Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Опосредствованное запоминание (по А.Н.Леонтьеву)




Для проведения эксперимента необходимо иметь наборы изоб­ражений предметов (картинки) и набор слов.

Первый вариант (6—10 лет)

Набор карточек: диван, гриб, корова, умывальник, стол, вет­ка, земляника, фломастер, самолет, дерево, лейка, дом, цветок, тетради, телеграфный столб, ключ, хлеб, трамвай, окно, стакан, постель, экипаж, настольная электрическая лампа, картина в раме, поле, кошка.

Слова для запоминания: свет, обед, лес, учение, молоток, одежда, поле, игра, птица, лошадь, дорога, ночь, мышь, моло­ко, стул.

Второй вариант (после 10 лет)

Набор карточек: полотенце, стул, чернильница, велосипед, часы, глобус, карандаш, солнце, рюмка, обеденный прибор, расческа, тарелка, зеркало, фломастеры (2 шт.), поднос, дом-булочная, фабричные трубы, кувшин, забор, собака, детские штанишки, комната, носки и ботинки, перочинный нож, гусь, уличный фонарь, лошадь, петух, черная доска (школьная), ру­башка.

Слова для запоминания: дождь, собрание, пожар, горе, день, драка, отряд, театр, ошибка, сила, встреча, ответ, праздник, сосед, труд.

Перед ребенком раскладывают рядами все карточки в любом порядке, но так, чтобы они были ему видны. Затем говорят: «Тебе нужно будет запомнить ряд слов. Для того чтобы это было легче делать, нужно каждый раз, когда я буду называть слово, выбирать такую карточку, которая потом поможет припомнить слово. Вот, например, первое слово, которое нужно запомнить... (смотря по тому, какой вариант предлагают, это может быть слово «дождь»). Здесь дождь нигде не нарисован, но можно выбрать карточку, которая поможет запомнить это слово». После того как ребенок выберет карточку, ее откладывают в сторону. Затем, спустя 40 мин или час, т.е. перед концом исследования (после того как продела­ны какие-либо другие эксперименты), ребенку в произвольном порядке показывают по одной карточке и просят припомнить, для запоминания какого слова она была отобрана. При этом обя­зательно спрашивают, как удалось припомнить или чем эта кар­точка напомнила про дождь. Если ребенок приступает к работе неохотно, то такие вопросы можно задавать после предъявления третьего и четвертого слова. Все отобранные карточки отклады­вают в сторону. Затем, спустя 40 мин, т.е. перед концом исследо­вания (после того как проделаны какие-либо другие экспери­менты) ребенку в произвольном порядке показывают по одной карточке и просят припомнить, для запоминания какого слова эта карточка была отобрана. И опять спрашивают, как удалось припомнить или чем эта карточка напомнила соответствующее слово.

При анализе результатов учитывается, что не может быть правильного или неправильного выбора. Анализируется характер связи, которую испытуемый установил между словом и изобра­жением на карточке.

С 6 —7-летнего возраста опосредствованное запоминание пре­обладает над непосредственным заучиванием. С возрастом этот раз­рыв увеличивается еще больше в пользу опосредствованного запоминания. К 15 годам здоровые дети могут воспроизводить все 100 % предъявляемого материала.

Дети с ослабленной работоспособностью значительно лучше запоминают материал при опосредствованном запоминании, так как смысловая связь создает им дополнительные «опорные вехи». Дети с нарушением целенаправленности мышления часто не мо­гут вспомнить ни одного слова (при воспроизведении называют картинки, а не слова), так как еще во время образования связи они «теряют» основную цель работы — необходимость связать вы­бор картинки с последующим воспроизведением слова.

Приведем для примера протокол одного из обследований.

 

Протокол обследования

опосредствованного запоминания Кати, 8 лет

(по А. Н. Леонтьеву)

 

Ф.И. ________________________________Возраст

Дата исследования _____________

 

Слово Выбираемая карточка Объяснение связи Воспроизво­димое слово Объяснение
Свет Лампа Лампа светит Лампочка Как солнце
Обед Хлеб Когда едят, берут хлеб Есть
Лес Гриб В лесу растут грибы Лес
Учение Тетрадь Когда учишься, пишешь Писать
Молоток Лопата Похожи Совочек
Одежда Кровать Тоже из материи Кровать Спать
Поле Поле Оно изображено Поле
Игра Кошка с клубком Играете клубком Играет
Птица Корова Тоже животное Животное
Лошадь Экипаж Везет лошадь Лошадка
Дорога Автомобиль Едет по дороге Песок Едет по песку
Ночь Дом Спишь ночью в доме
Мышь Картина Там как будто есть мышь Ежик Ежик
Молоко Стакан Наливаем в стакан Молоко
Стул Диван На них сидят Стул

 

Картинки к словам Катя подбирала в среднем темпе. Для двух слов при предъявлении карточки не может припомнить соответствующее слово, а называет изображение на ней. Такие ошибки свидетельствуют об отсут­ствии способности удерживать в памяти опосредствованные связи и не­возможности припоминания по ассоциациям. Объяснение связей нару­шено в 7 (!) словах. Это означает, что процесс установления опосред­ствованных связей затруднен, а сами связи непрочны. Методика под­тверждает, что процессы смысловой памяти (сохранения, а следователь­но, и воспроизведения) у девочки нарушены.

 

Пиктограмма

Методика может быть с успехом использована при военной или судебно-психиатрической экспертизе. В последние годы делаются попытки использования этой методики для исследования самых маленьких детей, применяя доступные им слова и словосочетания.

Для проведения эксперимента нужна чистая бумага и каранда­ши (простой и цветные). В подготавливаемых к эксперименту на­борах слов и словосочетаний простые понятия могут чередоваться с более сложными, отвлеченными, например, «вкусный ужин», «тяжелая работа», «счастье», «развитие», «печаль» и т.п.

Ребенку объясняют, что будет проверяться его память (можно сказать — «зрительная память»). Чтобы запомнить отдельные сло­восочетания, он должен, ничего не записывая, нарисовать то, что поможет ему вспомнить заданное слово.

Выбранные из более легких первые выражения могут быть ис­пользованы для подробного разъяснения, уточнения инструкции, даже показа, если ребенок испытывает затруднения в понимании инструкции. По ходу работы желательно просить ребенка давать пояснения к замыслу, деталям, содержанию рисунка. Какие бы связи и рисунки ребенок ни создавал, не следует высказывать неодобрения. Лишь тогда, когда рисунки слишком многопредмет­ны, а сам ребенок больше увлекается процессом рисования, чем выбором связи для запоминания, его можно несколько ограни­чить во времени.

Через час ребенку предлагают вспомнить заданные слова враз­бивку. Можно назвать слова по рисункам и сделать подписи к ним. Иногда ребенку может быть оказана и необходимая помощь.

При оценке результатов эксперимента прежде всего подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов в соотноше­нии с общим количеством слов, предъявленных для запоминания. Эти данные могут быть составлены с результатами непосредствен­ного заучивания (по методике «Заучивание 10 слов»).

Ценнейшие данные представляет анализ рисунков детей. Тут может быть важным все: манера держать карандаш и наносить линии, сила нажима на карандаш, расположение рисунков на плоскости листа, выбор цвета и т. п. Но безусловно, что наиболее важен анализ содержания самих рисунков. Они отражают запас знаний и представлений ребенка, особенности его индивидуаль­ного жизненного опыта. Рисунки отражают способность детей к отвлечениям и т.д. Приведем для примера протокол одного об­следования (см. с. 83).

В данном разделе приведены лишь некоторые эксперименталь­но-психологические методики. Подробнее с ними можно позна­комиться в специальной литературе (С.Я.Рубинштейн, М.И.Ко­нонова, С.Д.Забрамная, М.М.Семаго).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 354.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...