Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Важнейшие этапы эволюции экономической




Науки. Характеристика экономических школ

И направлений

 

Экономическая мысль возникла в глубокой древности, про­шла длительный и сложный путь становления и развития. Вна­чале экономические знания формировались как отдельные эле­менты не объединенные в рамках единой науки. Самостоятельное развитие экономики началось в эпоху зарождения капитализма. Ученые-экономисты различают множество этапов и направлений в этом развитии.

Остановимся на некоторых вехах развития экономической тео­рии.

Меркантилизм (XV-XVIII вв.) – первая научная школа в экономической теории, отождествлял богатство с деньгами, золотом. Источником богатства объявлялась внешняя торговля. «Богатство Англии – во внешней торговле» – так назывался трактат одного из наиболее известных проповедников идей меркантилизма Томас Манна (1571-1641). Это был период расцвета внешней торговли, и меркантилисты выступили выразителями реалий того времени – эпохи «первоначального накопления капитала» (англ. mercante – купец, торговец). Считалось, что увеличение богатства нации возможно за счёт положительного денежного баланса, т.е. превышения притока золота в страну над его вывозом. Отсюда практическая функция экономической науки заключалась в разработке методов государственной политики, направленной на увеличение золотого запаса (концепция протекционизма).

Представители школы физиократов (XVIII в.) (лат. «physis» – природа и «kratos» – власть) искали источник богатства не в сфере обращения, а в сфере производства. По мнению  физиократов (Франсуа Кенэ (1694-1774) , Анн Робер Жак Тюрго(1727-1781)  и др.) только в земледелии создается новое богатство, так называемый чистый продукт, т. е. продукт, превышающий затраты.  Благодаря  «Экономическим  таблицам»  Ф. Кенэ экономика предстала как процесс воспроизводства общественного богатства, включавший четыре последовательных стадии – производство, распределение, обмен и потребление.

Поэтому в последствии представители классической школы (XVII-XIX вв.) политэкономии расширили предмет науки до исследований условий накопления и производства (Адам Смит (1723-1790), распределения (Давид Рикардо (1772-1823) и потребления (Жан Шарль де Сисмонди (1773-1842) национального богатства. Его источник видели в труде в сфере материального производства, а само богатство отождествляли со всей совокупностью материальных благ.

Практическая функция классической политэкономии состояла в обосновании факторов увеличения национального богатства на основе идеи о невмешательстве государства в экономику как благе (концепция экономического либерализма).

Марксистская политэкономия(с середины XIX в.).Учение Карла Маркса (1818-1883) основано на классовом, политическом подходе к экономическим проблемам. Предметом марксистской политэкономии выступают производственные отношения между классами, объективно складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ.

Предпосылки марксизма были заложены классиками политэкономии. Исследуя национальное богатство, они сделали объектом анализа не только отдельных индивидуумов, но и социальные классы. Так, рикардовскую концепцию распределения богатства в капиталистическом обществе современники назвали «теорией вражды между классами». Однако в целом предметом научных изысканий классиков оставался не сам общественный процесс производства, а его внешний результат – капиталистическое богатство. Учение Маркса основано на идее классиков о труде как источнике всякой стоимости. Исследуя в диалектическом развитии производительные силы (трудовые навыки и средства труда), форты организации труда и социально-эконо-мические отношения Маркс делает попытку обосновать идею эксплуатации в обществе, основанной на частной собственности (теория прибавочной стоимости). В этом состоит практическая функция марксизма, а главный вывод, следующий из его учения, заключается в неизбежности смены капитализма новым общественным строем.

Экономикс.Предпосылки для смены парадигмы экономической теории складываются во второй половине XIX в., когда в ряде стран прочно утверждается рыночная экономика. Разработка общих принципов экономической теории вытесняется исследованиями различных проблем экономической практики. В центре внимания экономистов оказывается понятие ограниченности ресурсов и связанная с этим проблема выбора. Редкость определяется как «почти универсальное свойство» среды человеческой жизнедеятельности. Экономика рассматривается как наука, изучающая поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными ресурсами, допускающими альтернативное использование.

В «экономиксе» качественный анализ вытесняется количественным. Экономисты второй половины XIX в. разработали метод анализа предельных величин (маржинализм). Практическая функция  маржинализма (фр. «marginal» – предельный) сводилась к разработке правил функционирования фирмы на основе сравнения предельных выгод и издержек. С этой теорией связано появление микроэкономики.

Альфред Маршалл (1842-1924) попытался синтезировать положения классической политэкономии и маржинализма, став основателем неоклассического направленияв экономической теории (с конца XIX в.). Теория А. Маршалла представляет собой анализ рыночного равновесия в условиях совершенной конкуренции на основе принципа функциональных взаимосвязей.

С новым направлением связана и смена названия экономической теории. Вместо понятия «политическая экономия» приходит понятие «экономикс», которое трактуется как наука, свободная от нормативного, политического подхода к экономическим проблемам, «чистая» экономика. Тогда же утверждается более узкая трактовка политической экономии как самостоятельной отрасли научных знаний об экономической политике.

 

В 30-е гг. прошлого столетия зарождается новое направление в экономиксе, связанное с именем Джон Мейнард Кейнса (1883-1946). Предметом изучения кейнсианской школы стало функционирование экономики на макроуровне. Практическая функция нового направления состояла в выработке рецептов государственного воздействия на макроэкономическую динамику.

Институционализм – течение экономической науки, возникшее в конце XIX в. и выступающее с критикой теории и метода экономикс. Прежде всего, в трактовке социально-эконо-мических явлений институционалисты исходят из определяющей роли не индивидуальной, а групповой психологии. Институционализм основан на междисциплинарном подходе, который предполагает использование в экономическом анализе таких дисциплин, как психология, биология, социология, право. Предметом изучения данного направления выступают институты – устойчивые привычки мышления, правила поведения, в том числе закрепленные в виде законов и организаций (лат. institution – указание, наставление). Практическая функция институционализма состоит в определении наиболее эффективных общественных институтов, коими, по мнению Рональда Коуза являются наименее дорогостоящие способы координации.

Вопросы для обсуждения

1. Что изучает экономика, каковы предмет и объект исследования экономики?

2. Назовите основные функции и методы познания экономической науки?

3. Что изучает макро- и микроэкономика?

4. Что вы понимаете под экономическими законами и кате­гориями?

5. Назовите основные научные школы и направления экономической науки. Охарактеризуйте их.

Литература

 

1. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 1999.

2. История и методология предмета экономической науки: модульное учеб. пособие для студ. и слушателей Академии непрерывного образования ТГУ им. Г.Р. Державина / авт.-сост. И. А. Кузнецов. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2003.

3. Курс экономической теории: учеб. пособие / под ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. Киров, 1994.

4. Новый курс экономической теории: учебник : в 2 кн. 2-е изд., перераб. и доп. Кн. 1. Рыночная система хозяйствования: микро- и макроэкономика / колл. авт.; авт. проекта Г.П. Журавлева. М.; Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010.

5. Общая экономическая теория (политэкономия): учебник / под общей ред. В.И. Видяпина, Г.И. Журавлевой. М.: ПРОМО-Медиа, 1995.

6. Политическая экономия:  учеб.  пособие /  под  ред.  А.В. Сидоровича, Ф.М. Волкова. М., 1993.

7. Экономическая теория: учебник для вузов / под ред. Г.П. Журавлевой, В.М. Юрьева. Тамбов: Изд-во Тамб. ун-та, 2000.

Тема 2.

Общие проблемы

Экономического развития.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

КАК СИСТЕМА










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 226.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...