Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Высвобождение мышечного напряжения




 

Любой хронический мышечный спазм ограничивает свободу движения и выражения индивида. Следовательно, это ограничение способности получения удовольствия. Целью биоэнергетической терапии в таком случае является восстановление естественной подвижности тела. Подвижность относится к спонтанным или непроизвольным движениям тела, на которых базируются более сложные произвольные движения. Подвижность человека отражается в оживленности лица, выразительности жестов, а также в диапазоне его эмоциональных реакций. Подвижность тела — это основа спонтанности, основного ингредиента удовольствия и творчества. Спонтанность — это выражение находящегося внутри нас ребенка, и ее утрата может означать лишь то, что человек полностью отрезан от этого ребенка и от своего детства.

Биоэнергетическая терапия начинается с дыхания, поскольку оно обеспечивает тело энергией для движения. К тому же, задержка дыхания налагает ограничения на подвижность тела. Дыхательные волны, связанные с прохождением воздуха — это основные пульсирующие волны тела. Проходя через тело, они активируют всю мышечную систему. Их свободное движение обеспечивает спонтанность чувств и самовыражения. Это означает, что пока человек может глубоко и полноценно дышать, поток его чувств не заблокирован. Дыхание индуцирует движение, которое является проводником для выражения чувства.

Углубление дыхания вызывает у всех людей вибрации в теле. Они начинаются с ног и если становятся достаточно сильными, могут распространиться на все тело. Вибрации могут стать такими интенсивными, что у человека возникает чувство, что он сейчас «развалится на части». Страх развалиться на части — это физическое выражение страха снять защиты эго и стать таким, каков ты есть в действительности. Однако на части никто не разваливается, и разрушения эго, если уж на то пошло, тоже не случается, хотя потрясение от испытанного может быть довольно сильным. Через вибрации в своем теле человек начинает сознавать мощнейшие силы, которые скованы хроническими мышечными напряжениями. А также он ощущает, что освобождение этих сил делает его чувства более живыми, более полными и способствует переживанию удовольствия.

Здоровая личность — вибрирующая личность. Здоровое тело - пульсирующее и вибрирующее тело. В здоровом состоянии вибрации тела носят относительно мягкий, плавный и равномерный характер, подобно шуму тихо едущего автомобиля. Когда двигатель автомобиля останавливается, мы ощущаем это как отсутствие вибрации. О человеке, тело которого не вибрирует, можно по аналогии сказать, что он эмоционально неподвижен. С другой стороны, тело, сотрясающееся слишком сильно, подобно машине с неисправным зажиганием или изъеденными коррозией клапанами. Когда все неполадки в машине устранены, ее вибрация становится кошачьим урчанием. Урчание — вот звук плавно едущей машины. Это также чувство безупречно функционирующего тела — тела, которое двигается с легкостью и грацией животного.

«Дефектами» человеческого тела являются хронические мышечные напряжения. Они развиваются вследствие по­давления импульсов и не могут быть исправлены иначе как высвобождением подавленного движения. Но прежде чем это произойдет, их необходимо вывести на сознательный уровень и зарядить чувством. Именно это и достигается вибрациями. Каждая хронически напряженная мышца находится в сокращенном состоянии, и ее надо растянуть, чтобы активизировать потенциал для движения.

 

Вытягивание сокращенной мышцы, являющейся эластичной тканью, приводит к вибрации, которая может варьироваться от мелкой фибрилляции до крупной дрожи, в зависимости от силы напряжения и степени растяжения. Независимо от своего качества, вибрация служит расслаблению хронической спастичности*[4] мышц. О некоторых людях говорят, что они нуждаются в хорошей встряске. Именно это и пытается сделать тело посредством непроизвольных вибраций и клонических** судорог, а именно - встряхнуть человека, освобождая его от фиксированных и ригидных дви­гательных паттернов.

Замечали ли вы когда-нибудь, как дрожит подбородок ребенка перед тем, как он заплачет? Эта дрожь не что иное, как прелюдия к более крупным вибрациям или конвульсивным движениям, возникающим во время плача. Я часто наблюдал, как пациенты внезапно начинают рыдать, когда вибрации, начинающиеся с ног, распространяются по телу и доходят до груди и горла. Вибрации могут также стимулировать и другие спонтанные реакции. Например, если пациент ложится на спину и поднимает ноги вверх, то возникающие в них интенсивные вибрации перерастают в спонтанные пинающие движения. Такая инфантильная позиция легко возбуждает дрожь в ногах. Изображение дано на рисунке 3.

 

 

Человек лежит на кровати с вытянутыми вверх ногами, колени слегка согнуты, сгиб ступней максимальный. Голова лежит свободно, ее необходимо вывести «из поля зрения», чтобы ослабить контроль эго. Руки вытянуты вдоль тела. Если пятки максимально направить вверх, то это вытянет мышцы голени и ноги начнут вибрировать. Задержка дыхания прекращает вибрации; легкое и глубокое дыхание может их усилить.

В дополнение к непроизвольным вибрирующим движениям, составляющим основу биоэнергетической работы с телом, также используются некоторые экспрессивные движения для того, чтобы мобилизовать и высвободить подавленные импульсы и чувства. Эти движения начинаются сознательно и выполняются произвольно, но часто при возбуждении эмоционального заряда, выливающегося в дви­жение, могут стать непроизвольными.

Одним из самых простых и легких экспрессивных движений, используемых для ослабления мышечного напряжения, являются удары по кровати. Человек лежит на спине с вытянутыми ногами и ритмично поднимает и опускает их, ударяя по кровати. При выполнении ударов ступни должны быть расслаблены так, чтобы голени ровно опускались на кровать. Когда тело становится относительно свободным от напряжения, дыхание синхронизируется с ударами, а голова движется вверх-вниз вслед за волной, которая проходит по телу при каждом ударе. Такой тотальной телесной реакции не произойдет, если тело зажато или напряженные мышцы шеи не позволяют голове двигаться. Продолжая выполнять упражнение, человек научится отдаваться движению, которое постепенно приобретает должную свободу и координацию.

Удары или пинки являются экспрессивным движением. Пинаться — значит протестовать, а каждому человеку есть против чего протестовать, от чего отбрыкиваться. Следовательно, это движение полезно каждому. Я рекомендую его всем своим пациентам, предлагая выполнять от 50 до 200 ударов в день, отсчитывая каждый удар. Пациенты, выполняющие упражнение регулярно, рассказывают о его значительном благотворном эффекте. Они чувствуют больше энергии и больше жизни, а также лучше расслабляются после такой незатейливой деятельности. Я без колебаний предлагаю упражнение всем своим читателям, ибо его просто невозможно выполнить неправильно, и, кроме того, оно совершенно безопасно. На первых порах человек часто обнаруживает, что его движения неуклюжи и нескоординированы, он быстро устает и не чувствует в ударах настоящей силы. Это указывает на заблокированное в детстве самовыражение. В таком случае еще больше смысла в том, чтобы продолжать упражняться. Выполнение упражнения показано на рисунке 4.

 

Чтобы придать пинающим движениям больше выразительности, в терапевтической ситуации пациента побуждают выражать свои чувства. Параллельно с движениями он может говорить «Нет», «Я не буду», или «Оставьте меня в покое». Слова произносятся громко и четко, с протяжными гласными звуками. Такая манера речи мобилизует глубокое дыхание, что делает действие более эмоциональным.

Сопровождение движения звуками и словами также помогает интегрировать установки эго с телесным выражением, повышая координацию и контроль. Когда пациент свободно отдается звуку и движению, удары ногами учащаются, а тон голоса повышается. Удары становятся непроизвольными, и в этот момент пациент переживает действие как эмоциональное выражение. Однако независимо от интенсивности нарастающей эмоции, он полностью отдает отчет в своих действиях и может остановиться усилием воли.

Аналогичное экспрессивное движение можно выполнять и руками. В этом случае пациент лежит на кровати, его ноги согнуты в коленях, кисти сжаты в кулак. Руки поднимаются вверх и с силой опускаются вниз, вдоль тела, ударяя по кровати. Одновременно с этими движениями человек может выкрикивать «Нет» или «Не буду». Продолжая выполнять это упражнение, нужно пытаться заставить голос звучать более убедительно, а от движений добиваться большей экспрессивности. Для большинства людей выражение негативных эмоций оказывается сложной задачей. В голосе слышатся нотки мольбы, плача или страха, а движения рук довольно слабые или механические. Если во время выполнения упражнения вступить с пациентом в спор, отвечая на его «Не буду» - «Будешь!», то можно испытать его способность противостоять авторитету. Одни в этот момент останавливаются в замешательстве, другие начинают говорить «Я буду». Некоторые принимают вызов и усиливают сопротивление ответным «Я не буду».

Эти движения не только пробуждают чувство, но и стимулируют дыхание и заставляют тело вибрировать, если пациент может себе позволить испытать и выразить негативное или враждебное отношение. Одновременно с движениями можно использовать другие выражения, такие как «Иди к черту» или «Я тебя ненавижу». Любое бессознательное сдерживание немедленно проявляется в отсутствии координации. Дискоординация еще ярче проявляется в случае выполнения другого, более сложного движения, символизирующего вспышку гнева. В этом упражнении попеременно бьют по кровати ногами, согнутыми в коленях. Руки тоже участвуют в этом движении. Когда движения скоординированы, правая рука и правая нога действуют синхронно и ударяют одновременно, затем следует очередь левой руки и левой ноги. Голова при этом поворачивается в ту же сторону. Недостаток координации проявляется в расхождении ритма движений ног с ритмом движений рук. В этом случае руки обычно движутся быстрее, а ноги медленнее. Или правая рука движется синхронно с левой ногой, в то время как левая рука — с правой ногой. Такие перекрестные движения имеют место в результате неполной вовлеченности тела; конечности движутся независимо, словно крылья мельницы. Нередко можно наблюдать, как голова поворачивается в противоположном направлении, что служит признаком диссоциации головы и тела. Нескоординированные движения обычно оставляют у пациента чувство неудовлетворенности.

Удары руками по кровати, как и пинки, можно рекомендовать любому. Я взял за правило выполнять это упражнение всякий раз, как чувствую нарастание напряжения в теле или агрессию, которую не хочу ни на кого направлять. Я ритмичными движениями бью по кровати пятьдесят или более раз, чередуя руки. Это оказывает более эффектив­ным средством для снятия напряжения в верхней части тела, особенно в плечевом поясе, а также для углубления дыхания, чем пинки ногами. Если упражнение выполняется с полной отдачей, с широкой амплитудой движений, у человека остается ощущение удовлетворенности и расслабленности. Многие матери рассказывали мне, как они, будучи рассерженными своими детьми, вместо того чтобы наказать их, поднимались в спальню и давали выход своему гневу на кровати. Таким образом, они давали выход своим эмоциям, и им не приходилось испытывать чувство вины. Вряд ли нужно объяснять, насколько это облегчает семейную ситуацию.

Кроме вышеперечисленных упражнений, направленных на развитие способности выражать чувства враждебности и злости, в биоэнергетической терапии применяются движения, которые выражают нежность, любовь и влечение. Оказывается, что тянуться губами и руками для того, чтобы целовать, сосать, прикасаться и обнимать для многих представляется трудной задачей. Вследствие спастичности, то есть скованности мышц челюсти, горла и рук эти движения часто выглядят неестественными и неловкими, и ощущаются таковыми же. В результате человеку трудно бывает выполнить их, и когда он все же делает попытку, то чувствует себя крайне неуверенно. А поскольку нерешительное движение часто вызывает двусмысленную реакцию, то человек остается с чувством неполноценности и отвержения. Уверенность в себе — это сознание того, что можно выразить себя свободно и полностью в любой ситуации.

Может показаться странным, но спонтанность и самоконтроль, несмотря на кажущееся противоречие, являются гранями естественной подвижности. Самоконтроль, по сути, это самообладание, атрибут человека, который находится в соприкосновении со своими чувствами и управляет своими движениями. Самоконтроль для него — это свободный выбор самовыражения, поскольку его подвижность не ограничена и не связана хроническими мышечными напряжениями. Этим он и отличается от контролируемого индивида, компульсивной личности, чье поведение диктуется напряжениями, и от импульсивного индивида, чье поведение представляет собой реакцию на его напряжения. В биоэнергетической терапии существует правило: чем свободнее становится человек в своих движениях, тем большего самоконтроля он достигает.

Грациозный человек — это человек, чье тело свободно от хронического напряжения. Его движения грациозны, потому что они спонтанны, и при этом они полностью скоординированы и эффективны. Поскольку существенным элементом грации является спонтанность, истинной грации невозможно достичь практикой. Ни одно из описанных выше упражнений не будет иметь пользы, если выполняется без осознания его предназначения, которое заключается в том, чтобы высвободить мышечное напряжение. Когда происходит разрядка напряжения, грация становится естественным результатом.

 

Чувство и самоосознание

 

Аксиома биоэнергетического анализа состоит в том, что тело — это единственное, что реально чувствует и с чем соприкасается человек. Окружающую среду он чувствует лишь в качестве воздействий на свое тело. Он чувствует, как тело реагирует на стимулы окружающей среды и потом проецирует свое чувство на стимулы. Так, когда ваша теплая рука лежит на моей руке, все, что я в действительности чувствую — это тепло в моей руке, вызванное вашей. Все чувства заключаются в восприятиях тела. Если тело человека не реагирует на окружающую среду, то оно ничего не чувствует.

Самоосознание есть функция чувствования. Это совокупность всех ощущений тела в любой данный момент времени. Благодаря самоосознанию человек знает, кто он есть. Он сознает все, что происходит в любой части его тела. Другими словами, он находится в соприкосновении с самим собой. Он ощущает, например, поток чувств в теле, связанный с дыханием, а также все остальные спонтанные или непроизвольные движения тела. Однако он сознает не только это, но и ограничивающие его движения мышечные напряжения, ибо они тоже создают ощущения. Человек с недостаточным самоосознанием часто стеснителен. Вместо контакта с собственным телом он видит его как бы со стороны, мысленным взором. При отсутствии внутреннего контакта с собой он чувствует странность и неуклюжесть своего тела, что заставляет его стесняться своих движений и выражений.

Обычно человек не может сказать, расслаблены или сокращены мышцы его ног, отведены назад или подобраны его ягодицы, прямая или сгорбленная у него спина, приподняты или опущены плечи.

Такой недостаток осознанности говорит о неполноценном функционировании тех частей тела, которые выпали из сознания. Человеку, не чувствующему своих ног, не достает уверенности, поскольку он не знает, крепко ли стоит на ногах. При таком недостатке-уверенности в собственных силах ему требуется поддержка со стороны. Ягодицы своей функцией противовеса поддерживают нормальную вертикальную позу. При отведенных назад ягодицах верхняя часть тела оказывается склоненной, что чревато падением. Это можно предотвратить лишь выпячивая грудь и напрягая спину. Сохраняющий такую позу индивид теряет свою естественную самодостаточность и самоуверенность, что может быть компенсировано гиперболизированной позицией эго, в основе которой лежит ригидность. С другой стороны, если ягодицы втянуты, человек оказывается не способен покачивать тазом в сексуально агрессивной манере. У него обнаруживается лордоз, то есть искривление позвоночника в районе поясницы. Результат — сексуальная неполноценность, связанная с неспособностью к полной и свободной разрядке сексуального чувства.

В норме таз подвешен свободно и самопроизвольно движется вперед и назад в сочетании с дыханием. Эти движения усиливаются во время полового акта и выливаются в непроизвольные оргазмические движения. Движение назад наполняет таз ощущением и чувством, в то время как движение вперед разряжает чувство в гениталиях. Хронические напряжения в области таза, ограничивающие его подвижность, снижают оргазмический потенциал человека. Что хуже всего, эти напряжения ослабляют также способность к осознанию, так что он остается в неведении относительно источника своей сексуальной дисфункции. Он может винить себя или партнера, не имея понятия об истинной причине своей проблемы.

Из-за хронических напряжений обычный человек слабо ощущает свою спину. Часто обнаруживается, что спина либо чрезмерно жесткая, можно сказать несгибаемая, либо настолько слабая, что не служит достаточной опорой телу. В обоих случаях человек теряет способность «давать задний ход» своим чувствам или сдерживать их. Излишняя ригидность ведет к компульсивности, излишняя вялость, соответственно, к импульсивности. При недостатке ощущений в спине человек не может мобилизовать свой гнев, направить его на преодоление фрустраций. Вспомните, как собака или кошка, находясь в агрессивном состоянии, выгибают спину. Даже шерсть вдоль хребта встает дыбом, когда эта часть тела наполняется чувством. Люди в подобных ситуациях раздражаются или впадают в ярость, но им не достает животной способности прямого выражения гнева.

Напряжению в спине обычно сопутствует напряжение плеч. Напряжение в плечах оказывает негативное воздействие на две важные функции. Первая — это способность тянуться, вторая — уклоняться. Когда плечи зафиксированы в приподнятом положении, то человек «подвешен», словно на вешалке для одежды. Поднятые плечи выражают страх, поскольку при испуге плечи обычно движутся вверх. Человек с поднятыми плечами находится в подвешенном состоянии из-за своей неспособности тянуться или уклоняться и не способен, следовательно, опуститься.

Человек с недостатком самоосознания невнимателен и уязвим. Его образ самого себя не совпадает с образом, который открывается взорам окружающих, и в своем наивном принятии этого образа он может столкнуться с неожиданными открытиями. Например, человек, который считает, что выглядит мужественно с выпяченной вперед грудью, испытывает шок, когда узнает, что люди со стороны видят в этом лишь позу. Благодаря этому он сам легко обманыва­ется позами и внешним видом других людей. Вы можете сознавать других лишь в той степени, в какой сознаете себя, и лишь в той мере, в какой вы ощущаете себя как личность, вы можете чувствовать личность другого.

Утрата самоосознания происходит из-за хронического мышечного напряжения. Отличие этого напряжения от обычного в том, что оно является устойчивой неосознанной мышечной спастичностью, которая стала частью структуры тела или способом существования. Этот факт объясняет незнание человеком своих хронических напряжений до тех пор, пока они не начинают вызывать боль. Тогда он ощущает послужившее причиной боли напряжение, но не имеет понятия о том, что оно означает, и как оно могло развиться. И он абсолютно бессилен в устранении этого напряжения. В отсутствие же боли большинство людей не замечают того, как они держат себя или как двигаются. Усыпленные мнимым комфортом своих структурированных установок, они не подозревают об ограничениях, сковывающих их жизненный потенциал.

Мышца напрягается только в условиях стресса. Если тело движется легко и свободно, оно не напряжено. Существует два вида стрессов: физические и эмоциональные. Удерживание тяжести является физическим стрессом, так же как и ситуация, при которой движение или другая активность продолжается, несмотря на усталость мышц. Чувствуя боль, вызванную напряжением, человек прекращает активность. Однако если нет возможности прекратить активность, то стресс переходит в мышечный спазм. Эмоциональный стресс подобен физическому: в этом случае мышцы заряжены чувством, от которого не могут освободиться. Они сокращаются, чтобы удержать чувство, точно так же как удерживают вес, и если чувство сохраняется длительное время, то ввиду невозможности избавиться от вызванного им напряжения, происходит мышечный спазм.

Любая эмоция, которая не может быть высвобождена, становится стрессом для мышц. Это возникает из-за давления, которое создает пытающийся вырваться наружу эмоциональный заряд. Приведем несколько примеров для иллюстрации этой идеи. Чувства печали или обиды высвобождаются в плаче. Если плач в силу родительского внушения или других причин сдерживается, то мышцы рта, горла, груди и живота, которые обычно задействованы в плаче, напрягаются. Если чувство гнева не высвобождается, то напрягаются мышцы спины и плеч. Сдерживаемый касательный рефлекс ведет к напряжению мышц челюсти, подавляемый импульс пнуть — к напряжению ног. Связь между мышечным напряжением и подавлением является настолько четкой, что, исследуя мышечные напряжения человека, можно сказать, какие импульсы или чувства он сдерживает.

Что касается мышц, то различий между внешним и внутренним стрессом почти нет. Оба заставляют мышцы напрягаться. Физические стрессы, как правило, менее продолжительны по сравнению с эмоциональными стрессами, которые характеризуются устойчивостью и способностью становиться бессознательными.

Когда мышцу охватывает спазм, она сокращается и остается в таком состоянии, пока стресс не будет устранен. Например, чтобы избавиться от судороги, сковавшей ногу, необходимо сменить положение и подвигать сведенной мышцей. Судорога, однако, является острой формой напряжения и вынуждает нас реагировать определенным образом. Напряжения же, которые возникают через подавление, носят хронический характер, развиваются при многократном повторении переживания постепенно и, кроме того, настолько незаметно, что человек едва ли их сознает. И даже осознав напряжение, он не знает, как его ослабить. Ему приходится с ним жить, а единственный способ существования с напряжением — постараться о нем забыть.

Мышца в расслабленном состоянии заряжена энергией. Она подобна ружью, готовому выстрелить. Толчком, разряжающим мышцу, служит импульс двигательного нерва. Разрядка мышцы вызывает сокращение, которое преобразуется в движение. Сокращенная мышца не может двигаться, пока не будет перезаряжена энергией. Энергетическое снабжение мышцы осуществляется в виде поступления кислорода и сахара. Без дополнительной энергии сокращенные мышцы разблокировать невозможно. Кислород является важным фактором в этом процессе, поскольку без достаточного снабжения кислородом метаболический процесс в мышце прекращается. Этот факт подчеркивает важную роль дыхания в расслаблении мускулатуры и высвобождении подавлений. По мере углубления дыхания пациента в его напряженных мышцах развивается спонтанная вибрация, так как происходит зарядка энергией.

У некоторых пациентов вибрации могут переходить в спонтанные экспрессивные движения, так тело само высвобождает подавленные импульсы. Обычно движения начинаются с волевого усилия, а когда они приобретают законченный характер, происходит пробуждение подавленных импульсов. Пациент может начать выполнять удары по кушетке в качестве упражнения или тренировки, но как только он выпустит движение из сознательного контроля, оно охватит все его тело, приводя к эмоциональному высвобождению. Напряжение мышц можно высвободить лишь посредством экспрессивных движений, то есть движений, в которых выражается подавленное чувство. До тех пор, пока движение выполняется механически, подавленные импульсы продолжают удерживаться, и расслабление не наступает.

Какую роль играет анализ в биоэнергетической терапии? В этой главе акцент ставился на ее физических аспектах, и у читателя могло создаться впечатление, что аналитическое понимание характера играет вторичную роль. Конечно же, это не так. Для пациента так же важно знать источник своих конфликтов, как и достичь самоосознания через активность тела. Чтобы терапия была эффективной, эти два подхода должны дополнять друг друга. В биоэнергетической терапии для развития самопонимания и самовыражения используются все составляющие психотерапии и психоанализа. Это и интерпретация снов, и работа с переносом. Однако в противоположность другим формам терапии работа с телом является тем фундаментом, на который опираются функции самопонимания и самоосознания.

Основная биоэнергетическая концепция заключается в том, что с любым хроническим мышечным напряжением нужно работать на трех уровнях:

 

1) его история или источник в младенчестве или детстве;

2) его нынешнее значение в структуре характера индивида;

3) его влияние на функционирование тела.

 

Только такой целостный взгляд на природу мышечного напряжения может продуцировать устойчивые изменения личности. Из этого следует несколько важных выводов:

 

1. Любая хронически напряженная группа мышц представляет эмоциональный конфликт, который не разрешен и, по всей видимости, подавлен. Напряжение возникает из-за того, что импульс, стремящийся к выражению, сталкивается с сопротивлением, основанном на страхе. Напряжение мышц челюсти может выражать конфликт между импульсом укусить и страхом навлечь на себя гнев родителей. То же самое напряжение может быть связано с импульсом заплакать и страхом спровоцировать агрессию родителей или отвержение. Напряжение может иметь множество значений, поскольку в любое эмоциональное выражение вовлечены все части тела. Это значит, что любое напряжение должно быть рассмотрено с точки зрения всех движений, в которых могла участвовать напряженная мышца. По возможности, специфические конфликты, связанные с напряженной группой мышц, должны быть выведены в сознание, это касается как сдерживаемого импульса, так и страха, вызвавшего это сдерживание.

 

2. Каждая хронически сокращенная мышца представляет негативную установку. Поскольку она блокируют выражение определенного импульса, она тем самым говорит: «Нет, не буду». Не осознавая ни импульса, ни напряжения, которое блокирует его, индивид ощущает это как «Я не могу». И пока он не начнет их сознавать, та часть тела, которая контролируется эти­ми мышцами, двигаться не будет. Когда человек соз­нает сдерживание, выражающееся в напряжении, его «Я не могу» сменяется на «Я не буду». Сознательно выражая свою негативную установку, он освобождает мышцу от необходимости бессознательного блокирования импульса, и таким образом получает возможность выбора: дать выражение этому импульсу или удержать его. Например, многие пациенты сдерживают плач и не могут отдаться своему горю. В этих случаях я предлагаю им бить кулаками по кровати, как описано в предыдущем разделе, и сопровождать действие словами «Я не буду плакать». Удивительно, как часто это приводит к рыданиям. Генерализованная негативная установка, выражающаяся в сдерживании действия напряженными мышцами, распространяется и включает в себя терапевта и терапевтическую ситуацию. Ее обычно прикрывают фасадом вежливости и готовности к сотрудничеству. Можно упорно пробиваться через этот фасад с помощью анализа переноса, а можно двигаться прямо, сделав выражение негативизма делом первостепенной важности. В биоэнергетической терапии каждый пациент оказывается лицом к лицу с собственной скрытой негативной установкой, и достигается это работой с выражением враждебности и негативизма как физически, так и вербально.

Биологический аспект мышечного напряжения заключается в его связи со способностью испытывать удовольствие. Тотальное напряжение смерти, проявляющееся в состоянии трупного окоченения, — это не что иное, как полное отсутствие какой-либо способности чувствовать удовольствие или боль. В той же мере, в какой хронические напряжения сковывают наши тела, снижается наша способность к удовольствию. Сознание этого факта может стать мотивацией для порой мучительной задачи высвобождения этих напряжений. Без полного понимания биоэнергетической динамики дыхания, движения и чувства, человек не способен вернуть себе радость жизни. В отчаянии он пестует иллюзию, что успех и власть смогут превратить унылое существование в наполненную удовольствием жизнь.

 

Глава 3

 

БИОЛОГИЯ УДОВОЛЬСТВИЯ

Возбуждение и свечение

В первой главе я поделился некоторыми наблюдениями, касающимися сущности удовольствия с психологической точки зрения. Затем я перешел к обсуждению дыхания, движения и чувства и проанализировал их значение для получения удовольствия от жизни. В этой главе, вернувшись к феномену удовольствия, нам предстоит исследовать его как биологический процесс.

Известно, что удовольствие проистекает из удовлетворения потребностей. Есть, когда испытываешь чувство голода, спать, когда смыкаются глаза, — вот примеры приятных переживаний, иллюстрирующих этот принцип. Потребность создает состояние напряжения, которое при разрядке через удовлетворение приносит приятное чувство облегчения. Такой взгляд на удовольствие был принят Фрейдом. Тем не менее, концепция удовольствия, сводящая его к разрядке напряжения или удовлетворению потребностей, несмотря на свою очевидную обоснованность, является слишком узкой, чтобы объять весь спектр человеческого поведения.

В действительности люди находят приятными определенную степень и тип напряжения. Они находят удовольствие в ситуациях, требующих напряжения, например, в спортивных состязаниях, поскольку напряжение усиливает возбуждение. Нарастание возбуждения является само по себе приятным ощущением, если существует перспектива его высвобождения. В сексе такое усиление возбуждения называется прелюдией, предварительным удовольствием, в противоположность конечному удовольствию, состоящему в удовлетворении от разрядки, или оргазме. Если же перспектива разрядки отсутствует или достижение удовлетворения чрезмерно затягивается, то влечение и потребность становятся болезненными состояниями. Таким образом, и потребность, и удовлетворение можно считать аспектами переживания удовольствия при отсутствии конфликта и нарушения.

Поскольку базовые потребности организма непосредственно связаны с сохранением его целостности, удовольствие ассоциируется с ощущением благополучия, которое возникает при обеспечении этой целостности. В своей простейшей форме удовольствие отражает здоровое протекание жизненно важных процессов организма. Ту же мысль подчеркивает Лесли Стивен (Leslie Stephen): «В таком случае мы должны полагать, что удовольствие и боль есть корреляты определенных состояний, которые можно рассматривать как нормальную и искаженную работу физического механизма, и, описывая данные состояния, необходимо опираться на сопровождающие их ощущения». Нейтрального состояния не бывает. Человек может чувствовать себя или хорошо, или плохо, в соответствии с его физическим состоянием. Если же его чувства подавлены, то возникает состояние депрессии. В таком случае удовольствие можно определить как ощущение, рождающееся из ровной, беспрепятственной работы организма, непрерывного процесса жизни.

Однако непрерывный процесс жизни — это нечто большее, чем просто выживание, то есть больше, чем сохранение физической целостности организма. Способность к выживанию свойственна и индивидам с эмоциональными расстройствами, которые жалуются на отсутствие удовольствия в своей жизни. В этих случаях прекратилось поступательное движение жизненных процессов. Удовольствие и выживание не идентичны друг другу. Жизнь не стремится к статическому равновесию, ибо это есть смерть. Жизнь включает в себя такие явления, как рост и творчество. Вот почему новизна является важным аспектом удовольствия. Повторяющийся, однообразный опыт скучен, и распространенное выражение «смертельная скука» иллюстрирует, насколько жизнеотрицающим является недостаток возбуждения.

С биологической точки зрения, удовольствие тесно связано с феноменом роста, который является важнейшим выражением непрерывного жизненного процесса. Рост осуществляется благодаря контакту с окружающей средой, которая питает человека как физически, так и психологически. Расти — значит тянуться, добиваться, вбирать в себя воздух, получать пищу и впечатления. Мы наслаждаемся экспансией и расширением нашего существа: увеличением силы, развитием двигательной координации и навыков, расширением социальных отношений, обогащением жизни. Здоровому человеку свойственна жажда жизни, познания, стремление получать новые впечатления, впитывать новый опыт.

Взаимосвязь между удовольствием и ростом объясняет, почему молодость, период активного физического и психического роста, ближе к удовольствию, чем старость. Удовольствия пожилых людей принимают более интеллектуальную форму, поскольку в этом аспекте они как личности все еще способны к росту. Как известно, способность молодых людей к возбуждению выше, чем у представителей старшей возрастной группы.

Секрет удовольствия кроется в феномене возбуждения. Живой организм отличается умением удерживать и увеличивать уровень своего возбуждения; он не переключается из инертного состояния в активное подобно машине, двигатель которой заводится поворотом ключа зажигании. В живом организме постоянно сохраняется возбуждение, которое нарастает или снижается в ответ на стимулы, исходящие из окружающей среды. Грубо говоря, усиление возбуждения ведет к удовольствию, а снижение — к скуке и депрессии.

Явления возбуждения встречаются и в неживой природе. В физике считается, что электрон направляется к внешней орбите, переходя в «более возбужденное» состояние. Электрон меняет свое положение при захвате протона, частицы световой энергии. Когда электрон высвобождает эту энергию, он возвращается на прежнюю орбиту, в менее возбужденное состояние. Свечение земной атмосферы является еще одним примером происходящего в природе процесса возбуждения. Когда солнце встает над горизонтом, его энергия бомбардирует газообразную оболочку нашей планеты. Эта энергия улавливается электронами атомов атмосферы, которые переходят в возбужденное состояние и излучают свет. Тот факт, что в космосе темно, подтверждает, что дневной свет — это результат процесса возбуждения в нашей атмосфере, вызываемого солнечной энергией. Свечение электрической лампочки можно рассматривать как следствие того же процесса. Проходя через нить накаливания, электрический ток возбуждает находящиеся в ней электроны, заставляя их излучать свет.

Свечение является также признаком возбуждения в живых организмах. Наши лица излучают удовольствие, мы сияем от радости и пылаем в экстазе. Свечение человека, полного жизни, проявляется в блеске глаз, иногда об этом говорят пылающие щеки. Я помню слова моего сына, сказанные в ответ на замечание матери о том, что он не улыбается на фотографии класса. «Но, мама, — сказал он, — посмотри на мои глаза, они блестят, как бриллианты». При интенсивном удовольствии, вызванном полной сексуальной разрядкой, в теле растет ощущение, которое воспринимается как жар. Сияние, излучаемое влюбленным, является не чем иным, как прямым выражением его радости.

Слова о свечении человеческого тела — не просто красивая метафора. Человеческое тело окружено «силовым полем», которое получило название ауры. Наблюдения и комментарии по этому поводу можно найти у многих авторов, в том числе у Парацельса, Месмера, Килнера и Райха. Мой коллега, доктор Джон К. Пьерракос последние пятнадцать лет посвятил специальному исследованию этого феномена. Поле, или ауру, в определенных условиях можно увидеть невооруженным глазом. В картинах раннего Возрождения оно изображено в виде светящегося нимба над головами святых.

С точки зрения нашей дискуссии, явление поля интересно тем, что оно отражает уровень возбуждения тела. Когда внутреннее возбуждение нарастает, цвет поля приобретает более насыщенный синий цвет, а его ширина увеличивается. В болезненном состоянии наблюдается общее угнетение поля, по-видимому, вследствие действия симпатоадреналовой системы, вызывающей отток крови от поверхности тела. Поле также пульсирует, то есть появляется и исчезает с частотой пятнадцать-двадцать пять циклов в минуту в нормальных условиях. Ритм пульсации, подобно цвету поля, связан с уровнем возбуждения в теле. При развитии непроизвольных вибрирующих движений тела в результате углубления дыхания и усиления чувств, частота пульсации может возрасти до сорока-пятидесяти циклов в минуту, в то время как поле расширяется, а цвет его становится ярче.

Вообще, возбуждение в живом организме отличается от возбуждения в неживой природе тем, что происходит в пределах границ закрытой системы. Тело облачено в кожу, которая служит как защитой организма от подавляющих внешних стимулов, так и оболочкой для сдерживания внутреннего заряда. Живой организм обладает способностью не только поддерживать более высокий уровень возбуждения, чем в окружающей среде, но и увеличивать его за счет среды. Жизненный процесс противоречит второму закону термодинамики, закону энтропии. Развитие и рост каждого индивида свидетельствуют о том, что жизнь является непрекращающимся процессом, направленным в сторону совершенствования организации и увеличения энергии.

 Индивиды различаются по способности возбуждаться и в умении сдерживать возбуждение. Некоторые люди отличаются угрюмым нравом, излишней серьезностью и сдержанностью. Кажется, ничто не может их взволновать. Другие чрезмерно возбудимы, натянуты, как струна, беспокойны и гиперактивны. Они не способны сдерживать возбуж­дение и поддаются любому импульсу. Различия эти могут быть связаны с паттернами мышечного напряжения в теле, которые определяют структуру характера человека. Я исследовал и развил этот тезис в книге «Физическая динамика структуры характера».

Поскольку живое тело — это закрытая система, содержащая внутренний заряд, или возбуждение, ему свойственна подвижность. Независимо от состояния, будь то бодрствование или сон, движение не прекращается. Сердце бьется, течет кровь, легкие расширяются и сужаются, непрерывно происходит процесс пищеварения и так далее. Тело совершает независимое движение в пространстве, или, другими словами, живет. Потеряв свойственную ему подвижность, оно умирает.

В высших организмах, особенно у человека, движения тела разделены на два класса: произвольные, которые совершаются сознательно и находятся под контролем эго, и непроизвольные движения, которые человек может сознавать, а может и не сознавать. Однако четкой границы между этими двумя типами не существует. Решение идти, к примеру, принимается на сознательном уровне, движения же, из которых состоит ходьба, главным образом непроизвольны и бессознательны. Если наши реакции на раздражители или ситуации содержат значительный бессознательный или непроизвольный компонент, то мы описываем их как спонтанные. Высокая степень подвижности и спонтанности характеризует здоровую личность. В состоянии депрессии уменьшается доля, как подвижности, так и спонтанности.

Эти соображения демонстрируют прямую связь между разворачивающимся процессом жизни и удовольствием.

Жизнь (энергетический процесс) > возбуждение > движение > удовольствие. Можно наблюдать непосредственное проявление этих связей у ребенка, который в возбужденном состоянии буквально прыгает от радости. Находясь в возбуждении, человек не может усидеть на месте. Он чувствует потребность танцевать, бегать или петь. Внутренний импульс, побуждающий к движению, в противоположность намеренному движению, является основанием всех чувств.

 

Спектр удовольствие - боль

 

Чувства удовольствия или боли отражают качество непроизвольных телесных движений. Последние, в свою очередь, служат выражением типа и уровня внутреннего возбуждения. Наряду с приятными, существуют и болезненные состояния возбуждения. Каждое состояние проявляется в определенных непроизвольных движениях, которые и позволяют провести разграничение.

То, что субъективно чувствует человек, испытывая удовольствие или боль, определяется качеством его телесной подвижности. Именно это подразумевается под слаженной или нарушенной работой физического механизма. Лежащая в основе этой концепции гипотеза гласит: чувствовать можно лишь то, что движется. Чувство — это сенсорное восприятие внутреннего движения.

Анализ движений, составляющих основу различных ощущений в спектре удовольствие — боль во многом проясняет эти концепции. Спектр этот показан ниже. Он простирается от агонии, как крайнего проявления боли, до экстаза, как крайнего проявления удовольствия. Средняя точка спектра, «хорошее самочувствие», представляет собой нормальное состояние телесного функционирования.

АГОНИЯ - БОЛЬ - НЕДОМОГАНИЕ - ХОРОШЕЕ САМОЧУВСТВИЕ - УДОВОЛЬСТВИЕ - РАДОСТЬ - ЭКСТАЗ

А) Агония означает болезненное состояние, выходящее за пределы того, что может вынести организм. В агонии тело скручивается и искривляется в череде

судорожных движений. Агония смерти представляет собой именно такую конвульсию.

Б) Боль, в противоположность агонии, подразумевает, что нарушение не превысило уровень толерантности тела. При агонии целостность организма находится в опасности; боль является лишь угрозой. Боль также может выражаться в конвульсивных движениях, но меньшей амплитуды, чем при агонии. Различие заключается только в степени.

В) Недомогание — более легкая форма болезненного возбуждения. Тело может изгибаться или скрючиваться, однако движения не столь конвульсивны, как в вышеописанных состояниях.

Г) «Хорошее самочувствие» — это состояние легкости и расслабленности тела, которое выражается в мягких и гармоничных движениях. Это базовое состояние удовольствия, описываемое словами: «Я чувствую себя хорошо».

Д) По мере возрастания возбуждения в сторону позитивной части спектра, движения тела становятся более интенсивными и выразительными, сохраняя, тем не менее, координацию и ритм. Испытывающий удовольствие человек чувствует мягкость, легкую вибрацию и бодрость; его глаза блестят, кожа теплая. Можно сказать, что его тело урчит от удовольствия.

Е) Радость характеризуется таким нарастанием приятного возбуждения, что тело, кажется, танцует. Его движения полны жизни и грации.

Ж) В экстазе, наивысшей форме приятного возбуждения, проходящие через тело токи настолько сильны, что человек начинает «излучать свет», подобно звезде. Он чувствует, как уносится его тело (с земли в космос). Человек испытывает экстаз во время полного сексуального оргазма, когда движения принимают конвульсивный характер, но при этом остаются согласованными и ритмичными.

Различие между движениями на разных концах спектра состоит в наличии или отсутствии координации и ритма. Во всех болезненных состояниях движения тела нескоординированы и судорожны; в удовольствии движения плавны и ритмичны. Движение — это язык тела. По качеству движений человека можно определить его самочувствие. Матери по выражению и движениям тела младенца различают, находится ли он в состоянии дисгармонии или чувствует комфорт и удовольствие. Логическое основание указанных выше различий заключается в том, что человек борется и прилагает усилия, чтобы избежать боли, тогда как, двигаясь к удовольствию, он просто отдается течению.

Из этого анализа, очевидно, что удовольствие нельзя определить как отсутствие боли. Хотя облегчение, приходящее с прекращением боли часто вызывает чувство удовольствия, оно подобно отдаче, которая возникает при стрельбе из оружия. Боль пробудила у человека осознание своего тела, и последующее за ней облегчение человек в течение короткого времени переживает как очень интенсивное чувство. Как только боль забыта, от удовольствия, вызванного ее облегчением, не остается и следа. Попав под влияние нашего эго, побуждающего к достижению успеха и статуса, мы быстро теряем осознание своих тел. Мы оказываемся под ярмом желаний, и наши подвижность и спонтанность снижаются. К сожалению, совокупный опыт показывает, что, как сказал Самюэль Джонсон, «жизнь состоит в движении от желания к желанию, а не от удовольствия к удовольствию».

Логичнее определять боль относительно удовольствия, а не наоборот. Удовольствие в виде хорошего самочувствия является базовым состоянием здорового тела. Боль указывает на некое нарушение, расстройство этого базового состояния. Боль, следовательно, представляет собой утрату удовольствия, точно так же как болезнь есть потеря здоровья. Психологически мы переживаем боль как утрату удовольствия, когда, например, говорим: «Твой отказ причиняет мне боль». С другой стороны, если отношения не содержат обещания удовольствия, разрыв не переживается так болезненно.

В природе не существует нейтрального состояния, и в человеческом организме тоже нет нейтрального состояния, которое соответствовало бы отсутствию и удовольствия, и боли. Отсутствие чувства является патологическим признаком. Состояние это, встречающееся не так уж редко, указывает на то, что чувство было подавлено. Подавление чувства осуществляется хроническими мышечными напряжениями, которые ограничивают и сдерживают подвижность тела, снижая, таким образом, интенсивность ощущений. В отсутствие движения ощущать или чувствовать просто нечего.

Характерологическая и физическая ригидность как результат хронического мышечного напряжения развивается из потребности подавлять болезненные ощущения. Очевидно, что приятные ощущения не нуждаются в подавлении. Когда в ходе биоэнергетической терапии происходит снятие хронических мышечных напряжений, ожидается, что в сознании возникнут болезненные воспоминания и чувства. Способность пациента принимать и переживать эти болезненные чувства будет определять его способность испытывать удовольствие. Изречение «Нет удовольствия без боли» следует интерпретировать так, что способность испытывать удовольствие связана со способностью чувствовать болезненность тревожной ситуации.

 

Нервная регуляция реакции

Человеческий организм снабжен двумя нервными системами, чье назначение состоит в интегрировании и регулировании его реакций. Одна из них, спинномозговая система, координирует деятельность произвольно сокращающихся мышц на основе проприоцептивных и экстероцептивных сенсорных данных. Она также регулирует мышечный тонус и поддерживает позу тела. У разных людей контролируемые этой системой движения в разной степени подчинены сознанию. Одни, например, обладают способностью шевелить ушами; другие заставляют бицепсы сокращаться усилием воли. Мышцы, на которые воздействует эта система, относятся к поперечнополосатой скелетной мускулатуре тела.

Вторая нервная система — автономная, или вегетативная, регулирует такие базовые-телесные процессы, как дыхание, кровообращение, работа сердца, пищеварение, выделение, деятельность желез, а также реакции зрачков. Находящиеся под ее воздействием мышцы называются гладкими, поскольку они выглядят гладкими, а не полосатыми — как более крупные скелетные мышцы. Действие системы не подчинено сознательному контролю, отсюда и название «автономная». Она состоит из двух подразделений, известных как симпатический и парасимпатический отделы, которые действуют как антагонисты. К примеру, симпатические нервы ускоряют работу сердца, в то время как парасимпатические замедляют ее.

В книге «Функция оргазма» Вильгельм Райх указал, что «парасимпатическое активно там, где имеет место экспансия, расширение, гиперемия*[5], тургор** и удовольствие. И наоборот, функционирование симпатического обнаруживается везде, где организм сокращается, отгоняет кровь с периферии, демонстрирует бледность, проявляет тревогу или боль».*** Идентичность парасимпатической иннервации с чувством удовольствия очевидна. В удовольствии тело расширяется, поверхностные ткани наполняются жидкостью и насыщаются кровью, зрачки глаз сужаются, обостряя фокус. Симпатический отдел через иннервацию надпочечников мобилизует тело на противостояние чрезвычайным обстоятельствам, вызываемым болью или возможной опасностью. Такие приготовления обычно происходят в теле перед боем или полетом в самолете; все чувства обострены (зрачки расширены), усилена деятельность сердечной мышцы, кровяное давление повышено, увеличено потребление кислорода.

Эти два отдела оказывают противоположное воздействие на направление кровотока. Парасимпатическая деятельность расширяет периферические артериолы, увеличивая приток крови к поверхности тела и продуцируя ощущение тепла. Сердце замедляется, переходя к спокойному и легкому ритму сокращений. Симпатическое действие сокращает поверхностные артериолы, заставляя кровь приливать к внутренним органам тела, чтобы доставить больше кислорода жизненно важным органам и мускулатуре. Таким образом, работа парасимпатического отдела способствует экспансии организма и обращению к окружающей среде, то есть вызывает приятную реакцию. Симпатическая деятельность продуцирует сокращение и отдаление от окружающей среды, болевую реакцию.

Любая болезненная ситуация является чрезвычайным состоянием, на которое человек реагирует посредством симпатоадреналовой системы, повышая напряжение и осознание окружающей среды. Подобное напряжение — результат состояния гипертонии в мышцах, возникающего при подготовке к действию. Оно отличается от описанного в предыдущем разделе хронического мышечного напряжения, которое является бессознательным и представляет собой застывшее состояния готовности, возникшее в результате прошлой чрезвычайной ситуации. Повышенное сознание подразумевает активное участие воли. В чрезвычайной ситуации индивид не действует спонтанно, каждый шаг рассчитан и направлен на устранение опасности.

Воля является вспомогательным механизмом. Она активируется в той ситуации, когда обычного усилия для выхода из кризиса недостаточно. К примеру, нужно иметь силу воли, чтобы напасть на вражеские укрепления во время боя, поскольку естественная реакция в этот момент — бежать как можно дальше. Точно так же сила воли необходима для того, чтобы выстоять в тяжелом испытании, поскольку обычно человек склонен отказаться от риска и вернуться к спокойному существованию. Воля — это то, что способствует нашему выживанию в ситуациях, когда шансы на это невелики. Когда активизирована воля, мобилизуется произвольная мускулатура тела, точно так же как происходит всеобщая мобилизация граждан во время войны. Естественное поведение исключено, функции управления берет на себя сознательное эго. В экстренной ситуации у человека нет ни желания, ни времени на удовольствия. Ритмичные и грациозные непроизвольные движения, являющиеся выражением удовольствия, должны уступить место контролируемым движениям, которые выражают решимость человека. Разницу можно проиллюстрировать на примере всадника, который наслаждался верховой ездой, предоставляя своей лошади самой выбирать шаг. Столкнувшись с опасностью, всадник полностью подчиняет лошадь себе, заставляя ее скакать во весь опор, на грани ее возможностей; в этой ситуации верховая езда перестает быть удовольствием — как для всадника, так и для лошади.

Воля прямо противоположна удовольствию. Ее применение подразумевает, что человек находится в сложной ситуации, требующей мобилизации всех ресурсов организма. Даже если воля призвана для достижения незначительной цели, тело реагирует так, будто находится в экстремальной ситуации: происходит стимуляция симпато-адреналовой системы для получения дополнительной энергии, необходимой для совершения усилия. Если задача неотложная, атмосфера чрезвычайности отражается на телесном уровне: выделяется больше адреналина, нарастает мышечное напряжение, происходит отток крови от поверхности тела. Независимо от того, носит ли задача физический характер, например, поднятие большого веса, или психологический, например, срочное написание статьи в номер, она создает состояние напряжения, которое относится к негативной части спектра. Знакомая картина: журналист, сидящий за пишущей машинкой, напряженный, нервный, расстроенный, курящий одну сигарету за другой, четко отражает интенсивность физического напряжения, которое может быть вызвано психологической задачей.

Любая цель сама по себе создает чрезвычайную ситуацию, поскольку в ней не было бы никакого смысла, если бы она не бросала вызов и не вынуждала бы действовать. Однако постановка задач и целей является также функцией творческого процесса. Как только идея кристаллизовалась в концепцию, формулируется цель, которая выражает концепцию в соответствующей форме. Постановка целей является также частью принципа реальности, который под управлением эго модифицирует принцип удовольствия. Принцип реальности гласит, что индивид способен отложить немедленное получение удовлетворения или претерпеть боль ради получения большего удовольствия в будущем. В сущности, принцип реальности — не что иное, как иная формулировка творческого процесса. В обоих случаях более полное удовольствие и наслаждение жизнью видятся как результат усилий, требующихся для достижения цели. Если, однако, утратить такое видение реальности, то цель становится бессмысленной.

Для огромного числа людей достижение целей становится критерием жизни. Не успела реализоваться одна цель, как немедленно возникает другая. Каждое достижение дарит момент трепетного удовлетворения, которое в скором времени увядает, требуя постановки новой цели: новую машину, дом получше, больше престижа, больше денег и так далее. Наша культура одержима достижениями. Стремясь постоянно к цели, живя в состоянии стресса, люди неизбежно сталкиваются с такими последствиями, как высокое давление, язвы, напряжение и тревожность. Мы гордимся своей энергичностью, забывая при этом, что каждый рывок вперед требует активации симпатоадреналовой системы.

Не всякая цель требует отсрочки удовольствия. Мы уже убедились в том, что состояние напряжения само по себе может быть удовольствием, если имеет перспективу разрядки и реализации лежащей в его основе потребности. Предвкушение удовольствия становится источником приятных переживаний. В этих условиях необходимое усилие дается легко и спокойно, работа продвигается гладко и движения тела сохраняют высокую степень координации и ритмичности. Разумеется, все это приносит удовольствие. Однако действовать в такой манере возможно лишь тогда, когда отсутствует давление, нет чувства безысходности, когда деятельность важна не меньше, чем цель, и когда последняя не доминирует над средствами. Мы живем не для того, чтобы создавать, мы создаем для того, чтобы жить. Чрезмерная озабоченность целями и их достижением свойственна людям, испытывающим страх перед удовольствием.

Боязнь удовольствия

 

Когда речь заходит о страхе перед удовольствием, то это может показаться нонсенсом. Как можно бояться того, что желаемо и благотворно? И все же многие люди избегают удовольствия; у одних в ситуациях наслаждения развива­ется острая тревога, другие даже испытывают боль, когда приятное возбуждение становится слишком сильным. Как-то раз во время лекции на эту тему один из студентов задал вопрос: «Как вы объясните фразу "Приятно до боли"»? Я тут же вспомнил о замечании, сделанном одним пациентом: «Это хорошая боль». Всем известен факт, что некоторые люди находят в боли удовольствие. Эта с виду мазохистская реакция требует некоторого объяснения.

Представим себе человека, мышцы которого затекли от длительного нахождения в одном положении. Вытягивать занемевшие мышцы больно, и все же, поскольку тем самым человек восстанавливает кровообращение, у него возникает приятное чувство. Другой пример — когда человек выдавливает фурункул на теле, чтобы ослабить давление. Процедура болезненная, однако, как только фурункул вскрывается и его содержимое изливается наружу, возникает чувство удовлетворения. В обоих случаях удовольствие происходит из разрядки напряжения, которой нельзя было бы достичь без испытания боли. Почти любой визит к врачу, особенно к дантисту, не обходится без боли, однако она добровольно принимается ради улучшения самочувствия. Поддержание боли в интересах удовольствия объясняется принципом реальности. В этом нет ничего мазохистского. В конечном счете, мы стремимся к удовольствию, а не к боли.

Схожа мотивация сексуального мазохиста, который получает удовольствие от побоев. Боль ему необходима, чтобы освободиться от давления. Его тело настолько зажато, а мышцы ягодиц и таза так напряжены, что сексуальное воз­буждение, которое проходит через гениталии, не обладает достаточной интенсивностью. Нанесение побоев, помимо своего психологического значения, помогает снять напря­жение и расслабить мышцы, высвобождая поток сексуаль­ного возбуждения. Райх в своем исследовании мазохизма установил, что мазохист не заинтересован в боли как тако­вой, а стремится к удовольствию, которое становится дос­тупным через боль.

Мазохиста от нормального человека отличает эта посто­янная потребность в боли, позволяющей испытать удоволь­ствие. Снова и снова он прибегает к одним и тем же болез­ненным состояниям в отчаянных попытках получить удо­вольствие. Он не учится на собственном опыте и его подход нельзя считать творческим.

Мазохистское поведение в большей степени мотивиро­вано желанием получить одобрение, чем жаждой удоволь­ствия. Одобрение требует подчинения, которое является для мазохиста необходимым условием испытания удоволь­ствия. Лежащая в основе личности мазохиста установка подчинения подрывает любую творческую деятельность. В свою очередь покорность вынуждает его к провокативному поведению, чтобы навлечь на себя наказание. Если не разрешить глубоко укоренившиеся и преобладающие в его личности вину и страх, то мазохист будет продолжать двигаться по этому порочному кругу, постоянно ища боли ради получения удовольствия, но в результате находя больше боли, чем удовольствия.

Важно обратить внимание на то, что травмы не всегда воспринимаются как болезненные в момент их получения. Часто порез, нанесенный острым ножом, некоторое время не ощущается, пока резкая боль волной не нахлынет на пораженный участок. Порез ножом вызывает локализованный шок, из-за которого травмированная часть тела на короткое время немеет. То же самое случается и при психологических травмах. Оскорбительные слова далеко не всегда воспринимаются нами как таковые в момент их произнесения. Боль обиды приходит позднее, и тогда мы реагируем приливом гнева. Возможно, оскорбление просто застало нас врасплох, и мы были не готовы отреагировать. Подобная интерпретация, тем не менее, не объясняет запоздалой реакции на физическую боль.

Боль, как и любое другое чувство, является восприятием движения. В противоположность удовольствию, когда движение происходит плавно и ритмично, характер движения, вызывающего боль, прерывист, конвульсивен и неравномерен. Порез причиняет боль до тех пор, пока не будут выстроены новые каналы, которые позволят крови течь свободно через травмированную область. Тогда боль утихает. Оскорбление болезненно, поскольку вызывает гнев, который не может получить немедленного выражения. Высвобождение гнева успокаивает боль. Пока не восстановлен нормальный поток чувств, имеет место давление (движущая сила или энергия скапливается из-за препятствия), и это давление, или напряжение, воспринимается как болезненное.

Лучшей иллюстрацией такой концепции боли может послужить состояние обморожения. Процесс обморожения обычно происходит безболезненно, но процесс восстановления мучителен. Получивший обморожение человек может совершенно не подозревать о своем состоянии, пока не войдет в теплую комнату. Только после этого возникает боль, которая усиливается по мере восстановления кровообращения в замерзшей конечности. Таким образом, боль при обморожении возникает вследствие нарастающего давления, когда несущие энергию жидкости тела, кровь и лимфа, пытаются пробить себе дорогу в замерзшую конечность.

Боль — это предупреждение, сигнал опасности. В случае обморожения она предупреждает нас о том, что процесс размораживания должен происходить постепенно, во избежание необратимого повреждения тканей. Если возникнет слишком высокое давление, то сжавшиеся, замерзшие клетки взорвутся, что приведет к некрозу пораженной части тела. Лечение обморожения требует постепенного повышения температуры, позволяющего избежать этой опасности. Но даже при неукоснительном соблюдении всех правил, полностью избежать боли невозможно, если мы рассчитываем на полное восстановление функции.

Страх удовольствия является, в сущности, страхом боли, которая неизбежно возникает, когда распространяющийся импульс встречает на своем пути преграду. Райх описывал мазохистский страх удовольствия, как страх взорваться, если возбуждение станет слишком сильным. Чтобы лучше понять это утверждение, мы должны рассматривать индивида, тело которого зажато и напряжено, как находящегося в состоянии, сходном с обморожением. Он застыл в своей неподвижности и отсутствии спонтанности. Испытывая удовольствие, он находится под воздействием теплоты, которая вызвана притоком крови к периферии тела в результате деятельности парасимпатических нервов. Его тело стремится к расширению, но испытывает боль, когда встречает сопротивление страдающих хронической спастичностью мышц. Ощущение может даже быть пугающим. Индивид чувствует, что вот-вот взорвется или «распадется на части». Его первый импульс — поскорее выбраться из ситуации.

Если бы человек смог перетерпеть боль и оставаться в ситуации, позволив приятным движениям течь по телу, то он испытал бы физический «распад на части». Он бы начал дрожать и трястись. Все его тело охватили бы вибрации. Он почувствовал бы, как теряет контроль над собственным телом. Его движения стали бы неуклюжими, а чувство самообладания исчезло. Когда такое происходит с человеком вне терапевтической ситуации, он чувствует такое беспокойство, что оказывается вынужден уйти из ситуации.

Однако вся эта тряска и дрожь — не что иное, как ослабление мышечных напряжений и их психологического аналога, эго защиты. Это терапевтическая реакция, попытка тела освободиться от ригидности, которая ограничивает его подвижность и сдерживает выражение чувства. Так проявляется способность тела к самооздоровлению. Если поддержать этот процесс, как это делается в биоэнергетической терапии, ситуация скорее всего завершится плачем. Нахлынувшее чувство удовольствия часто заставляет плакать, поскольку ригидность тела разрушается. Можно привести бесчисленное количество примеров такой реакции. Многие женщины плачут, испытав огромное удовольствие от секса. Люди плачут, встречая старых друзей или родственников. Нередко можно слышать выражение: «Я так счастлив, что вот-вот заплачу».

Будучи взрослыми, мы не позволяем себе плакать по многим причинам. Мы считаем слезы выражением слабости, женственности, незрелости. Человек, закрытый для плача, закрыт для удовольствия. Он не может «пропустить» свою печаль и поэтому не может «пропустить» и радость. В ситуациях удовольствия он чувствует тревогу. В основе тревоги лежит конфликт между желанием освободить чувство и страхом освободиться. Такой конфликт возникает всякий раз, когда удовольствие настолько интенсивно, что становится угрозой ригидности.

Конвульсивная разрядка через плач является основным механизмом снятия напряжения у человека. Младенцы плачут, испытывая дискомфорт или боль. На психологическом уровне их плач — это обращение к матери. Биологически это реакция на состояние сокращения в теле. Если понаблюдать за малышом, испытывающим дискомфорт, то можно заметить, что его тело становится жестким и ригидным. Но по сравнению со взрослым, вибрирующее и полное живой энергии юное тело не может долго оставаться ригидным. Сперва начинает дрожать челюсть, потом кривится подбородок, и через секунду все тело охватывают конвульсии рыданий. Матери знают, что плач ребенка является сигналом дискомфорта, и спешат устранить причину. Малыш, тем не менее, плачет не только для того, чтобы позвать мать, ибо нередко продолжает плакать и после ее прихода, до полной разрядки напряжения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 187.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...