Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философские и социальные аспекты интеллектуальной собственности.




Результатом интеллектуального творческого труда является интеллектуальный продукт, у которого есть собственный владелец. Владелец ИС может распоряжаться своей собственностью по своему желанию с учётом имеющихся в обществе ограничений.

Интеллектуальная собственность ИС представляет собой исключительные права физического или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, продукции работ и услуг, т.е. фирменное наименование, товарный знак и др. (ГК РФ, Ст. 1.38).

Использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав, может осуществляться только с согласия правообладателя.

Интеллектуальная собственность включает права, относящиеся к:

- литературным, художественным и научным произведениям;

- исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио и телевизионными передачам;

- изобретениям во всех областях человеческой деятельности;

- научным открытиям;

- промышленным образцам;

- товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям;

- защите против недобросовестной конкуренции; а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной области.

Структуру ИС образуют: 1) промышленная собственность, 2) авторское право и 3) смежные права на произведения науки и художественного творчества. Каждая из этих ветвей ИС регламентируется и описывается своими законами.

Анализируя проблему собственности на информацию в современном обществе, прежде всего следует отметить, что рассмотрение данной темы важно не само по себе, а как условие для всестороннего развития и самореализации людей, для улучшения качества жизни.

Социально-философским аспектом проблемы мы называем изучение социального влияния, которое возникает вследствие обладания интеллектуальной собственностью. Конкретно речь идет о тех «влиянии» и «воздействии», которые оказывают интеллектуальные собственники на политико-властные структуры общества, а также на аналогичные им крупные социальные группы вещественных собственников и управленцев.

Интеллектуальная собственность дает нам картину, совершенно не похожую на картину вещественной собственности. Знание, идеальная субстанция не есть материя, которая всегда «иная» по отношению к каждому своему фрагменту: знание может быть абсолютно одинаковым по отношению к некоторым своим фрагментам, «идеи» в нем могут быть абсолютно тождественны друг другу и совершенно неразличимы между собой. И вообще, в отношении интеллектуальной собственности возможны, строго говоря, два случая: либо две «идеи» (понимаемые как фрагменты знания) тождественны между собой, либо они нетождественны.

Безусловно, в рамках философского осмысления проблем ИС невозможно ответить все нюансы и особенности функционирования ИС в современном обществе. Без обсуждения всех основополагающих принципов и положений философия современного общества не может быть ни полной, ни по-настоящему эффективной. Для постиндустриального, информационного в своей основе общества, в которое вступил современный мир осмысление и правильное решение проблем интеллектуальной собственности приобретает всё большее и поистине судьбоносное значение.

 

 

Наука и техника.

Подходы к соотношению науки и техники

1) техника рассматривается как прикладная наука

2) процессы развития науки и техники рассматриваются как автономные, но скоординированные процессы;

3) наука развивалась, ориентируясь на развитие технических аппаратов и инструментов;

4) техника науки во все времена обгоняла технику повседневной жизни;

5) до конца XIX в. регулярного применения научных знаний в технической практике не было, но оно характерно для современных технических наук.

1) Линейная модель

Долгое время (особенно в 50 – 60-е гг. нашего столетия) одной из наиболее распространённых была так называемая линейная модель, рассматривающая технику в качестве простого приложения науки или даже – как прикладную науку. Такая модель взаимоотношения науки и техники, когда за наукой признаётся функция производства знания, а за техникой - лишь его применение, вводит в заблуждение, так как утверждает, что наука и техника представляют различные функции, выполняемые одним и тем же сообществом.

2) Эволюционная модель

Процессы развития науки и техники часто рассматриваются как автономные, независимые друг от друга, но скоординированные. Тогда вопрос их соотношения решается так: а) полагают, что наука на некоторых стадиях своего развития использует технику инструментально для получения собственных результатов; б) техника задаёт условия для выбора научных вариантов, а наука в свою очередь – технических. Последнее называют эволюционной моделью.

3) Техника и технические науки

Согласно третьей точке зрения, наука развивалась, ориентируясь на развитие технических аппаратов и инструментов, и представляет собой ряд попыток исследовать способ функционирования этих инструментов.

4) Четвёртая точка зрения оспаривает предыдущую, утверждая, что техника науки, т. е. измерение и эксперимент, во все времена обгоняет технику повседневной жизни.

5) Наиболее реалистической и исторически обоснованной точкой зрения является та, которая утверждает, что вплоть до конца XIX века регулярного применения научных знаний в технической практике не было, но это характерно для технических наук сегодня.

В течение XIX века отношения науки и техники частично переворачиваются в связи со «сциентификацией» техники. Этот переход к научной технике не был, однако, однонаправленной трансформацией техники наукой, а их взаимосвязанной модификацией. Другими словами, «сциентизация техники» сопровождались «технизацией науки». Техника большую часть своей истории была мало связана с наукой; люди могли делать и делали устройства, не понимая, почему они так работают. В то же время естествознание до XIX века решало в основном свои собственные задачи, хотя часто отталкивались от техники. Инженеры, провозглашая ориентацию на науку, в своей непосредственной практической деятельности руководствовались ею незначительно. После многих веков такой «автономии» наука и техника соединились в XVII веке, в начале научной революции. Однако лишь к XIX веку это единство приносит свои первые плоды, и только в XX веке наука становиться главным источником новых видов техники и технологии.

В первый период (донаучный) последовательно формируются три типа технических знаний: практико-методические, технологические и конструктивно-технические.

Во втором периоде происходит зарождение технических наук (со второй половины XVIII в. до 70 – х гг. XIX в.) происходит, во-первых, формирование научно-технических знаний на основе использования в инженерной практике знаний естественных наук и, во-вторых, появление первых технических наук. Этот процесс в новых областях практики и науки происходит, конечно, и сегодня, однако, первые образцы такого способа формирования научно-технических знаний относятся к данному периоду.

Третий период – классический (до середины XIX века) – характеризуется построением ряда фундаментальных технических теорий.

Для четвёртого этапа (настоящее время) характерно осуществление комплексных исследований, интеграция технических наук не только с естественными, но и с общественными науками, и вместе с тем происходит процесс дальнейшей дифференциации и «отпочкования» технических наук от естественных и общественных.

 

Наука и образование.

Наука как наиболее универсальная форма усвоения человеческого опыта является необходимым условием функционирования системы образования, основной ведущей формой учебной деятельности.

Наука помогает научиться мыслить педагогически целостно и даёт возможность подходить к технологии как единству цели, принципов, содержания и методов, органично вырастающих из требований той или иной общенаучной парадигмы.

Функции науки в образовании:

1. Мировоззренческая (сюда входит познание мира). Коперниковским переворотом, начавшимся четыре с половиной столетия назад, наука впервые оспорила у теологии ее право монопольно определять формирование мировоззрения. Наука смогла стать решающей инстанцией в вопросах первостепенной мировоззренческой значимости, касающихся структуры материи и строения Вселенной, возникновения и сущности жизни, происхождения человека и т. д. Еще больше времени потребовалось для того, чтобы предлагаемые наукой ответы на эти и другие вопросы стали элементами общего образования. Без этого научные представления не могли превратиться в составную часть культуры общества.

2. Управленческая (зная законы развития мира мы можем управлять собственной деятельностью для получения тех или иных результатов )

3. Культурологическая (наука способна формировать не только отношение человека к природе но, на основе новых знаний о самом человеке, отношения между людьми в обществе )

4. функции науки как непосредственной производительной силы процесс превращения науки в непосредственную производительную силу впервые был зафиксирован и проанализирован К. Марксом в середине прошлого столетия, когда синтез науки, техники и производства был не столько реальностью, сколько перспективой. Создание действительного богатства общества становиться менее зависимым от рабочего времени и количества затраченного труда, а более от науки и степени развития технологий.

5. ее функции как социальной силы, связанные с тем, что научные знания и методы ныне все шире используются при решении самых разных проблем, возникающих в ходе общественного развития. Кроме того, занятия наукой постепенно становились в глазах общества самостоятельной и вполне достойной, респектабельной сферой человеческой деятельнести. Иначе говоря, происходило формирование науки как социального института в структуре общества. Наука включается в процессы социального развития. Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности. Следовательно, наука — один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 461.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...