Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Принципы максимизации прибыли
Фирмы отличаются друг от друга в частности своей производственной мощностью, т.е. они ориентированы на выпуск различных объемов продукции. Наряду с достаточно крупными фирмами, насчитывающими десятки тысяч работников, существуют средние по размеру, мелкие и мельчайшие фирмы. Фирма может состоять и из одного работника или из членов одной семьи. Каждая действующая фирма, как мы уже знаем, стремится выпускать продукцию в таком объеме, когда средние издержки минимальны. Но в коротком периоде фирма ограничена существующей производственной мощностью, прежде всего величиной своего капитала. Между тем на предприятиях различной производственной мощности, действующих в рамках одной и той же отрасли, объемы выпуска продукта, при которых минимизируются средние издержки, различны, т.е. каждая фирма имеет свою кривую средних издержек. Она может выбирать оптимальный выпуск продукции в рамках своей кривой средних издержек. Любая фирма, функционируя в рамках краткосрочного периода, а значит, будучи ограничена своей производственной мощностью, планирует свою деятельность на перспективу. Это значит, что она исходит из того, что в долгосрочном периоде она может неограниченно изменять свою производственную мощность. Планируя свою деятельность, фирма моделирует кривые средних издержек при различных вариантах производственной мощности. Это позволяет установить такой объем продукции, при котором средние издержки окажутся минимальными, и, следовательно, выбрать такой вариант производственной мощности, который позволит минимизировать средние издержки. Иногда полагают, что чем крупнее предприятие, тем более дешевую продукцию оно выпускает. Но это не так. Существуют различные эффекты масштаба производства: положительный, отрицательный и неизменный. В одних случаях рост общих издержек отстает от роста выпуска продукта. В результате возникает положительный эффект масштаба производства. Положительный эффект масштаба заключается в сокращении средних издержек с увеличением масштабов производства. Если рост общих издержек опережает рост выпуска продукта, то возникает отрицательный эффект масштаба производства. Отрицательный эффект масштаба заключается в увеличении средних издержек с увеличением масштаба производства. Если рост общих издержек равен росту выпуска продукции, то наблюдается неизменный эффект масштаба производства. Неизменный эффект масштаба заключается в том, что при изменении масштаба производства величина средних издержек не изменяется. Тот или иной вид эффекта масштаба производства обусловливает размеры минимально эффективного размера предприятия. Минимально эффективный размер предприятия – это такой его размер, при котором объем производства позволяет минимизировать средние издержки. В разных отраслях наблюдаются различные минимально эффективные размеры предприятия. Мысленно сравните, например, автозаправку с заводом по производству автомобилей (локомотивов, стали, станков, танков, искусственных удобрений и т.д.). Эти предприятия отраслей тяжелой промышленности отличаются высоким уровнем постоянных издержек, которые оправданы лишь при больших объемах производства. И, напротив, увеличение числа бензоколонок и обслуживающего персонала на одной точке не оправдано. Наряду с отраслями, где действуют предприятия-гиганты, существуют отрасли, в которых минимально эффективный размер предприятия невысок. К ним относятся, прежде всего, отрасли сферы услуг, розничная торговля, легкая, хлебопекарная промышленность, строительство. В них преобладают предприятия малого бизнеса, которые здесь часто бывают более жизнеспособными, чем крупные фирмы. Валовой доход и прибыль в сопоставлении с издержками или всеми используемыми ресурсами характеризуют эффективность работы предприятия и рентабельность. Валовая выручка – это полная сумма денежных поступлений от реализации товарной продукции, работ, услуг и материальных ценностей. Определяется валовая выручка в фактических ценах реализации на фактический объем реализованной продукции. Валовой доход предприятия – разница между выручкойот реализации и материальными затратами; включает оплатутруда и прибыль. При сравнении общих (валовых) издержек производства и общего (валового) дохода фирме имеет смысл производить продукцию в том случае, когда она будет получатьэкономическую прибыль (разницу между денежной выручкой и всеми издержками предприятия). При всех условиях фирма стремится производить такое количество продукции, которое обеспечивает ей максимальный доход и минимальные потери. Под прибылью предпринимателя понимается разница между доходами, полученными предприятием от продажи товаров, и расходами, которые были осуществлены им в процессе производственной и сбытовой деятельности. Таким образом, в отличие от заработной платы, процента и ренты прибыль не является своеобразной равновесной ценой, носящей договорный характер, а выступает в качестве остаточного дохода. Такой взгляд утвердился в науке не сразу. Прибыль долгое время не отличали от заработной платы и от процента на капитал.
Прибыль – превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров и услуг; обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия (фирмы); определяется как разность между выручкой от реализации продукции, работ и услуг и суммой всех затрат предприятия на производство и реализацию. Вся прибыль, полученная предприятием, есть валовая прибыль. Прибыль – конечный финансовый результат, она включает следующие элементы: 1) прибыль от реализации основных средств и иного имущества предприятия; 2) прибыль от реализации продукции, работ и услуг; 3) доходы от внереализационных операций; 4) доходы от сдачи имущества в аренду; 5) дивиденды, проценты по акциям, облигациям; 6) курсовая разница по валютным операциям; 7) доходы от различных переоценок и др. От размера полученной прибыли зависит финансовое положение предприятия, возможности формирования фондов развития производства и социальной сферы, материального поощрения работников. Различают полную(общую, валовую, балансовую), чистую (остающуюся после уплаты налога с прибыли), бухгалтерскую(разница между доходами от продаж и бухгалтерскими издержками) и экономическую(учитывающую вмененные, альтернативные издержки) прибыль. В хозяйственной практике используются следующие виды и методы расчета прибыли (рис. 23).
Рис. 23. Виды и методы расчета прибыли
Роль прибыли в хозяйственной деятельности сводится к тому, что она: является источником расширения (увеличения) производства; характеризует уровень использования ресурсов и рациональность их распределения; стимулирует инвестирование в инновационные технологии. При анализе хозяйственной деятельности чрезвычайно важно учитывать факторы, влияющие на образование прибыли: выручка от реализации; доходы от долевого участия в других фирмах; доходы от ценных бумаг; превышение полученных штрафов, пени, неустоек над уплаченными. Факторы, оказывающие влияние на формирование прибыли: цены, штрафы, сборы; процентная ставка по ссудам; налоги; себестоимость; оборачиваемость оборотных средств. Выделяют следующие элементы разделения прибыли: средства, остающиеся в распоряжении предприятия; взносы в бюджетные, внебюджетные фонды; уплата банковских процентов. Полученная прибыль распределяется на: потребление (дивиденды, материальная помощь и др.); накопление; социальные нужды; финансовые вложения; покрытие убытков. Главный источник прибыли, по мнению большинства авторов, – капитал. Они же отмечают факт, что рост капитала зависит от инвестированных средств, инвестированной прибыли. Следовательно, между прибылью и капиталом существует прямая и обратная связь и взаимосвязь. Прибыль – это главный мотив и основной показатель эффективности любого предприятия. С точки зрения предпринимателя важное значение имеет категория «рентабельность», ибо она исчисляет и особенно прогнозирует прибыль не в абсолютном, а относительном размере.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 248. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |