Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
В старшей логопедической группе для детей с ОНРСтр 1 из 4Следующая ⇒
Коноваленко В. В., Коноваленко СВ. ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи (3-й уровень) I период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
ББК 74.3 К 64 Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи.3-й уровень. I период. Методическое пособие для логопедов. — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002. — 40 с. (Практическая логопедия) ISBN 5-296-00097-8 ISBN 5-296-00096-х В пособии представлены календарные планы фронтальных логопедических занятий по развитию понимания речи, формированию лексико-грамматических категорий и связной речи, а также по формированию фонетической стороны речи на I период (сентябрь, октябрь, ноябрь), сетка занятий и режим дня в старшей логопедической группе для детей с ОНР. В пособие вошли 20 фронтальных занятий, а также иллюстративный материал к занятиям по развитию речи. Рецензенты: Борякова Н. Ю. — кандидат психологических наук, доцент кафедры олигофренопедагогики и логопедии МГОПУ. Чебуркова Н. К. — логопед ДОУ № 1622, логопед высшей категории, старший логопед муниципального района Перово г. Москва. ISBN 5-296-00097-8 © Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., 2000 ISBN 5-296-00096-х © Оформление. ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2002 Издатель — А. Казаков Ответственный за выпуск — М. Вишневская Редактор — Е. Алифанова Оригинал-макет — Н. Панина Обложка — 6. Воскресенский ООО «Издательство ГНОМ и Д» 103045, г. Москва, ул. Садовая-Спасская, д. 4, стр. 1. Тел./факс (095) 207-13-96, 207-27-37, 282-71-30 Лицензия ИД №00619 от 22.12.1999 г. Сдано в набор 10.01.99. Подписано в печать 30.01.2002. Печать офсетная. Объем 5 п.л. Формат 60x90/8. Тираж 20000 экз.(1-ый завод 7000) Заказ № 4409 Отпечатано в ДПК, г. Домодедово, Каширское ш., д. 4, корп. 1 Введение Данное пособие адресовано начинающим логопедам, работающим в старших группах для детей с общим недоразвитием речи. Значительная часть детей, особенно с общим недоразвитием речи I и II уровня, поступающих в логопедические группы, кроме логопедического дефекта, имеют сопутствующие нарушения: снижение познавательной активности, отклонения в эмоционально-волевой сфере и общей моторике, часто страдают различными соматическими заболеваниями, что, как правило, находит отражение в медицинских заключениях (ЗПР, нарушение осанки, плоскостопие, невротические реакции, сердечно-сосудистые и желудочно-кишечные заболевания и т.д.). Поэтому особое значение приобретает физическое развитие, укрепление здоровья детей, профилактика нарушений осанки, зрения и т.д., что нашло отражение в режиме дня, сетке занятий. Общее количество фронтальных занятий значительно сокращено. Одновременно увеличен удельный вес индивидуальной работы с детьми как во время индивидуальных занятий, так и в процессе общения с ними в бытовой, игровой и трудовой деятельности. За счет сокращения «сидячих» фронтальных занятий увеличено время для занятий физкультурой, ритмикой, корригирующей, артикуляционной и пальчиковой гимнастикой. В пособии предложен минимум фронтальных логопедических занятий, достаточный для усвоения детьми программного материала I периода (сентябрь, октябрь, ноябрь). Сетка занятий в старшей логопедической группе для детей с ОНР 2-ой год обучения
Режим дня в старшей логопедической группе для детей с ОНР
2-4409 Календарный план проведения фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи (/ период)
Занятие 1 Тема. Складывание для Гнома домика и елки из геометрических фигур Цель: 1. Развитие понимания речи. 2. Совершенствование навыков ориентировки на листе бумаги. 3. Развитие воображения и конструктивных способностей. 4. Закрепление геометрических форм и основных цветов. Оборудование Предметная картинка «ГНОМ». Геометрические фигуры: прямоугольники, квадраты, треугольники (демонстрационные и раздаточные) 3 размеров красного, синего, желтого и зеленого цвета. План занятия I. Выделение красного, синего, желтого и зеленого цвета в одежде детей. II. Игра «Построим дом и елку для Гнома». 1. Помощь Гному в планировании постройки: а) называние частей дома и елки; б) определение составных деталей (геометрических форм); в) инструкция: «Построим желтый дом под красной крышей и зеленую ель справа». 2. Выполнение постройки Гномом и анализ детьми выполненной работы. Условные обозначения: к — красный; с — синий; з — зеленый; ж — желтый. 3. Новый, исправленный Гномом после анализа детей вариант постройки и ее анализ. 4. Коллективное выполнение работы детьми на доске или фланелеграфе после припоминания и повторения инструкции. 5. Самостоятельные постройки детей на столах по сложной инструкции в 2 вариантах по рядам: I ряд — строим желтый домик с синей крышей и елью слева; II ряд — строим синий домик с красной крышей и елью справа. Инструкции обязательно перед выполнением проговариваются детьми. III. Физкультминутка — рисование прогнутыми в запястьях ладонями геометрических фигур (локти выпрямлены).
IV. Игра «Найди и запомни подобные предметы» Дети в течение 30 сек. бегают по группе в поисках предметов, имеющих форму прямоугольника. V. Игра «Телефон» — называние предметов прямоугольной формы. VI. Итог. Закрепление вне занятия 1. Игра «Назови части комнаты». 2. Игра «Найди и сосчитай в квартире (группе) предметы круглой, квадратной формы». 3. Рисование 2 руками одновременно «Домик», «Ель» (из геометрических фигур). 4. Аппликация «Домик, ель слева, солнце справа вверху». Aнятиe 2 Тема. Понятия ПРЕДМЕТ и ДЕЙСТВИЕ Цель: 1. Выделение предметов и действий в речевом потоке. 2. Соотнесение предметов с вопросами Кто? Что?, действий с вопросом Что делает? 3. Составление простых нераспространенных предложений по демонстрации действий и по простым 1-фигурным сюжетным картинкам. Оборудование: Умывальные принадлежности: полотенце, зубная щетка, мыльница. Сюжетные картинки: Мальчик умывается. Девочка умывается. Мальчик вытирается. Девочка вытирается. Лебедь плавает. Лодка плавает. Утка стоит. Автомобиль стоит. План занятия I. Запоминание и выполнение детьми сложной инструкции: а) «Топай — хлопай — прыгай!» б) «Приседай — наклоняйся — поворачивайся!» II.Миниэкскурсия в умывальную комнату, где помощник воспитателя моет руки, на вешалке висит полотенце, на мойке стоит мыльница (шампунь), на полочке лежит зубная щетка (зубная паста). а) Логопед показывает выделенные предметы и задает вопрос Кто это? или Что это? б) После ответов детей объясняет, что помощник воспитателя, полотенце, мыльница, зубная щетка... — это предметы. Они отвечают на вопрос Кто? Что? в) Знакомство с действиями этих предметов путем соотнесения с вопросом что делает? Что делает помощник воспитателя? — Моет руки. Что делает мыльница? — Стоит. Что делает зубная щетка? — Лежит. III. Отыскивание других предметов в умывальной, запоминание, называние их — игра «Телефон». IV. После возвращения в группу припоминание действий, которые выполняли в начале занятия. (см. пункт I) V.Игра «Дружные слова»: а) выделение хлопками подходящих действий к предметам: утка — плавает, ходит, бегает, летает, танцует, клюет, поет, крякает, говорит, лает; машина — едет, стоит, спит, гудит, тормозит, кричит, поет; б) выделение хлопками подходящих предметов к действиям: летает - утка, самолет, свинья, автобус, ракета, лебедь, медведь, вертолет; поет - синица, человек, корова, петух, артист, соловей, ветер, заяц, корабль. VI. Составление простых нераспространенных предложений по индивидуальным простым 1-фигурным сюжетным картинкам по образцу. Элементарный анализ предложений: выделение предметов и действий. Образец: Мальчик умывается. Мальчик (кто?) — предмет. Умывается (что делает?) — действие. VII. Постановка вопросов к этим картинкам по образцу Кто это? Что делает (мальчик)? VIII. Итог. Как различить слова-предметы и слова-действия? Придумывание слов- предметов и слов-действий. Закрепление вне занятия 1. Игра «Найди лишний предмет» (умывальные принадлежности — белье — бытовые приборы). 2. Игра «Летает, плавает, бегает». 3. Игра «Подбери предмет к действию». 4. Игра «Подбери действие к предмету». 5. Рисование 2 руками одновременно «Светит солнышко». 6. Выделение предметов и действий из стихотворения К.И. Чуковского «Мойдодыр». Занятие З Тема. Одушевленные и неодушевленные предметы. Понятие СЛОВО Цель: 1. Различение одушевленных и неодушевленных предметов путем соотнесения с вопросительными местоимениями кто, что. 2. Упражнение в постановке вопросов кто это? что это? — подготовка к овладению диалогической речью. 3. Первоначальное понятие о слове. Оборудование: Предметные картинки: Гном, зайка, девочка, мальчик, пингвин, дельфин, стол, стул, кровать и 2 картинки из пособия Т.Б. Филичевой (диван, кресло). Простые сюжетные 1-фигурные картинки: Самолет летит. Утка летит. Девочка идет. Дождь идет. Девочка стоит около стола. Стакан стоит на столе. Кошка лежит на диване. Мяч лежит под диваном. Фрагменты картинок : дельфин, пингвин, стол, стул, кровать, самолет, зайка, утка. План занятия I. Припоминание и называние: а) действий, б) предметов. II. Упражнение в различении одушевленных и неодушевленных предметов — игра «Поможем Гному отобрать живые (а), неживые — (б) предметы». 1. Проговаривание предметов на картинках, выставленных на панно. 2. Инструкция: а) живые предметы отбираем с помощью вопроса кто? кто это? б) неживые — что? что это? 3. Дети уносят на столы правильно отобранные картинки. III. Игра «Живые — неживые»: на одушевленные предметы дети хлопают; на неодушевленные — делают выталкивающее движение вперед прогнутыми ладонями
и т.д. IV. Упражнение в постановке вопросов к простым 1-фигурным сюжетным картинкам с одушевленными и неодушевленными предметами (по образцу) Самолет летит. — Что летит? Утка летит. — Кто летит? Девочка идет. — Дождь идет. — Девочка стоит около стола. — Стакан стоит на столе. — Кошка лежит на диване. — Мяч лежит под диваном. — V. Игра «Посмотри и назови» — упражнение в соотнесении предмета и слова, выделение слова в речевом потоке. 1. Логопед показывает 1 предмет (стол) и спрашивает, что это? 2. Дети называют этот предмет. 3. Логопед подчеркивает, что он показал, а дети назвали 1 предмет. 4. Дети закрывают глаза, логопед называет этот предмет (стол) и спрашивает, сколько он назвал слов (1). Вывод: предмет один и слово одно. То же с 2 предметами (стол, стул), затем с 3 предметами (диван, стол, стул). Вывод: Сколько предметов, столько же слов, каждый предмет называют словом. VI. Игра «Что или кто это?» — узнавание предметов по части и упражнение в постановке вопросов к одушевленным и неодушевленным предметам по данному логопедом образцу (дети по очереди берут фрагмент картинки и задают вопрос товарищам кто это? или что это?). VII. Подбор предметов к действиям — упражнение в узнавании предмета по действию: мяукает — гудит - учится - клюет — едет - поет - лает — звенит - дует - летает — отдыхает - светит - греет — квакает - катится - VIII. Игра «Бегите ко мне»: а) с картинками, изображающими живые предметы; б) неживые предметы. IX. Итог. Предметы бывают живые и неживые. Как мы их различаем? Каждый предмет обозначается (называется) словом. Закрепление вне занятия 1. Игра «4-й лишний» (мебель — бытовые приборы). 2. Игра «Узнай предмет по части». 3. Игра «Живые — неживые». 4. Игра «Узнай предмет по действию». 5. Рисование двумя руками одновременно «Кошка и мяч» (с опорой на геометрические формы). Занятие 4 Тема. Количественные числительные ОДИН, ОДНА Цель: 1. Согласование количественных числительных ОДИН, ОДНА с существительными в роде. 2. Развитие внимания и памяти (увеличение объема). 3. Совершенствование операций классификация, обобщение, исключение. Оборудование: Демонстрационная карточка с цифрой 1. Предметные картинки: Гном, овощи и фрукты из 4 альбомов «Дидактического материала» Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. План занятия I. Припоминание овощей, фруктов (сложная инструкция). II. Игра «4-ый лишний» — упражнение в классификации, обобщении, исключении, груша, абрикос, репа — одна репа ананас, огурец, свекла — один ананас апельсин, морковка, лимон — одна морковка слива, ананас, кабачок- вишня, помидор, капуста- огурец, груша, свекла - абрикос, апельсин, огурец- свекла, абрикос, слива- помидор, капуста, слива- абрикос, помидор, апельсин- III. Игра «Раз — два — три»: а) поднимаются карточки с фруктами и проговариваются с числом 1 по цепочке; б) то же с овощами. IV. Игра «Две рейки» — классификация картинок по соотнесению с числительными ОДНА, ОДИН: а) на I рейку дети выставляют овощи и фрукты, к которым подходит числительное ОДНА («про которые говорим одна»); б) на II — овощи и фрукты, к которым подходит числительное один («про которые говорим один»). V. Игра «Исправим ошибки Гнома». Гном тоже решил поиграть и называет овощи и фрукты с числом 1: На грядке растет один луковица, одна баклажан, один редиска. В саду поспели одна абрикос и один черешня. На блюде лежит одна апельсин и одна лимон. В магазине продается одна арбуз, один дыня и один тыква. VI. Игры на развитие внимания и памяти с использованием цифровой карточки 1 и пяти картинок. «Что изменилось?» «Чего не стало?» «Что прибавилось?» «Отгадай картинку». VII. Итог. С разными предметами мы число 1 называем по-разному — один или одна. Закрепление вне занятия 1. Игра «4-ый лишний». 2. Игра «Соберем овощи (фрукты) в корзину». 3. Игра «Эхо» — к числительным один, одна добавляются соответствующие предметы. 4. Игра в мяч — к предметам добавляются числительные один или одна. 5. Аппликация «1 груша и 1 слива на тарелке» («1 помидор, 1 огурец, 1 морковка в корзине»). Занятие 5 Тема. Именительный падеж множественного числа существительных Цель: 1.Упражнение в употреблении именительного падежа множественного числа существительных. 2. Постановка вопросов и ответы на них. 3. Согласование глаголов 3-го лица настоящего времени с существительными в числе. Оборудование: Демонстрационные игрушки: кубики, утята, котята, петухи, попугаи (счетный материал). Предметные картинки: серия «Один—много» из пособия Т.Б. Филичевой «Дидактический материал...» на столах у детей. План занятия I. Припоминание и называние живых и неживых предметов (сложная инструкция). II. Игра «Назови предметы» — упражнение в употреблении единственного и множественного числа существительных в диалогической речи. 1. Инструкция логопеда: «Будем учиться правильно называть один предмет и 2. Образец: Что это? — Это кубик. Что это? — Это кубики. 3. Игровые действия: Дети по двое выходят к столу. Один задает вопрос, показы
III. Игра «Раз — два — три» — дети открывают конверты, вынимают и рассматривают IV. Игры на развитие зрительного внимания и памяти с использованием 6 картинок: «Что изменилось?» «Чего не стало?» «Что добавилось?» «Отгадай и назови картинку». V. Игра «Эхо» — упражнение в образовании именительного падежа множественного числа существительных по образцу:
На заборе сидит и кукарекает... . В деревне по утрам голосисто поют... . У Тани на голове белая... . В магазине продаются детские летние.. На листке сидят... . Во всех углах плетут паутину.... В вазе на столе стоит... . На лугу расцвели алые... . По полю мчится гнедой... . На лугу пасутся... . В нашем доме большие светлые.... На центральной улице многоэтажные... . Закрепление вне занятия. 1. Игра «Телефон» — припоминание парных предметов на картинках из серии «Один—много». 2. Игра «Эхо» — образование именительного падежа множественного числа существительных. 3. Игры на развитие внимания и памяти: «Отгадай и назови картинку». «Что изменилось?» «Чего не стало?» 4. Отстукивание простых ритмических рисунков подушечками пальцев обеих рук по подражанию. Занятие 6 Тема. Глаголы 3-го лица единственного и множественного Числа настоящего времени Цель: 1. Упражнение в употреблении глаголов 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени и согласовании их с существительными в числе. 2. Развитие диалогической речи. 3. Составление нераспространенных предложений по простым сюжетным картинкам с помощью вопросов. 4. Работа с деформированным текстом с опорой на простую пейзажно-сюжетную картину. Оборудование: Пейзажно-сюжетная картина «Осень». Сюжетные картинки: Самолет летит.— Самолеты летят. Лебедь плавает. — Лебеди плавают. Пингвин стоит. — Пингвины стоят. Дельфин плавает. — Дельфины плавают. Сюжетные картинки на глаголы 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени из пособия Т.Б. Филичевой «Дидактический материал...» План занятия I. Припоминание картинок, на которых изображены один предмет и много таких же предметов. II. Составление нераспространенных предложений по сюжетным картинкам с помощью вопросов. 1. На панно выставлены картинки на глаголы 3-го лица единственного числа настоящего времени. 2. Логопед задает вопросы — ребенок отвечает (Что делает Таня? — Таня поет.). 3. Ребенок задает вопрос — другой ребенок отвечает и т.д. III. Игра «Парные картинки» — упражнение в употреблении глаголов 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени. 1. На столе у логопеда картинки на глаголы 3-го лица множественного числа настоящего времени; на панно остаются картинки на глаголы 3-го лица единственного числа настоящего времени. 2. Дети по очереди берут со стола картинку, называют ее, отыскивают на панно соответствующую парную картинку и также проговаривают ее. IV. Игра в мяч (вариант «Эхо») — упражнение в преобразовании единственного числа глаголов 3-го лица настоящего времени во множественное число и наоборот. а) Птица летает. -Птицы летают. Рыба плавает. - Девочка идет. - Мальчик копает. - Петух клюет. - Дождь идет.- б) Ласточки летают. — Ласточка летает. Утки плавают. — Мальчики идут. — Улитки ползают. — Цыплята клюют. — Дожди идут. — Самолет летит. — Машина едет. — Девочка подметает.— Кошка мяукает. — Спутники летят.- Автобусы едут. - Девочки танцуют. - Котята мяукают-. V. Работа с деформированным текстом по пейзажно-сюжетной картине «Осень». 1. Рассматривание картины. 2. Беседа: Какое время года изображено на картине? Как вы догадались, что это осень? Назовите приметы осени на картине. Какие вы узнали деревья на кар 3. Преобразование глаголов 3-го лица настоящего времени с опорой на содержание картины. Стоит последние теплые осенние дни. С кленов, лип, дубов, берез падает на землю желтые листья. Таня и Петя гуляет в осеннем саду. Птицы уже не поет. Они улетает на юг. Таня поднимают с земли опавшие листья. Она хотят сделать красивый осенний букет для мамы. VI. Итог. Закрепление вне занятия. 1. Игра «Телефон» — припоминание своих парных картинок. 2. Игра «Узнай дерево по листу». 3. Игры на развитие внимания и памяти (с листьями деревьев) «Что изменилось?» «Чего не стало?» «Отгадай картинку». 4. Рисование листьев с натуры. 5. Аппликация «Осень». Анятue 7
|