Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Игры, направленные на помощь в совместной деятельности




Игры и упражнения на сплочение группы

1. «Дотронься до цвета». По команде ведущего необходимо дотронуться до определённого цвета, причём нельзя касаться этого цвета на себе и на ведущем. Игра «на вылет», то есть последний коснувшийся выбывает, однако на тех, кто не играет, касаться цветов можно.

2. «Атомы». Все играющие хаотично бродят по площадке, по команде ведущего они должны объединиться в молекулы с заданным числом атомов (например, по пять). Игра тоже «на вылет».

3. «Гусеница». Дети становятся друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. После этих приготовлений ведущий объясняет, что команда — это гусеница и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать, как она спит, как ест, как умывается, как делает зарядку; всё, что придёт в голову.

4. «Подъёмный кран». Эта игра требует групповой работы и ориентирована на развитие умения действовать согласованно. Один из участников игры ложится, а остальные участники поднимают его, поддерживая каждый одной рукой. При дружных совместных условиях группа легко поднимает любого участника, даже самого грузного. Те, кого поднимают, придумывают себе роль и сообщают её всем. Роли могут быть следующими: тренер победившей команды; полковник, выигравший битву; балерина, взметнувшаяся ввысь в танце; пловец, поднявшийся на гребень волны; облако, летящее по небу в жаркий день; бревно на субботнике и т.п. По завершении игрового действия проводится анализ происходившего.

 

Игры, направленные на помощь в совместной деятельности

1. «Закончи рисунки». Дети сидят в кругу. У каждого — набор фломастеров или карандашей и листок бумаги. Воспитатель говорит: «Сейчас каждый из вас начнёт рисовать свою картинку. По моему хлопку вы прервёте рисование и тут же отдадите свою незаконченную картинку соседу слева. Он продолжит рисовать вашу картинку, затем по моему хлопку прервётся и отдаст её своему соседу. И так до тех пор, пока тот рисунок, с которого вы начинали, не вернётся к вам». Дети начинают рисовать любую картинку, затем по хлопку воспитателя передают её одному соседу и одновременно получают от другого соседа его картинку. После того как картинки обошли полный круг и вернулись к своим первоначальным авторам, можно обсудить, что в результате получилось и кто из ребят что нарисовал на каждом общем рисунке. Такое же задание можно организовать на материале лепки или аппликации.

2. «Рукавички». Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички с различными незакрашенными узорами. Количество пар рукавичек должно соответствовать количеству пар участников игры. Каждому ребёнку даётся вырезанная из бумаги рукавичка и предлагается найти свою пару, т.е. рукавичку с точно таким же узором. Одинаковых половинок две, они образуют пару. Дети ходят по комнате и ищут свою пару. После того как каждая пара рукавичек встретится, дети должны как можно быстрее раскрасить одинаково рукавички, причём им даётся только три карандаша разного цвета.

3. «Угадай-ка». Дети объединяются в пары или тройки. «Сейчас мы с вами поиграем в игру "Угадай-ка", — говорит воспитатель, — вы договоритесь между собой, какой рисунок выложить на дощечке. Чтобы никто не услышал, надо подвинуться друг к другу ближе, обнять за плечи, наклониться и говорить шёпотом. Потом вы все вместе выкладываете свой общий рисунок, а когда он будет готов, остальные попытаются угадать, что вы изобразили». Дети договариваются друг с другом о сюжете рисунка, выкладывают его. После этого вся группа угадывает, какой рисунок задумали ребята. Подобное задание того же типа можно провести на материале рисунка или аппликации.

4. «Мастер и подмастерья». Воспитатель делит группу на подгруппы по три-четыре человека. Один ребёнок мастер, остальные — подмастерья. Воспитатель говорит: «В нашем городе объявлен конкурс на самую лучшую аппликацию, в котором принимают участие самые знаменитые мастера. У каждого мастера есть свои подмастерья, которые в точности должны выполнять все его инструкции. Аппликация должна быть создана как можно быстрее. Мастер придумывает сюжет и распределяет обязанности: один должен вырезать детали нужной формы, другой — искать нужные цвета, третий — намазывать клей. Мастер будет наклеивать детали на лист бумаги». После того как работы готовы, устраивается выставка.

5. «Общая картина». Воспитатель приносит большой лист ватмана и говорит: «Помните, в самом начале мы с вами играли в зверей в лесу? В нашем лесу жили добрые животные, которые друг друга очень любили, всегда были готовы прийти на помощь другому и никогда не ссорились. Сегодня мы с вами все вместе нарисуем этот лес и всех его обитателей, ведь мы так на них похожи: мы тоже любим друг друга, всегда помогаем и никогда друг с другом не ссоримся!»

6. «Найди свой дом». Игра на сплочение, установление доверительного контакта между детьми. Дети сидят на стульчиках. У них в руках разные игрушки. На словах ведущего: «Пойдём гулять!» — все оставляют «дома» (на стульчиках) игрушки и идут за ним. В течение какого-то времени все участники ходят, прыгают, бегают по помещению, а ведущий незаметно меняет местами игрушки. Затем он говорит: «Дождь пошёл!» — и все убегают в свои «домики». Но так как на их стульчиках теперь сидят не их игрушки, дети должны найти свою и «переехать к ней» (сесть на стульчик со своей игрушкой).

7. «Продолжи движение». Цель игры: научить согласовывать свои действия с другими. Дети стоят в кругу. Водящий начинает выполнять какое-нибудь движение (например, приседает, встаёт на одну ногу, поднимает руки вверх и т.д.). По сигналу водящий останав­ливается — замирает, а его движение подхватывает сосед справа. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в роли водящего. Примечание: важно, чтобы движение водящего повто­рялось именно с того момента, где оно закончилось.

8. «Встаньте все те, кто…»Цель игры: развитие внимания, наблюдательности. Дети сидят на стульях. Ведущий говорит: «Встаньте те, у ко­го: светлые волосы (карие глаза; в одежде есть синий цвет; пи­шет левой рукой; любит танцевать и т.д.)». Примечание: дети 5 лет и старше могут играть роль ведущего.

9. «Скульптура». Цель игры: научить работать в парах, согласовывать действия. Участники разбиваются на пары. Ведущий предлагает им договориться, кто из них будет скульптором, а кто — «глиной», какого сказочного персонажа будет лепить скульптор. Затем скульптор начинает лепить, бережно прикасаясь к «глине». «Глина» — очень послушный материал, поэтому во всём слушается скульптора, но не может говорить. Когда скульп­тор закончит свою работу, он оживляет свою скульптуру. Та на­чинает двигаться так, чтобы другие дети смогли догадаться.

10.  «Паучки и комары». Цель игры: создание эмоционально-положительного фона. Все дети — комарики, они под спокойную музыку двигаются по игровой комнате. Два ребёнка, взявшись за руки, изобража­ют паучков. Задача паучков — двигаясь под музыку, запятнать как можно большее количество комариков. Те дети, до которых дотронулся паучок, садятся на стулья. Когда все комарики пой­маны, выбирается следующая пара паучков и игра возобнов­ляется. Примечание: для детей старше 5 лет можно выбрать две пары паучков.            

11.  «Разговор через стекло». Цель игры: научить использовать мимику и жесты в общении. Дети делятся на пары. Ведущий даёт задание: «Представьте себе, что один из вас зашёл в магазин, а другой остался на ули­це, но забыл сказать товарищу, что необходимо купить в мага­зине. Попробуйте с помощью жестов договориться о покупке. Голос использовать нельзя, потому что в магазине очень толстое стекло и через него ничего не слышно». Примечание: начинать игру стоит с работы одной пары, остальные дети наблюдают. Затем следует обсудить, правильно ли играющие поняли друг друга и что им помогло догадаться.

12.  «Страна лягушат». Цель игры: научить общаться без слов. Ведущий говорит: «на поляне в лесу протекает ручеёк, и там живут удивительно дружелюбные и вежливые лягушата. Они не умеют разговаривать, но общаются с помощью жестов, при встрече здороваются ладошками. Когда хотят узнать, как дела, прикасаются к плечу. Отвечают с помощью мимики и жестов. Давайте и мы превратимся в лягушат, и "поговорим" на их языке».

13.  «Разговор на незнакомом языке». Цель игры: учить работать в команде, понимать интонацию говорящего. Дети сидят на стульях, выбирается ведущий, которому дети будут задавать различные вопросы, например: «Ты сегодня дома завтракал?», «У тебя есть дома книжка про ...?», «Хочешь со мной поиграть?». Ведущий должен ответить на непонятном языке («та-та-та», «пра-мо-мо» и т.д.), используя интонацию в голосе так, чтобы спрашивающий ребёнок мог понять его ответ.

14.  «Ласковые имена». Цель игры: установление положительного контакта между детьми. Взрослый предлагает детям: «Назови своего соседа ла­сковым именем так, чтобы ему было приятно». Примечание: в игре можно использовать какой-нибудь предмет (например, игрушку, цветок и т.п.). Передавая его соседу, ребёнок называет того ласковым именем.

15.  «Помоги другу». Цель игры: развитие партнёрских отношений, взаимопомощи, умения работать в команде. Дети делятся на пары. Одному из них завязывают глаза. На полу между двумя стульями расставлены крупные игруш­ки. Одному ребёнку из пары необходимо провести партнёра с завязанными глазами от одного стула к другому так, чтобы ни одна игрушка не была сбита.

 

Игры для знакомства

1. «Хоровод». Участники стоят по кругу, лицом к центру. Один из участников, назначенный ведущим, находится с внешней стороны круга. Двигаясь вдоль линии круга позади стоящих, он выбирает одного из участников, касаясь рукой его плеча, и продолжает своё движение в том же направлении. Выбранный участник начинает двигаться вдоль круга в противоположном направлении, оставив своё место свободным. Таким образом, они идут навстречу друг другу. При встрече они должны поздороваться и представиться. Повторив имена друг друга три раза с разной интонацией или по-разному обращаясь друг к другу, они идут дальше. Тот, кто быстрее достигает свободного места, занимает его и остаётся в круге. Участник, которому не досталось места в круге, продолжает своё движение, выбирает следующего участника для знакомства и т.д., пока все не познакомятся. Примечание:это упражнение можно использовать в самом начале работы с группой, участники которой не знакомы друг с другом, для более уверенного запоминания имён друг друга.

Однако если изменить задание, например, попросив участников сделать друг другу комплимент или пожелать доброго утра и т.д., то это упражнение можно использовать в занятии по эффективному общению или для создания доброжелательной атмосферы в группе.

2.«Снежный ком».По кругу каждый называет своё имя и имена всех уже назвавшихся перед ним.

Примечание:упражнение способствует запоминанию имён участников в незнакомой группе, вниманию, знакомству, уважению друг друга, сплочению группы. Лучше выполнять его с количеством участников не более 20.

3.«3 правды и 1 ложь».Дайте задание участникам написать своё имя на листе бумаги и описать четыре факта из своей жизни, три из которых правда и одна ложь. Попросите всех объединиться в пары. В парах участники зачитывают друг другу эту информацию и пытаются угадать, что является правдой, а что — ложью.

По окончании работы в парах попросите участников поделиться, легко ли было угадать, что было ложью, а что правдой. Некоторые участники могут рассказать всей группе о самых интересных моментах, почему было трудно угадать, соответствовало ли то, что написал партнёр, их представлениям о нём/ней и т.д. Примечание:это упражнение можно использовать в качестве одного из упражнений для сплочения группы. При работе с детьми лучше не включать его в план занятия, если вы находитесь в самом начале вашей работы (2–3 занятия) и доброжелательные отношения в группе ещё не сформировались.

4.«Коля — Алёна».Участники в круге задают ритм с помощью хлопков в ладоши и хлопков по коленям.

Затем ведущий называет своё имя и имя того, на кого смотрит, не выпадая из ритма. Затем тот, кого назвал ведущий, произносит своё имя и имя следующего участника, на кого обратил свой взгляд, и так до тех пор, пока все не назвали свои имена. Важно во время называния чужого имени смотреть на адресата и не выпадать из ритма. Примечание:упражнение направлено на более тесное знакомство участников, развитие

внимания, наблюдательности, координации.

5. «Что изменилось?» Участники разбиваются на пары, и пары объединяются в группы по 4 человека. Партнёры изучают и пытаются запомнить внешность друг друга. Потом один из них поворачивается спиной, пока трое других совершают три изменения во внешности второго партнёра, например, переодевают часы с одной руки на другую, убирают очки, закатывают рукава. Другой игрок поворачивается и пытается указать на те три вещи, которые изменились. Потом игроки меняются местами. Примечание: упражнение способствует формированию коммуникативной компетентности, участники активно включены в работу, выполняя совместную деятельность и взаимодействуя друг с другом.

5 (вариант). Участники разбиваются на пары. Партнёры в паре, стоя напротив друг друга, изучают и запоминают внешность друг друга. Затем по команде ведущего они поворачиваются спиной и изменяют что-то одно в своей внешности или одежде (например, перекалывают волосы или надевают часы на другую руку). По команде ведущего партнёры поворачиваются лицом друг к другу и пытаются отыскать изменение. Затем снова по команде поворачиваются спиной друг к другу и проводят три изменения в своей внешности. Повернувшись лицом, определяют, какие изменения произошли у партнёра.

6. «Передай свёрток». Ведущий завернул маленький подарок в бумагу во множество слоёв, на каждом из которых написано задание или вопрос. Примеры заданий: спеть песню, обнять человека рядом с тобой и т.д. Это могут быть вопросы, например, какой твой любимый цвет, как тебя зовут. Ведущий включает музыку или хлопает в ладоши, если музыки нет. Участники передают свёрток по кругу или бросают его друг другу. Когда ведущий останавливает музыку или хлопанье, человек, который держит свёрток, снимает один слой бумаги, читает своё задание или вопрос и выполняет его.

Игра продолжается, пока все слои не развёрнуты. Подарок достаётся человеку, снявшему последний слой бумаги. Примечание: данное упражнение стимулирует внимание участников, активизирует их творческие способности, вовлекает их в совместную деятельность, помогает лучше узнать друг друга. Энергизатор можно проводить как в начале, так и в конце занятия.

7. «Считалочка».Попросите участников образовать круг. Объясните, что группе нужно сосчитать вместе числа от одного до 50. Но существуют новые правила: вместо 7 или любого числа, кратного 7, нужно хлопнуть в ладоши. Если кто-то хлопнул в ладоши при обозначении числа, не кратного 7, группа продолжает счёт, но в обратном порядке от «прохлопанного» числа до 1, если кто-то назвал число, делящееся на 7, счёт начинается снова. Примечание: данное упражнение подходит для начала проведения занятия. Внимательно считая вместе, участники активизируют своё внимание и вовлекаются в групповую деятельность.

8. «Баланс в группе». Попросите участников разбиться на пары. Попросите пары, держась за руки, приседать и вставать, не отпуская рук. Повторите то же самое упражнение вчетвером, потом ввосьмером в кругу. Попросите в каждой группе рассчитаться по чётным и нечётным числам. По сигналу чётные номера идут назад, а нечётные вперёд, достигая баланса в группе. Примечание: в ходе данного упражнения участники вовлекаются в совместную деятельность. Лучше применять его в начале вашего занятия.

9. «Мяч». Каждый участник по кругу называет своё имя. Второй круг проводится с повторением трёх имён: имени соседа справа, своего имени и соседа слева. Участник, называя себя, кидает мячик любому члену группы, тот называет своё имя и кидает мячик кому-либо по своему выбору. В следующий раз участник уже называет не только своё имя, но и имя того, кому бросает мяч. Примечание: это задание следует использовать на первых этапах вашей работы с группой с целью познакомить участников. В ходе упражнения участники запоминают имена тех, с кем предстоит работать в ходе занятия (тренинга).

10. «Пожелание». Ведущий просит участников группы сесть в круг и говорит инструкцию: «Давайте начнём (закончим) сегодняшний день с того, что выскажем друг другу пожелания на день (на следующий день), и сделаем это так. Кто-нибудь встанет, подойдёт к любому другому, поздоровается с ним и выскажет ему пожелание. Тот, к кому подошёл первый участник, в свою очередь подойдёт к следующему, и так далее до тех пор, пока каждый из вас не получит пожелание». Примечание: данный энергизатор заряжает участников положительными эмоциями, развивает в них творческие способности, стимулирует быть внимательными, чтобы не повториться. Это упражнение одинаково хорошо проводить как в начале вашего занятия, так в конце в качестве оптимизатора.

11. «Комплимент». Участники группы встают в круг. Один из участников поворачивается к своему соседу и говорит ему что-нибудь хорошее. Тот в ответ должен сказать спасибо и в свою очередь повернуться к следующему. И так до тех пор, пока каждый из участников не получит комплимент. Играя в эту и подобные игры, можно передавать друг другу какой-то ставший традиционным предмет, например, сердечко, сшитое из ткани. Примечание: данное упражнение можно применять и на начальном, и на завершающем этапе вашего занятия. Задание развивает творческие способности, участники группы чувствуют себя включёнными в групповой процесс.

12. «Давайте похлопаем». Участники располагаются по кругу. Ведущий задаёт играющим различные закрытые вопросы (вопросы, на которые участник должен ответить утвердительно или отрицательно), можно и шуточные. Участник, отвечающий на предложенный вопрос, встаёт, а остальные громко ему аплодируют. Необходимо, чтобы каждый встал, особенно если это детская группа. Примечание: это упражнение помогает участникам лучше узнать друг друга, почувствовать себя увереннее и комфортнее в группе. В дальнейшем можно предложить самим придумать вопросы. Данное задание направлено на сплочение группы, стимулирует концентрацию внимания. Можно проводить и в начале, и в конце вашего занятия.

13. «Что? Где? Когда?» Ведущий задаёт участникам группы вопросы, ответы на которые широко известны, и предлагает участникам ответить на них письменно индивидуально, а затем — объединиться в пары или группы и суммировать варианты ответов (предоставить для работы несколько минут). Группы должны дать большее количество ответов, чем отдельный человек. Примеры вопросов: 1. Назовите по порядку планеты Солнечной системы; 2. Назовите названия российских рек, которые начинаются на букву О. Примечание: данное упражнение демонстрирует ребятам эффект синергии, когда эффективность группового взаимодействия выше, чем у каждого участника по отдельности. В ходе выполнения задания ребята активизируются, у них появляется спортивный азарт, усиливаются мыслительные процессы. Лучше применять этот энергизатор в начале вашего занятия.

14. «Знакомство в парах». Участники объединяются в пары с теми участниками, с которыми мало знакомы. В течение одной минуты в каждой паре участники по очереди рассказывают друг другу о себе, своей работе, любимых занятиях и т.д. Затем один участник садится на стул, его напарник становится за его спиной и рассказывает о своём партнёре от первого лица. Сидящий на стуле слушает молча. Остальные участники могут задавать вопросы. Вариант: рассказ о партнёре от своего имени, не вставая у него за спиной. Примечание: благодаря этому упражнению участники знакомятся, приобретают опыт общения, опыт восприятия информации о партнёре и о себе со стороны, внимания и уважения личности партнёра, способствует созданию безопасной атмосферы. Необходимо учитывать, что упражнение вызывает сильные переживания, оговорить условие, что участник может не сообщать о себе информацию, которую не хотел бы афишировать.

15. «Невербальное знакомство».Участникам предлагается молча и хаотично здороваться друг с другом: а) руками, с закрытыми глазами; б) глазами; в) спинами и т.д. Примечание: упражнение способствует приобретению опыта преодоления барьеров в общении, осознания собственных сложностей. Упражнение можно проводить при достаточной разогретости группы, не в начале занятия.

16. «Надписи на спине». Участникам на спину прикрепляется листок бумаги, и все хаотично ходят по комнате и пишут на спинах то, что им нравится в этом человеке. Вариант — усложнение задачи, например, писать то, что хотелось бы изменить в этом человеке. Примечание: упражнение способствует формированию доверия к группе, получению опыта позитивной обратной связи. Выполнение упражнения возможно при достаточно высоком уровне безопасности в группе.

17. «Я люблю себя за...» Каждый участник по очереди выходит в центр круга и в течение одной минуты перечисляет, за что он себя любит, начиная словами: «Я люблю себя за ...» и затем больше их не повторяя. Примечание: упражнение способствует развитию навыка говорить о своих качествах без стеснения, самовыражения, повышения самооценки, самоуважения. Выполняется при достаточно доверительной обстановке в группе.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 656.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...