Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Существительные с уменьшительно-ласкательным значением
1. Упражнение в образовании и практическом употреблении существительных с уменьшительно-ласкательным значением. 2. Знакомство с ласкательными именами людей. 3. Договаривание предложений. Оборудование: Две куклы (большая и маленькая). Текст русской народной песенки «Петушок». Предметные картинки: а)игрушки большие и маленькие; б)серия «Большой—маленький» из пособия Т.Б. Филичевой «Дидактический материал...» План занятия I. Рассматривание маленькой куколки и придумывание ей ласковых имен каждым ребенком. II. Игра «Катя и Катенька» — договаривание предложений. 1. Рассматривание частей тела кукол, сравнение, проговаривание. Это большая кукла Катя. — А это маленькая куколка (Катенъка). У Кати большая голова. -А у Катеньки маленькая (головка). У Кати большие руки. -А у Катеньки маленькие (ручки). У Кати большие ноги. -А у Катеньки маленькие (ножки). У Кати большое тело. -А у Катеньки маленькое (тельце). -У Кати длинные красивые волосы. — А у Катеньки длинные красивые(волосики). 2. Рассматривание одежды кукол У Кати нарядное платье — А у Катеньки нарядное (платьице) с короткими (длинными) рукавами, — с короткими (длинными) (рукавчиками), с кружевным воротником, — с кружевным (воротничком), с нарядными оборками — с нарядными (оборочками) и узким поясом. — и узеньким (пояском). III. Игра «Подарим игрушки Кате и Катеньке»: а) с картинками, на которых изображены игрушки, отличающиеся только размером; б) с придуманными детьми словами. IV. Игра «Назовем ласково»: Катя — Катенька Ваня — мама — Оля — Петя — папа — Люся — Саша — хлеб — Валя — Саня — масло — Маша — Миша — молоко — Таня — Костя — трава — Наташа — Коля — дерево — Юля — Толя — дом — Соня — Вова — лист — V. Физкультминутка. VI. Выделение слов с уменьшительно-ласкательным значением из русской народной песенки «Петушок»: Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка, Выгляни в окошко, Дам тебе горошка. VII. Игра «Большой—маленький» по серии картинок с данным названием. VIII. Итог. Называние друг друга ласковыми именами. Закрепление вне занятия. 1. Инсценирование сказки «Теремок». 2. Чтение с элементами драматизации сказки «Петушок и бобовое зернышко». 3. Игра «Назови ласково» (членов семьи, близких людей). 4. Игра «Большой—маленький». 5. Аппликация «Игрушки для Кати и Катеньки».
Занятие 8 Тема. Притяжательные местоимения МОЙ, МОЯ Цель: 1. Практическое усвоение рода существительных. Соотнесение существительных мужского и женского рода с притяжательными местоимениями МОЙ, МОЯ. 2.Упражнения в употреблении притяжательных местоимений МОЙ, МОЯ. 3.Совершенствование мыслительных операций обобщение, классификация, исключение. Оборудование: Сундучок с одеждой детей (по 1 предмету, принадлежащему каждому ребенку), 2 «лишними»предметами (шапка, тапка). Предметные картинки: одежда, обувь, головные уборы из пособия Т.Б. Филичевой «Дидактический материал...». План занятия I. Называние головных уборов, обуви, одежды (сложная, 3-ступенчатая инструкция). II. Игра «Чудесный сундучок». 1. Инструкция: а) вынимаете из сундучка только предметы, относящиеся к одежде; б) называете их словами мой или моя, если это ваши вещи; в) а если это не ваши вещи, то со словами не мой или не моя; г) тогда хозяин вещей должен их назвать со словами мой или моя. 2. Игровые действия детей — по очереди выходят к столу, достают из сундучка и по инструкции проговаривают предметы. 3. Лишними остаются шапка и тапка. Дети объясняют, почему они лишние. 4. Дети быстро уносят вещи в свои шкафчики.
III. Закрепление рода существительного тапка (туфля) — прямой и обратный счет в сочетании с местоимением моя — 1-->-5 — моя тапка (туфля). IV. Игра «4-ый лишний» — исключение «лишнего» с использованием притяжательных местоимений мой, моя и проговариванием объяснения: рубашка, плащ, костюм, шляпа — варежки, майка, валенки, свитер — халат, юбка, носки, панама — Образец: «Моя рубашка, мой плащ, мой костюм, моя шляпа. Шляпа лишняя. Это головной убор». V. Подбор оставшихся картинок к местоимениям моя, мой: рубашка, плащ, костюм варежки, майка, свитер халат, юбка, носки Дети уносят картинки на столы. VI. Игра «Телефон» — припоминание и проговаривание с местоимениями мой, моя одежды из «Чудесного сундучка». VII. Игра «Бегите ко мне» с картинками: а) на правое панно выставляются картинки к слову мой; б) на левое панно выставляются картинки к слову моя.
VIII. Итог. Закрепление вне занятия 1. Игра «Промтоварный магазин». 2. Игра «Эхо» — подбор предметов к местоимениям мой, моя. 3. Игра «Назови части предмета» (одежда, обувь). 4. Игра «Телефон» (детская одежда, зимняя, летняя одежда). 5. Декоративное рисование «Украсим платье (варежки, сарафан)». Анятие 9 Тема. Глаголы прошедшего времени единственного числа Цель: 1. Практическое усвоение (понимание) прошедшего времени глаголов. 2. Согласование глаголов прошедшего времени единственного числа с существительными в роде. 3. Развитие диалогической речи. 4. Подготовка к выделению слова из предложения и схематическому обозначению слов в предложении. Оборудование: Парные сюжетные картинки на настоящее и прошедшее время глаголов (совершенный и несовершенный вид) из пособия Т.Б. Филичевой «Дидактический материал...». Сюжетные картинки из занятий 2, 3. Предметные картинки: Гном, мальчик Ваня и девочка Таня, хлеб, конфеты, пряники, бублик. Полоски для схематического обозначения слов. План занятия I. Называние действий, кроме топать, хлопать, прыгать. II. Игра «Сейчас или раньше» — упражнение в различении глаголов настоящего и прошедшего времени (вид глагола не принимается во внимание): 1. Парные картинки из пособия Т.Б. Филичевой в конвертах на столах у детей (у каждого пара). 2. Сначала отбираются и выставляются на левое панно картинки, к которым подходит слово сейчас с обязательным проговариванием картинок со словом сейчас. 3. Затем проговариваются и выставляются на правое панно картинки, к которым подходит слово раньше (вчера). 4. Упражнение в постановке вопросов к картинкам на левом и правом панно. Сопоставление вопросов. III. Игра с картинками на правом панно «Скажем про Таню и Ваню» — упражнение в различении и употребление в речи глаголов мужского и женского рода единственного числа прошедшего времени. Дети делятся на 2 команды: Танину и Ванину. Танина команда отбирает и проговаривает картинки и вопросы к ним про Таню: Таня подметала пол. Что делала Таня? Ванина команда отбирает и проговаривает картинки и вопросы к ним про Ваню: Ваня делал тачку. Что делал Ваня? И т.д. IV. Игра «Эхо» — преобразование единственного числа настоящего времени глаголов в прошедшее по сюжетным картинкам по образцу. Мальчик умывается. — Вчера мальчик умывался. Девочка умывается. — Вчера девочка умывалась. (см. сюжетные картинки из занятий 2, 3) V. Игра «Исправим ошибки Гнома» — упражнение в запоминании и исправлении пяти действий (глаголов прошедшего времени единственного числа): 1. Ваня проснулась, сделала зарядку, умылась, выпила чай и пошла в школу. 2. Таня встал, после зарядки и завтрака пошел в магазин за продуктами, купил хлеб, масло, сыр, вернулся домой, убрал в квартире. VI. Составление предложений с глаголами прошедшего времени единственного числа по 2 опорным предметным картинкам и элементам схемы. Опорные картинки: Таня____конфеты хлеб
Итог. Закрепление вне занятия 1. Игра «Сейчас или вчера». 2. Игра «Эхо» — преобразование наст.вр. глагола в прошедшее. 3. Игра «Запомни, повтори». летал — плавал — ехал — стоял стояла — летала — плавала — ехала 4. Нарисовать обеими руками одновременно геометрические фигуры. Занятие 10 Тема. Винительный падеж единственного числа существительных Цель: 1. Практическое различение винительного падежа единственного числа одушевленных и неодушевленных существительных. 2. Составление простых распространенных предложений с прямым дополнением по сюжетным картинкам. 3. Знакомство с понятием предложение. 4. Схематическое обозначение предложения.
Оборудование: сюжетные картинки: «Крестьянский двор», «Ваня лепит зайчика», «Таня пьет сок» из пособия Т.Б. Филичевой «Дидакт. материал...» Предметные картинки: Ваня, Таня, зайка, стакан сока. Полоски для составления схемы предложения 50 см — предложение (1), 15 см — слово (3) Предметы: ваза, стакан, чашка, блюдце. План занятия I. Придумывание вопросов по знакомым картинкам со словом вчера. II. Рассматривание сюжетной картины «Крестьянский двор»: 1) Отыскивание и называние живых и неживых предметов на картине. 2) Постановка вопросов: Что ты видишь? Кого ты видишь? Сопоставление вопросов и определение, какой из них относится к живым, а какой к неживым предметам. 3) Полные ответы на эти вопросы. III. Составление простых распространенных предложений с прямым дополнением по сюжетным картинкам с помощью вопросов и иллюстративно-графической схемы 1) Картинка «Ваня лепит зайку» Кто это? Сколько это слов? Что делает Ваня? Сколько это слов? Кого лепит Ваня? Чтение с пропуском первого, второго, третьего слова по очереди. Вывод: Эти три слова не могут друг без друга, они связаны, «дружат» друг с другом и вместе называются предложением. 2) Аналогично составляется предложение и схема по второй картинке «Таня пьет сок». IV. Игра «Живое предложение» с предметами (ваза, чашка, стакан, блюдце) и полосками-схемами для пропущенных и придуманных детьми глаголов (действий). Таня покупает вазу (Ваня, (вытирает, (блюдце, Катя моет стакан и др.) и т.д.) и др.) Логопед предлагает разные варианты предложений из данных слов. V. Игра «Путаница» — преобразование деформированной фразы, закрепление понимания винительного падежа существительных. Образец: Ваза покупает Таню. — Таня покупает вазу. Чашка моет Катю. — Зайка лепит Ваню. — Чашка роняет Петю. — Заяц ловит лису. — Рыба ловит рыбака. — Рыба ловит старика. Пряжа прядет старуху. Рыбка позвала старика. Старик бранил старуху. Бабочка рисует девочку. VI. Игра «Потерялись слова» — договаривание предложений с существительными в винительном падеже единственного числа. Старик ловил неводом... . Старуха пряла свою... . Раз он в море закинул... . Воротись, дурачина, ты к рыбке, поклонись ей, выпроси уж... . Стал он кликать... . Как называется сказка, отрывки из которой вы услышали? Кто написал эту замечательную сказку? VII. Итог. Закрепление вне занятия 1. Игра «Живое предложение». 2. Игра «Путаница» (с предметами и полосками). 3. Составление иллюстративно-графических схем предложений по сюжетным картинкам. 4. Нарисуй обеими руками одновременно рыбу. Тема. Занятие 11 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 145. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |