Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РИТОРИКА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕМ РИМЕ




ВВЕДЕНИЕ

Проблемы общения между людьми затрагивают все без исключения сферы деятельности, все уровни взаимоотношений – от сугубо личных до международных, а теоретическое их осмысление занимает не только психологов, но и широкие круги специалистов самого разного профиля. Представление о коммуникации и взаимодействии неотделимы от интеллектуальной деятельности, которая без такого взаимодействия лишается смысла.

Естественно, общение между людьми осуществляется при помощи языка. Ведь язык – одно из самых удивительных и загадочных явлений, существующих в человеческом обществе. Без преувеличений можно сказать, что язык является величайшим достижением человечества: язык создал человека, сделав его единственным разумным существом на земле.

Но говорящий обычно не отдает себе отчета в тех сложных и противоречивых явлениях, которые привели к возникновению, исчезновению или сохранению каких-либо элементов языка, не имеет ясного представления о механизмах регулировки языковых звеньев, которые дают языку возможность быть адекватным средством общения людей в любой период человеческой истории.

Люди говорят посредством слов, судьбы которых намного сложнее, разнообразнее, удивительнее человеческих судеб. Слова – немые свидетели человеческой истории и культуры. Развитие значений слов лучше любых хроник и свидетельств современников отражает человеческие судьбы, интересы, нравы, обычаи, верования, способы мышления. Именно "молчание" языка является настойчивым призывом разгадать то, что написано между строк языка, что, безусловно, поможет лучше разобраться в сущности человеческой культуры, наиболее ярким проявлением которой всегда является язык. Не случайно И.А.Бунин писал:

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь,

Хоть в меру сил,

В дни злобы и страданья

Наш дар бесценный – речь!

В этих словах заключен призыв беречь слово, которое представляет собой неповторимое явление, имеющее свою историю и заключающее в себе целый мир.

Предлагаемый лекционный курс по культуре речи, стилистике и риторике направлен на формирование речевой и ораторской культуры студентов. Основываясь главным образом на достижениях классической и, в частности, русской риторики, предлагаемый лекционный материал ставит своей целью:

· научить вести беседы на бытовые, деловые и профессиональные темы;

· научить участвовать в обсуждении проблем, в которых говорящий достаточно компетентен;

· ясно и лаконично, в хорошей литературной форме излагать свое мнение по какому-либо вопросу;

· познакомить студентов с особенностями ведения полемики;

· познакомить студентов с историей развития русской и западноевропейской риторики;

· помочь студентам стать "талантливыми читателями" (Маршак) художественного текста, то есть привить им, насколько это возможно, чувство языка, воспитать языковую интуицию.

В кругу проблем эстетического воспитания важное место занимает вопрос о стилистической грамотности студентов. В связи с этим лекционный материал по стилистике русского языка призван помочь достижению следующих целей:

· познакомить студентов с теоретическими основами стилистики;

· ввести студентов в круг актуальных проблем современной науки;

· развивать и совершенствовать навыки практического применения различных стилей языка и речи;

· способствовать использованию в речи всего арсенала выразительных средств языка.

Содержание и цели лекционного курса, связанного с культурой речи, характеризуются прежде всего ориентацией на формирование речевой культуры общения, развитие умения пользоваться различными языковыми средствами в конкретных коммуникативно-речевых ситуациях, типичных для профессиональной деятельности.

Методические особенности курса "Культура речи" заключаются в специфическом характере сочетания теоретических знаний и практических умений, что предопределяется целями и задачами изучения самой дисциплины. Доминирует установка на формирование профессиональных коммуникативно-речевых умений.

 


 

МЕСТО РИТОРИКИ, КУЛЬТУРЫ РЕЧИ И СТИЛИСТИКИ

В СИСТЕМЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН


Риторика как наука

 

В центре внимания каждой из перечисленных выше наук находится преимущественно устная речь. Задача каждой – усовершенствование процесса общения. Но «разведены» в современном языковедении они неслучайно, ведь каждая из этих наук имеет свою специфику.

Наиболее древняя из названных наук – риторика. История знает как традиционный, так и нетрадиционный подходы к определению риторики. Первый принадлежит античной эпохе, широко распространен и общеизвестен. Второй – более разнообразен и подвержен влиянию различных точек зрения в науке.

В традиционном понимании риторикой называют ораторское искусство, искусство убеждать с помощью слов, синонимом которого является красноречие. Но риторика никогда не была только искусством, она была и наукой. Как искусство риторика нуждалась в эстетическом освоении мира и одновременно базировалась на рациональном знании. Третьим началом риторики, которое объединяло обо вида познания (эстетический и научный), была этика, определявшая нравственные основы существования человеческой личности.

Обратимся к нетрадиционному пониманию риторики. Из определения этой науки – искусства убеждать с помощью слов, - следует, что данное средство может проявляться не только там, где один человек поставлен в положение оратора, другой – слушателя, не только в парламентах, академиях, судах, школах, университетах и церквях. Убеждающая речь звучит и на рынке, и в транспорте, и дома. Она присутствует в коротких записках, письмах, в газетной и журнальной публицистике. Она широко представлена в художественной литературе, причем не только в авторской речи, но и в диалогах персонажей.

Понимая риторическую речь как убеждающее слово и используя всевозможный опыт «убеждающих слов», мы должны взять из первого раздела риторики (изобретение мыслей) все то, что непосредственно относится к убеждению, т.е. теорию аргументации, теорию доводов. Мы должны ограничить свой интерес к той части риторики, которая звалась топикой (от греч. twpoV - место, область) и была посвящена классификации различных форм отражения действительности как источников аргументации.

Понимая риторику как науку об убеждающем слове, мы должны сосредоточить свое внимание на разделе «украшение речи» и наряду с этим объединить в частной риторике все, что напрямую не связано со словом (содержание разделов «подготовка» и «произнесение речи»).

Охарактеризуем внешние и внутренние компоненты процесса убеждения. Его участники – тот, кто убеждает (оратор) и те, кого убеждают (аудитория). Это обязательные участники процесса убеждения. Необязательный – «третья сторона», лицо и лица, которые воспринимают наблюдения, рассуждения, выводы, используемые оратором и доводимые до сведения аудитории с соответствующей ссылкой.

Классическая риторика выделяла семь компонентов ораторской речи, которые можно назвать «внутренними»:

· вступление;

· изложение;

· определение темы, отграничение ее от других тем;

· доказательства;

· опровержение доказательств противника;

· отступления;

· заключение.

Мы исходим из необходимости делить их на обязательные (3, 4, 7) и необязательные. Обязательные компоненты, которыми общая риторика должна заниматься в первую очередь, по существу сводятся к двум понятиям: довод и коммуникативная установка. Смысл убеждающей речи таков: аудитория должна изменить (или подтвердить) свои прежние представления о фактах, событиях и пр., свои прежние умозаключения, выводы, намеченные ранее решения на основе названных оратором установок, то есть сделать это в результате акта убеждения, в соответствии с доводами оратора и в том направлении, в котором он ориентирует аудиторию. Подтверждение или изменение указанных установок, которое делается в открытой (эксплицитной) или скрытой (имплицитной) форме – это и есть задача оратора.

Различается три типа установок оратора:

А) наблюдение (было – не было);

Б) рассуждение (истинно – ложно);

В) действие (делать – не делать).

Имеется еще один необязательный, но очень важный внутренний компонент – форма речи, отличающаяся выразительностью и изобразительностью.

В задачи общей риторики не следует включать специальное изучение разнообразных видов речевой деятельности, направленных на получение информации от аудитории, установление истины в споре и т.д. Риторическая речь начинается там, где убеждающий (оратор) полностью убежден сам. Но это не означает, что проблема «обратной связи» с аудиторией вообще не принимается во внимание риторикой.

Одно из основных понятий риторики – довод. При этом доводом служит не только слово, но и то, что стоит за словом – возможное событие, факт, дело. Как соотносятся довод словом и довод делом – один из важнейших вопросов, от правильного решения которого зависит само существование риторики как науки.

Есть два крайних мнения, которые сходятся на том, что довод словом оторван от довода делом. Первая крайность состоит в убеждении, что довод словом имеет самостоятельную ценность, независимо от того, подкрепляется ли он доводом-фактом или нет. При таком понимании риторика из искусства убеждать неизбежно превращается в искусство обманывать, что неоднократно происходило в прошлом.

Искусство обманывать заключается в способности оратора обещать то, что нельзя исполнить, заставить верить в авторитет того, кто известен оратору как негодяй или обманщик, сочувствовать действительным врагам и ненавидеть друзей.

Другая крайность заключается в предположении, что довод словом не имеет самостоятельной ценности, что слова только повторяют заранее известное собеседнику реальное содержание довода. При таком понимании на риторику смотрят как на науку для болтунов или бюрократов.

Чтобы преодолеть эти крайности, необходимо рассматривать оба типа доводов в неразрывном единстве слова и дела и видит специфику словесного довода в том, что он значительно опережает или замещает во времени довод фактом, когда последний временно (только временно) отсутствует. Ф. Ницше заметил по этому поводу: «Я люблю того, кто бросает золотые слова впереди своих дел и потом выполняет более обещанного».

Признав всю важность словесного довода как способность опережать и временно замещать довод делом, мы можем достойно оценить и принцип изобразительности. Речь должна быть изобразительной, то есть настолько конкретной, чтобы вызывать у аудитории яркие индивидуальные представления, чтобы слушатели могли видеть и слышать как настоящее то, что будет или уже было, но временно скрыто от ее глаз и ушей.

Великий французский философ-энциклопедист Ж.Ж. Руссо писал: «…самые убедительные речи, бесспорно, те, где заключено больше всего образов». Более того, слова оратора помогают аудитории чувствовать и воспринимать еще и то, что совершается в его собственной душе. Именно благодаря усилению изобразительности слова аудитория верит оратору, не проверяет его на каждом шагу. И в то же время изобразительное слово перестает быть убедительным, как только такая проверка показывает, что словесный довод не подтверждается фактами.

Но стоит различать два понятия – изобразительность и ее усиление. Всякая речь должна обладать минимумом изобразительности, иначе она не выполняет свою основную задачу: сообщение о чем-либо. Но одно дело – видеть и описывать то, что укладывается в привычные, хорошо знакомые аудитории словесно-понятийные схемы, - здесь не нужно никакой усилительной изобразительности. И совсем другое, когда объект ораторского «видения» и «предвидения» насыщен образами и наделен способностью вызывать сильные эмоции – ведь решающие, ключевые доводы создаются именно благодаря таким «предвидениям» оратора. Отличие убеждающей речи от какой-либо другой состоит в том, что она предполагает противоборство, конфронтацию коммуникативных установок оратора и аудитории. В такой обстановке оратор обычно оценивает содержание своей речи как принципиально новое и поначалу отчасти неприемлемое для аудитории. Поэтому он обычно старается изобразить эту новизну, изобразить и свой особый душевный настрой, который из-за новизны не поддается обычным средствам выражения. Отсюда использование не только общих, но и специальных средств усиления изобразительности – тропов и фигур. Изучение общих и специальных средств усиления изобразительности составляет содержание раздела риторики под названием «украшение мыслей».

Итак, в чем главный смысл риторики? Кто ее настоящий герой? Великие художники слова? Гениальные обманщики? Скорее всего, нет. Риторику можно сравнить с офтальмологией: оратор – это добросовестный врач, который возвращает людям (слушателям) временно или частично утраченное ими зрение.

Важно помнить, что каким бы точным и ярким ни было слово, оно должно привлечь и удержать внимание слушателей там, где его нужно напрячь, и расслабить там, где нужен временный отдых. «Когда внимание притуплено, - писал Гельвеций, - идеи и образы выступают перед нашим умом менее ясно и производят на нас слабое впечатление».

По выражению А.К.Толстого, фразы языка, лишенного должной выразительности, «скользят по воображению, не затрагивая сложнейшей клавиатуры нашего мозга». К.Д.Ушинский заметил: «Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все то, что только входит в душу человека из внешнего мира». Метафору великого педагога можно развить: внимание – двери и окна человеческой личности. Там, где они закрыты, царит темнота, там нет изображений и искусства изображать. Вследствие этого необходимо понять, что для оратора одно из лучших средств управления человеческим вниманием – усиление выразительности речи.

Выводы

1. Риторика понимается как ораторское искусство, основами которого являются эстетика, наука, этика; наряду с этим риторика – средство убеждения с помощью слов.

2. Центральное место в риторике занимает процесс убеждения, вследствие чего одним из основных понятий риторики является довод.

3. В процессе убеждения аудитории важна не только логическая сторона речи, но и ее форма, изобразительность.

Культура речи как наука

 

Культура поведения, культура речи… Какие понятия мы вкладываем в слова «культура», «культурный», когда употребляем или слышим эти словосочетания? Слово «культура» имеет очень много значений: в 1953 г. в Гарварде вышла книга, в которой было собрано 170 определений этого слова, а в 1972 г. подобная книга, вышедшая в Нью-Йорке, содержала 200 определений этого слова, структурированных в семи разделах. Обратимся к толковому словарю.

Культура, от лат. Cultura – возделываю, воспитываю.

1) совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества; различают материальную и духовную культуру. В более узком смысле термин культура относят к сфере духовной жизни людей;

2) уровень, степень развития, достигнутая в какой-либо области (отрасли) знания или деятельности (культура труда,культура речи и т.д.);

3) степень общественного и умственного развития, присущая кому-либо;

4) возделывание, обработка почв, сельскохозяйственных угодий;

5) разведение, выращивание какого-либо растения, а также само культивируемое растение;

6) культура микроорганизмов;

7) культура тканей.

Как видим, спектр значений этого слова достаточно богат и разнообразен. Попытаемся выявить суть данного термина с помощью интеграции смыслов толкования всех значений.

Во-первых, культура (будем употреблять это слово в некоем абстрактном смысле) есть там, где есть человек, то есть она всегда предполагает активное участие человека.

Во-вторых, эта деятельность человека характеризуется творческим началом и созидательностью.

В-третьих, налицо синкретическая природа культуры. Культура заключена внутри человека как определенный код, созданный деятельностью всех предыдущих поколений, как некая человеческая, природная мудрость, и культура находит свое внешнее проявление во всем, что создано человеком. Другими словами, она занимает промежуточное положение между человеком и внешним миром, она возникает на стыке этих двух явлений.

Культура речи – это часть общей культуры нации, понимаемой с аксиологической точки зрения. Можно сказать, что в культуре речи заключается моральный облик нации, система ее ценностей. Ярко выразила эту мысль Б.Ахмадулина: «Язык – это моя нравственность».

Культура речи есть свод правил, традиций, норм наиболее важного вида человеческой деятельности – общения. Основы речевого этикета, например, широко представлены в фольклоре, особенно в жанре паремии (пословицы и поговорки), в которых народная мудрость отразила правила речевого поведения (подробнее см.: Рождественский Ю.В. Введение в общую филологию. – М.: Вш, 1979).

Анализ и классификация пословиц позволяют сделать следующие выводы о требованиях к речевой культуре собеседников:

1) для слушающего рекомендовано принимать любую речь и отдавать слушанию предпочтение перед любым действием;

2) для говорящего запрещено наносить ущерб слушающему или оскорблять слушающего нежелательным или вредным для него содержанием речи.

Д.В.Рождественский отмечает: «Пословицы о речевых отношениях удобно излагать, группируя их таким образом, чтобы они отражали, с одной стороны, временную (хронологическую) последовательность действий (говорение « слушание), а с другой стороны – степень важности действий в становлении и ведении беседы. С этой точки зрения правила, регулирующие речевые отношения, данные пословицами, распадаются на три подгруппы. Первая подгруппа – это пословицы о вежливости, воспитанности, о предпочтении доброго слова:

- Лошадь узнают в езде, а человека в общении

- Учись вежливости у невоспитанного

- Одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани

Вторая подгруппа пословиц содержит информацию о порядке ведения беседы, при этом утверждается преимущество слушания перед говорением:

- Пробуй, прежде чем проглотить; послушай, прежде чем говорить

- Язык – один, уха – два, раз скажи, два раза слушай

- Слово – серебро, молчание – золото

Третья подгруппа касается ошибок при построении беседы:

- Отвечает тогда, когда его не спрашивают

- Дед говорит про курицу, а бабка про утку

- Глухой слушает, как немой говорит

- Умей обойтись с глупым, а умный сам с тобой обойдется

Итак, основы речевого контакта, изложенные в этом жанре фольклора, можно охарактеризовать следующим образом: «Формулы вежливости, на соблюдении которых настаивают пословицы, делают возможным становление беседы. В беседе нужно вести себя в соответствии с правилами вежливости, то есть отдать предпочтение беседе перед неречевым занятием, предпочтение выслушиванию собеседника перед своей речью и, наконец, уметь промолчать, не нарушив этикета беседы. Эти три основных правила позволяют бесконечно продолжать речь, так как отсутствие неречевого действия предполагает переход к речи, выслушивание вызывает речь, а достойное умолчание не прерывает ее. Все, что может прервать речь или сделать ее неплодотворной, считается ошибочным» (Ю.В. Рождественский).

Культура общения включает в себя и знание норм невербального общения – самого эмоционального и информативного канала передачи и восприятия информации, важность которого трудно переоценить. Писатель В.С. Гроссман так оценивает этот канал: «В пустом разговоре была не только пустота, - улыбки, взгляды, движения рук, покашливание, - все это помогало раскрывать, объяснять, понимать заново».

Известный французский философ и писатель-моралист 17 в. Ларошфуко полагал, что в звуке голоса, в глазах и во всем облике говорящего заключено не меньше красноречия, чем в выборе слов. По мнению современных специалистов, несловесный канал в процессе общения передает слушателям больше информации, чем канал словесный. Автор книги «Правда о жесте» Ф. Сулже установил, что при разговоре люди придают словам лишь 7% значимости, интонации – 38%, а мимике и жестам – 55%. Всего один жест может полностью изменить смысл произнесенных слов.

Специалисты по переговорам считают, что успех делового контакта зависит от того, насколько слова соответствуют несловесным сигналам. Столь большие возможности паракинесики объясняются тем, что мимика и жест – элементы богатого аналогового (непрерывного во времени) языка.

Поэтому знание языка собственного тела (выражение глаз, тон, мимика, жесты) позволяет верно интерпретировать речь собеседника; знание тех поз, при которых общение происходит с наибольшим успехом (открытость, спокойствие) все ближе подводит нас к достижению главной цели: максимально оптимизированному речевому взаимодействию.

Культура речи – сложное понятие. Кроме бытового, обиходного значения, культура речи является целой отраслью языкознания, называемой иногда артологией. Культура речи занимается выработкой и упорядочением разнообразных правил всех видов общения.

Энциклопедия «Русский язык» определяет культуру речи как владение нормами устного и письменного литературного языка, то есть правилами произношения, ударения, грамматики и словоупотребления. Обычно с этих позиций речь расценивают как правильную или неправильную, употребление слов как допустимое или недопустимое.

Вторая область интересов культуры речи – это речевое мастерство, умение выбрать стилистически уместный вариант, выразительно и доходчиво изложить мысль. Высокая культура речи предполагает достаточно высокий уровень общей культуры человека, сознательную любовь к языку культуру мышления. Вершиной речевой культуры, эталоном и точкой отсчета явлений, осознаваемых в качестве нормативных, признается литературный язык, где закрепляются и накапливаются, как в сокровищнице, культурные традиции народа, достижения мастеров слова, писателей и поэтов. Языковая норма является важнейшим условием стабильности, единства национального языка. Следовательно, можно сказать, что человек, познавший нормы родного языка, владеет культурой речи, и наоборот, владеющий культурой речи всегда придерживается нормы. Это не исключает, конечно, стилистического разнообразия его речи, а как раз предполагает такое разнообразие как воплощение речевого мастерства.

Ученые, разрабатывающие проблемы культуры речи, обеспечиваю живые потребности общества, анализируя и совершенствуя речевую культуру народа. Они занимаются нормализаторской деятельностью (исследование и упорядочение нормы), а также языковой политикой.

Правильное ведение языковой политики является одним из направлений государственной деятельности. Программа языковой политики, основанной на научных знаниях, состоит в том, чтобы удерживать литературную речь на высоком уровне современной культуры и книжно-письменной традиции и в то же время не допускать ее отрыва от народной почвы, живых процессов национального языка. Культура речи предполагает также широкое лингвистическое просвещение всех слоев населения, внедрение в школьную практику достижений современного языкознания.

Оценивая какой-либо языковой факт, речевое употребление какого-либо слова, языковеды учитывают, во-первых, насколько этот факт находится в соответствии с языковой системой, с законами языка, его строем; во-вторых, насколько массово и регулярно воспроизводится этот факт в речи образованных людей – носителей литературного языка. Культура речи связана с таким понятием, как экология языка. Ответственность носителей языка за язык и его чистоту носит символический и духовный характер, имеет не только эстетический, но и общий нравственный смысл. Другими словами, это не только ответственность этическая и эстетическая, но и ответственность за свой народ, за сохранение чистоты его индивидуальных черт пред лицом человечества, в которой объединены человечность и гуманизм.

По одному из определений, экология языка – это сферы, составляющие внешний фон существования и развития языка, причем от характера этого фона зависит судьба языка. Обязательный элемент этого фона – свобода слова, роль которой в языке русский философ И.А. Бердяев определяет так: «Совершенная свобода слова есть единственная реальная борьба с злоупотреблением словами, с выражением слов… Свобода слов ведет к естественному подбору слов, к выживанию слов истинных и подлинных».

Итак, культура речи – одновременно и часть общей культуры нации, и наука о нормах устного и письменного литературного языка, то есть о правилах произношения, ударения, грамматики и словоупотребления. Речевое мастерство является одной из важнейших областей интересов культуры речи, обязательно связанной с экологией языка.

Нетрудно заметить внутреннюю зависимость между культурой речи объективной (существующей в обществе) и субъективной (индивидуальный уровень речевой культуры каждого из нас) поэтому для того, чтобы структура речи приобрела необходимое коммуникативное совершенство, автор речи должен владеть совокупностью нужных навыков и знаний; вместе с тем, для того, чтобы получить эти знания и навыки, нужно иметь образцы коммуникативно совершенной речи, нужно знать ее признаки и закономерности ее построения.

Рассмотрим особенности индивидуальной культуры речи. Предположив, что признаки и свойства языковой структуры коммуникативно совершенной речи допускают обобщение и в результате вырабатывается представления о коммуникативных качествах речи (правильность, точность, выразительность и т. д.), мы получаем возможность по-иному, чем это было только что сделано, сформулировать два важных определения:

1. Культура речи – это совокупность и система ее коммуникативных качеств.

2. Культура речи – это учение о совокупности и системе коммуникативных качеств речи.

Приняв во внимание, что коммуникативные качества речи нужны для воздействия на слушателей и читателей, предметом культуры речи как учения мы можем признать языковую структуру речи в ее коммуникативном воздействии.

Становится понятным, что эта дисциплина опирается на весь круг описательных лингвистических наук, а также на психологию, логику, эстетику, социологию, педагогику.

Некоторые ученые считают, что культура речи - это умение говорить и писать правильно на каком-либо языке. Культура речи не может быть сведена к одной расширительно и расплывчато звучащей и понимаемой правильности. Это видел и С.И. Ожегов, многие высказывания которого позволяют думать, что правильность речи чуть ли не отождествлялась ученым с ее культурой.

И тем не менее С.И. Ожегов в одной из последних работ писал: "Что такое высокая культура речи? Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка… Но высокая культура речи заключается не только в речи, в следовании нормам языка. Она заключается еще и в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее для данного случая, и, следовательно, стилистически справедливое)".

Л.И. Скворцов предлагает говорить о "правильности речи" и "культуре речи" как двух ступенях освоения литературного языка и двух способах владения им:

1. "Низшей ступенью оказывается правильность речи. О правильности мы говорим при овладении литературной речью и ее нормами. Оценки вариантов на уровне правильности речи: правильно – неправильно, по-русски – не по-русски и т.п.…"

2. "Высшей ступенью освоения литературного языка является культура речи в собственном смысле. О культуре речи можно говорить в условиях владения литературной речью, в условиях правильности (т. е. владении литературными нормам). Оценки вариантов на уровне культуры речи иные: лучше – хуже, точнее, уместнее и т.д."

Что же такое культура речи? По этому вопросу нет единой точки зрения. Каждая из приведенных выше точек зрения имеет свои основания. Действительно, настоящая культурная речь должна быть и правильной, и точной, и краткой, и доступной, и самобытной, и эмоциональной. Однако, если признать за культурной речью все эти положительный качества, то главнейшим из них будет все же правильность, то есть умение говорящего выражать свои мысли правильно, грамотно, в соответствии с существующими в данную эпоху нормами произношения, а также нормами грамматического выражения мысли. Умение говорить и писать правильно – основной признак культуры речи человека.

При этом вполне можно согласиться со Скворцовым, который различает правильность речи и культуру речи. Культура речи – это нечто большее, чем только правильность речи, это действительно высшая ступень освоения литературного языка. На этой ступени к литературным нормам прибавляются еще не менее важные понятия уместности, логичности, ясности (доступности) и выразительности речи, которые в определенных ситуациях являются необходимыми и основными.

Невозможность сведения культуры речи к ее правильности много раз утверждалась писателями-классиками и неплохо обоснована в античных и более поздних гипотезах ораторского искусства, риторики и красноречия.

Культура речи непосредственно связана с устной речью. Сама жизнь требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно. Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества.

Благодаря речи (языку) человек усваивает, приобретает знания и передает их. Речь – средство воздействия на сознание, выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов. В этой функции речь используется для того, чтобы повлиять на взгляды и убеждения людей, изменить их отношение к определенным фактам и явлениям действительности, склонить их к действиям и поступкам. Речь – средство удовлетворения личных потребностей человека в общении, в приобщенности к определенной группе лиц. Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, переживаниями, сопереживать, искать понимания и т.д. В целом речь имеет основополагающее значение в становлении человеческой личности.

Подлинная устная речь создается в момент говорения. По определению В.Г.Костомарова, устная речь – это речь говоримая, что предполагает наличие словесной импровизации, которая всегда имеет место в процессе говорения – в большей или меньшей степени (в зависимости о подготовленности к высказыванию, от его характера). Для устной речи как для речи, создаваемой в момент говорения, характерны две особенности – избыточность и краткость высказывания, которые, на первый взгляд, могут показаться взаимоисключающими. Избыточность, т. е. прямые повторы слов, словосочетаний, предложений, чаще повторы мыслей, когда используются близкие по значению слова, другие, соотносительные по содержанию конструкции, объясняется условиями создания устного текста, стремлением донести до слушателей определенную информацию.

Об этой особенности устной речи писал еще Аристотель: "Фразы, не соединенные союзами, и частое повторение одного и того же в речи письменной по справедливости отвергают, а в устных состязаниях эти приемы употребляют и ораторы, потому что они сценичны". Поскольку устной речи свойственна (в большей или меньшей степени) словесная импровизация, то в зависимости о различных обстоятельств устная речь может быть более или менее гладкой, плавной или более-менее прерывистой.

Прерывистость выражается в наличии непроизвольных, более длительных (сравнительно с остальными) остановок, пауз (между словами, сочетаниями слов, предложениями, частями высказывания, в повторении отдельных слов, слогов и даже звуков, в растягивании звука типа "э-э-э-э" и выражениях типа "Как бы это сказать…".

Все эти проявления прерывистости речи раскрывают процесс создания высказывания, а также затруднения говорящего. Если случаев прерывистости немного и они отражают поиски говорящим нужного, оптимального выражения мысли, их наличие не мешает воспринимать высказывание, а порой активизирует внимание слушателей, "включает" в процесс размышлений говорящего, о чем свидетельствуют, в частности, "подсказки" слушателями тех выражений, которые ищет говорящий.

Но прерывистость устной речи – явление неоднозначное. Паузы, самоперебивы, срывы начатых конструкций могут отражать состояние говорящего, его волнение, несобранность, могут свидетельствовать о затруднениях того, кто творит устное слово: он не знает, о чем говорить, что сказать, он затрудняется в выражении мысли.

Стилистика как наука

Обратимся еще к одной науке без возраста, точнее, с трудно определяемым возрастом. Это стилистика, которая сформировалась как наука, как самостоятельная отрасль знаний лишь в начале 20 в.

Как мы уже замечали, человека уже очень давно интересует не только то, что он говорит, но и как он говорит. Именно этим вопросом и занимается стилистика, о почтенном возрасте которой свидетельствует ее название. Слово стилистика происходит от греческого stuloV (стилос), которым древние называли заостренную палочку, стержень для писания на покрытых воском дощечках.

История термина "стилистика" на этом не заканчивается. Слово "стиль" приобрело значение "почерк", а позднее еще более расширилось и стало обозначать " манеру, способ, особенности письменной и устной речи".

Стилистика как раздел языкознания – наука разветвленная и многосторонняя. Область ее теории и практического применения охватывает всю речевую деятельность современного общества: научные книги и публичные выступления, газетные очерки, радиорепортажи и служебные документы, произведения классиков и современных писателей, различные атрибуты повседневной (бытовой) речи.

Стилистика тесно связана с разделами языкознания, изучающими развитие и современное состояние системы языка, то есть его словарного состава, грамматики, произношения; но более всего у стилистики точек соприкосновения и общих проблем с культурой речи. Как в культуре речи, так и в стилистике мы чаще всего имеем дело с оценками качественной стороны и возможности употребления в речи слов и грамматических форм. Однако если культура речи оценивает их соответствие современной литературной норме, каким-либо правилам, то стилистика – уместность и целесообразность их употребления, степень выразительности. В какой-то мере критерии стилистических оценок тоньше и деликатнее, нежели оценок культурно-речевых.

Стилистика также связана с другими науками гуманитарного цикла: логикой, психологией, педагогикой, причем особенно тесно – с поэтикой, литературоведением, теорией ораторского искусства.

В самой стилистике можно выделить три основных раздела, каждый из которых имеет свой предмет и свои особые методы исследования.

В первом изучаются выразительные средства языка, главным образом стилистическая окраска слов, фразеологических выражений, грамматических форм, разных типов предложений, произносительных вариантов. Условно его можно назвать грамматической стилистикой. Разработанная в деталях схема стилистических толковых словарей и подробные стилистические комментарии солидных (академических) грамматик – такова устоявшаяся практика описания выразительных средств современного русского литературного языка.

Во втором отделе стилистики, можно сказать, наиболее теоретическом, рассматривается исторически сложившаяся в языке система стилей, различающихся целью высказывания, сферой применения, специфическими способами использования и организации языковых средств, а иногда и особым их подбором. На практике здесь устанавливается связь между стилями языка, с одной стороны, и формами, видами речевой деятельности, литературными жанрами – с другой. Для названия этого отдела более всего подходит употребляемый в современном языкознании термин функциональная стилистика.

В третьем разделе основное внимание уделяется анализу текста и особенностей слога. Стилистика текста изучает закономерности строения конкретных высказываний, любых речевых произведений в связи с личностью их авторов, предметом и обстоятельствами речи, в принципе всегда индивидуальными и неповторимыми. В своей повседневной практике со стилистикой текста чаще всего имеют дело школьные учителя и литературные редакторы, но овладение ее основными особенностями и законами важно для каждого культурного человека.

Два первых раздела стилистики служат базой для третьего, так как без знания выразительных возможностей и понимания основных законов организации отдельных стилей языка нельзя приступить к рассмотрению отдельных текстов. При этом следует помнить о творческом начале, обязательном для любого хорошего речевого произведения.

Это творческое начало служит предметом изучения в особом разделе стилистики текста – теории слога. Данное понятие нечасто применяется в языкознании. Даже упоминания термина "слог" старательно избегают составители некоторых пособий по практической стилистике, так как задачу ее сводят к изъяснению набора правил, пользуясь которыми, можно исправить отдельные ошибки в тексте, приблизить его к средним стандартам.

В теории слога мы имеем дело не просто с текстами, а с образцами национальной речевой культуры, с произведениями мастеров слова: писателей, публицистов, ораторов, ученых.

Различая понятия "язык" и "слог", В.Г. Белинский писал: "Мертвые души" – произведение столь же национальное, сколько и высокохудожественное. В нем есть свои недостатки, важные и неважные. К последним мы относим неправильности в языке, который вообще составляет столь же слабую сторону таланта Гоголя, сколько его слог (стиль) составляет сильную сторону его таланта… У Гоголя есть нечто такое, что заставляет не замечать небрежности его языка, - есть слог. Гоголь не пишет, а рисует, его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их. Каждое слово, каждая фраза резко, определенно, рельефно выражает у него мысль, и тщетно бы хотели вы придумать другое слово или другую фразу для выражения этой мысли. Это значит иметь слог, который имеют великие писатели…"

Только в теории слога находит свое объяснение неоспоримый, хотя и кажущийся парадоксальным факт: произведение настоящего мастера слова тем и хорошо, что в нем преодолевается устоявшаяся стилистическая традиция, нарушается или разрушается, а на само деле создается стилистическая система, становящаяся образцом для современников и потомков. Поэтому изучение стилистики на образцах национального речевого творчества прививает языковой вкус, вырабатывает чувство слога и слова, что очень важно для повышения общей культуры человека.

Следует отметить значение "обратной связи" в стилистике: образцовые тексты, произведения, входящие в сокровищницу речевой культуры народа, влияют на преобразование системы стилей языка и обогащают арсенал его выразительных средств. Именно в этом состоит смысл определения: литературный язык – это язык народный, обработанный мастерами.

Таким образом, объектом изучения стилистики является язык, зафиксированный в текстах. Вопрос о предмете стилистики сложен и еще не получил однозначного решения. Это связано прежде всего с чрезвычайной сложностью как самого объекта, так и предмета исследования. Кроме того, в разные эпохи своей истории стилистика сосредоточивала внимание на различных аспектах изучения языка-речи, что привело к чрезвычайной широте и неопределенности границ предмета исследования.

Между тем основы для плодотворного решения вопроса о предмете стилистики были заложены отечественной наукой еще в 20-40-х гг. в трудах Г.О. Винокура, Л.В. Щербы, Л.П. Якубинского и другими, и впоследствии дополнены В.В. Виноградовым.

Со стилем – в общем смысле этого слова – языковеды связывают представление о таких свойствах языковой единицы и системы, которые позволяют не просто передать информацию, но осуществить его наилучшим образом, выразительно. Тем самым стиль связывается с качествами речи (как и отдельной языковой единицы), ее экспрессивностью, маркировкой, с наиболее целесообразными по задачам общения в той или иной сфере и ситуации средствами выражения и организации речи.

Встают вопросы: какое место занимает стилистический феномен в языке? Составляет ли он особый уровень в системе языка? Если же он имеется на различных уровнях языковой системы, то только ли количественные различия при этом обнаруживаются, или еще и качественные?

Основы для решения этих вопросов были заложены нашими выдающимися лингвистами. Вот главнейшие из этих положений.

1. Стилистическое в языке не составляет особого уровня языка, оно как бы пронизывает все его уровни по вертикали и имеется в каждом из них. Г.О.Винокур писал: "…Стилистика обладает тем свойством, что она изучает язык по всему разрезу его структуры сразу, то ест и звуки, и формы, но зато с особой точки зрения. Эта особая точка зрения и создает для стилистики в чужом материале ее собственный предмет" (О задачах истории языка//Избранные работы по русскому языку. - С.283).

2. Стилистическая система литературного языка чрезвычайно сложна, многообразна и неоднородна. Л.В.Щерба замечает по этому поводу: "…Чем дифференцированнее общество, тем сложнее стилистическая структура его литературного языка, причем каждая разновидность языка и речи вызывается к жизни функциональной целесообразностью, определяемой задачами общения". Хотя Л.В.Щерба, как правило, использует термин "язык" (а не "речь"), однако применительно к стилистике он рассматривает последний в аспекте его функционирования.

3. С этим связано третье основное теоретическое положение. Имеется в виду тезис В.В.Винокура: "Язык вообще есть только тогда, когда он употребляется". Именно из этого понимания языка исходит современная функциональная стилистика. Она сосредоточивает свое внимание на закономерностях употребления языка в различных сферах общения и образуемой в результате особой речевой организации (речевой системности).

4. На основе этого В.В.Виноградовым выделяются функциональные стили языка-речи как исторически сложившиеся коммуникативно целесообразные системы средств выражения в различных сферах общения.

Итак, исходя из сказанного, предметом исследования стилистики являются выразительные особенности, возможности и средства разных уровней языковой системы, их стилистические значения и окраски, а также закономерности употребления языка в разных сферах и ситуациях общения, результатом чего является своеобразная организация речи, специфичная для каждой сферы.

Стилистика, как и любая наука, имеет круг специфических понятий и категорий. Основные из них: стиль, функциональный стиль, стилистическая окраска, стилистическое средство, стилевая черта, стилистическая норма, речевая системность стиля, стилеобразующие факторы.

У данной дисциплины определилась и обширная проблематика, неизвестная другим лингвистическим дисциплинам. В качестве основных проблем стилистики можно назвать следующие:

1. Определение стиля вообще, а также функционального стиля; соотношение стиля языка и стиля речи; специфика и речевая системность последнего.

2. Определение закономерностей функционирования языка в разных сферах общения.

3. Классификация функциональных стилей.

4. Соотношение лингвистического и экстралингвистического в стилистике.

5. Проблема объективного и субъективного (индивидуального) в стиле.

6. Соотношение функциональных стилей и форм речи.

7. Соотношение стилистики лингвистической и литературоведческой.

8. Взаимодействие стилей и их целостности.

9. Проблема отношения языка художественной к функциональным стилям.

10. Определение стилистических норм и их исторического характера.

11. Проблема диахронии и синхронии в стилистике.

12. Соотношение "стилей" произношения и функциональных стилей.

Наконец, в стилистической области исследований разработаны свои методы анализа материала. Поскольку стилистика имеет дело с проблемой адекватности выражения оттенкам смысла, со стилистическими значениями, постольку семантико-стилистический метод анализа текста в стилистике является основным. Взаимосвязь языковых средств и общая стилистическая окраска функциональных стилей речи также базируются на семантико-стилистических связях языковых единиц различных уровней, причем специфика стилей отчетливо выступает при их сравнении. Отсюда неизбежность и целесообразность сравнительного метода анализа.

При анализе художественной речи большое значение приобретает метод, который условно можно назвать методом "слово - образ (микрообраз)". Этот метод состоит в выявлении того комплекса языковых средств различных уровней со всеми их стилистико-смысловыми нюансами, который служит выражению (и созданию) данного микрообраза в системе образной мысли писателя.

При исследовании функциональных стилей, в частности при выяснении воздействия на стиль речи тех или иных экстралингвистических факторов, при определении специфики стиля приобрели широкое применение статистические, или стилостатистические, методы исследования.

Выводы

1) Стилистика – наука, которая изучает употребление языковых средств с точки зрения их наибольшей целесообразности в соответствии с целями и сферой общения.

2) Стилистика имеет три раздела, в которых изучаются:

А) выразительные средства языка, их стилистическая окраска (грамматическая стилистика);

Б) исторически сложившаяся в языке система стилей;

В) анализ текста и особенности слога.

3) Основы стилистики как науки заложены в трудах Г.О. Винокура, Л.В. Щербы, Л.П. Якубинского, В.В. Виноградова и др.

 

РИТОРИКА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕМ РИМЕ

 

История знает как традиционный, так и нетрадиционный подходы к определению предмета риторики. Первый принадлежит античной эпохе.

В традиционном понимании риторикой называют ораторское искусство, искусство убеждать с помощью слов. Его синоним – красноречие. «Красноречие – это служанка убеждения», - сказал Коракс, который еще в 5 в. до н.э. открыл в Сиракузах школу красноречия и написал первый (к сожалению, не дошедший до нас) учебник риторики.

«Красноречие – мастер убеждения», - учил великий греческий философ Платон (427-346 г. до н.э.).

Итак, риторика – искусство. Но она никогда не была только искусством. Она была и наукой, и недаром «отец риторики» Квинтиллиан (35-96 г. до н.э.) называл ее «искусство хорошо говорить» и «наука хорошо говорить».

Как и все другие виды искусства, риторика уже при зарождении нуждалась в эстетическом освоении мира, в представлении об изящном и неуклюжем, красивом и уродливом, прекрасном и безобразном.

У начала риторики стояли артист, танцор и певец, восхищавшие и убеждавшие людей своим искусством. Но одновременно молодая риторика базировалась и на рациональном знании, на отличии реального от нереального, действительного от мнимого, истинного от ложного. И мы можем по праву говорить, что у истоков риторики стоял не только артист, но также и логик, философ, ученый.

Более того, уже древние остро ощущали, что, как всякое искусство, риторическое мастерство дается талантом. Но они также хорошо понимали, что мастерство развивается во многих опытах, совершенствуется благодаря знаниям, которые многократно умножают талант и сокращают число опытов. И что сумму таких знаний дает наука.

Наконец, в самом становлении риторики было и третье начало. Оно объединяло оба вида познания – эстетический и научный. Таким началом была этика, учившая различать честное и нечестное, справедливое и несправедливое, то, что достойно быть и недостойно быть.

Итак, риторика была триедина. Она была искусством убеждать с помощью слов, и одновременно процессом убеждения, основанном на моральных принципах.

В соответствии с древними традициями риторику делят на пять частей:

1) «Изобретение мыслей»,

2) «Расположение мыслей»,

3) «Украшение мыслей»,

4) «Напоминание»,

5) «Произнесение речи».

Четвертый и пятый разделы иногда объединяют, называя их «подготовкой речи».

Такое деление дает, например, Цицерон (106-43 г. до н.э.), у которого читаем: «Все силы и способности оратора служат выполнению следующих задач: во-первых, он должен приискать содержание для своих речей; во-вторых, расположить найденное по порядку, взвесив и оценив каждый довод; в-третьих, облечь и украсить все это словами; в-четвертых, укрепить речь в памяти; в-пятых, произнести ее с достоинством и приятностью».

Античная эпоха дала миру великих ораторов – Перикла (490-322 до н.э.), Сократа (469-399 до н.э.), Платона (427-347 до н.э.). Она дала миру и Марка Туллия Цицерона. В эту эпоху возникла и наука риторика.

Многие ученые «точно» определяют место и время рождения риторики. Считают, что это была Сицилия в 5 в. до н.э.: именно к этому периоду относится свержение сиракузской тирании, сопровождающееся многочисленными тяжбами и спорами, предполагающими искусство убеждать. Другие ученые стремятся быть еще «точнее»: называют 427 г. до н.э., время прибытия основателя риторики – Горже (483-376 г. до н.э.), уроженца сицилийского города Леонтины, в Афины. Разумеется, здесь не обходится без преувеличений, ибо всякое хорошее дело всегда находит своих предшественников. Говорят, что Горже вышел из школы риторы Месия (459-380 г. до н.э.) из Сиракуз, а тот в свою очередь был учеником Коракса. Но как бы там ни было, риторика получила широкое распространение сначала именно в Греции, с 1 по 2 в. до н.э.

Само это слово восходит к греческому «рютор/ритор"» (оратор), откуда и «риторейа» – «искусство подготовки и произнесения публичной речи». Написание «риторика» появляется в России уже у Аввакума.

С конца 3 в. до н.э., после того, как в результате Македонских войн (215-205, 200-197, 171-168 г. до н.э.) римляне распространяют свое господство на Балканский полуостров, начинается быстрый процесс эллинизации римской культуры – теории права, литературы, искусства, а позднее и философии. В 1 в. до н.э. переносится на римскую почву и риторика. Здесь особо следует упомянуть риторику «К Герению» (86-82 г. до н.э.), анонимное сочинение, иногда приписываемое Цицерону.

Риторики античного мира многочисленны. Среди них немало анонимных, но большей частью авторство их известно. Не все они равноценны. Укажем лишь самые достойные из них.

Риторика обязана своим развитием Платону, Аристотелю (384-322 г. до н.э.), Теофасту (372-287 г. до н.э.), Цицерону и Марку Фабию Квинтиллиану. В ряду этих великих следует упомянуть и ныне полузабытое имя Трофона. Александрийский филолог, живший в эпоху Августа, он оставил нам ряд рукописей, посвященных грамматике, лексикологии, диалектологии, риторике.

Итак, родиной красноречия считается Эллада, хотя ораторское искусство в древнейшие времена знали и в Египте, Ассирии, Вавилоне, Индии. Но именно в античной Греции оно стремительно развивается, и впервые здесь появляются систематические работы по его теории.

В 5 в. до н.э. в Элладе были распространены полисы, в которых развивалась рабовладельческая демократия. В них создавалась особая атмосфера для расцвета красноречия. Верховным органом полиса было Народное собрание, к которому политический деятель обращался непосредственно. Чтобы привлечь на свою сторону «демос» (народ), надо было представить свои идеи наиболее привлекательным способом.

Публично решались не только политические вопросы, но и совершался суд. При этом прокуроров не существовало, и обвинителем мог выступить любой человек. Обвиняемый защищался сам, убеждая судей в своей невиновности. Количество судей в Афинах 7-го в. до н.э. было не менее 500, а всего в решении судьбы обвиняемого принимало участие до 6000 человек. При таких условиях в более выгодном положении оказывались те, кто, обладая даром слова, умел расположить к себе слушателей.

Итак, общественная жизнь Древней Греции была такова, что политику приходилось выступать в собрании совета и на народных собраниях, полководцу – перед войском, частному лицу – перед судом, а также на празднествах, дружеских встречах, поминах, которые бывали достаточно многолюдны. В этих условиях красноречие становится необходимым каждому человеку. Появляются платные учителя– софисты (от греч. swjoV - мудрость, искусство), которые не только обучали практическому красноречию, но и составляли речи для граждан. Софисты принадлежали к сложившейся в Афинах во второй половине 5 в. до н.э. школе философов-просветителей, создавших невиданный культ слова. Они мастерски владели всеми формами ораторской речи, законами логики, искусством спора, умением воздействовать на аудиторию.

Софисты постоянно подчеркивали силу слова. Так, Протагор в речи «Похвала Елене» пишет: «Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить».

Чтобы слово приобрело власть над людьми, над ним нужно постоянно работать. Поэтому красноречие требует огромного труда. Это прекрасно разъясняет Протагор: «Труд, работа, обучение, воспитание и мудрость образуют венец славы, который сплетается из цветов красноречия и возлагается на голову тем, которые его любят. Труден, правда, язык, но его цветы богаты и всегда новы, и рукоплещут зрители и учителя радуются, когда ученика делают успехи, а глупцы сердятся, или, может быть, иногда они и не сердятся, так как они недостаточно проницательны».

Популярность учителей-софистов была необычайно велика. Они ездили по всей Греции, выступая перед слушателями и помогая желающим овладеть красноречием. Как правило, софисты были людьми почитаемыми и богатыми. Многие из них выполняли дипломатические поручения, например, Профил занимался государственной деятельностью, Протагор составлял законы. По преданию, самому знаменитому из софистов – Горгию – была поставлена золотая статуя за его речь в Олимпии – призыв греков к единодушию в борьбе против их врагов. Но есть сведения, что эту статую Горгий поставил себе сам.

Софисты большое внимание уделяли не только практике, но и теории красноречия. Именно они заложили основы риторики как науки об ораторском искусстве. По мнению софистов, цель оратора – не раскрытие истины, а убедительность. А убеждать, как считал Горгий, может только «искусно составленная речь; при этом не важно, соответствует она истине, или нет. Задача софистов – научить и сделать слабое мнение сильным». Отсюда значение слова софизм – преднамеренный ложный вывод. Произносящий речь «силою своего слова должен заставить малое казаться большим, а большое – малым, новое представить древним, а древнее – новым, он может сделать людей своими рабами по доброй воле, а не по принуждению.

Софисты умели насмешкой уничтожить довод противника, а на его насмешу ответить с достоинством. Истинный оратор, по мнению Горгия, должен уметь одну и ту же вещь и восхвалять, и порицать.

Чтобы овладеть красноречием, предлагались определенные правила (приемы). Учили о том, что «речи должны быть ни длинными, ни короткими, но соблюдающими меру», использовали в речи и созвучия окончаний (рифмовка, звукопись); обращали внимание на сжатость и «закругленность» мысли, ритм речи, изучали ораторскую лексику, а также воздействие речи на чувства.

Итак, во времена софистов риторика была «царицей всех наук».

Против положения софистов об относительности истины (цель оратора– не раскрыть истину, а научить слабое мнение сделать сильным) выступил древнегреческий философ Сократ (470-399 г. до н.э.). Для Сократа абсолютная истина божественна, она выше человеческих суждений и является мерой всех вещей.

Сократ осуждал ораторов-софистов за стремление к успеху, за их готовность силою красноречия убедить публику в чем угодно. Он считал недопустимым брать плату за уроки, как это делали софисты, утверждая, что «продажа мудрости равнозначна продаже красоты».

Эти мысли Сократа изложены его учеником Платоном (427-347 г. до н.э.) в знаменитых диалогах «Горгий», «Софист», «Федр», центральным персонажем которых является Сократ. В своих трудах Платон приходит к определению софиста как мнимого мудреца, а софистики как мнимой мудрости.

Риторике софистов, которую Платон не считает наукой, он противопоставляет подлинное красноречие, основанное на знании истины, а поэтому доступное только философу. Эта теория красноречия изложена в диалоге «Федр», в котором представлена беседа философа Сократа с юношей Федром. Суть теории в следующем.

Прежде чем начать речь о каком-либо предмете, надо четко определить данный предмет. «Во всяком деле, юноша, - обращается Сократ к Федру, - надо для правильного обсуждения начинать с одного и того же: требуется знать, что же именно подвергается обсуждению, иначе неизбежны сплошные ошибки». Далее, по мысли Сократа, необходимо познание истины, то есть сущности предмета: «Прежде всего надо познать истину относительно любой вещи, о которой говоришь или пишешь; суметь определить все соответственно с этой истиной; подлинного искусства речи нельзя достичь без полного познания истины. Кто не знает истины, а гоняется за мнениями, у того искусство речи будет, видимо, смешным и неискусным».

Ясно и четко говорится в диалоге о построении речи. На первом месте, в начале речи, должно быть вступление, на втором месте – изложение, на третьем – доказательства, на четвертом – правдоподобные выводы. Возможно еще подтверждение и добавочное подтверждение, опровержение и добавочное опровержение, побочное объяснение и косвенная хвала.

Ценное в теории красноречия Платона – идея воздействия речи на душу. По его мнению, оратору «необходимо знать, сколько видов имеет душа», вследствие чего слушатели бывают различными. Оратор должен соотносить виды речей, виды души и ее состояния. Знать, какую душу какими речами и по какой причине непременно удается убедить, а какую – нет. Задача оратора – «отыскивать вид речи, соответствующий каждому характеру, и таким образом строить и упорядочивать свою речь; к сложной душе надо обращаться со сложными, разнообразными речами, а к простой душе – с простыми».

Итак, по мнению Платона, подлинное красноречие основано на знании истины. Познав сущность вещей, человек приходит к правильному о них мнению, а познав природу людских душ, имеет возможность внушить свое мнение слушателям.

"Риторика" Аристотеля

Мысли Платона об ораторском искусстве были блестяще развиты его учеником Аристотелем (384-322 г. до н.э.), который провел в Академии учителя 20 лет. После подчинения Греции Филиппу Македонскому Аристотель согласился быть воспитателем его сына – Александра Македонского, ставшего впоследствии знаменитым полководцем. В последние годы жизни Аристотель основал в Афинах собственную школу, которую называли Ликей. Утром там занимались философией, после обеда - риторикой.

До нас дошло сочинение Аристотеля под названием «Риторика», в котором он подробно излагает свои взгляды на эту науку. Сочинение состоит из трех книг.

В 1 книге рассматривается предмет риторики, которая определяется как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета. Их три вида: одни из них находятся в зависимости от характера говорящего, другие – от того или иного настроения слушателя, третьи – от самой речи». Далее рассматриваются виды ораторских речей.

Во 2 книге «Риторики» вначале говорится о «причинах, возбуждающих доверие к говорящему: это разум, добродетель и благорасположение». При этом если «слушателям кажется, что оратор обладает всеми этими качествами, они непременно чувствуют к нему доверие». Далее рассказывается о том, как убеждать слушателей, вызывая у них определенную страсть: гнев, любовь, страх, смелость, стыд, сострадание, негодование, зависть и т.д. Аристотель показывает, как и почему должен учитывать эти страсти оратор. Говорящему не следует забывать о возрасте слушателей, их происхождении, общественном положении и т.д. Все это необходимо для того, чтобы речь была убедительной.

Как видим, главным для Аристотеля, как и для софистов, является убедительность речи. Однако если для последних была несущественной истина (наоборот, высшим искусством считалось убедить слушателей в чем угодно), то для Аристотеля, как и для Платона, важна достоверность того, о чем говорится в речи. Аристотель много места отводит логическим доказательствам, убеждающим слушателей в истинности сказанного.

Однако, по мнению Аристотеля, невозможно пользоваться только достоверным знанием. Оно не всегда доступно человеку. Желая убедить в чем-либо людей, мы часто пользуемся различными примерами из жизни, приводим суждения вероятного характера и делаем из них хоть и не вполне точные, но убедительные выводы. Такие выводы не являются абсолютно достоверными, но претендуют на правдоподобие, то есть кажутся большинству истинными и заслуживающими доверия. Эти выводы говорят об истине так, как она доступна доказывающему, причем делаются они добросовестно (вспомним о софистах, которые считали возможным восхвалять любую вещь, независимо от объективных свойств).

Третья книга «Риторики» посвящена самой речи. Большое внимание уделяется стилю, который «должен подходить к предмету речи». Общие требования к стилю – ясность, доступность, безыскусственность, мягкость, изящество, благородство.

Стиль будет обладать надлежащими качествами, как считал Аристотель, если он полон чувства, если он соответствует истинному положению вещей. Последнее бывает в том случае, когда о значительных вещах не говорится слегка и о пустяках не говорится торжественно. В противном случае стиль кажется шутовским. Стиль речи зависит от предмета изложения: о вещах похвальных следует говорить с восхищением; о вещах, возбуждающих сострадание, со смирением.

Риторика Аристотеля затрагивает не только область ораторского искусства, она посвящена искусству убедительной речи и останавливается на способах воздействия на человека с помощью речи.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 202.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...