![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Диагностика дивергентного мышления.
(Модификации Е.Е Туник, Д.Б Богоявленский, Т.А Барышевой) Тест 1. “Заглавие для производителя” – тест дивергентной продуктивности семантических преобразований. Задача: придумать название. Стимул: художественный текст (музыкальный, изобразительный, литературный и.т.д) Показатели: суммарное число названий (легкость), оригинальность названий, обобщенность. Тест 2. “Варианты окончаний” Задача: написать несколько вариантов окончания предложения, басни, сказки, музыкальной фразы, поэтической строчки и.т.д Показатели: беглость (количество вариантов), оригинальность, художественная экспрессивность. Тест 3. “Контекст” Задача: придумать сценарий поведения персонажа (героя сказки) в различных ситуациях-контекстах. Тест 4. “Использование предметов” (варианты употребления) -вербальный тест на семантическую гибкость и альтернативное применение объекта. Задача: перечислить как можно больше способов применения предмета. Перечислить способы употребления предмета, отличающиеся от их обычного употребления. Инструкция: “Что можно сделать со спичечным коробком? Какие возможности вы предложите? Показатели: беглость – суммарное число ответов. За каждый ответ – 1 балл. Все баллы суммируются. Оригинальность – число ответов с необычным употреблением понятия. Оригинальным считается ответ, данный 1 раз на выборке. Один оригинальный ответ – 5 баллов. Все баллы за оригинальные ответы суммируются. Тест 5. «Заключения». Задача: Перечислить различные последствия гипотетической ситуации. Инструкция: “Вообрази, что случиться, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке.” Показатели: беглость воспроизведения идей – общее число приведенных следствий. 1 ответ (следствие) – 1 балл. Баллы суммируются. Оригинальность – число оригинальных ответов, число отдаленных следствий. Оригинальный ответ – 5 баллов (один на выборку). Тест 6. «Выражение» Задача: придумать предложение из 4-х слов, в котором каждое слово начинается с указанной буквы. Инструкция: придумайте предложение из четырех слов, в котором каждое слово начинается с указанной буквы (испытуемому предъявляются напечатанные на листе буквы). В… М… С… К… Пример. Веселый мальчик смотрит кинофильм. А теперь придумай свои предложения. Показатели: беглость, число приведенных предложений. Одно предложение – 1 балл. Гибкость – число слов, используемых один раз, в каждом последующем предложении учитывается только то слово, которое не употреблялось испытуемым раннее или не приведено в примере. Число слов, используемых один раз, 1 слово – 0,1 балла. Осмысленность предложений, их законченность, правильность грамматического построения предложения (точность). Оригинальность - для упрощения подсчета данных приводиться объединенный показатель, одно оригинальное, правильное предложение – 5 баллов. Тест 7. «Составление изображений». Задача: нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур. Инструкция: нарисуйте определенные объекты, пользуясь набором фигур (круг, прямоугольник, треугольник, полукруг). Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять их размеры и положения, но нельзя добавлять другие фигуры или линии. На тестовом бланке, состоящем из четырех квадратов, нужно нарисовать: в первом – ЛИЦО, во втором – ДОМ, в третьем – КЛОУНА, в четвертом – то, что ты захочешь и его надо подписать -назвать. Показатели: беглость – гибкость: n1 – число изображенных элементов, 1 деталь – 0,1 балла, гибкость – число использованных классов фигур. 1 класс фигур – 1 балл. Гибкость от 0 до 4 – n2, n3 – число ошибок. Ошибкой считается использование в рисунке незаданной фигуры или линии, 1 ошибка – 0,1 балла. Оригинальность - M1 – число оригинальных рисунков (по содержанию, по теме) и относиться только к последнему рисунку. Оригинальным считается рисунок с необычным использованием элементов, оригинальным их расположением. Один оригинальный рисунок – 5 баллов. По частоте встречаемости. M2 – число оригинальных элементов рисунка. Под оригинальным элементом понимается элемент необычной формы или необычного расположения, один оригинальный элемент – 3 балла. Затем показатели суммируются по всем 4 рисункам.
Опросник Г. Дэвиса 1. Я думаю, что я аккуратен(тна). 2. Я любил(а) знать, что делается в других классах школы. 3. Я любил(а) посещать новые места вместе с родителями, а не один. 4. Я люблю быть лучшим(ей) во всем. 5. Если я имел(а) сладости, то стремился(лась) их сохранить все у себя. 6. Я очень волнуюсь, когда работа, которою я делаю, не лучшая, не может быть сделана мною наилучшим образом. 7. Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти всему причину. 8. В детстве я не был(а) особо популярен(а) среди детей. 9. Я иногда поступаю по–детски. 10. Когда я что-нибудь хочу сделать, то ничего не может меня остановить. 11. Я предпочитаю работать с другими, и не могу работать один. 12. Я знаю, когда я смогу сделать что-то по-настоящему стоящее. 13. Если я даже уверен(а), что прав(а), я стараюсь менять свою точку зрения, если со мной не соглашаются другие. 14. Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки. 15. Я часто скучаю. 16. Я буду значимым и известным, когда вырасту. 17. Я люблю смотреть на красивые вещи. 18. Я предпочитаю знакомые игры, а не новые. 19. Я люблю исследовать, что произойдет, если я что-либо сделаю. 20. Когда я играю, то стараюсь, как можно меньше рисковать. 21. Я предпочитаю смотреть телевизор, чем его делать. Ключ. Креативность в случае положительных ответов на вопросы 2, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 16, 17, 19 и в случае отрицательных ответов на вопросы 1, 3, 5, 11, 13, 14. 15, 18, 20, 21. За каждое совпадение с ключом – 1 балл. Чем больше сумма, тем выше креативность. Значение утверждений: 1 – принятие беспорядка 2 – беспокойство о других 3 – стремление к риску 4 – желание выделиться 5 – альтруизм 6 – недовольство собой 7 – любопытство 8 – непопулярность 9 – регресс на детство 10 – отбрасывание давления 11 – любовь к одиночной работе 12 – самодостаточность 13 - независимость 14 – деловые ошибки 15 – отсутствие скуки 16 – чувство предназначенности 17 – чувство красоты 18 – потребность в активности 19 – спекулятивность 20 – стремление к риску 21 – потребность в активности Если сумма соответствующих ключу ответов равна или больше 15, то можно предположить наличие творческих способностей у отвечающего. Педагогу необходимо помнить, что это еще не реализованные возможности. Главная проблема – помощь в их реализации, так как часто другие особенности характера таких людей мешают им в этом (повышенное самолюбие, эмоциональная ранимость, нерешенность личностных проблем, романизм и др.). Необходим такт, общение на равных, юмор, требовательность, избегание острой и частой критики, частый свободный выбор темы работы и творческий режим деятельности. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 336. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |