Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Низкий уровень – средний – высокий – очень высокий.




(Можно пользоваться привычной для учителя пятибалльной системой оценки).

Что касается параметров и признаков, то лучше создавать бланки наблюдений, где указан набор конкретных признаков. Если же в бланках указаны лишь параметры, то возрастает значение количества участников наблюдения, а также их теоретическая подготовка, в течение которой организатору всего исследования необходимо убедиться, что все участники адекватно понимают термины.

 

Стандартизированный бланк наблюдений может выглядеть следующим образом

 

Фамилия, имя ребенка Класс (творческое объединение)

………………………. ……………………….

Признак

Степень выраженности

часто иногда никогда
1. …      
2. …      
3. …      
4. …      
5. …      
6. …      
7. …      

Дата наблюдения ……… Время ……….. Педагог……….

 

Ниже предлагается несколько подходов к выделению параметров и признаков творческого развития личности, на основании которых можно конструировать бланки наблюдений.

Классификация творческих способностей по А.И.Луку.

 

1. Зоркость в поисках. В потоке внешних раздражителей человек обычно воспринимает лишь то, что укладывается в его «координационную сетку» уже имеющихся знаний и представлений. Остальное он неосознанно отбрасывает. Способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного, - нечто большее, чем просто наблюдательность.

2. Способ кодирования информации нервной системой. Мозг облекает любую мысль в ту или иную форму. Способ кодирования накладывает печать на форму внешнего выражения результатов, а если смотреть шире – на выбор содержательной области мышления.

3. Способность к свертыванию мыслительных операций заключается в том, что длинная цепь рассуждений, понятий заменяется одной обобщающей операцией, тем самым мышление переходит на более высокий уровень абстрагирования, использования все более емких в информационном отношении символов.

4. Способность к переносу – способность применить навык, приобретенный при решении одной задачи, к решению другой, способность к выработке обобщенных стратегий.

5. Боковое мышление – способность увидеть путь к решению, используя постороннюю информацию.

6. Цельность восприятия – способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее. В процессе творческой работы необходимо оторваться от логического рассмотрения фактов, чтобы попытаться вписать их в более общие картины.

7. Готовность памяти – способность вспомнить о свойствах объекта и соотнести эти знания с задачей. Имеет в виду скоростной момент извлечения информации из памяти.

8. Сближение понятий – легкость ассоциирования и отдаленность ассоциируемых понятий, «смысловые расстояния» между ними.

9. Гибкость мышления. Быстрый и легкий переход от одного класса явлений к другому. «Смысловые расстояния» – переменная величина, на которую влияет функциональная фиксированность человека; способность к преодолению фиксированность – одно их проявлений гибкости мышления.

10. Гибкость интеллекта – способность вовремя отказаться от ложной гипотезы.

11. Способность к оценочным действиям, к выбору одной из многих альтернатив до ее проверки.

12. Способность к «сцеплению» – то есть объединение воспринимаемых раздражителей, быстрое соотнесение новых сведений с прежним личным опытом.

13. Легкость генерирования идей. Чем больше идей порождает человек, тем больше шансов, что среди них будут хорошие.

14. Беглость речи. Легкость необходима, чтобы облечь новую идею в слова. При этом важна осмысленность.

15. Способность к доведению до конца. Это не просто настойчивость, собранность и волевой настрой, а способность к доработке деталей, к совершенствованию первоначального смысла.

 



Модель творческого интеллекта по Дж. Гилфорду

 

Параметры творческого интеллекта Показатели Основные качества дивергентного мышления
Операция (типы) 1. Познание 2. Память 3. Конвергентное мышление 4. Дивергентное мышление 5. Оценивание   Быстрота Гибкость Оригинальность Точность
Содержание (виды) 1. Образное 2. Символическое 3. Семантическое 4. Поведенческое  
Конечный мыслительный продукт (виды) 1. Элементы 2. Классы 3. Отношения 4. Системы 5. Преобразования 6. Выводы  

 

Характеристики творческого поведения по Д. Лефбриджу

 

Когнитивные особенности Аффективные особенности
1. Беглость (количество) выдвижения ряда подходящих идей 1. Рискованность (смелость), устойчивость к неопределенности, высказывание и отстаивание идей
2. Гибкость, разнообразие классов, идей, подходов   2.Комплексность – привлечение различных тем, поиск, организация альтернативных действий
3. Оригинальность (новизна), необычные решения, реакции   3. Любознательность
4.Совершенствование (разработка, добавление), детализирование, развитие основной концепции 4. Воображение, фантазия

Уровни творческого поведения по Л. Кохену

 

1) Научение чему-то новому;

2) Открытие нового для себя;

3) Проявление талантов;

4) Развитие умения решать проблемные ситуации;

5) Открытие нового в области интересов и знаний;

6) Творчество через расширение области деятельности;

7) Творчество через полное переструктурирование области деятельности.

Критериальная характеристика

Творческой самореализации школьников в учебно-творческой, познавательной деятельности по Л.Н. Дроздиковой

Компоненты творческой самореализации Критерии
Положительная мотивация к творческой деятельности Осознанность цели деятельности Интерес к процессу творческой деятельности Стремление к успеху при решении творческих задач Стремление к лидерству в творческой деятельности Познавательные потребности Стремление к самосовершенствованию
Самоорганизация в творческой деятельности Умение выделять основные цели и приоритеты Способность к планированию, самоконтролю, самооценке, самоанализу, рефлексии, коррекции Умение преодолевать трудности в учении
Творческие способности, их использование в творческой деятельности Гибкость мышления Оригинальность мышления Критичность ума, способность генерировать идеи, изобретательность Способность к переносу ранее усвоенных методов познания в новую ситуацию Умение видеть альтернативу решения творческих задач Видение новой функции знакомого объекта Комбинирование и преобразование известных средств для новых решений проблемы Создание оригинальных способов решения при известности других

Примечание: хотя автор предлагает использовать указанные признаки в процедуре самооценки, мы рекомендуем использовать их и для объективной оценки творческих способностей ребенка методом независимых характеристик.

 

Признаки высокого творческого потенциала у детей

В раннем детстве по К. Тэкэксу

1. Способность следить одновременно за двумя или больше происходящими вокруг событиями.

2. Любопытство.

3. Способность прослеживать причинно-следственные связи и делать выводы.

4. Отличная память.

5. Большой словарный запас и сложные синтаксические конструкции.

6. Высокий порог отключения (трудные вопросы и ситуации не вынуждают их отключаться, они нетерпимы, когда за них решают и им подсказывают).

7. Высокая избирательная концентрация внимания.

8. Упорство в достижении цели в сфере, которая интересна.

9. Высокий уровень притязаний в этой сфере.

 

Высокая креативность (творчество)










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 253.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...