Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Рентабельность предприятия – это способность к приращению вложенного капитала.




 

Она определяется как отношение прибыли к издержкам производства (Р1):

.

Понятие «рентабельность» – многофакторное явление, поэтому предприниматель использует рентабельность для анализа различных аспектов своей деятельности. Отсюда существуют категории общей рентабельности, которая определяется как отношение прибыли ко всем активам предприятия; рентабельность собственного капитала и пр. Любой предприниматель, организуя дело, стремится функционировать эффективно, извлекать максимально возможную прибыль. Но бизнес сопряжен не только с благоденствием, но и с ответственностью, разочарованием, убытками и банкротством. Убытки в хозяйственной практике – уменьшение материальных и денежных ресурсов предприятия.

Убытки являются следствием превышения издержек производства над выручкой от реализации продукции. Если предприятие становится неплатежеспособным перед кредиторами, оно по решению суда может быть объявлено банкротом.

Исходя из этого, успех предпринимательской деятельности предопределяется результативностью использования наличного производственного аппарата, рыночной инфраструктуры и всех ресурсов, имеющихся у предпринимателя.

 

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Что представляет собой предприятие в экономи­ческом отношении?

2. Охарактеризуйте различные формы организации фирмы, найдите между ними разницу.

3. Оцените цели предприятия в соответствии с ва­шим пониманием степени их важности. Если бы руководите­лем фирмы были вы, то какую цель поставили бы на первое место?

4. Какие юридические лица относятся к коммерческим орга­низациям, а какие – к некоммерческим?

5. Что такое издержки производства и издержки об­щества?

6. Какая разница между общественными и индивидуальны­ми издержками производства?

7. Что такое прибыль?

8. Какова разница между стоимостью и себестоимостью произведенной продукции?

 

Литература

 

1. Курс экономической теории / под ред. М.Н. Чепурина,  Г.А. Киселевой. 5-е изд. М.: АСА, 2006.

2. Современная экономика / науч. ред. О.Ю. Мамедов. Ростов-н/Д.: Феникс, 2008.

3. Экономика / под ред. А.С. Булатова. М.: Экономистъ, 2005.

4. Экономика: учебник / под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. М.: Проспект (ТК Велби), 2005.

5. Экономика: учебник / под ред. Л.Е. Басовского. М.: ИНФРА-М, 2003.

6. Экономическая теория: учебник / под ред.  Г.П. Журавлевой, В.М. Юрьева. Тамбов: Изд-во Тамб. ун-та, 2002.

7. Экономическая теория: учебник / под ред. В.Д. Камаева. М.: Владос. 2007.

8. Экономический словарь / отв. ред. А.И. Архипов. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

 

 

ТЕМА 6. МЕХАНИЗМ

РЫНОЧНОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ.

СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ



Механизм рыночного регулирования.

Спрос на рынке. Закон спроса.

Предложение на рынке. Закон предложения.

Рыночное равновесие.

Эластичность спроса и предложения на рынке.

 



Механизм рыночного регулирования

 

Известно, что слагаемыми любого хозяйственного механизма являются: совокупность элементов в их взаимосвязи, совокупность экономических законов, определяющих динамику движения элементов хозмеханизма, и определенная организационная структура экономической системы.

 

Механизм рыночного регулирования – это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка (спроса, предложения, цены, конкуренции и др.), а также его важнейших экономических законов.

 

Рынок, выступающий в качестве связующего звена между производством и потреблением, использует основные инструменты рыночного механизма: цену, спрос, предложение, конкуренцию и др.

Итак, рыночные системы обладают особым внутренним механизмом саморегулирования производства и сбыта про­дукции. Этот механизм включает три глав­ных взаимосвязанных фактора:  рыночные цены,  спрос и предложение товаров-услуг, а также конкуренцию.

Наименьшего пояснения требуют рыночные цены, поскольку они представляют фактические цены, свободно складывающиеся на рынке в соответствии со спросом и предложением товаров. Их регули­рующее действие уже показано в функциях рынка.

Спроспредставляет платежеспособную потребность в определён­ных товарах. Он измеряется тем количеством продукта, которое потре­бители готовы и в состоянии купить по данной цене в течение данного периода. Можно, к примеру, сказать, что при цене костюма 200 д.е. не­дельный спрос на этот товар составляет 1000, а при цене 210 д.е. – 900 штук. «Напар­ник» спроса – предложение – это количество продукта, кото­рое предъявляется к продаже по определённой цене в тече­ние определённого времени. Так, если произво­дители телеприемников готовы продавать их по цене 2000 д.е. и в количестве 1000 штук в неделю, то это и составит предложение данного товара.

Наконец, конкуренция. Она в экономике представляет собой соперничество между участника­ми рыночных отношений за лучшие условия и результаты производства, продажи и купли товаров и услуг. В частности, производители (про­давцы) товаров стремятся как можно дешевле их произвести и как мо­жно больше и дороже продать, а наемные работники – получить боль­шую заработную плату; потребители – купить товары качественнее и дешевле. В столкновении подобных разнонаправленных интересов, во взаимоуступках, в свободном выборе продавцов и покупателей, в ры­ночном успехе одних, неудаче других и проявляется конкуренция.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 250.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...