Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Создание и совершенствование системы военного управления в России.




Становление и развитие системы комплектования Вооруженных Сил России.

Указом Президента России от 7 мая 1992 года созданы Вооружённые Силы.

Они стали правопреемниками Вооружённых Сил СССР.

Вооружённые Силы РФ представляют собой государственную военную организацию, составляющую основу обороны страны.

Они предназначены:

— для отражения агрессии против государства;

— вооружённой защиты целостности и неприкосновенности территории РФ;

— для выполнения задач в соответствии с международными договорами по осуществлению миротворческой деятельности как самостоятельно, так и в составе международных организаций.

Военная организация нашего государства включает в себя Вооружённые Силы РФ, составляющие её ядро и другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач военной безопасности военными методами, а также органы управления ими.

Изменяющаяся внешнеполитическая ситуация последних лет ( в том числе и в республиках бывшего СССР), новые приоритеты обеспечения национальной безопасности ставят перед Вооружёнными силами РФ задачи, которые могут быть структурированы по следующим направлениям:

— Сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности и интересам РФ;

— Обеспечение экономических и политических интересов РФ;

— Осуществление силовых операций мирного времени;

— Применение военной силы для обеспечения безопасности РФ.

Особенности развития военно-политической обстановки в мире обуславливают возможность перерастания одной задачи в другую, поскольку наиболее проблемные с точки зрения безопасности РФ военно-политические ситуации носят комплексный и многонациональный характер.

Одной из приоритетных задач строительства Вооружённых Сил РФ по-прежнему остаётся сохранения потенциала стратегических сил сдерживания. Главной целью политики РФ в этой области является недопущения любого вида силового давления и агрессии против России или её союзников, а в случае её развязывания — гарантированная защита её суверенитета, территориальной целостности и других жизненно важных национальных интересов государства. Данная политика РФ в области стратегического сдерживания является стержнем национальной безопасности страны и основывается на Конституции РФ и действующем российском законодательстве.

В соответствии с основными положениями военной доктрины России Вооружённые силы РФ могут применяться также для противодействия внутренним источникам угроз и для оказания помощи населению страны при ликвидации последствий аварий и катастроф и стихийных бедствий.

Руководство Вооружёнными силами РФ осуществляет Президент РФ, который является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными силами России. Управление Вооружёнными силами осуществляет министр обороны РФ и Генеральный штаб ВС РФ. Вооружённые Силы РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений (военных округов, флотов, армий, флотилий, корпусов), соединений (дивизий, бригад), воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск ВС РФ, в Тыл ВС и в войска, не входящие в виды и рода войск. Личный состав ВС РФ включает в себя военнослужащих и лиц гражданского персонала. В настоящее время Вооружённые Силы РФ состоят из трёх видов войск:

— Сухопутные войска

Сухопутные войска (СВ) — самый многочисленный вид ВС РФ, предназначен для ведения боевых действий преимущественно на суше. По своим боевым возможностям СВ способны самостоятельно или во взаимодействии с другими видами ВС РФ отражать вторжения противника, его морских и воздушных десантов, прочно удерживать занимаемые территории, районы и рубежи, вести наступление в целях разгрома противника, наносить огневые удары на большую глубину.

Сухопутные войска — это самый древний вид ВС России. Свою историю они ведут от княжеских дружин Киевской Руси. Сегодня в состав Сухопутных войск России входят:

— рода войск — мотострелковые, танковые, ракетные войска и артиллерия, войска ПВО;

— специальные войска — разведывательные, связи, радиоэлектронной борьбы, инженерные, радиационной, химической и биологической защиты, ядерно-технические, технического обеспечения, автомобильные и охраны тыла.

— Военно- Воздушные Силы

Военно-Воздушные силы (ВВС) — наиболее мобильный и манёвренный вид ВС РФ, предназначен для обеспечения военной безопасности и защиты интересов России на воздушных рубежах страны; для защиты административных, промышленных и экономических центров и районов страны от разведки и ударов с воздуха; обеспечения боевых действий Сухопутных войск и Военно-морского флота и выполнения специальных задач.
На вооружении имеются современные самолёты и средства борьбы, другая техника.
Организационно ВВС России состоит из округов, армий, корпусов, дивизий, бригад, полков и включает рода сил:
— дальнюю авиацию;
— военно-транспортную авиацию;
— фронтовую (бомбардировочная, штурмовая, истребительная, разведывательная) авиацию;
— армейская авиация;
— ПВО (зенитно-ракетные, радиотехнические войска).

— Военно-Морской Флот

Военно-морской флот (ВМФ) — предназначен для обеспечения безопасности и защиты интересов РФ в мирное и военное время на океанских и морских рубежах. ВМФ состоит из морских стратегических ядерных сил и сил общего назначения. Состоит из четырёх флотов и флотилии и включает рода сил:
— подводные силы;
— надводные силы;
— морскую авиацию;
— береговые войска;
— части и подразделения обеспечения и обслуживания













Развитие организационной структуры и вооружения российских вооруженных сил.

Создание и совершенствование системы военного управления в России.

Задолго до образования Древнерусского государства у славян сложилась форма управления в виде народного собрания - вече, на котором решались важнейшие вопросы общественной жизни, в том числе и военные.

С развитием феодальных отношений выделяется родоплеменная знать, возникают советы старейшин. Во главе племен становятся князья - военачальники, вокруг которых объединяется дружинноплеменная знать. Они управляли значительными массами людей и способны были организовать большие военные походы.

В период раздробленности на Руси со второй половины XII века достаточно простая система военно-государственного управления (совмещение военных и государственных должностей) стала характерной для многочисленных русских княжеств, являвшихся вполне самостоятельными государствами.

В ходе объединения русских земель вокруг Москвы значительно изменился не только состав вооруженных сил Московского государства, но и совершенствовалась система военного управления, основные принципы которой сформировались уже в первой половине XVI века. Функции управления перешли к «княжьему двору», шел процесс централизации власти и сосредоточения ее в единых руках, ликвидировались княжеские вольности.

При Иване III для упорядочения управления была использована «лестница чинов» - местничество. Чем родовитее был боярин, тем более высокое место он занимал.

Новая система военного управления сложилась в результате реформ Ивана IV Грозного. Она состояла не из отдельных лиц, выполнявших княжеские поручения, как это было раньше, а из государственных органов со своим аппаратом - приказов.

Общее руководство войсками и всеми государственными делами осуществлял царь. Но иногда по очень важным военным делам царь советовался с боярами и другими думными чинами.

Непосредственное управление строительством и подготовкой войска сосредоточивалось в приказах. С 1531 года ключевое место в системе руководства вооруженными силами играл Разрядный приказ, куда сходились все нити управления войсками.

В первой половине XVI века Разрядный приказ превращается в самостоятельное ведомство со своим штатом сотрудников - разрядными дьяками и подьячими.

Разрядный приказ ведал всем кругом вопросов, относящихся к организации обороны страны, и руководил подготовкой военных операций. Он вел учет поместного войска, распределял его по полкам, осуществлял смотры и сбор войска, по указанию царя и думы назначая главного воеводу и воевод полков, доводил до них планы военных действий.В своей деятельности Разрядный приказ взаимодействовал с другими ведомствами, в числе функций которых были и военные дела.

Дальнейшее развитие военной организации привело к созданию территориальных разрядов - органов военного управления в Русском государстве, которые охватывали всю страну и действовали на отдельных направлениях - смоленском, белгородском и др. Территориальные разряды стали постоянной базой для формирования полевой (походной) армии разрядными полками с началом войны и явились прообразом строительства военно-окружной системы в России.

В XVII веке с образованием полков «нового строя» управление вооруженными силами усложнилось. Как и прежде, вооруженными силами, их сбором, снаряжением и подготовкой к боевой деятельности ведали многочисленные приказы. Число их по сравнению с XVI веком заметно выросло (при царе Алексее Михайловиче их было уже 18 из общего числа 80). Сохранив большую часть старых военных приказов, правительство создало множество новых учреждений, в результате чего распределение функций между ними становилось более сложным и запутанным. Многие из новых приказов, не оправдывая своего назначения, ликвидировались, а их функции передавались другим ведомствам.

Придя к власти в 1689 году, Петр I столкнулся с необходимостью проведения радикальной военной реформы и формирования массовой регулярной армии. Им детально и глубоко была разработана система управления вооруженными силами. Комплектованием, организацией и другими вопросами армии и флота начали ведать центральные учреждения - Разрядный, Адмиралтейский, Оружейный, Артиллерийский и другие приказы. В 1718 - 1719 гг. вместо ряда военных приказов была создана Военная коллегия, Адмиралтейский приказ преобразован в Адмиралтейскую коллегию (Адмиралтейств-коллегию), что способствовало централизации и качественному улучшению военного управления.

В дивизиях и бригадах, не имевших твердых штатов, штабы отсутствовали. Командовавшие ими генералы и бригадиры осуществляли руководство через адъютантов и личную канцелярию. Основной тактической единицей являлся полк. Командовал им полковник, имевший в своем распоряжении штаб, который состоял из подполковника, премьер - майора, секунд-майора и 8 полковых офицеров.

Численный рост вооруженных сил России, усложнение организации войск требовали более гибкого и оперативного управления вооруженными силами.

Во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. при императрице Екатерине II был создан Военный совет, осуществлявший общее руководство войной. В 1763 году образован Генеральный штаб как орган планирования военных операций. Начальником Генерального штаба был назначен вице-президент Военной коллегии генерал- фельдмаршал З.Г. Чернышев.

В 1796 году по указу Павла I Генеральный штаб был упразднен, вместо него образована Свита Его Императорского Величества по квартирмейстерской части, находившаяся в непосредственном распоряжении императора. Задачи и штат Свиты существенных отличий от упраздненного Генерального штаба не имели. В апреле 1797 года начальником Свиты был назначен барон А.А. Аракчеев.

В 1802 году в ходе общего реформирования органов центрального государственною управления было создано Военное министерство (до 1808 года Министерство военно-сухопутных сил) на принципах единоначалия и централизации центрального военного управления. Оно сосредоточило под своим началом все отрасли военного управления. По Положению 1812 гола министерство состояло из совета, общей и особенной канцелярий, Военно-ученого комитета, Военно-типографского депо и 7 департаментов: инспекторского (заведовал личным составом армии), аудиторского (распоряжался личным составом военных судов и проводил ревизию военно-судебных дел), артиллерийского, инженерного, провиантского, медицинского и комиссарского (ведал снабжением войск вещевым и денежным довольствием). Первым военным министром был назначен генерал от инфантерии граф С. К. Вязмитинов.

В 1815 году единое военное ведомство было разделено на две части: Главный штаб Его Императорского Величества во главе с начальником штаба, имевшим право доклада императору по всем военным делам, и Военное министерство. В ведение начальника Главного штаба перешли вопросы управления войсками, военный министр руководил хозяйственной деятельностью. Разделение системы военного управления привело к его раздвоению.

В 1832 году Главный штаб Его Императорского Величества был упразднен. В этом же году Генеральный штаб (до 1828 года назывался Свитой Его Императорского Величества) был объединен с Военно-топографическим депо и корпусом топографов; в его компетенцию входило все, относившееся к общему расположению, квартированию, передвижению и действиям военно-сухопутных сил империи. Новый орган управления получил название Департамента Генерального штаба и вошел в состав Военного министерства.

Большое значение для развития органов военного управления имели военные реформы 60 - 70-х годов XIX века, проведенные под руководством военного министра Д.А. Милютина. В мае 1862 года он представил Александру II предложения под заглавием «Главные основания предполагаемого устройства военного управления по округам», в которых предложил создать территориальную, окружную систему, при которой снабжение и материально-технические функции возлагались на штаб округа, а оперативное командование сосредоточивалось в руках дивизионных командиров. Новая система заметно упрощала военное управление и устраняла существенный недостаток - крайнюю централизацию управления в министерстве.

Летом 1862 года были учреждены Варшавский, Киевский и Виленский военные округа, а в конце 1862 г. - Одесский.

В августе 1864 года было утверждено Положение о военных округах, на основании которого командующему войсками округа подчинялись все расположенные в округе воинские части и военные учреждения, таким образом, он становился единоличным начальником, а не инспектором, как это планировалось раньше (при этом все артиллерийские части в округе подчинялись непосредственно начальнику артиллерии округа). В пограничных округах на командующего возлагались обязанности генерал-губернатора, и в его лице сосредотачивалась вся военная и гражданская власть. Структура окружного управления осталась без изменений.

В 1864 году было создано еще 6 военных округов: Петербургский, Московский, Финляндский, Рижский, Харьковский и Казанский. В последующие годы были образованы: Кавказский, Туркестанский, Оренбургский, Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский военные округа.

В результате организации военных округов создалась относительно стройная система местного военного управления. Военные округа обеспечивали быстрое развертывание армии в случае войны.

Наряду с реформой местного военного управления на протяжении 60-х годов происходила реорганизация и Военного министерства. Уже в 1862 году были созданы его два главных управления: артиллерийское и инженерное.

В 1863 году была произведена реорганизация Департамента Генерального штаба. Он был объединен с Военно-топографическим депо и Николаевской академией Генерального штаба с наименованием его Главным управлением Генерального штаба.

В связи с введением военноокружной системы в 1866 году Главное управление Генерального штаба и инспекторский департамент были объединены в одно управление под названием Главный штаб.

С 1 января 1869 года было введено Положение о Военном министерстве.

Права военного министра были значительно расширены. Он являлся главным начальником всех отраслей военно-сухопутного управления, однако по ряду вопросов, находившихся в ведении военного совета, руководил не единолично, а лишь как его председатель.

Военный министр сосредоточил в своих руках все нити военного управления, однако войска не находились в полном его подчинении, т. к. начальники военных округов зависели непосредственно от царя, который и возглавлял верховное командование вооруженными силами.

Военный совет также претерпел изменения. Как состав, так и его функции были расширены. Помимо решения законодательных и хозяйственных вопросов военному совету подведомственно было инспектирование войск.

В начале XX века система военного управления в России стала постепенно отставать от требований современной войны. После поражения России в русско-японской войне 1904-1905 гг., выявившей серьезные недостатки в армии и на флоте, правительство предприняло ряд мер по реорганизации системы военного управления. В первый период военной реформы (1905-1908 гг.) было децентрализовано высшее военное управление (учреждено независимое от Военного министерства Главное управление Генерального штаба, создан Совет государственной обороны, генералы-инспекторы были подчинены прямо императору). Во второй период военной реформы (1909-1912 гг.) была проведена централизация высшего управления (Главное управление Генштаба включено в состав Военного министерства, упразднен Совет государственной обороны, генералы-инспекторы подчинены военному министру).

В годы Первой мировой войны в составе Военного министерства было образовано управление военно-воздушного флота (1916 г.). С 1914 года наряду с Военным министерством действовала Ставка Верховного Главнокомандующего. Во главе фронтов стояли главнокомандующие со своими штабами. С 1915 года для контроля за снабжением армии и координации усилий различных ведомств под руководством военного министра действовало Особое совещание по обороне.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 213.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...