его и «потребляют». Именно поэтому, некоторые из них страдают запущенной формой телемании или мании величия. Кстати об этом недавно отмечал и сам Сванидзе, когда говорил об НТВ, но это касается и других телекомпаний. Существует ли разница этих явлений между региональными и центральными телекомпаниями? Особой разницы нет. Самые сильные ломки, на мой взгляд, возникают у тележурналистов, сидящих на «телеостанкинской игле». Я консультировал детей, страдающих этим недугом благодаря детским передачам центрального телевидения. Приходилось заниматься ломками региональных тележурналистов. Благодаря телеэфиру многие из них долгое время находятся в неестественной позе «идеального человека-кумира». После отстранения от эфира всё это разваливается как карточный домик. Личность будто подменяют. И что ей делать? Об этих психологических особенностях должны знать руководители телевидения. К сожалению, они часто калечат своих «детей», бросая их на произвол. А их необходимо «снимать с телеиглы», уменьшая дозу телеэфира постепенно или давать эфирное время настолько, чтобы не развивалась телемания. К сожалению, эти правила обычно нарушаются и доза эфирного времени растёт по |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 191. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |