Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Организация снабжения химическим имуществом и противогазами




Снабжение действующей армии специальным химическим имуществом газовой борьбы было возложено на Упарт. Это совершенно неизвестное до того времени новое дело налаживалось Упартом не без труда и не без трений, особенно в отношении снабжения противогазами, находившегося в начале возникновения химической борьбы в ведении военно-санитарного ведомства.

В ноябре 1916 г. объявлено было разработанное Упартом временное положение о снабжении войск противогазами{445}. Положение устанавливало нормы запасов и указывало, что органами, которые должны были снабжать противогазами, являлись санитарная часть фронта и санитарный отдел штаба армии; на Упарт возлагалось распределение противогазов между фронтами. Положение перечисляло обязанности снабжающих органов, а также обязанности по применению противогазов командного состава и врачебного персонала в войсках.

Затем в декабре 1916 г. Упарт провел приказ{446} о сформировании фронтовых и армейских складов химического имущества, причем в приказе объявлялись: 1) ведомость специального химического имущества склада; 2) временное положение о снабжении войск вспомогательным противогазовым имуществом (гидропульты, вещества для пульверизации, улавливатели и т. п.); 3) дополнение и изменение в табелях имущества химической команды; 4) схема порядка [80] снабжения войск специальным химическим имуществом и противогазами (см. схему на рис. 5). Завершением организации химического дела на фронте явился разработанный Упартом в марте 1917 г. приказ за № 135{447}, заключавший в себе: а) дополнение в временному штату управления инспектора артиллерии армии заведующего средствами химической борьбы в армии и его помощника; б) временный штат дивизионной противогазовой команды (офицер, метеорологи 10 солдат); в) временные положения: о заведующих средствами химической борьбы в армии и на фронте (штат был введен ранее — приказ наштаверха 1916 г. № 1203), о боевом применении химических команд и об организации противогазовой обороны в войсках. Учебные отряды для обучения войск противогазовой борьбе из подчинения начальнику санитарного [81] отдела штаба армии переданы были в ведение заведующего средствами химической борьбы в армии, а военно-метеорологические отделения при штабах армий из подчинения генерал-квартирмейстеров в подчинение инспекторам артиллерии армии. С изданием приказа № 135 как руководство, так и снабжение химическим делом, а равно и дело противогазовой защиты объединялись в одном артиллерийском ведомстве, чем достигалась увязка всех отраслей дела газовой борьбы.

Быстрая эволюция организации химического дела в действующей армии объяснялась теми успехами, которых в короткий срок удалось достичь в тылу химическому комитету при ГАУ. Благодаря знаниям, умению и энергии химического комитета быстро развилось широкое производство необходимых химических веществ (см. вторую часть «Эволюция техники артиллерии. Средства химической борьбы»), что дало возможность раскинуть сеть химической борьбы по всему фронту действующей армии.

Тыловые фронтовые подвижные артиллерийские ремонтные мастерские. Арсеналы и артиллерийские склады ГАУ

На фронтах действующей армии были организованы предусмотренные мобилизационным расписанием 1910 г. восемь тыловых артиллерийских мастерских (подвижных ремонтных): на Северном фронте — мастерская № 1, на Западном фронте — мастерские № 2 и 3, на Юго-Западном фронте — мастерские № 4, 5 и 6, на Румынском фронте — мастерская № 7, на Кавказском фронте — мастерская № 8.

Для характеристики работы некоторых тыловых артиллерийских мастерских во время войны приводятся табл. 1 и 2.

 

Таблица 1. Работа артиллерийской мастерской № 2

 

Мастерская № 2 1914 г. 1915 г. 1916 г. 1917 г. Итого
Изготовлено          
Ракетных станков  —  — 100  — 100
Квадрантов  —  —  — 184 184
Колес  — 151 253 1437 1841
Двуколок и повозок  — 14 19  — 33
Амуниции конской (предметов)  — 2078 22362 16534 40974
Отремонтировано          
Систем 52 568 181 205 1006
Лафетов  — 24 108 62 194
Передков и зарядных ящиков 175 1504 2212 282 4173
Минометов и бомбометов  — 1 7 9 17
Амуниции 1080 3790 3090 1250 9210
Автомобилей 4  — 13  — 17
Винтовок 5379 8352  —  — 13731
Вспомогательных средств, оптических приборов и пр. 192 54000 17225 3158 74575 [82]

 

Таблица 2. Работа артиллерийской мастерской № 7

 

Мастерская № 7 1914 г. 1915 г. 1916 г. 1917 г. Итого
Изготовлено          
Повозок и двуколок  — 81 55 56 192
Колес разных  — 80 16 47 143
Запасных частей и принадлежностей 69389 216708 163264 154134 603495
Отремонтировано          
Систем 142 242 325 299 1008
Лафетов 151 252 307 321 1031
Люлек и салазок 106 188 257 303 854
Компрессоров  —  — 4 1 5
Зарядных ящиков 629 1284 1473 1428 4814
Колес, лотков, дышел и др. 4369 23106 22607 18894 68976
Повозок и двуколок 158 723 495 501 1877
Амуниции (предметов) 3423 8430 7421 5570 24844

 

Находящиеся на том или ином фронте артиллерийские ремонтные мастерские подчинялись соответствующему начальнику артиллерийского снабжения данного фронта.

Помимо вновь организованных во время войны артиллерийских учреждений, на театре военных действий находился ряд артиллерийских складов и арсеналов, управление которыми осложняло деятельность фронтовых учреждений, имевших назначением непосредственное снабжение войск действующей армии, и которые должны были оставаться в ведении ГАУ. Эти причины побудили Упарт возбудить вопрос об изъятии из ведения начальников артиллерийского снабжения фронтов ряда складов и арсеналов.

В докладе начальника Упарта от 14 мая 1916 г. за № 653 наштаверху этот вопрос освещался следующим образом{448}.

«На основании положения о полевом управлении войск в военное время артиллерийские склады и арсеналы, расположенные на театре военных действий, подчиняясь соответствующим главным начальникам военного округа, обратились в местные исполнительные органы главных начальников снабжения фронта и подчиненных ему управлений начартснаба фронта.

Наряду с этим некоторые артиллерийские склады и арсеналы фактически продолжают выполнять распоряжения и ГАУ, которое, в силу своего исключительного значения в деле снабжения всей армии артиллерийскими средствами, вынуждено отдавать распоряжения этим учреждениям, хотя они ему по закону и не подведомственны. [83]

Таким образом, артиллерийские склады и арсеналы, расположенные на театре военных действий, находятся в нежелательной двойственной зависимости, вредно влияющей на их деятельность: нередко арсенал или склад, получив заказ или наряд от ГАУ и приступив уже к его выполнению, приостанавливает эту работу, так как получает в это время заказ от главного начальника военного округа или начартснаба фронта.

В частности, например, киевский арсенал, как это было установлено при поездке генерал-инспектора артиллерии в июле 1915 г. на Юго-Западный фронт, находится, благодаря указанной двойственной зависимости, в крайне затруднительном положении. Многочисленные и разнообразные наряды фронта (перечень нарядов за первую половину 1915 г. занимал более 200 страниц) совершенно нарушили планомерность в работах этого арсенала.

Исполнение заказов ГАУ вследствие этого откладывается на неопределенное время. Между тем заказы ГАУ, по их значению, несомненно, надо признать более важными, нежели заказы фронтов, главные начальники снабжений, давая свои наряды, руководствуются местными потребностями, а ГАУ при своих заказах учитывает насущные нужды всей армии.

Для устранения указанной ненормальности арсеналы и артиллерийские склады, хотя бы они и находились на театре военных действий, должны быть в ведении одного центрального учреждения, которое, с одной стороны, в зависимости от средств всех арсеналов, могло бы соответственно распределять заказы, а с другой — планомерно распределять запасы по всем артиллерийским складам.

Таким центральным учреждением является ГАУ».

Наштаверх согласился с указанными доводами и того же числа последовал его приказ № 652 о передаче в ведение ГАУ киевского и варшавского арсеналов и артиллерийских складов: петроградского, двинского (в Брянске), курского, кременчугского и киевского. Ранее уже был передан бобруйский склад{449}.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 232.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...