Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Объем дисциплины в зачетных единицах.




Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц (216 часов), 18 часов в контактной работы обучающихся с преподавателем,  198 часов самостоятельной работы обучающихся.

     1.10. Форма получения образования. Образование по дисциплине осуществляется в заочной форме.

Особенности реализации дисциплины.

Образовательная деятельность по дисциплине осуществляется на государственном языке Российской Федерации.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебно-тематический план заочной формы обучения

п/п

Наименование раздела, темы

Всего трудоемкость

Аудиторные занятия

Самостоят. работа

Всего Лекции Практические Лабораторные
1 Генетическая минералогия, петрография и геодинамические процессы 48 6 2   4 42
2 Физико-географические условия прошлого Земли 40 2 2     38
3 Основы палеонтологии 42 2 2     40
4 Представление о глубинной геодинамике и элементы геотектоники 40 2   2   38
5 Геологическая история Земли 46 6 4 2   40
  Итого: 216 18 10 4 4 198

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ МИНЕРАЛОГИЯ, ПЕТРОГРАФИЯ И ГЕОДИНАМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Введение

Определение предмета изучения геологии. Значение геологических исследований для прогресса науки. Роль минеральных ресурсов в общественном производстве.

Значение курса геологии для географического образования и для учителя географии и биологии. Краеведческий акцент преподавания геологии в педагогическом вузе.

История развития геологических знаний. Понятие о минералах, горных породах, полезных ископаемых. Положение геологии в современном естествознании. Науки геологического цикла. Успехи геологов в обеспечении минерально-сырьевой базы народного хозяйства нашей страны.

Вклад российских ученых в развитие геологической науки: идеи М.В. Ломоносова; работы по минералогии и петрографии В.М.Севергина, А.П.Карпинского, Ф.Ю. Левинсона-Лессинга по геохимии В.И. Вернадского, А.П. Виноградова, А.Е.Ферсмана, изучение залежей нефти И.М. Губкиным; угля А.Д. Архангельского, П.И. Степанова; труды об образовании руд Н.М. Страхова, С.С. Смирнова, В.А.Обручева.

Основы  кристаллографии

Кристаллическое и аморфное состояние вещества. Понятие о кристаллической структуре и атомных (ионных) радиусах. Изоморфизм и полиморфизм.

Кристалл и элементы его ограничения. Симметрия кристаллов и элементы симметрии (плоскость, центр и оси симметрии). Сингонии. Параметры, индексы и символы граней. Простые кристаллографические формы и их комбинации.

Темы лекционных занятий

Введение в геологию. Основы кристаллографии

Темы лабораторных занятий

Определение сингоний на деревянных моделях и природных кристаллах
 

Вопросы для контроля и самоконтроля

1. Свойства кристаллического вещества и отличие его от аморфного.

2. Элементы ограничения и симметрии кристаллов. Формула симметрии.

3. Сингонии кристаллов, характерные для каждой из них элементы симметрии. Примеры минералов различных сингонией.

4. Определение элементов симметрии, сингонии, морфологического типа и габитуса у заданного кристалла или модели кристалла.

Минералогия

Общие сведения о минералах. Диагностические свойства минералов (удельный вес, твердость, хрупкость, упругость, ковкость, спайность, светопреломление, прозрачность, блеск, цвет). Связь физических свойств с особенностями кристаллохимической структуры минералов. Морфология минералов и их агрегатов: облик кристаллов, агрегаты, двойники (срастания и прорастания, простые и полисинтетические), зернистые и плотные массы, друзы, конкреции и секреции, оолиты, натечные формы, корки, дендриты, землистые скопления, выцветы. Классификация минералов по происхождению, степени распространения, по химическому составу.

Распространенные и практически важные минералы.

Самородные элементы: золото, медь, платина, серебро, железо, алмаз, графит, сера.

Сернистые и близкие к ним соединения: галенит, сфалерит, сульфиды меди (халькозин, ковеллин, халькопирит), киноварь, молибденит, антимонит, сульфиды железа (пирротин, пирит и марказит), арсенопирит.

Галоидные соединения: галит, сильвин, карналлит, флюорит.

Оксиды и гидрооксиды: кремния (кварц, халцедон, опал), железа (гематит, гидрогематит, гетит, гидрогетит), алюминия (корунд, бемит, гидраргиллит), марганца (псиломелан, пиролюзит), титана (рутил), олова (касситерит), сложные оксиды (магнетит, ильменит, хромит).

Соли кислородных кислот.

Карбонаты: кальцит и арагонит, магнезит, доломит, сидерит, малахит, азурит, смитсонит.  

Сульфаты: целестин, барит, гипс, ангидрит, мирабилит, ярозит.           

Вольфраматы: вольфрамит.

Фосфаты: апатит, вивианит.

Силикаты: калинатровые полевые шпаты (ортоклаз, микроклин), кальциево-натровые полевые шпаты (изоморфный ряд плагиоклазов), нефелин, слюды (мусковит, биотит, флогопит), амфиболы (обыкновенная роговая обманка, тремолит, актинолит), пироксены (эгирин, авгит, диопсид), группа эпидота, группа турмалина, берилл, группа оливина, группа граната, группа хлорита, группа серпентинита, группа талька, глинистые минералы (каолинит, монтмориллонит, гидрослюды).

Темы лекционных занятий

Характеристика минералов

Темы лабораторных занятий

Определение минералов

Вопросы для контроля и самоконтроля

1. Изоморфизм и полиморфизм. Причины их явлений. Примеры минералов.

2. Диагностические свойства минералов. Примеры минералов с различными свойствами.

3. Морфология минеральных агрегатов.

4. Шкала твердости Мооса.

5. Самородные минералы, их классификация, свойства, генезис, практическое применение, примеры месторождений.

6. Сульфиды, их классификация, свойства, генезис, практическое применение, примеры месторождений.

7. Оксиды и гидроксиды, свойства, генезис, практическое применение, примеры месторождений.

8. Галоиды, их характеристика, генезис, практическое применение, примеры месторождений.

9. Карбонаты, их классификация, свойства, генезис, практическое применение, примеры месторождений.

10. Сульфаты и фосфаты, их классификация, свойства, генезис, практическое применение, примеры месторождений.

11. Строение силикатов и алюмосиликатов. Примеры минералов с различным типом соединения кремнекислородных тетраэдров.

12. Островные силикаты, их свойства, генезис, практическое применение, примеры месторождений.

13. Цепочечные и ленточные силикаты, их сходство и различие, применение, распространение.

14. Слоевые силикаты, их классификация, свойства, генезис, практическое применение, примеры месторождений.

15. Каркасные алюмосиликаты. Классификация полевых шпатов, свойства, генезис, практическое применение, примеры месторождений.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 250.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...