Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проба на совмещение признаков (по В.М.Когану)




Методика используется для изучения умственной работоспо­собности детей и подростков. Для проведения исследования нуж­на доска из картона размером 40x40 см, разделенная на 64 клетки. В каждой из семи клеток (кроме первой слева) верхнего ряда изоб­ражено по одной (неокрашенной) геометрической фигуре (квад­рат, треугольник, круг и т.д.). В каждой из семи клеток (кроме верхней) вертикального ряда (слева) сделано по одному яркому цветному мазку (красный, синий, зеленый, коричневый, голу­бой, оранжевый, желтый). На отдельных карточках (их 49) изоб­ражены разные фигурки. Их цвета и формы соответствуют изобра­женным на доске цветам и формам.

Эксперимент состоит из четырех этапов, на каждом из кото­рых дается своя инструкция. Карточки тщательно тасуются.

Инструкция на первом этапе (простой пересчет): «Пересчитай вслух эти карточки, откладывая их по одной на стол». Экспери­ментатор показывает, как это надо делать. Пока ребенок считает, экспериментатор по секундомеру отмечает в протоколе время, затрачиваемое на пересчет каждых 10 карточек (в конце их толь­ко 9) и на весь пересчет.

Инструкция на втором этапе (пересчет с сортировкой по при­знаку цвета): «Теперь ты должен также вслух пересчитать эти кар­точки и одновременно раскладывать их на группы по цвету». В прото­коле регистрируется время, затрачиваемое на каждые 10 карточек и на весь пересчет.

Инструкция на третьем этапе (пересчет с сортировкой по при­знаку формы): «Эти же карточки пересчитывай вслух и при этом сортируй их уже не по цвету, а по форме». Экспериментатор по-прежнему фиксирует затрачиваемое время.

Инструкция на четвертом этапе (пересчет по признаку цвета и формы с раскладыванием карточек по свободным клеточкам): «Ты должен найти место для каждой карточки на этой таблице, учи­тывая цвет и форму. При этом по-прежнему веди счет—пересчет карточек». В протокол заносятся те же временные показатели. При необходимости экспериментатор словесную инструкцию может сопровождать показом.

По окончании эксперимента у психолога остается следующая таблица (см. форму протокола).

Время, затраченное на каждом этапе, обозначается В1, В2, В3, В4, например: В1 = 52 с.

По временным показателям рассчитываются коэффициенты Д и К. Коэффициент Д (дефицит внимания) определяется как раз­ница между временем, затраченным на четвертом этапе работы, и суммой временных затрат на втором и третьем этапах. Он опре­деляется по формуле Д = В4- (В2+ В3).

Форма протокола

Ф.И._____________________________ Возраст­­­­­­­­­­­___________________

Дата исследования____________

 

Этапы Время, затраченное на пересчет карточек (1,2, 3,4, ...49) Ошибки
1. Простая реакция    
2. Сортировка по цвету    
3. Сортировка по форме    
4. Совмещение    

 

Показатели:

Общее время________    Общее количество ошибок________

Коэффициент Д_______ Коэффициент К______

Кривая ошибок_______  Тип кривой ошибок____

 

Коэффициент Д указывает на способность к совмещению при­знаков, дефицит произвольного внимания и, в частности, свиде­тельствует о трудностях распределения внимания.

Коэффициент К (врабатываемость) определяется формулой К = Д: В4. Этот показатель позволяет оценивать, как испытуемый усваивает принцип работы. Чем выше коэффициент К, тем быст­рее испытуемый усвоил принципы выполнения задания.

Временные показатели (в секундах) выполнения заданий по методике В. М. Когана здоровыми детьми:

 

Возраст детей В1 В2 В3 В4 Д К
7—8 лет 67 99 129 301 72 0,2
9-10 лет 47 83 101 250 65 0,2
11—12 лет 41 72 86 198 39 0,2
13—14 лет 42 63 76 168 23 0,1

Заучивание 10 слов

Это одна из наиболее часто применяющихся методик. Она пред­ложена А.Р.Лурия и используется для оценки состояния памяти, исследования утомляемости, активности внимания.

Никакого специального оборудования не требуется, однако в большей мере, чем при использовании остальных методик, необ­ходимым условием является тишина. Перед началом обследова­ния экспериментатор должен записать в одну строчку ряд корот­ких (односложных и двусложных) слов — простых, разных по значению и не имеющих между собой никакой связи. Обычно каж­дый экспериментатор привычно пользуется каким-либо одним рядом слов. Лучше пользоваться несколькими наборами, чтобы дети не могли их знать друг от друга.

В данном эксперименте необходимы очень большая точность произнесения слов и неизменность инструкции.

Инструкция состоит из нескольких этапов. Первое объяснение: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда кончу читать, сразу же повтори столько, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке. Порядок роли не играет. Понятно?».

Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испыту­емый повторяет слова, экспериментатор ставит в своем протоко­ле крестики напротив них (см. форму протокола). Затем экспери­ментатор продолжает инструкцию (второй этап).

Продолжение инструкции: «Сейчас я снова прочту те же сло­ва, а ты должен повторить их — и те, которые уже назвал, и те, которые в первый раз пропустил, — все вместе в любом порядке».

Экспериментатор снова ставит крестики напротив слов, кото­рые воспроизвел испытуемый.

Форма протокола

Ф.И. ______________________________Возраст______________________________

Дата исследования____________

 

Слова 1-й раз 2-й раз 3-й раз 4-й раз 5-й раз Через 50-60 мин
Дом            
Кот            
Лес            
Зерно            
Игла            
Мост            
Хлеб            
Окно            
Брат            
Мед            

Затем опыт снова повторяется 3, 4 и 5 раз, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: «Еще раз».

В случае если испытуемый называет лишние слова, экспери­ментатор обязательно записывает их рядом с крестиками, а если эти слова повторяются, ставит крестики напротив.

Если ребенок в процессе опыта пытается вставлять какие-либо реплики, экспериментатор его останавливает. Никаких разгово­ров во время опыта допускать нельзя. После пятикратного повто­рения экспериментатор переходит к другим опытам, а в конце исследования, т.е. примерно через 50—60 мин, снова просит вос­произвести эти слова (без напоминания). Чтобы не ошибиться, эти повторения лучше отмечать не крестиками, а кружочками.

По результатам исследования составляется график «Кривая за­поминания». По форме кривой можно делать некоторые выводы относительно особенностей запоминания. Установлено, что у здо­ровых детей школьного возраста «кривая запоминания» носит примерно такой характер: 5, 7, 9, или 6, 8, 9, или 5, 7, 10 слов, т. е. к третьему повторению испытуемый воспроизводит 9 или 10 слов; при последующих повторениях (всего не менее 5 раз) количество воспроизводимых слов 9—10. Дети с органическим по­вреждением мозга воспроизводят сравнительно меньшее количе­ство слов. Они могут назвать лишние слова и «застрять» на этой ошибке. Такие повторяющиеся «лишние» слова, по наблюдениям отдельных психологов, встречаются при исследовании больных детей, страдающих текущими органическими заболеваниями мозга. Особенно много таких «лишних» слов продуцируют дети в состо­янии расторможенности.

«Кривая запоминания» может указывать и на ослабление ак­тивного внимания, и на выраженную утомляемость. Так, напри­мер, иногда ребенок во второй раз воспроизводит 8 или 9 слов, а при последующих пробах припоминает их все меньше и меньше. Такой ученик обычно страдает забывчивостью и рассеянностью. В основе забывчивости лежит преходящая астения, истощаемость внимания. «Кривая запоминания» в этих случаях не обязательно резко падает вниз, иногда она имеет зигзагообразный вид, что свидетельствует о неустойчивости внимания и его колебаниях.

В отдельных, сравнительно редких, случаях дети всякий раз воспроизводят одинаковое количество одних и тех же слов, т.е. кривая имеет форму «плато». Такая стабильность свидетельствует об эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности в том, чтобы запомнить побольше. Кривая типа низко расположенного «плато» наблюдается при слабоумии с апатией (при паралитиче­ских синдромах).

Число слов, удержанных в памяти и воспроизведенных испы­туемым час спустя после повторения, в большей мере свидетель­ствует о памяти в узком смысле слова.

Пользуясь разными, но равными по трудности, наборами слов, можно повторять этот эксперимент с целью учета эффективности терапии, оценки динамики болезни и т.д.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 327.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...