![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Низкий уровень – средний – высокий – очень высокий.
(Можно пользоваться привычной для учителя пятибалльной системой оценки). Что касается параметров и признаков, то лучше создавать бланки наблюдений, где указан набор конкретных признаков. Если же в бланках указаны лишь параметры, то возрастает значение количества участников наблюдения, а также их теоретическая подготовка, в течение которой организатору всего исследования необходимо убедиться, что все участники адекватно понимают термины.
Стандартизированный бланк наблюдений может выглядеть следующим образом
Ниже предлагается несколько подходов к выделению параметров и признаков творческого развития личности, на основании которых можно конструировать бланки наблюдений. Классификация творческих способностей по А.И.Луку.
1. Зоркость в поисках. В потоке внешних раздражителей человек обычно воспринимает лишь то, что укладывается в его «координационную сетку» уже имеющихся знаний и представлений. Остальное он неосознанно отбрасывает. Способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного, - нечто большее, чем просто наблюдательность. 2. Способ кодирования информации нервной системой. Мозг облекает любую мысль в ту или иную форму. Способ кодирования накладывает печать на форму внешнего выражения результатов, а если смотреть шире – на выбор содержательной области мышления. 3. Способность к свертыванию мыслительных операций заключается в том, что длинная цепь рассуждений, понятий заменяется одной обобщающей операцией, тем самым мышление переходит на более высокий уровень абстрагирования, использования все более емких в информационном отношении символов. 4. Способность к переносу – способность применить навык, приобретенный при решении одной задачи, к решению другой, способность к выработке обобщенных стратегий. 5. Боковое мышление – способность увидеть путь к решению, используя постороннюю информацию. 6. Цельность восприятия – способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее. В процессе творческой работы необходимо оторваться от логического рассмотрения фактов, чтобы попытаться вписать их в более общие картины. 7. Готовность памяти – способность вспомнить о свойствах объекта и соотнести эти знания с задачей. Имеет в виду скоростной момент извлечения информации из памяти. 8. Сближение понятий – легкость ассоциирования и отдаленность ассоциируемых понятий, «смысловые расстояния» между ними. 9. Гибкость мышления. Быстрый и легкий переход от одного класса явлений к другому. «Смысловые расстояния» – переменная величина, на которую влияет функциональная фиксированность человека; способность к преодолению фиксированность – одно их проявлений гибкости мышления. 10. Гибкость интеллекта – способность вовремя отказаться от ложной гипотезы. 11. Способность к оценочным действиям, к выбору одной из многих альтернатив до ее проверки. 12. Способность к «сцеплению» – то есть объединение воспринимаемых раздражителей, быстрое соотнесение новых сведений с прежним личным опытом. 13. Легкость генерирования идей. Чем больше идей порождает человек, тем больше шансов, что среди них будут хорошие. 14. Беглость речи. Легкость необходима, чтобы облечь новую идею в слова. При этом важна осмысленность. 15. Способность к доведению до конца. Это не просто настойчивость, собранность и волевой настрой, а способность к доработке деталей, к совершенствованию первоначального смысла.
Модель творческого интеллекта по Дж. Гилфорду
Характеристики творческого поведения по Д. Лефбриджу
Уровни творческого поведения по Л. Кохену
1) Научение чему-то новому; 2) Открытие нового для себя; 3) Проявление талантов; 4) Развитие умения решать проблемные ситуации; 5) Открытие нового в области интересов и знаний; 6) Творчество через расширение области деятельности; 7) Творчество через полное переструктурирование области деятельности. Критериальная характеристика Творческой самореализации школьников в учебно-творческой, познавательной деятельности по Л.Н. Дроздиковой
Примечание: хотя автор предлагает использовать указанные признаки в процедуре самооценки, мы рекомендуем использовать их и для объективной оценки творческих способностей ребенка методом независимых характеристик.
Признаки высокого творческого потенциала у детей В раннем детстве по К. Тэкэксу 1. Способность следить одновременно за двумя или больше происходящими вокруг событиями. 2. Любопытство. 3. Способность прослеживать причинно-следственные связи и делать выводы. 4. Отличная память. 5. Большой словарный запас и сложные синтаксические конструкции. 6. Высокий порог отключения (трудные вопросы и ситуации не вынуждают их отключаться, они нетерпимы, когда за них решают и им подсказывают). 7. Высокая избирательная концентрация внимания. 8. Упорство в достижении цели в сфере, которая интересна. 9. Высокий уровень притязаний в этой сфере.
Высокая креативность (творчество) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 326. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |